microbik.ru
  1 2 3
1. Истинное новшество - это такое, на которое не указывает законный источник ни в Книге, ни в Сунне и ни в результате Иджмы.

Например: запрещение дозволенного, разрешение запретного, следование уподоблению.

Ал-Бухари со ссылкой на Абдаллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, приводит хадис, в котором говорится: Мы были в походе вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не было с нами женщин, и сказали мы: "Не оскопиться ли нам". Однако он запретил нам это. И он дал нам разрешение после этого заключать брак с женщинами за вознаграждение. Затем был ниспослан аят: "О те, которые уверовали, не запрещайте блага, дозволенные вам Аллахом" (ал-Бухари, Тафсир. Фатх ал-Бари, 8/276, x. 4615).

Ал-Бухари рассказал также хадис от Кайса ибн Убу Хазима, в котором говорится: "Абу Бакр вошел как-то к женщине из племени Ахмас, которую звали Зайнаб, и увидел, что она не разговаривает. Он спросил: "Почему она не говорит?" Ответили: Она совершила молчаливый хадж". Абу Бакр сказал ей: "Разговаривай, ибо это - недозволенное деяние невежественных". Тогда она заговорила и спросила: "Кто ты?" Он ответил: "Человек из мухаджиров"

(ал-Бухари, Манакиб ал-ансар, Фатх ал-Бари, 7/147, x. 3834).

Из других примеров можно привести следующие: введение поклонения в том, что ниспослано Аллахом в качестве руководства, как полуденный намаз, например, с двумя поклонами в каждом ракате, или намаз без достижения ритуальной чистоты (тахарат), или отрицание возможности аргументирования на основе Сунны.

Эти примеры истинных новшеств, которые внесены самими людьми.

2. Новшество дополнительное. Что касается дополнительного новшества, то оно подразделяется на две части.

Правовая сторона. Вносящий новшество такого характера входит в эту категорию в результате собственного деяния как и выходит за пределы его в соответствии с законностью им же сотворенного. Большинство новшеств, распространенных среди людей относится именно к этой категории.

Примеры этого вида новшества следующие: поминание, пост, ритуальная чистота, достигаемая своеобразным омовением, обусловливание необходимости совершения намаза, который как и остальные обряды, является, казалось бы, законным требованием Ислама для всех мусульман. Поэтому, если явится, например, человек и заявит: "Я буду соблюдать пост стоя и не садясь, и при этом не буду искать ... тени под солнцем", или скажет: "Я буду соблюдать пост только со всеми вместе", или скажет: "Я буду выполнять определенные обряды, а придерживаться других не буду, несмотря на то, что они установлены шариатом, как, например, соблюдение поста половину месяца шаабан".

Что касается ритуальной чистоты. Если человек имеет и теплую и очень холодную воду, то он, приступая к омовению, вдруг отказывается от теплой воды, и выбирает более тяжелый путь - совершает омовение холодной водой. Подобное добровольное решение в сторону суровости выбора не согласуется ни с истиной, ни с логикой. Этому нет разумного довода, ситуация была бы оправданной, если человек не мог найти способа согреть воду, если допустить, что не было в наличии теплой воды.

Такие обряды как пост, поминание, намаз, ритуальная чистота, - все они установлены мусульманским законодательством и заповеданы Всевышний Аллахом. Однако подобные своеобразия и условности, которым они подвергаются, не оговорены религиозным законодателем, и являются ничем иным как новшеством в религии, ибо Всевышний сказал:

"Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией"

(Сура "Трапеза", аят 3).

Поэтому Абдаллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, увидев людей, собравшихся для поминания, сказал им: "Явилось к вам вместе с новшеством злодеяние: [поэтому] или предпочтете вы сознательно сторонников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или, без сомнения, будете приверженными греховности заблуждения".

Среди новшеств выделяют новшество врожденное. Поистине, любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, обязанность для каждого мусульманина, и не может считаться вера мусульманина полной, пока не будет Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, более люб ему, чем сам он, сын его, отец и все люди. Как говорится о том в повествовании, рассказанном ал-Бухари.

Однако любовь его заключается в покорности и следовании его миссии, иными словами, в подчинении его делу, исключении новшеств и в предостережении от них. Сказал он:

"Всякое новое явление есть новшество". Сказал он также: "Кто совершает дело, на которое мы не давали повеления, тот - отступил [от веры]"

(Текст хадиса согласован).

