microbik.ru
  1 2 3 4

Содержание курса



Программа курса «Этнопсихология народов Западной Европы» включает 8 тем, список литературы и перечень примерных вопросов к зачету.

Тема 1. Объект, предмет, основные задачи и методы исследования этнопсихологии народов Западной Европы.


Этнопсихология как отрасль научных знаний. Ее объект и предмет исследования. Основные понятия этнопсихологии: нация, этническая общность, этнос, этническое самосознание, национальный характер, этнический менталитет (сходство и различия). Основные черты, характеризующие этнос (общность происхождения, общность территории, язык и др.).

Основные разделы этнопсихологии: общая этнопсихология, специальная этнопсихология, сравнительная этнопсихология, прикладная этнопсихология.

Основные задачи этнопсихологической науки. Основные направления исследования этнопсихологии: социологическое направление, экологическое направление, биологическое направление. Способы решения задач этнопсихологии: исследование психического склада этноса. Основные трудности на пути развития этнопсихологии как науки. Основные методы исследования этнопсихологии как науки.

Связь этнопсихологии с другими науками: этнопсихология и политическая психология, этнопсихология и педагогика.

Методы этнопсихологического исследования. Основные методы этнопсихологического исследования: опрос, контент анализ, семантический дифференциал, метод «подбора черт», метод «свободного описания». Культурно-специфические и универсальные методы. Межкультурный анализ. Методы изучения эмик- и этик-культур. Методы критического анализа дискурса. Составление транскриптов взаимодействия коммуникантов. Метод включенного наблюдения. Социометрический метод, метод самоопределения, метод «ключевого информанта».

Техника проведения исследований. Планирование исследования. Психологическое измерение культур: объективные и субъективные данные. Скрытые методы измерения. Эксперимент, опрос, интервьюирование, анкетирование.

Специфика проведения этнопсихологического исследования. Трудности и проблемы этнопсихологического исследования. Этические проблемы проведения научного исследования в кросс-культурной психологии.

Гносеологическое и практическое значение этнопсихологии как науки. Удовлетворение потребностей общества и практической деятельности людей определении подходов к пониманию национальных процессов и путей регулирования межнациональных отношений.

Тема 2. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.


Зарождение и развитие этнопсихологических знаний. Ранние историко-философские воззрения на природу психологических особенностей народов, культурно-политическую специфику их жизни (Геродот, Гиппократ). Крупицы этнопсихологических знаний в трудах античных авторов – философов и историков: Тацита, Плиния Старшего, Страбона.

Первые научные психологические наблюдения XVIII в. Французские просветители XVIII в. (основные положения, критика данного направления). Географический детерминизм Монтескье. Идея народного духа в философии Гердера.

Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки. Психология народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя. Г. Лебон о психологии народов и масс. Вклад В. Вундта в развитие психологии народов.

Зарождение этнопсихологии в России. Этнопсихологические исследования и теоретические подходы к созданию этнопсихологии в России. Психическая этнография Надеждина и деятельность Русского географического общества в 40-е годы 19 века. Попытка К.Д. Кавелина создать этнопсихолгию. Дискуссия между Сеченовым и Кавелиным о возможностях изучения психики по продуктам духовной культуры. Разработка этнопсихологических идей отечественными философами, историками, языковедами. А.А. Потебня о роли языка в жизни народа. Взгляды Н.Г. Чернышевского на проблему национального характера и психологии.

Культурно-историческая концепция развития культуры (Н.Я. Данилевский, Л.С. Выготский) Развитие и становление отечественной этнопсихологии (Бехтерев В.М., Кавелин К.Д., Шпет Г.Г.) Современная психология межкультурных различий: концепции «базовой структуры

Развитие этнопсихологических взглядов на Западе во второй половине XIX в. Основание Л. Штейнталем и С. Лацарусом "Журнала народной психологии и языкознания". Исследования В. Вундта. Методологические и теоретические подходы к изучению этнопсихологических явлений и процессов на Западе в начале XX в.

Направления европейской социологии во второй половине XIX в.: антропологическая школа в социологии, органическая школа, социальный (характеристика, критика данных направлений).

