microbik.ru
  1 2 3 4 ... 8 9

Экономия расходов при выборе конструктивных форм

Качество монолитных конструкций, темпы строительства, трудоемкость работ и оборачиваемость опалубки зависят от технологичности проектных решений с позиции технологии опалубливания современными опалубочными решениями. Под технологичностью понимают геометрические формы и сечения монолитных конструкций, возможность их опалубливания модульными размерами элементов опалубки, возможность устройства рабочих швов, доступность зоны опалубливания и распалубки, наличие надежного основания для опорной системы опалубки, повторяемость форм и размеров сечения конструкций, уменьшение труднодоступных зон укладки и уплотнения бетона. Практика показывает, что не всегда оптимальные с конструктивной точки зрения монолитные конструкции являются рациональными с технологической точки зрения. А достигнутая экономия в расходе арматуры и бетона часто не в состоянии компенсировать увеличение затрат на опалубку и на заработную плату опалубщиков, арматурщиков и бетонщиков, не говоря уже об увеличении сроков строительства и проблемах, связанных с обеспечением качества работ и техники безопасности.

Каркасные системы являются одними из наиболее перспективных систем многоэтажных зданий как с конструктивной, так и с технологической точки зрения. Опалубочная система и технология МОДОСТР включают несколько вариантов опалубок и технологий возведения монолитных конструкций каркасных зданий. Для возведения монолитного перекрытия наиболее распространенным типом опалубки является опалубка на основе телескопических стоек, распределительных балок и палубы из водостойкой фанеры. Опалубка характеризуется технологической гибкостью, но обладает повышенной трудоемкостью сборки и распалубки. Высота этажа возводимого здания ограничивается рабочей высотой телескопической стойки. Опалубка перекрытий на основе опорных башен позволяет возводить перекрытия в зданиях с высотой этажа 3 метра и более путем наращивания башен по высоте. Технология применения опорных башен характеризуется меньшей трудоемкостью работ, по сравнению с первым типом опалубки. К технологиям более высокого порядка следует отнести опалубку-стол, монтаж и демонтаж которой производится краном. Трудоемкость опалубочных работ при этом снижается в 3—4 раза. Все опалубки для перекрытия могут работать одновременно и на одном объекте. Опалубочная технология предусматривает обязательное применение страховочных опорных элементов в виде отдельных телескопических стоек или опорных башен.

Следующим основным конструктивным элементом каркасных зданий является колонна. Следует отметить, что круглые или произвольного сечения колонны опалубить дороже, чем прямоугольные. Капители монолитных колонн также усложняют опалубочные работы. Для исключения продавливания перекрытия в зоне колонны целесообразно применять специальное армирование. Возведение монолитных колонн и примыкающих к ним диафрагм жесткости целесообразно производить раздельно, для чего соединение арматуры диафрагм с колоннами предпочтительно проектировать с применением закладных изделий. Для возведения прямоугольных колонн рекомендуется применять специализированную веерную опалубку колонн системы МОДОСТР, обеспечивающую многократную оборачиваемость и высокое качество монолитных конструкций. Веерная опалубка колонн собирается из специальных перфорированных опалубочных щитов, что позволяет возводить колонны с максимальным поперечным сечением до 600 х 600 мм и с шагом 50 мм. В комплект опалубки входят щиты, система крепежа и регулируемые подкосы.

Остановимся на возведении внутренних монолитных стен. Идея концепции интенсивной опалубочной технологии — применение крупноформатных панелей из стеновой опалубки системы МОДОСТР, рационализация технологии опалубочных работ, использование консольных и навесных обслуживающих площадок.

Опалубка КАСКАД — высококачественная стеновая опалубка, одна из последних новинок на строительном рынке. Минимальный отпечаток каркаса на лицевой поверхности бетона делает ее весьма конкурентоспособной. Два тяжа по высоте щита, применение крупноформатной фанерной палубы без стыка, ширина щитов до 1000 мм — все это отличительные преимущества опалубки. Опыт возведения высотных зданий подтверждает получение в такой опалубке качественных лицевых бетонных поверхностей, готовых под оклейку обоями.
Ранняя распалубка монолитных перекрытий

