microbik.ru
  1 2 3 ... 14 15

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура России в XVI в.

1. Общая характеристика эпохи

Процесс складывания единого централизованного государст­ва отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы, как это случилось, напри­мер, с тверской иконописью.

Искусство XVI в. тесно связано с интересами государства. В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Подобные меры, безусловно, наносили вред искусству, поощряя ремесленничество и бездумное повторе­ние «образцов». Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприят­ной для развития русской культуры. Из-за кризисов внутренней и внешней политики, а также бедствий конца XVI в. многие куль­турные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии.

2. Наука и грамотность

В этот период на Руси развивается грамотность. Знание пись­ма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестя­ные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т. д.), надписи на ремеслен­ных изделиях говорят о том, что грамотные люди никогда не пе­реводились на Руси. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учет­ные книги. Появились руководства по:

  1. грамматике;

  2. арифметике;

  3. лечению травами (азбуковники, травники и др.). Накапливались:




  1. практические наблюдения;

  2. знания по строительной технике (необходимы были при воз­ведении зданий);

15

3) знания по динамике (расчеты дальности полета камней,

ядер).

Круг географических знаний расширяли русские путешест­венники. Они оставили описания своих странствий. Таковы куп­цы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, 2-я пол. XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли опи­сания, «чертежи» новых земель; послы — статейные списки со сведениями о зарубежных государствах.

Обзор всемирной истории давали «Хронографы» XV—XVI вв., которые прославляли деятельность князей, иерархов церкви, при­численных к лику святых, а также «Жития» (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.).

Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников, образованные русские люди чер­пали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля и других филосо­фов и писателей.

3. Быт и общественная мысль

В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспари­ваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозгла­шается равенство людей, народов, вер. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в.

Примечательная черта XVI в. — расцвет публицистики. Важ­нейшие вопросы общества становятся предметом широкого об­суждения не только церковных, но и светских авторов, которые развивают идеи:

  1. централизации;

  2. усиления великокняжеской и царской власти;

  3. роли церкви;

  4. о положении крестьянства и др.

В середине и 3-ей четверти века выступает со своими сочине­ниями целая плеяда публицистов. И. С. Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному.

Ермолай-Еразм, противник нестяжателей и еретиков, предла­гает облегчить положение крестьян. Особенно ярко эту мысль он выразил в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие». Из убеждения в необходимости «праведного стя-

16

жания» (т. е. прибыли) исходит Сильвестр, духовник царя. Идеи эти развиваются и на страницах «Домостроя» (говоря современ­ным языком — домоводства) — своде житейских, моральных пра­вил, поучений, который он редактировал. Самые выдающиеся публицисты опричной поры — царь Иван Грозный и его оппо­нент князь Андрей Курбский. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, раз­облачает его поведение, террористические методы правления. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: мило­вать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слу­шать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. Они относятся к государству как к творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван — о праве на самовластие, Курбский — о долге государя заботиться о своих под-данных.

В «Сказании о князьях Владимирских» обосновывались важ­нейшие идеи официальной доктрины самодержавия, а род мос­ковских государей возводился к «Августу Кесарю».

Вопрос о характере власти обсуждался в полемике иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский (лидер нестяжателей) участия в по­лемике не принимал, но его ученик, бывший опальный князь Вас-сиан Патрикеев, уделял ей большое внимание.

Второй своеобразной академией в Москве был кружок мит­рополита Макария. Из его среды, в частности, вышло такое мону­ментальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи минеи».

Идеология православной церкви разрабатывалась в таких публицистических произведениях, как послания старца Пскова-Печорского монастыря Филофея (в 20-е гг.), «Повесть о новго­родском белом клобуке», время создания которой ряд исследова­телей относит еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всей католической веры и роли России как единственного центра истинного христианства после падения Константинополя в 1453 г. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

4. Появление в России книгопечатания

Огромное значение имело появление в России книгопечата­ния. Печатание книг началось лишь в середине XVI в., при Ива-17

не Грозном. Сначала это была т. н. «безвыходная печать» (с 1550-х гг.), потом — с выходными данными (т. е. указанием места, года из­дания и т. д.). В начале 50-х гг. XVI в. в Москве начинает свою деятельность первая типография. В 1563 г. в Москве приступает к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редак­тором книг. Первые его издания в Москве — книги Святого писа­ния. При неясных обстоятельствах Иван Федоров вынужден был перебраться во Львов.

В XVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Но было и но­вое. Стали использовать пряности в богатых домах (корица, гвоз­дика и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с греч­невой кашей. Распространилась мода на тюбетейки (тафьи) — это было осуждено Стоглавым собором. Больше строили каменных жилых домов, хотя основная их масса оставалась деревянной. Ув­лекались русичи игрой в шашки и шахматы. Интерес к повест-во-вательной, беллетристической литературе, характерной для 2-й половины XV в., значительно снизился.

5. Живопись

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древне­русской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники об­ращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-исто­рическому жанру.

Никогда ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В связи с этим в художественное твор­чество все более проникают:

  1. жанровость;

  2. интерес к быту;

  3. все чаще в композициях появляются русские реалии.