Состояние этнопсихологических исследований в XX веке. Исследование коллективных представлений, Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.

Сравнительно-культурные исследования. Сравнительно-культурный подход У. Риверса. Цели исследования Риверса, методы, гипотезы, результаты исследования. Дальнейшее развитие сравнительно-культурной психологии. Изучение межкультурных различий в подверженности зрительным иллюзиям: гипотезы «мира плотников» и «перспективной живописи». Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уордфа и изучение восприятия цвета для ее проверки. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (Херсковиц, Кемпбелл, Сепир-Уордф). Интерпретация полученных результатов в русле культурно-сравнительного подхода.

Объективные предпосылки для развития и становления психологии межкультурных различий. Психология народов (Штейнталь Л., Вундт В.). Концепции «модальной личности», «конфигурационной личности» (Боас Ф., Кардинер. А., Бенедикт Р., Мид М.).

Американская культурная антропология в 20-50-е годы XX века. Ф. Боас, Р.Бенидикт и теория «Культура и личность». Предмет, задачи, методы культурной антропологии. Теоретические построения и результаты конкретных исследований. Понятие «конфигурации культуры», его эвристические возможности и ограничения.

Проникновение идей З. Фрейда в культурную антропологию. Формирование психоаналитического направления в культурной антропологии Методы исследования, основные направления исследований. Американская этнопсихологическая школа А. Кардинера. Концепция "базовой" личности в зарубежной науке в середине XX в., ее характеристики. Концепция «модальной личности» (К.Дюбуа, Р.Линтон, А.Инкелес). Мультимодальная личность.

Исследование Рут Бенидикт фундаментальных различий между культурами. Диониссический, апполлонический и параноидальный типы культур.

Развитие советской этнопсихологической школы. Г.Г. Шпет о необходимости создания этнической психологии. Предложения Г.Г. Шпета по созданию этнической психологии в России. Работа Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию». Основные понятия концепции Г.Г. Шпета: «коллективные переживания», «отношения к продуктам культуры», «тип». Оценка вклада Г.Г. Шпета в развитие этнопсихологии.

Этнопсихологическое исследование А.Р. Лурия в Узбекистане в 1931-1932 гг. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, положение о системном строении высших психических функций, как теоретическая основа исследования А.Р. Лурия. Ход исследования, методы исследования, результаты.

Этнокультурный подход к изучению психических познавательных процессов представителей различных национальных общностей в СССР.

Дискуссия по проблемам национальной психологии на страницах журналов "Вопросы истории", "Вопросы философии" (1964 г.), "Советская этнография" (1983 г.). Советская военная психология о национально-психологических особенностях представителей различных народов. Взгляды советских этнографов на сущность и содержание этнопсихологических феноменов.

Наиболее важные результаты прикладных этнопсихологических и кросскультурных исследований за рубежом в 50-80-х гг.

Основные направления этнопсихологических исследований. Релятивизм, абсолютизм, универсализм – сущность подходов, основные положения, задачи. Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического. М. Херсковиц. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы. Концепция К.Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах. Измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта.

Возникновение психологической антропологии в 60-е годы. Психологическая антропология Ф.Хсю, ее сходство и отличие от школы «Культура и личность». Методы, подходы, проблемы основные направления исследований психологической антропологии. Критика психологической антропологии и оценка ее достижений.

Современное состояние исследований в области этнопсихологии и психологии межнациональных отношений. Основные направления развития этнопсихологии на Западе и в России. Превращение этнопсихологии в науку, обслуживающую интересы деловых, политических и других кругов зарубежных государств.

Тема 3. Специфика основных компонентов психологии наций Западной Европы


Место национальной психологии в структуре общественного сознания. Специфика национально-психологического отражения. Сущность и содержание этнопсихологических феноменов.

Свойства и своеобразие функционирования национальной психологии. Механизмы проявления национально-психологических особенностей людей.

Своеобразие влияния национальной психологии на жизнь и деятельность людей. Национальная психология и культура. Национальная психология и религия. Общее и особенное в материальных и социальных условиях жизни, общения и взаимодействия представителей различных этнических общностей.