Технология возведения монолитных перекрытий определяет темпы возведения всего каркаса и самого здания. При возведении каркасных зданий из монолитного железобетона определяющим технологическим процессом является технология строительства монолитных дисков перекрытия, связанная с длительностью набора распалубочной прочности бетона. В соответствии с действующими нормативными документами минимальная распалубочная прочность бетона незагруженных горизонтальных конструкций при пролете до 6 метров должна составлять не менее 70 % проектной прочности и свыше 6 метров — 80 % проектной прочности бетона. Вместе с тем, разработанная в институте опалубочная технология обеспечивает интенсивную технологию возведения монолитных каркасных зданий, основными слагаемыми которой являются: применение ранней распалубки перекрытий, каскадная технология возведения многоэтажных зданий и другие технологические приемы с использованием страховочных стоек. На основе выполненных исследований разработаны новые способы возведения монолитных конструкций. В отличие от существующей технологии, в них учитывается взаимосвязь возрастающих эксплуатационных и технологических нагрузок и темп изменения прочности бетона на различных этапах возведения зданий. Сущность новой технологии заключается в том, что после укладки и уплотнения бетонной смеси осуществляется выдерживание бетона до получения заданной прочности. Причем величина прочности бетона определяется с учетом возможного загружения в течение периода строительства, то есть с учетом фактических сроков возведения зданий и условий окружающей среды.

Применение страховочных элементов для временного поддерживания монолитного перекрытия до набора им необходимой распалубочной прочности сейчас не регламентируется нормативными документами.

Оптимизация использования опалубки перекрытия базируется на следующих основных принципах:

  • определение усилий в подпорных стойках при возведении конструкции с использованием эмпирических методов;

  • определение необходимой распалубочной прочности бетона из критерия эксплуатационной надежности;

  • распалубка в согласованной последовательности после набора бетоном требуемой прочности;

  • управление нагрузками на вновь возведенных перекрытиях, пока они не добрали необходимую прочность.

В новых экономических условиях становятся востребованными новые технологии строительства, ориентированные на высокие темпы строительства, качество и снижение себестоимости, что и определяет конкурентоспособность любой строительной организации. Поэтому особое внимание следует уделять технологичности на стадии проектирования и согласования проектно-сметной документации.

Предлагаемая технология ранней распалубки перекрытий с применением страховочных стоек, обеспечивающих ограничение прогибов плит до набора необходимой прочности бетона, позволяет значительно ускорить оборачиваемость опалубки и, соответственно, сократить сроки строительства. Проведенное численное моделирование деформативности многопролетных дисков перекрытия каркасных систем здания при ранней распалубке позволяет управлять технологическим процессом распалубки.
М.Ф. Марковский, к.т.н., директор УП «Институт БелНИИС»,

Г.А. Туровец, заведующий лабораторией опалубочных систем УП «Институт БелНИИС» (Республика Беларусь, Минск)

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ДЕМОНТАЖА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Строительство освоено человеком много веков назад. Срок службы ряда строений насчитывает не один десяток лет. Поэтому все чаще в крупных мегаполисах возникает необходимость демонтажа зданий.
Снос зданий и сооружений выполняется, как правило, членением конструкций на части (для последующего демонтажа) или методом обрушения. Способ выбирается в зависимости от условий работ, а также от строительных материалов, из которых выполнено строение. Например, деревянные сооружения разбирают, отбраковывая элементы для последующего их использования. При разборке каждый отделяемый сборный элемент должен предварительно раскрепляться и занимать устойчивое положение.

Монолитные железобетонные и металлические строения разбираются по специально разработанной схеме сноса, обеспечивающей устойчивость строения в целом. Членение на блоки разборки начинают со вскрытия арматуры. Затем закрепляют блок, режут арматуру и обламывают блок. Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса железобетонного блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъемности кранов при наибольшем вылете крюка.

Сборные железобетонные строения следует разбирать по схеме сноса, обратной схеме монтажа: перед началом разборки элемент освобождают от связей; сборные железобетонные конструкции, не поддающиеся поэлементному разделению, расчленяют как монолитные.

Современные технологии демонтажа сооружений предусматривают использование различных вспомогательных средств.

Снос методом обрушения осуществляется с помощью гидравлических молотов, отбойных молотков, а в отдельных случаях — экскаваторов с навесным оборудованием (например, шар- и клин-молот и так далее). Для предотвращения разброса обломков по рабочей площадке вертикальные части строения необходимо обрушивать внутрь. Также обрушение может осуществляться взрывным способом, после чего требуются расчистка и общая планировка строительной площадки.