Это относится и к тому, что утверждено им, его праведными халифами, сподвижниками, учеными, последовавшими Сунне. Однако против подобных установлений пошли ибадиты и рафидиты, которые возводят свое древо к Фатимидам, имеющим иудейское происхождение.
ОТКАЗ ОТ ОБЩЕНИЯ С

ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ НОВШЕСТВ
У ряда ученых из числа последователей Сунны мы встречаем свидетельства о необходимости не присутствовать в обществе сторонников новшеств и пороков. Запрет вызван боязнью подпасть под влияние сторонника нововведения, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал мусульман к тому, чтобы они общались с людьми благочестивыми и предостерегал от общения с носителями порока. Это подобно общению с носильщиком или продавцом мускуса и с кузнецом, раздувающим кузнечные меха. В ходе общения с первым ты или купишь у него мускуса, или он тебе даст его, или же, наконец, ты просто насладишься благовониями.

В результате же неудачного общения с раздувающим кузнечные меха ты или сожжешь себе одежду, или же будешь вдыхать зловонные запахи"

(ал-Бухари, Торги, Фатх ал-Барри, 4/323, x. 2101; Муслим, Почитание, 4/2026, x.146).

То же самое касается и общения с тем, кто вносит в религию новшества: или он опорочит твою душу новшеством, приукрасив его облик, или он подвергнет сердце твое болезни и страданиям. Если посмотреть на его поступки и послушать его речи, противоречащие Шариату, то он скажет тебе о них, будто они благопристойны и соответствуют основам веры. Поэтому не следует находиться в обществе того, кто следует за страстями и пороками, подвергая свое сердце болезни, которой он сам подвержен.

Абу Килаба сказал: "Не сидите вместе с последователями страстей и не вступайте с ними в споры, я, поистине, не верю в то, что они не введут вас в заблуждение и облекут ложью Истину, которую вы знаете. Сказал Айуб, ссылаясь на Абу Килабу: "Он, ей-богу, был из числа просвещенных правоведов".

Он же сказал: "Поистине, последователи страстей - это сторонники заблуждения, и я не видел у них иной судьбы как пребывание в Огне".

Он также сказал: "Новшество, внесенное человеком, искоренит не иначе как меч"

(аш-Шатыби, ал-Иттисам, 1/83).

Айуб ас-Сихтийани говорил: "Что может увеличить сторонник новшества [своим] усердием, кроме как расстояние, отдаляющее [его] от Аллаха".

Сторонников новшеств называли также хариджитами. Он говорил, что хариджиты разногласили относительно имени и объединялись, когда дело касалось меча"

(аш-Шатиби, ал-Иттисам, 1/83).

Йахйа ибн Касир говорил: "Если ты встретишь сторонника новшества на своем пути, то меняй дорогу".

Из приведенных высказываний ученых становится ясно, что общение с приверженцами новшеств противоречит призыву этих благочестивых алимов к добру и истине, их взглядам на ложность их попыток уподобить свои слова и поступки нормам Шариата, а это - повеление одобряемого и отказ от порицаемого, что является основой основ призыва к Аллаху, который повелел это. Сказано в Книге Всевышнего: "Пусть будет среди вас община, призывающая к добру, приказывающая одобряемое и отвергающая порицаемое..."

Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указуя всеобщий путь для мусульман, сказал:

"Кто из вас увидит порицаемое, пусть остановит его рукой своей, а если не сможет, то - языком, а если не в состоянии он остановить злодеяние и словом, то - сердцем. И последнее - самое слабое свидетельство о глубине его веры (имана)".

Поэтому, если ученые говорят о необходимости отказа от общения с приверженцами новшеств, то это не значит, что изучающий Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника, не должен призывать их к добру, вести с ними дискуссии и не приближаться к ним с этой целью. Обеспокоенность ученых вызвана тем, что отдельные люди не смогут оказать им должного отпора и в результате подпадут под их влияние, как об этом свидетельствуют слова Абу Килабы, приведенные выше.
ПОКАЯНИЕ СТОРОННИКА

НОВШЕСТВА В РЕЛИГИИ
Что касается покаяния сторонника новшества в религии, то некоторые ученые из числа последователей Сунны говорят об искренности и глубине ее. Приверженец новшества не привносит ничего, кроме зла, так как награда Господа учитывает характер поступка. Всевышний Аллах говорит:

"Те же, в сердцах которых уклонение, - они следуют за тем, что в нем [Коране] сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого".

Аввам ибн Хаушаб говорил своему сыну: "О Иса, исцели свое сердце..." Говорил он также: "Клянусь Аллахом, видеть Ису в обществе праздных музыкантов, пьяниц и лгунов для меня предпочтительнее, чем видеть его сидящим среди приверженцев споров и дискуссий. Ибн Ваддах под последними словами подразумевал сторонников новшеств.

Почему же он говорит таким образом? Дело в том, что новшество, человеком который его принимает, рассматривается как религия, поэтому он остается полностью приверженным ему. Если же он отойдет от своего новшества, то примкнет к новшеству более порочному, чем первое.