Сущность и своеобразие психического склада нации. Особенности проявления психического склада в жизни и деятельности представителей различных этнических общностей.

Понятие о национальном самосознании и особенностях его функционирования. Роль национальных потребностей, интересов и ценностных ориентации в формировании и развитии национального самосознания. Взаимосвязь социальных и этнических установок в проявлении национального самосознания представителей различных этнических общностей.

Национальный характер, специфика его формирования и развития. Явления, обуславливающие национально-психологические особенности: природно-географическая среда, язык и письменность, культура и воспитание. Влияние национального характера на все стороны жизни и деятельности людей. Соотношение национальных, классовых и конфессиональных характеристик в национальном характере.

Роль национальных чувств и настроений в жизни и деятельности людей. Эмоциональная организация поступков и поведения представителей различных этнических общностей. Влияние условий и факторов социальной среды на динамику протекания национальных эмоций и чувств.

Общая характеристика и классификация национально-психологических особенностей личности у народов Западной Европы.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности. Работоспособность, деловитость, осмотрительность, инициативность, дисциплинированность и другие качества как системообразующие характеристики мотивационной сферы психики представителя конкретной этнической общности.

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности личности. Степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, полнота и оперативность восприятии и представлений, степень концентрации и устойчивости внимания, характер организации мыслительной деятельности - основа анализа и оценки интеллектуально-познавательных характеристик личности представителя той или иной нации.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности личности. Специфика национальных установок на волевую и эмоциональную активность, устойчивость волевых и эмоциональных процессов, длительность волевых усилий и динамика проявления эмоций и чувств как показатели национального своеобразия эмоционально-волевой сферы психики представителей конкретных этнических общностей.

Коммуникативные и поведенческие национально-психологические особенности личности. Национальная специфика проявления своеобразия общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей тех или иных этнических общностей.

Психологические характеристики этноса. Психический состав европейских этносов. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации.

Тема 4. Этнопсихология как наука об этнической самоорганизации


Этническая культура как защитный механизм. Защитные механизмы этнической культуры и их проявления.

Этническая картина мира, традиционное сознание этноса и ценностные ориентации. Основные характеристики традиционного сознания: имплицитное наличие в нем целостной картины мира; передача его из поколения в поколение, в процессе социализации; корреляция традиционного сознания с поведенческими стереотипами, присущими членам данного этноса; детерминирование им всего конструкта народной жизни (общественных институтов, системы межличностных и межгрупповых, в том числе межпрофессиональных и межклассовых отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора, автостереотипов, гетеростереотипов, системы межэтнических отношений, механизмов интериоризации «чужих» и т.д.); соответствие традиционного сознания этноса социальным условиям его жизни, стадии его общественного развития, структуре жизнеобеспечения, а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов.

Этнические константы как бессознательные образы. Соотношение понятий «этнические константы», «этническая картина мира», «традиционное сознание», «менталитет», «этнос», «общество», «культура». Уровни адаптации как проявление этнических констант. Кристаллизация традиционного сознания этноса. Распределение этнической культуры. Распределение культуры и адаптационно-деятельностные модели. Взаимоотношение внутриэтнических групп. Внутриэтнические группы и идеология. Изменение традиционного сознания этноса.

Тема 5. Национально-психологические особенности народов Западной Европы


Этнопсихологические характеристики западноевропейской культуры: ценности, обычаи и ритуалы, пережитки и суеверия, мифология. Психологические измерения культур: индивидуализм – коллективизм, простота – сложность, открытость – закрытость (Г.Триандис); мужественность – женственность, избегание неопределенности, дистанция власти (Г.Хофстеде). Экстенсивные и интенсивные культуры в Европе. Католические и протестантские культуры. Моностилистические и полистилистические культуры народов Западной Европы. Специфические особенности поведения человека в разных культурах.

Националистическая психология. Этнические установки. Этнические стереотипы. Причины стереотипизации. Явление этнопсихологической маргинальности в странах Западной Европы.