Так называемая условно «эллинистическая» архитектура по­степенно сменяется на иконах русской. В то же время в живопи­си XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному «мудрствованию». Церковь и государство жестко контролировали иконопись, по­этому в то время получили распространение иконописные под­линники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконо­графия основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми дости­жениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров — Дионисия и его школы. Он сам и его помощники украшали фрес-

18

ками соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровско-го, Ферапонтова монастырей и др. Их же трудами создан иконо­стас Успенского собора в Московском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницей Москвы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность, декоративность, которые потом станут отличительными чертами русской иконописи XVI—XVII вв. Творения Дионисия, искусно­го, по словам летописца, мастера, и других художников прониза­ны атмосферой победного ликования, торжественности, уверен­ности. Они ярко отразили основные вехи своего времени:

  1. завоевание независимости от Орды;

  2. объединение русских земель;

  3. создание единого государства во главе с Москвой. На рубеже XV—XVI столетий, с одной стороны, определяется

преобладание московской живописной школы в России; с другой — усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно ниве­лировались под влиянием общерусского культурного центра, ка­ким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.

Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон так называемой Стро­гановской школы. Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы соль-вычегодских богачей Строгановых. Их произведения, яркие, кра­сочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия. Они оказали большое влияние на развитие русского искусства; напри­мер, их традиции до сих пор сохраняют мастера Палеха. То не­многое из всего, что дала русскому искусству живопись конца XV—XVI вв., можно определить как:

  1. мастерство в рисунке;

  2. яркость красочной гаммы;

  3. радостное ощущение бытия;

  4. подъем национального духа. Но одновременно наблюдаются известный отход от могучих

образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырско­го дыхания искусства эпохи Куликовской битвы. При этом посту­пательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.

6. Архитектура

Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV—XVI вв. стало возведение зданий Московского Кремля. Ста­рые, обветшавшие постройки заменили новыми.

19

  1. Успенский.

  2. Архангельский.

  3. Благовещенский соборы.

  4. Храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Грановитую палату.

Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Нако­нец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).

В XVI в. строили с еще большим размахом. По всей стране воз­водили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли вы­дающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь — в черте города). Она построена (1532 г.) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Грозного. Образцом для здания послужили ста­ринные деревянные церкви шатрового стиля.

Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой ар­хитектуры, по существу — комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие — Барма и Постник в 1555—1560 гг. Первона­чально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в.

Высокого совершенства достигают мастера сканого (фили­гранного), чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья. Расцвет переживали искусство басменного тиснения, эма­ли. Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу из­делия из золота (например, золотое блюдо царицы Марии Тем-рюковны, подаренное ей Иваном Грозным в 1561 г.).

В целом русская культура XVI в. имеет огромное значение. Во-первых, она в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его но­выми требованиями к искусству. Далее, она смогла выдержать идеологический напор 2-й половины века и подготовить созна­ние русского человека к значительным изменениям и сдвигам, произошедшим в культурном развитии XVII столетия.

ЛЕКЦИЯ № 5. Русская культура XVII в.

1. Общие тенденции русской культуры XVII в.

XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, — начало нового периода. В это время происходит об­мирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский человек в бурные годы Смуты, народных мятежей и войн, продвижения в Сибирь и на Дальний Восток осознал себя как личность.

2. Литература, образование, наука

Расцвет русской общественной мысли 1-й четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований духовных и светских ав­торов о событиях Смутного времени. Самым ярким представите­лем в официальной литературе XVII в. был монах Симеон Полоц­кий. Народно-обличительное направление представляет «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Автор был вдохно­вителем движения старообрядцев и проповедовал идеи древнего благочестия. На протяжении столетия появляются разнообраз­ные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении — к концу века каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. При этом обучение грамоте перестало быть церковной привилегией. Обучались мужчины. Грамотных женщин было немного. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковни­кам. В 1634 г. был опубликован и в течение столетия неоднократ­но переиздан букварь В. Бурцева. Встал вопрос о заведении школ. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был греческий язык; в 1687 г. — Славяно-греко-латинское училище, а затем академия, где преподавались как светские, так и духовные дисциплины.

21

Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них наряду с церковными все больше светских:

  1. летописей и хронографов;

  2. повестей и сказаний. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг

на разных языках.

Приезжало в Россию и много иноземцев, сведущих в разных областях научных, технических знаний. Они жили на окраине Москвы в Немецкой слободе, которую столичные жители прозва­ли Кукуем (Кокуем). Смотрели на них с жадным любопытством и страхом: танцы, курение, свободная манера общения мужчин и женщин были непривычны для русского человека.

Развивалось и научное знание. Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Хорошо в России отливали колокола, по всей стране славился их «малиновый звон».

Столь же успешно и надежно владели русские мастера строи­тельной техникой, возведением деревянных и каменных зданий.

При устройстве водяных мельниц и, что особенно показатель­но и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Расширялись географические знания, пред­ставления о России, ее территории и проживающих на ней наро­дах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока.

3. Живопись XVII в.