Что же касается ослушников и греховодников наподобие любителей порочных зрелищ с музыкой и пьяниц, то это - приверженцы страстей, которые знают, что такие грешные поступки подталкивают их к распространению порока и мерзостей. Поэтому день ото дня они отказываются от своих низких деяний. Исходя из этого, подобный грешник более предрасположен к покаянию, нежели приверженец религиозного новшества.

Приверженец новшества, сердце которого все более прикипает к тому, за чем он следует, с течением времени не замечает ничего, что его окружает, вплоть до того, что это становится объектом бескрайнего обожания этого новшества. Ни с чем более, что встречается на его пути, он не считается, как происходило и происходит это со сторонниками нововведений в прошлом и в настоящем. Например, хариджиты, никоим образом не отказывались от введенных ими новшеств и следовали за своими страстями и смертными грехами. Кто же отказывался от грехов, того они обвиняли в неверии в мире земном и потустороннем, считали их противниками текстов Книги и Сунны, ссылаясь на слова Всевышнего:

"Поистине, Аллаха не прощает грехи тому, кто допускает многобожие по отношению к Нему и прощает то, что помимо этого, если пожелает",

а также на высказывание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которое приводит ал-Бухари с иснадом от Абу Зарра:

"Кто умрет будучи в единобожии, тот войдет в рай, даже если прелюбодействовал и крал..."

Последователи Сунны и Джамаата по поводу этих текстов говорят, что совершающий смертный грех находится в ведении Аллаха, если Он пожелает, то простит ему, а если пожелает - накажет по тяжести совершенного греха, и нет ему места в раю.

К числу приверженцев новшеств относятся и современные последователи страстей и порока. Это те, кто родился и живет в этой стране, приобщался к их путям на всех ступенях учебы, затем они пришли к тому, что стали придерживаться того, на чем нашли своих отцов и дедов, следовавших новшествам и противоречивым предрассудкам в отношении Книги и Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а также в отношении законов праведных халифов, верных прямому пути. Их следует призывать к верному руководству, а сердца их направлять к Сунне, к следованию Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, к покорности в том, что он повелел и что отверг. Кроме того, они должны следовать вслед за праведными халифами, ибо деяния их согласуются с Сунной. Однако они отступили от этого и вносят новшества в правила покорности Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а выражением этого почитания для них стали так называемые мавлиды.

Известно, что любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, является обязанностью для каждого мусульманина, ибо не может считаться вера мусульманина полной, пока не будет Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, более люб ему, чем сам он, сын его, отец и все люди, как говорится о том в хадисе, рассказанном ал-Бухари.

(ал-Бухари, Вера, Фатх ал-Барри, 1/58, x.14).

Однако в чем заключается любовь к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Полным ее выражением является покорность в том, что он повелел, отказ от того, что он запретил и от чего удерживал.

Являются ли в таком случае мавлиды, которые совершают эти люди, выражением покорности Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или это противоречит тому, что он запретил и от чего удерживал?

Совершение мавлида направлено против Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и является явным противоречием тому, что он запретил и о чем он говорит в хадисе, текст которого согласован:

"Кто совершает дело, на которое мы не давали повеления, тот - отступил [от веры]". Он также говорит в достоверном хадисе: "Всякое новое явление есть новшество".

Поэтому мавлид есть явление новое, которое не практиковали ни Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни четыре его праведных халифа и никто из его благочестивых сподвижников.

Они обучали своей Сунне и побуждали нас к возвеличиванию Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и к его почитанию. Мавлиды и им подобные обряды по возвеличиванию кого-либо, кроме Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вводили в свое время рафидиты. Имам Хафс Тадж ад-Дин ал-Факихани, да будет милостив к нему Аллах, говорит в своем "Послании о мавлиде: "Общество благословенных мусульман неоднократно спрашивает о действе некоторых людей в месяце раби-ал-аввал, называемых ими мавлидом. Имеет ли он основу в религии? Они дают на этот вопрос совершенно ясный и определенный ответ. Поэтому я говорю: "Мне не известно ни одного подтверждения в пользу этого обряда ни в Книге Аллаха, ни в Сунне, кроме того, не говорится о необходимости его совершения ни одним из ученых Уммы, являющихся корифеями в религиозных науках и придерживающихся наследия прошлого. Более того, это есть новшество, введенное заблудшими.

Говорит шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа, да будет милостив к нему Аллах: "То, что совершается некоторыми людьми, происходит или в силу приверженности к христианству в вопросе рождества Исы, мир ему, или в результате стремления к возвеличиванию и любви к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, когда они совершают мавлиды. Если бы в этом была настоящая и вероятная польза, то предшественники, да будет доволен ими Аллах, совершали бы этот обряд подолее нашего. Однако они слишком сильно любили нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и больше превозносили его, чем мы, и к добру они стремились искреннее нас, только любовь их и возвеличивание заключались в следовании ему, и покорности ему, в выполнении его повелений, в претворении его наставлений в жизнь тайно и явно. Они распространяли то, с чем он был послан, совершали Джихад сердцем, рукой и словом, и именно в этом состоял путь предшественников из числа мухаджиров, ансаров и тех, кто последовал им с благодеянием"

(Иктида' сират ал-мустаким, 2/615. Под ред. Насера ал-'Акла).