Культурно-историческое развитие представителей народов Центральной и Западной Европы. Национально-психологические особенности англичан, ирландцев, немцев, французов. Народы Бенилюкса: особенности национального характера. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей англичан, шотландцев, валлийцев и ирландцев.

Особенности межличностных взаимоотношений народов Фенноскандии. Нравы, обычаи, отношение народов региона к другим этносам.

Культурно-историческое развитие народов Юго-Западной Европы – Испании, Португалии, Италии Национально-психологические особенности итальянцев, испанцев, греков, басков, каталонцев, кастильцев. Особенности межличностных взаимоотношений этнических сообществ в Юго-Западной Европе. Нравы, обычаи, их отношения с другими народами.

Этнопсихология детства. Этнические стереотипы мужского и женского поведения народов Западной Европы. Модели ухаживания, сватовства и брачного поведения в европейских культурах.

Влияние пространства и времени на формирование межкультурных различий. Территориальное поведение человека и его особенности у народов Западной Европы. Функции территориального поведения. Развитие чувства территориальности. Биологические особенности территориального поведения индивида. Пространственная активность, социальная дистанция человека. Чувство времени в разных культурах. Полихронные и монохронные культуры. Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры.

Различия мышления, восприятия и памяти в разных культурах. Зрительные иллюзии. Межкультурные особенности интеллекта. Понятие об интеллекте в разных культурах. Проблемы и парадоксы межкультурного тестирования интеллекта. Стили принятия решения в английской, французской, немецкой деловых культурах.

Тема 6. Межэтнические отношения в Западной Европе: особенности, характеристика


Понятие этнических групп. Субэтносы. Этническое самосознание. Этнические границы. Потребности в этнической принадлежности, позитивной этнической идентичности и этнической безопасности как базовые общечеловеческие потребности.

Этническое самосознание и этноцентризм. Этническая толерантность и интолерантность. Понятие об in- out-group. Различные типы межэтнических отношений: основные (чистые) типы, отношения субординации, горизонтальные отношения, различие происхождения ранжированных и неранжированных обществ.

Этническая и социальная структура общества. Межэтнические отношения на уровне индивидов. Условия возникновения расовой и этнической стратификации: теория власти – конфликта, внутренний империализм, средние группы. Типы и этапы развития межэтнических отношений в Западной Европе. Малые народы и этнические меньшинства в Европе. Последствия межэтнических отношений для культуры европейских этносов.

Кризис идентичности в Западной Европе.

Взаимодействия этноса и его диаспоры. Влияние этнической картины мира на поведение членов этноса. Феномен «этнического подключения», межэтническое культурное взаимодействие, универсальные и культурно-специфические аспекты общения.

Тема 7. Психология межкультурного взаимодействия народов Западной Европы


Механизмы межкультурного восприятия. Переживание индивидом «чужого» и «своего» при контакте с носителями другой культуры. Стресс аккультурации. Факторы неизбежного формирования защитной реакции на межкультурную ситуацию. Фазы адаптации личности к чужой культуре – «U-кривая» («медовый месяц»; «культурный шок»; «адаптация» или «бегство») и реадаптации – «W-кривая».

Концепция «культурного шока». К. Обегр: аспекты культурного шока. Традиционные теории «культурного шока»: теория горя и утраты, теория, основанная на связи здоровья с локусом контроля, теория селективной миграции, теория ценности ожиданий. Современные теории «культурного шока»: теории негативных жизненных событий, ценностных различий и социальной поддержки.

Психологическая, социокультурная и экономическая адаптация. Понятие о культурной дистанции. «Индекс культурной дистанции» А. Фэрнхема, С. Бочнера. Типы реакций на другую культуру и ее представителей: отрицание, защита, минимизация, принятие, адаптация, интеграция.

Модели аккультурации по Дж.Берри: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. Этническая идентичность и этническая толерантность как показатели аккультурации. Психологическая адаптация к иной географической среде. Последствия межкультурных контактов по С.Бочнеру: геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция.

Психологические теории, описывающие процесс вхождения в чужую культуру. Теория локуса контроля. Теория селективной миграции. Теория социальной поддержки. Теория ценности ожиданий. Теория ценностных различий. Теория страдания. Теория негативных жизненных событий.