В течение всего XVII в. русский национальный стиль выраба­тывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает Строгановская школа с ее мелким письмом, тончайшей прори­совкой деталей. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.

В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626—1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров намечается стремление к реализму. Иосиф Вла­димиров написал своего рода теоретический трактат с обоснова­нием реализма в живописи: близости к природе, необходимости того, чтобы искусство стремилось к красоте и свету, не подавля­ло, а радовало человека. С. Ф. Ушаков, отвечая Владимирову, сво­ему другу, проводит те же принципы: реализма, живости, точно­сти, «зеркальности» изображения.

Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнера­достными мотивами прослеживались в работах русских масте-22

ров и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитни­ках (авторы — Владимиров и Ушаков) в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (Г. Никитин, С. Савин) и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

4. Портретный жанр

Черты реализма проявляются и в портретном жанре. Ес­ли парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600 г.), князя М. В. Скопина-Шуйского (1610 г.) написаны в обычной иконо­писной манере, то работы середины и 2-й половины века говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. К ним относятся портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), Федора (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон). На иконах по­являются реалистические пейзажи (например, у Тихона Фи-латьева, конец XVII в.), изображения зданий.

Но изобразительное искусство, преимущественно иконопись, сохранило и традиционно-консервативный стиль, так как нахо­дилось под пристальным надзором государства и церкви, за дея­тельностью живописцев осуществлялся контроль Оружейной па­латой Кремля, которая с XVII в. стала художественным центром. Здесь выполнялись работы для царского двора: писались портреты, укра-шались рукописи, изготавливались мебель, игрушки.

5. Русская архитектура XVII в.

В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. Пос­ле Смутного времени каменное зодчество начинает возрождать­ся. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля; над главными его воротами, Спасскими, возводят красивую шатро­вую надстройку, что придает башне праздничный и торжествен­ный вид. В облике башни появляется еще одна новая деталь — ку­ранты.

Основным строительным материалом по-прежнему остава­лось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный царский дворец в Коломенском (1667—1668 гг.), ра­зобранный «за ветхостью» столетие спустя, при Екатерине II. Со­временники прозвали его восьмым чудом света. Здесь широко ис­пользовались принципы:

  1. квадратной;

  2. прямоугольной;

23

  1. крестообразной;

  2. восьмигранной опоры для основного здания;

  3. высокой двускатной крыши;

  4. шатра;

  5. 5-главого завершения.

Царский дворец в Коломенском состоял из многосрубных хо­ром, поставленных на подклетях (нижних этажах, имеющих хо­зяйственное значение). Фасады жилых парадных помещений бы­ли богато украшены резными наличниками и разнообразными завершениями в виде шатров, бочек, кубоватых и уступчатых крыш.

6. Подъем гражданской архитектуры

Подъем гражданской архитектуры, ярко проявившийся в кон­це XV — начале XVI вв. в строительстве Кремлевского дворца, имел достойное продолжение в XVII столетии. В невиданных прежде масштабах возводились:

  1. дворцы;

  2. административные сооружения;

  3. жилые дома;

  4. гостиные дворы;

В архитектурном облике этих строений отражалось стремле­ние зодчих создать совершенно новые типы построек, выработать новый стиль.

Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635— 1636 гг., своими размерами, пышным великолепием декора слов­но бросал вызов строительным традициям предшествующего сто­летия.

Постепенно увеличивался объем строительства из кирпича — в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование много­цветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII в. был построен грандиозный Ростовский кремль, завершилось оформ­ление Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Бе-лозерского монастырей.

Быстро развивающаяся торговля нуждалась в современных торговых дворах для русских и иностранных купцов. Гостиный двор в Архангельске (1668—1684 гг.) строили по специальному

24

плану в границах замкнутого двора. Его территория включала в себя стены с башнями, различные помещения (складские, жи­лые, торговые) и церковь.

Жилая архитектура провинции отражала местные традиции. Нередко над каменными палатами возвышались деревянные покои, жить в которых считалось более полезным для здоровья. Но из-за частых пожаров богатые горожане все чаще отказыва­лись от деревянных надстроек. Живописность жилой архитекту­ры подчеркивалась нарядной асимметрией крылец и подкраской декоративных деталей. В это время в архитектурных постройках постепенно начинает преобладать принцип регулярности.

В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры — московское барокко, использовавшееся для строительства не­больших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях. Здесь используются башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для ос­новной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства.

Подобная архитектура получила у исследователей название московского, или нарышкинского, барокко. Однако, хотя отдель­ные ее детали выполнены в стиле европейского барокко, в ней много мотивов, восходящих к зодчеству ренессанса и маньериз­ма. Нарышкинские постройки обладают удивительной органич­ностью, цельностью и художественным совершенством. Развитие русского искусства всегда отличалось своими особенностями, которые не укладывались в европейские рамки. Когда в Европе расцветало Возрождение, на Руси еще было глубокое Средневе­ковье. Архитектура нарышкинского стиля стала мостиком между старым и новым, между византийским и европейским.


<< предыдущая страница   следующая страница >>