Что касается тех, кто не подвержен религиозным новшествам, однако одобряет их, и думает, что они приближают его к Аллаху, Великому и Всемогущему, затем для него стало ясно, что это нарушение, и он искренне думает об этом таким образом, то большинство из таких людей возвращается к поклонению Аллаху и получают по милости Его прощение своим грехам. Примером тому могут служить свидетельства ученых.
ПРАВОВАЯ НОРМА О

ВНОСЯЩЕМ НОВШЕСТВО
Вносящий новшество - это тот, кто вносит нововведение и призывает ему следовать, это тот, кто правит посредством него и возвращается к нему. Новшество, основано оно на неверии или нет, должно быть доподлинно доказано, о чем строго предупреждает законодатель. Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Если кто-либо сказал своему брату: "О неверный". и это оказалось не так, то это непременно обернется против него"

(Муслим, Вера, 1/79, 111).

По этому поводу говорит шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа: "Не позволено никому из мусульман обвинять в неверии другого, а если ошибся, то следует привести доказательство, пока не станет ему ясным приведенный аргумент"

(Фатвы, 12/466).

Сказал: Поэтому все они [вносящие новшества] - неверные, если открыто говорят об этом, и лицемеры, если скрывают.

Затем он перешел ко второй части этой темы, которая касается того, что каждой форме новшества присуща своя норма. Сказал он: Суть данного вопроса заключается в том, что о высказывании, которое является неверием по отношению к Книге, Сунне, и Иджме, говорят: это неверие на словах. Тогда об этом свидетельствуют правовые указания, исходя из чего, вера относится к нормам, исходящим от Аллаха и Его Посланника. И это никоим образом не исходит от людей, подверженных этим порокам.

Затем он говорит: нежелательно суждение в отношении каждого человека, когда говорится, что он неверный. Следует убедиться в том, что в нем условия неверия присутствуют.

Шейх Хафиз ал-Хикми в своей книге "Мааридж ал-кубуль": Что касается новшеств c точки зрения нарушения религии, то их два вида: неверие того, кто незаконно выдумал новшество, и новшество, которое не является неверием.

Что касается новшества, связанного с неверием, то оно имеет место тогда, когда кто-либо отвергает что-либо в целом, что, в свою очередь, заслуживает доверия и подтверждается Шариатом, оно, отвергаемое им, известно в религии как необходимость или предписание.

Новшество, не связанное с неверием - это то, что не требует от него опровержения Книги, и ничего из того, что ниспослано Его Пророками. Примером этого новшества могут служить марваниды, то есть нововведения последователей династии Марванов, представители которой были отвергнуты досточтимыми сподвижниками, они не изучали их, но вместе с тем не обвиняли их в каком-либо неверии, они не поддерживали ни одно из их новшеств, таких как отсрочивание некоторых молитв от предписанного для них времени или предварительная проповедь, читаемая ими до начала праздничного намаза...
СУЖДЕНИЕ ОБ ОЩИБАЮЩЕМСЯ
Выше мы рассмотрели вопрос о том, кто такой вносящий новшество, отметив, что это тот, кто создает что-либо новое, призывает к нему, руководствуется им и возвращается к нему, и что новшество подразделяется на содержащее в себе неверие и не содержащее в своей основе такового, приводили мы и высказывания ученых по этому поводу.

Что же касается человека, ошибающегося в некоторых вопросах, человека, знакомого с путем Всевышнего и мудрым руководством Его и шариатскими науками, то ошибка его не умаляет по своей сути и не снижает степени его достоинства, так как слабости человеку присущи. В таком случае необходимо указать ему на это, обратить внимание его на ошибку мудрым способом, известным среди ученых, полагаясь при этом на сотрудничество, доброе участие и уважение, так как религия - это доброе наставление. Исходя из этого, стремящегося к знаниям увещевать следует в соответствии с его характером, воспитанно и с уважением, объяснять и разъяснять ему истину с указаниями Всевышнего, без всякой агрессивности, а, наоборот, с мудростью, добрым увещанием, пока наставление не достигнет своей цели, и не будет единого мнения, любви и братства в вере, ибо уверовавшие и есть братья.