Психология этнических миграций и проблема аккультурации. Психология аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. Мультикультурализм.

Вербальное межкультурное общение. Психолингвистический подход В. Гумбольдта к описанию национального характера. Теория лингвистического детерминизма Э. Сэпира и Б. Уорфа. Проявление межкультурных различий в языке и фольклоре. Взаимосвязь языка, мировидения (национальной картины мира) и культуры.

Язык как средство категоризации, упорядочения опыта и конструирования человеком мира. Зависимость семантики понятий от культурной специфики опыта, которым обладают народы относительно обозначаемого словом объекта, явления. Стили вербального общения, присущие разным культурам: краткий, сжатый, вычурный. Английский, французский и немецкий национальные характеры в языке и фольклоре.

Межкультурные особенности невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация и культура. Культурная обусловленность форм невербальной коммуникации. Формы невербальной коммуникации у народов Западной Европы: кинетика (язык тела); проксемика (пространство, дистанция); позы, манера держаться; мимика; жесты; контакт взглядов; паралингвистика (громкая – тихая речь; быстрая – медленная речь; многословие – лаконичность – молчание), физиогномика. Межкультурные особенности мимики, улыбки, жестов.

Тема 8. Этнические конфликты: причины их возникновения и способы их урегулирования


Понятие этнические конфликты, причины возникновения, особенности протекания.

Типология этнических конфликтов (культурно-языковой, этно-экономический, этно-экологический, территориальный). Этнический конфликт как актуализация латентной конфликтогенности в межэтническом взаимодействии.

Динамика этнических конфликтов. Классификация этнических конфликтов по форме проявления (отчуждение, неприязнь, насилие) и уровню притязаний (ценностно-символический, статусный, сецессионный).

Функциональный внутриэтнический конфликт (взаимодействие внутриэтнических групп). Смута как функциональное состояние.

Урегулирование этнических конфликтов.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Учебники

Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. Л., 1994.

Введение в этническую психологию / под ред. Ю.П. Платонова. СПб., 1995.

Деркач А.А., Крысько В.Н., Саракуев Э.А. Этнопсихология: Принципы и методы построения этнопсихологического исследования. М., 1992.

Кривошеев В.А. Основы этнической психологии. М., 2010.

Крысько В.Г. Введение в психологию межнациональных различий. Минск, 1999.

Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2011.

Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: Теория и методология: Учеб. Пособие. Ч. 1, 2. М., 1999.

Крысько В.Г., Деркач А.А., Саракуев Э.А. Этнопсихология. Ч. 1-2. М., 1992.

Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этническую психологию. М., 1996.

Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология. Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000.

Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

Налчаджян А.А. Этнопсихология. Изд. 2-е. СПб., 2004.

Павленко В.Н., Таглин С.А. Введение в этническую психологию: Учеб. пособие. Харьков, 1992.

Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб., 2012.

Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.

Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. М., 2012.

Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. М., 2008.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. Издание 4-е, испр. и доп. М., 2009.

Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк, 1997.

Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии. М., 2011

Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии. М., 2012

Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Альбом схем. М., 2009.

Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 2010.

Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. М., 1999.

Этнопсихология, психология религии: Учеб. пособие. М., 2001.
* * *
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

Белик А.А. Психологическая антропология: История и теория. М., 1993.

Битянова М.Р. Социальная психология. СПб., 2010.

Бондурка А.М., Друзь В.А. Конфликтология. Харьков, 1997.

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М., 2003

Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2006

Константинова С.С. Этнология. М., 2005

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997

Лурье С.В. Психологическая антропология. URL: http://svlourie.narod.ru/index.htm

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Миськова Е.В., Мехедов Н.Л., Пименов В.В. Этнология. М., 2006

Основы этнологии: Учебное пособие. М., 2007.

Поляничкина Г.А. Этнография. М., 2007

Психология религии: Учеб. Пособие. М., 2001.

Преображенский П.Ф. Курс этнологии. Учебное пособие. Изд. 3-е, стереотипное. М., 2006

Садохин А.П. Этнология. М., 2006

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2008

Сервье Ж. Этнология. М., 2004

Стефаненко Т.Г. и др. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие. М., 2002

Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. М., 2006

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. Учебное пособие. М., 1998

Этнография. М., 1982

Этнология / Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. М., 1994.

ТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ»


Этнопсихология, ее актуальность, проблемы, основные понятия.

Актуальность этнопсихологических знаний. Основные тенденции развития этнических общностей, этнический парадокс

Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия.

Основные направления этнопсихологии. Их значение для современного развития этнопсихологии как науки.

Ранние историко-философские воззрения на природу психологических особенностей народов, культурно-политическую специфику их жизни.

Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки. Психология народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя.

Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.

Первые этнопсихологические исследования и теоретические подходы к созданию этнопсихологии в России в 40-е годы XIX века.

Попытка К.Д. Кавелина создать этнопсихологию. Дискуссия между Сеченовым и Кавелиным о возможностях изучения психики по продуктам духовной культуры.

А.А. Потебня о роли языка в жизни народа.

Г. Лебон о психологии народов и масс.

Г.Г. Шпет о необходимости создания этнической психологии. Основные понятия его концепции.

Теория «культура и личность». Предмет, задачи, методы культурной антропологии.

Теоретические построения и результаты конкретных исследований Р. Бенедикт. Понятие «конфигурация культур».

Психоаналитический подход (А.Кардинер и Р.Линтон). Теория базовой и модальной личности.

Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей различных культур.

Основные направления этнопсихологических исследований. Релятивизм, абсолютизм, универсализм. Сущность данных подходов, основные положения, задачи.

К.Леви-Строс об универсальности мышления людей из разных культур

Леви-Брюль об особенностях дологического мышления.

Влияние З. Фрейда на культурную антропологию.

Психология этнического возрождения во второй половине XX века.

Этнопсихологические исследования личностных черт.

Понятие о «национальном характере», проблемы исследования национального характера.

Исследование социализации детей (этнография детства)

Межкультурные различия в экспрессивном поведении. Этнокультурные особенности вербальной коммуникации.

Этнопсихологические исследования невербальной коммуникации.

Кросс-культурные исследования интеллекта, история и основные проблемы

Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм, стереотипизация, этностереотипы.

Этнические предрассудки, их происхождение и функции, теоретические подходы и практические исследования.

Этнические стереотипы, их содержание, функции.

Понятие об этнической напряженности и конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования.

Поиски причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках.

«Концепции заговора» и этнический конфликт.

Проблемы межкультурной адаптации. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию.

Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации.

Изучение ценностей в этнопсихологии.

Сравнительно-культурные исследования, методы, задачи, результаты.

Методы этнопсихологического исследования.

Исследования ценностей, интеллекта, отношения ко времени.

Психологические закономерности развития этнического самосознания в разных культурах.

Межэтническая напряженность как социально-психологический феномен.

Фазы межэтнической напряженности и психологические защитные механизмы.

Социализация в разных культурах и у разных народов.

Генезис различных форм выражения этнического самосознания.

Психологические закономерности развития этнического самосознания в разных культурах.

Этнокультурные особенности вербальной и невербальной коммуникации.

Понятие о «национальном характере», проблемы его исследования.

Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности.

Психологические детерминанты этнических конфликтов.

Способы урегулирования этнических конфликтов.

Национальные обычаи и традиции народов Западной Европы.

Психологические особенности функционирования национального самосознания в современных условиях.

Национальное сознание и самосознание, специфика его проявления и функционирования.

Понятия «национальной установки» и «национального стереотипа».


ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ»


  1. Предмет и задачи этнопсихологии как науки.

  2. Связь этнопсихологии с другими отраслями знаний.

  3. Методы этнопсихологических исследований.

  4. Изучение психологии народов в России.

  5. Проблемы этнопсихологии народов Европы в зарубежных исследованиях.

  6. Развитие этнопсихологии в Зарубежной Европе. Психология народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя. Г. Лебон о психологии народов и масс. Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.

  7. Психологическое направление в американской этнологии.

  8. Этнопсихологические идеи в современной науке.

  9. Понятия «этноса» и «этничности». Этнодифференцирующие признаки.