Иная ситуация складывается, если допускающий ошибку возвращается к Господу своему, призывает быть покорным Ему, так как Пророки едины в непогрешимости своей, и если этот человек разъясняет людям их ошибки до тех пор, пока те не откажутся следовать по ложному пути их. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа, характеризуя имамов прямого пути и верного руководства и сообщая то, как они оценивают ошибки, говорит по этому поводу: "Тот, у кого в Умме правдивая речь, тот за это восхваляем, и он слывет своей мудростью среди различных людей1 .

На подобное значение указывается и в хадисе, который приводит ал-Бухари: "Аллах, если любит раба своего, говорит архангелу Джабраилу: "Я, поистине, люблю такого-то, поэтому люби его", и Джабраил относится к нему с любовью, а затем призывает обитателей небес, чтобы они любили того человека, коль скоро его любит Аллах. И обитатели небес начинают любить его. Затем он допускает его на землю".

Уммы, то они есть имамы верного руководства, освещающие путь во мраке. Исходя из этого, ошибочность их мизерна в сравнении с их благодеяниями, большинство из них - это люди иджтихада, которые заслуживают оправдания, это те, кто следует за знанием и справедливостью, поэтому они далеки от невежества, от следования предположениям и страстям".

Вторая часть - это деление новшества на:

1. практическое,

2.умозрительное (мыслительное),

3.речевое.
1. Новшество на практике - предполагает его явное внешнее проявление, как например, намаз, который противоречит тому, что установлено Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В эту же категорию новшеств входят действия, которые выше мы упоминали и подпадают под высказывание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

"Кто совершает дело, на которое мы не давали повеления, тот - отступил [от веры]".

Новшество в убеждении заключается в том, что человек верит в то, что противоречит ниспосланному Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Примером данного рода может служить новшество хариджитов, предполагавших наличие непокорности у мусульман, отказывавшихся следовать вслед за их ошибками, кроме того, хариджиты думали, что некоторые из сподвижников также допускали неверие.

К этому же виду новшеств относятся очеловечивание Господа и уподобление Всевышнему Аллаху тех, кого Он сам сотворил.

Новшество словесное имеет место, если допускается изменение того, что низведено Аллахом, Великим и Всемогущим, в Его Книге, и с чем Он послал Пророка Своего, да благословит его Аллах и приветствует. Это новшество проявлялось в высказываниях представителей известных течений и сект, и что являлось явным противоречием, как например, джахмиты, мутазилиты, ашариты, а также всех тех движений, курс которых противоречил пути победоносной общины, явившей истину вплоть до Судного дня, как говорится об этом в хадисе, рассказанном Абу Даудом, ат-Тирмизи, Ибн Маджей от Абу Хурайры. В этом хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:

"Иудеи разделились на семьдесят одну часть, христиане - на семьдесят две, а эта Умма разделится на семьдесят три части и каждая из них войдет в огонь, кроме одной". Когда же спросили его о ней, он сказал: "Это та, кто последует за мной и моими сподвижниками"

(ат-Тирмизи, Тухфа ал-ахузи, 7/2779, он сказал, что это хороший хадис).

В повествовании ал-Бухари в хадисе Мугиры ибн Шуабы говорится о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:

"В моей Умме всегда будут люди, которые твердо стоят за правое дело и будут победоносны до наступления Судного Дня"

(ал-Бухари, Иттисам, Фатх ал-Барри, 13/293, x.7311).

В хадисе, засвидетельствованном Муавийей, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:

"В моей Умме всегда будут люди, которые "Если Аллах оделяет человека благом, то Он обучает его религии. Поистине, я клянусь, что Аллах вознаградит, и дело Уммы будет правым до тех пор, пока не наступит час или не снизойдет повеление Аллаха"

(ал-Бухари, Иттисам, Фатх ал-Барри, 13/293, x.7312).

О противоречивости курса этих раскольников говорится и в хадисе от Хузайфы ибн ал-Йамана, да будет доволен им Аллах. В хадисе приводятся слова, высказанные Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, при разделении Уммы на те течения и о необходимости существования Джамаата мусульман и их имама. Текст его мы приведем ниже. Поэтому данным хадисом свидетельствуется о разделении Уммы на те течения, на которые указывал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые разделились из-за страстей людских и ошибок. Коль скоро каждая разделившаяся часть вносила в религию Аллаха новшества, которые не дозволены Аллахом и Его Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они вводили в религию порочные убеждения, ложные высказывания и прокладывали им пути в умах людей, противореча тому, что ниспослано и установлено Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижниками, которые следовали по пути, проторенному им. Затем, находясь в заблуждении, они призвали людей к порочным верованиям, представляя все это как средоточие благочестия. Кто же соглашался и следовал за ними, тем они покровительствовали и оказывали благодеяния.

А тех, кто противоречил им, они обвиняли в новшествах и пороках, и если бы власть находилась в их руках, то побудили бы их к покорности себе. Поэтому они держали их в заключении, избивали их, и, наверное, даже убивали, что свидетельствовало о величине их порока и узости их идей.

Напомню тебе, читатель, примеры особенностей этих пороков, как говорит о них шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа и Ибн ал-Кийим.

Затем проведем небольшое сравнение между этими ложными путями и отношениями их сторонников с последователями Сунны и Джамаата, победоносной общины, следующей тому, что повелел Посланник Аллаха и его сподвижники, как говорится о том в предыдущем хадисе.

Между путями этих сообществ и современными сектами и их взаимоотношениями между собой, и тому, кто не согласен с их идеями, в результате этого сравнения станет совершенно ясно, есть ли между прошлыми и нынешними группами различие по основному вопросу, или же разница между ними заключена только лишь в именах тех или иных личностей. Цель же заключается в том, чтобы указать на ошибки, чтобы не допустить их повторения впредь, подобно тому, как Всевышний ниспослал верное руководство Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда Он указывает на ошибки, допускаемые людьми и говорит: О чем думают народы, говорящие так-то и так... не упоминая при этом их имена.

Затем вслед за этим я напомню о пути победоносной или спасшейся общины, как охарактеризовал ее Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Затем разъясню, что связывает умы многих молодых людей при восприятии ими некоторых проповедей, исходя из того, что эта община и те, кто последовал за ней, является такой же группой, как и другие.

Разве эта община, о которой Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что это - община спасшаяся, существует в настоящее время, разве она ограничена границами определенной страны, и есть ли у нее имам, который руководит ею на основе Книги Аллаха и Сунны Его Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или же мы сейчас находимся в эпоху, о которой говорилось в хадисе от Хузайфы ибн ал-Йамана, текст которого следует ниже.

Исходя из этого, скажем: Предупредил Всевышний Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что Умма его подвергнется разногласиям, как сообщил об этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И община его разделилась на группы, одни из которых стали обвинять в неверии других, они обвиняли друг друга в пороках и новшествах и было положено начало отклонению от верного руководства с появлением Абдаллаха ибн Сабаа, химйаритского иудея, который лицемерно призывал к Исламу, распространял свои безбожные идеи в религиозной общине, допуская призывы, далекие от Исламских знаний. В результате, это привело к смерти праведного халифа Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, из-за порочных идей Абдаллаха ибн Сааба люди стали призывать к наследованию Али ибн Али Талиба, да будет доволен им Аллах, сподвижников обвиняли в том, что они изменили этому завещанию, затем стали говорить о всех сподвижниках, которые якобы противоречили пути Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их они обвиняли в неверии. Однако ученые разъяснили его фальшь, лживость, безбожие и ересь, так как не было никакого наследования ни для Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, ни для кого-либо другого. И сделано это было словами самого Али. Однако здесь нет необходимости подробно говорить об этом. Но в результате того, что идеи эти получили распространение, в обществе усилились пороки и разногласия.

О причине этого упоминают ал-Макризи и другие авторы. Ас-Сафди говорит, например, что именно ал-Мамун потребовал от некоторых христианских правителей. Рассказывал: Я думаю, что он, правитель острова Кипр, потребовал от него хранилище греческих книг, а у них было собрание книг в доме, которое никому не показывалось. Правитель же собрал специалистов, обладающих знаниями, и консультировался с ними об этом. Все они указали на недопустимость предоставления этих книг ему, кроме единственного Матрана, который сказал: "Приготовь их для него, потому что знания, которые заложены в них, попадут в шариатское государство, и оно будет опорочено ими и собьют с пути их ученых"

(Лавами ал-анвар, "Сияние лучей",1/9; аз-Захаби. Жития благородных ученых, 1/278; ас-Суйути. История халифов, 327; ал-Макризи. Жития, 2/357.)

Он упоминает о том, что ал-Мамун направлял в Грецию арабов и что у него имелись книги философов. Об этом же говорит и Ибн Халдун в "Мукаддиме"

(Пролегоменах", с. 893).

Так и произошло. Распространились порочные идеи, и первой из таких идей были призывы Абдаллаха ибн Сабаа. Появились рафидиты, построившие свои идеи на этой умозрительной порочной основе, как говорит о том Ибн ал-Кайим в книге "Саваик" ("Молнии", т.1, с.118) об общинах, которые противоречили последователям Сунны и Джамаата, а на их базе стали возникать различные школы и направления.

Рафидиты основывались на враждебности к сподвижникам. На этой почве они считали вероотступничеством все, что пришло от их достоинств.