  10. Национальный темперамент.

  11. Национальные интересы и ценностные ориентации.

  12. Национальные чувства и настроения.

  13. Национальные традиции и привычки.

  14. Сущность этнопсихологических явлений.

  15. Источники и факторы формирования национальной психологии (национально-психологических особенностей) людей.

  16. Психологическая структура и функции этнического самосознания.

  17. Причины образования и последствия предрассудков. Предрассудки современных народов Европы.

  18. Влияние национально-психологических особенностей на деятельность людей.

  19. Понятие о национальном и социальном характерах.

  20. Национальный характер: сущность и значение. Подходы к интерпретации национального характера.

  21. Психологические особенности этнической стереотипизации.

  22. Национальный характер и его роль в жизни и деятельности людей.

  23. Национально-психологические особенности народов Великобритании.

  24. Национально-психологические особенности народов Франции.

  25. Национально-психологические особенности народов ФРГ.

  26. Национально-психологические особенности народов Испании.

  27. Национально-психологические особенности народов Бенилюкса.

  28. Национально-психологические особенности народов Фенноскандии.

  29. Интеллект в разных культурах. Различия мышления, восприятия и памяти в разных культурах.

  30. Проявление межкультурных различий в языке и фольклоре.

  31. Этапы становления этнической идентичности. Стратегии поддержания этнической идентичности.

  32. Психологические механизмы, закономерности проявления и развития этнического самосознания.

  33. Типы и трансформации этнического самосознания.

  34. Психологические функции этнического самосознания.

  35. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерения.

  36. Маргинальная этническая идентичность и ее специфика.

  37. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Функции и виды этноцентризма.

  38. Этнические стереотипы и механизмы стереотипизации.

  39. Социализация в разных культурах и у разных народов Западной Европы.

  40. Межэтнические отношения в Западной Европе: особенности и характеристика.

  41. Этнические конфликты: причины возникновения, классификация, способы урегулирования.

  42. Структура и стадии этнических конфликтов.

  43. Психологические проблемы межнациональных конфликтов.

  44. Понятие о социокультурной адаптации, аккультурации.

  45. Факторы адаптации к новой культурной среде.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


Промежуточная аттестация студентов проводится в виде письменного или устного зачета в конце 2 семестра.

Допуск к сдаче зачета и экзамена осуществляется, если за работу в семестре студент набрал не менее 10 баллов. Максимальная оценка за зачет – 40 баллов.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Во время рубежного контроля знаний студент должен показать знания всех основных проблем курса:

  • иметь представление об объекте, предмете, источниках и методах этнопсихологии народов Западной Европы, основных этапах ее развития как науки;

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом этнопсихологии;

  • уметь сопоставлять информацию этнопсихологического характера, учитывая типы менталитета народов и их социально-экономическое развитие;

  • знать современный этнический состав стран Западной Европы;

  • быть знакомым с основными проблемами становления и развития национального самосознания основных этносов Западной Европы;

  • иметь разносторонние представления о психологической составляющей этнических конфликтов в Западной Европе и других зарубежных странах;

  • уметь дать этноконфессиональную характеристику стран Западной Европы;

  • понимать особенности этносоциального и этнополитического развития западноевропейских стран и их влияние на трансформацию этнического самосознания, уметь анализировать современную этнопсихологическую ситуацию в регионе;

  • иметь углубленные знания по этнической психологии народов Великобритании, Франции и ФРГ;

  • овладеть навыками работы с географическими, историческими и специализированными этнопсихологическими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками);

  • уметь творчески мыслить, овладеть методами работы с исторической научной, справочной и учебной литературой.

Рубежный контроль знаний по курсу «Этнопсихология народов Западной Европы» предусматривает умение студентов во время ответа интегрировать информацию по курсу со знаниями по истории, географии, обществознанию, литературе (в объеме учебных курсов бакалавриата).

На зачете оценивается умение студентов сопоставлять и сравнивать этнопсихологические факты, выделять этнические особенности материальной и духовной культуры народов, обосновывать собственную точку зрения на современные этнопсихологические процессы.