Вслед за ними появилась община хариджитов, последователей Абдаллаха ибн Сабаа, которые убили Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, затем приступили к опорочиванию Али Ибн Абу Талиба, обвинили его в неверии, как обвинили в вероотступничестве всех сподвижников. Затем установили для них правило, которая заключалась в том, что они называли человека, совершившего смертный грех, неверным в земной и потусторонней жизни. Они были людьми невежественными, несведущими в текстах Шариата. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о них, что они убивают последователей Сунны и избегают идолопоклонников. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал также, что у них нет правовых знаний о религии при их стойком поклонении невежеству. Характеризуя их, он сказал: "Вы пренебрегаете молитвой вашей вместе с их молитвой, и чтением вашим - с их чтением". В повествовании Муслима приводятся его слова о том, что люди, которые сами читают Коран, не должны противиться тому, чтобы они совершенствовались и что они не должны поражать религию своим отклонением от веры [подобно тому, как] поражает выпущенная [из лука] стрела. Поэтому, побуждая к их (хариджитов) убийству, он говорил: "Если вы встретите их, то убивайте, так как в Судный день воздаяние от Господа снизойдет для того, кто убьет их" (Муслим, Милостыня, гл. О побуждении к убийству хариджитов, 2/746, х.154).

И эта порочная община убила Али ибн Абу Талиба и сподвижников его, так как они выдвинули альтернативу, заявив, что будут учениками сподвижников, которые еще были при них и последовали за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они стремились к тому, чтобы самим судить об Исламском Шариате и его нормах, но хариджиты обвинили их в неверии. О тех, кто последовал за Абдаллахом ибн Сабаа, и выступивших против Усмана ибн Аффана, да будет милости к нему Аллах, и были вероломно убиты, говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Затем появились джахмиты, последователи ал-Джахма ибн Сафвана. Они утверждали, что Аллах, Велик Он и Всемогущ, ни с кем не говорит и что Он незрим в мире потустороннем, что Он не возвышается над Троном и нет у Него тех признаков, которыми Он обладает. На основе этого джахмиты допускали вероотступничество и отвергали все, что ниспослано Аллахом в Его Книге и Сунне Его Посланника, в корне противореча всему этому.

Мутазилиты же утверждали, что тот, кто войдет в ад, никогда не выйдет из него. Они отвергали также признаки Всевышнего Аллаха и говорили о сотворенности Корана.

Подобно им поступали и килабиты, ашариты, мурджииты и все те общины, которые следовали по пути отрицания прекрасных имен и признаков Аллаха. Они отходили от текстов и обращались к разуму, принимая за веру все то, что поддается их осмыслению и отвергая то, что осмыслить они не могли. Между тем разум не является мерилом того, чтобы на его основе отвергать тексты Шариата, изложенные в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, так как носителей всевозможных умозаключений много, вследствие чего, то, что принимается джахмитами, может быть отвергнуто рафидитами и мутазилитами. Однако они обусловливали свою помощь и покровительство на тех основах и правилах, которые согласовывались с их разумением, и тех людей, кто соглашался с ними, они облагодетельствовали, только их они принимали и к ним лишь были лояльны.

Тех же, кто противоречил им, они отвергали, против них они враждовали, подвергали их притеснениям.

Разъясняя проблему, связанную с обвинением в неверии, упоминая общение имама Ахмада ибн Ханбала с мутазилитами и его взаимоотношения с теми, кто не соглашался с их ложными идеями, Ибн Таймийа приводит свидетельства, которые, если мы сравним их с современными течениями и группами, дают нам возможность понять степень противоречий между ними.

В своей книге "Фатвы" (12/488) шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа говорит, что имам Ахмад, например, вразумлял джахмитов, которые твердили о сотворенности Корана, отвергали признаки Аллаха, противоречили Его текстам и мнению всех ученых его времени, они порочили правоверных, которые не соглашались с ними, подвергая их гонениям, тирании и смерти, они отказывали их в дружеском общении, лишали их средств пропитания, не защищали их от нападок врагов, вследствие чего многие подверглись порочному влиянию джахмитов. Они же в свою очередь обвиняли в неверии всех тех, кто к ним не присоединялся, кто не соглашался с их идеями об отрицании признаков Аллаха, например, с высказыванием о том, что Коран не имеет божественного происхождения. В отношении своих противников они сами принимали решение, называя их неверными, отказывая им в покровительстве, они запрещали им обращаться за помощью к байту-л-мал, не вызволяли из неволи пленных мусульман, если те отказывались разделять их порочные мнения.

Тех, кто соглашался с мнением о сотворенности Корана, они непосредственно причисляли к вере, а несогласных с этим называли лишь сторонниками веры (ахл ал-иман). Выступавших против джахмизма убивали, подвергали пыткам и заточению.

Такие отношения имели место между сектами и сторонниками Сунны и Джамаата, последователями победоносной общины, к которой принадлежал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, как говорит об этом Ибн Таймийа.