Рубежный контроль знаний по по курсу «Этнопсихология народов Западной Европы» предусматривает проверку навыков студентов работать с географическими и историческими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками).

При выставлении отметки на рубежном контроле знаний по курсу «Этнопсихология народов Западной Европы» учитывается знание студентом современной этнополитической и этнодемографической обстановки в Зарубежной Европе, мире и России.

На рубежном контроле знаний по этнологии уделяется внимание владению студентом научной терминологией, как этнологической, так и общеисторической.

Ответ студента должен быть результатом соединения знаний, полученных в ходе аудиторных занятий и при изучении учебной и дополнительной научной и научно-популярной литературы, структурно и логически продуман, а изложение теоретических положений в процессе ответа – сопровождаться конкретными примерами. При выставлении оценки учитывается знание студентом основной и дополнительной литературы по курсу.

На рубежном контроле знаний:

Оценка «отлично» 36 – 40 баллов ставится за полный исчерпывающий ответ по двум вопросам билета, если студентом учтены и соблюдены все вышеперечисленные требования. Студент обязан глубоко знать программный материал, литературно грамотно излагать свои мысли, точно и полно отвечать на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «хорошо» – 26 – 35 баллов ставится в том случае, если в ответе допущены незначительные ошибки, неточности в изложении фактического материала, нарушена структура и логика ответа, или студент не точно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, допускает ошибки при работе с картами, атласами.

Оценка «удовлетворительно» – 15 – 25 баллов выставляется студенту, если значительная часть материала была изложена, но отсутствовали некоторые блоки информации; ответ был схематичным или поверхностным; допущены отдельные грубые фактические ошибки; если студент не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя по курсу, а также в случае отсутствия четкой структуры, логики ответа и навыка грамотной речи. Оценка «удовлетворительно» выставляется также в том случае, если студент не может дать положительный ответ по одному из вопросов экзаменационного билета, но правильно отвечает на дополнительные вопросы и показывает хорошее знание других тем курса.

Оценка «неудовлетворительно» – менее 15 баллов выставляется при наличии только фрагментарных знаний; допуске грубых фактических ошибок, искажающих суть проблемы, несоблюдении значительной части требований, предъявляемых к экзамену по этнологии. Оценка «неудовлетворительно» ставится также в том случае, если студент отказывается отвечать по вопросам билета или на дополнительные вопросы преподавателя.

Итоговая оценка выставляется по 100 бальной системе с учетом количества набранных баллов за учебную деятельность по предмету в течение семестра. Итоговое количество баллов, заработанных студентом в семестре, определяется по формуле:

Итоговое количество баллов = Общее количество баллов, набранное студентом в семестре +

При недифференцированной итоговой оценке (зачете)

Менее 40 баллов

«не зачтено»

Более 40 баллов

«зачтено»



При дифференциации итоговой оценки (экзамене)

Менее 40

«неудовлетворительно»

40 - 59

«удовлетворительно»

60 - 79

«хорошо»

80 - 100

«отлично»

Учебно-тематический план

Раздел программы

ЧИСЛО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

ВСЕГО

АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ

Самостоя-

тельная

работа

студентов

ВСЕГО

Лекционных

Семинар

Практич.




Всего в 1 семестре:

72

36

14

22



36

Тема 1. Объект, предмет, основные задачи и методы исследования этнопсихологии народов Западной Европы.

8

4

2

2




4

Тема 2. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.

8

4




4




4

Тема 3. Специфика основных компонентов психологии наций Западной Европы.

4

2

2







2

Тема 4. Этнопсихология как наука об этнической самоорганизации.

4

2

2







2

Тема 5. Национально-психологические особенности народов Западной Европы.

12

6

2

4




6

Тема 6. Межэтнические отношения в Западной Европе: особенности, характеристика.

12

6

2

4




6

Тема 7. Психология межкультурного взаимодействия народов Западной Европы.

12

6

2

4




6

Тема 8. Этнические конфликты: причины их возникновения и способы их урегулирования.

12

6

2

4




6

Форма контроля - зачет во 2-м семестре.


<< предыдущая страница   следующая страница >>