В то же время многие современные авторы, занимающиеся проповедничеством и миссионерством, объединением мусульманской общины и мусульман, полагают, что возрождение основ религии и обращение на это внимания молодежи, является базой для последующего построения общества, как сделал это Избранный Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ибо суть вопроса - в реформировании человеческих душ. Исследователи в вопросах веры раскапывают то историческое, что находится слишком глубоко, в том смысле, что повествуют о сектах в соответствии с их мнением о необходимости изучения истории прошлого. Что касается конкретно людей, то они как личности ушли из истории, но остались идеи и пути, всевозможные направления, верования, убеждения, они продолжают быть распространенными. Для этого мы и проводим сравнение между прошлыми и современными путями и направлениями.
ПУТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩИН
Поистине, Исламская Умма - Умма единая, как сказано Всевышним:

"Поистине, этот ваш народ - народ единый, и Я - Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!"

(Сура "Пророки", аят 92).

И путь этой Уммы также един, как сказано в Священном Коране:

"И это - Моя дорога прямая; и следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили нас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть вы будете богобоязненны!"

(Сура "Скот", аят 153).

Мы, поистине, видим в Исламском мире многочисленные современные группы и общины, каждая из которых сама для себя установила название, определила в соответствии с ним себе путь и противоречат пути Всевышнего, находясь, казалось бы, в рамках Ислама.

В то же время группировки эти так же, как и в прошлые века, разногласят между собой.

Если эти общины и партии преступают рамки того пути, который начертан Всевышний и которому велено следовать, и требуют развития в их русле, не допуская отхода от этого, то это находится в ведении Господа, который не допускает подобного, кроме как требуя оставаться в границам определенного Им, руководствуясь Его идеями. Но с точки зрения лидеров этих движений и их теоретиков, получается, что Ислам и все тупиковые учения находятся именно на этом пути. Результатом такого полагания становится чрезвычайная узость горизонта, весьма отдаленного от пути победоносной спасшейся группы. Приведем некоторые примеры:

Сектантский фанатизм, выражается в слепой приверженности идеям, личностям, шейхам. В отношении этого явления Исламские течения вынесли свое решение, так как в Исламе фанатизм, кастовость и местничество не допускаются как проявления невежества. Допускающие их не учитывают реалии и меру опасности, которую они в себе таят, до тех пор, пока молодежь не отвернется от них и они не поймут бессмысленность их практики, даже если их пропагандирует семидесятилетний ученый.

Известно, что правовая оценка личности - это уровень знаний и степень богобоязни: "Самый благородный из вас - это самый богобоязненный", а весами для оценки идей и путей служат Коран и Сунна:

"Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу"

(Сура "Женщины", аят 59).

Результатом сектантства и противоречий являются ссоры, враждебность, постоянные разногласия и полный провал на миссионерском поприще.

Что касается призывов, то все они должны служить Исламу и иметь реальные результаты, которые заключаются в противодействии имеющимся разногласиям между различными партиями и сектами и их целями, расколам между ними. Думаю, что примеры здесь неуместны в силу повсеместной распространенности подобных явлений.

Поэтому уместно спросить: есть ли существенная разница между теми раскольными течениями, о которых говорил выше шейх-уль-Ислам, когда речь шла о мутазилитах, и современными движениями, не имеющими названий, хотя названия не меняют сути дела.

Это соответствует словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о противоречиях в общине, которая разделится на многочисленные группы, следуя вслед за страстями и пороками.

И можно ли говорить сегодня о сотрудничестве на основе уважения и покорности, и следованию всех по пути Всевышнего Аллаха, Который заповедовал в Книге:

"О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами. Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он вас спас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, - может быть, вы пойдете прямым путем!"

(Сура "Семейство Имрана", аяты 102-103).

ПОБЕДОНОСНАЯ ОБЩИНА
Поистине, сотрудничество на основе братства и богобоязненности и всеобщей приверженности Всевышнему Аллаху - это то, чем характеризовался путь спасшейся победоносной группы или общины, о которой говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда его спросили:

"Это та, кто последует за мной и моими сподвижниками"

(ат-Тирмизи, Тухфа ал-ахузи, 7/2779, он сказал, что это хороший хадис).

В повествовании ал-Бухари говорится о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:

"В моей Умме всегда будут люди, которые твердо стоят за правое дело и будут победоносны до наступления Судного Дня"

(ал-Бухари, Иттисам, Фатх ал-Барри, 13/293, x.7311).

В хадисе, засвидетельствованном Муавийей, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:

"В моей Умме всегда будут люди, которые "Если Аллах оделяет человека благом, то Он обучает его религии. Поистине, я клянусь, что Аллах вознаградит, и дело Уммы будет правым до тех пор, пока не наступит час или не снизойдет повеление Аллаха"

(ал-Бухари, Иттисам, Фатх ал-Барри, 13/293, x.7312).



<< предыдущая страница   следующая страница >>