Работы по разборке существующих зданий и сооружений или их отдельных элементов состоят из двух этапов — подготовительного и основного. На подготовительном этапе подрядная организация на основании проектно-сметной документации (в том числе проекта организации строительства ПОС по вопросам разборки строений) совместно с представителями заказчика и проектной организации производит обследование сносимых строений, которое определяет: состояние здания в целом и его отдельных элементов; методы производства и объемы работ; выход материала и конструкций от разборки, пригодных для последующего использования; надежность отключения инженерных сетей; факторы, которые могут отрицательно повлиять на производство работ; мероприятия по сохранению расположенных рядом построек; сроки начала и окончания работ.

На основании результатов обследования подрядчик разрабатывает проект производства работ (ППР) по разборке строений. В ППР включаются:

  • строительный генеральный план сносимого сооружения;

  • схемы и технологические карты выполнения работ;

  • графики производства работ;

  • методы и последовательность работ;

  • способы временного крепления конструкций;

  • потребности в транспортных средствах и строительных машинах.

В специальном разделе ППР должны быть указаны мероприятия, которые обеспечивают безопасность производства работ. К ним относятся: ограждение опасной зоны сносимого объекта; установка предупредительных знаков и сигнальных фонарей; проведение инструктажа по выполнению работ на разбираемом сооружении (запрещение сбрасывания материалов, конструкций, строительного мусора со стен и перекрытий, приостановка работ при создании небезопасного положения и так далее).

На основном этапе разборки различных строений, как правило, применяют ручной, полумеханизированный, механизированный и взрывной способы демонтажа. Ручной способ является наиболее трудоемким, так как он осуществляется с использованием ручного инструмента: ломов, клиньев, кувалд, кирок, скарпелей и газорезательных установок. Этот способ лучше применять при небольших объемах работ или в случаях, когда другие методы не могут быть использованы.

Полумеханизированный способ основан на применении пневматического и электрического инструмента: отбойных молотков, лопат-ломов, бетоноломов, механических пил, лебедок, домкратов. Такой способ распространен наиболее широко, хотя и является трудоемким и дорогостоящим. К тому же производство работ сопровождается шумом и выделением пыли.

При механизированном способе работы выполняются с помощью машин и механизмов. Тут распространение получил метод ударного разрушения конструкций шар- или клин-молотом, подвешиваемым на тросах к стреле самоходного крана или экскаватора. Для обрушения отдельно стоящих конструкций или участков зданий, отсеченных от их основной части, применяются тракторы или бульдозеры: конструкции в верхней части предварительно обвязываются стальными тросами, привязываются к механизмам и тянутся до опрокидывания и разрушения. При этом угол подъема троса по отношению к горизонту должен быть не более 20о. Бульдозеры используют также для перемещения и окучивания строительного лома и мусора. По сравнению с полумеханизированным методом, данный способ более производителен и рационален при разборке старых зданий и сооружений.

Взрывной способ основан на использовании энергии взрыва. Для разрушения зданий применяются шпуровые заряды взрывчатого вещества, которые располагают на одном уровне в основании здания по его периметру (не ниже 0,5 метров от поверхности земли), образуя сплошной подбой. В результате взрыва здание разрушается и оседает на свое основание.

Перед взрывом здание должно быть освобождено от всех деревянных конструктивных элементов — стропил, перекрытий, перегородок, полов, дверей. Бетонные и железобетонные конструкции взрывают на дробление.

В зависимости от размеров конструкций и сооружений, могут применяться накладные, шпуровые, скважинные или камерные заряды.

Взрывной способ является наименее трудоемким и наиболее экономичным.

Для разрушения монолитных конструкций может быть применен электрогидравлический способ демонтажа. При нем не образуется взрывная волна, и не происходит разброс осколков, что свойственно при взрывном методе. Это особенно важно при производстве работ на территории действующего предприятия или внутри производственных помещений.

Для резки бетона и железобетона, прожигания в нем отверстий и штраб используется термический способ разрушения. Он основан на применении мощного источника тепла в виде газового потока («кислородное копье») или электрической дуги (графитовые или угольные электроды).

Но чаще всего при разборке или разрушении зданий, сооружений, отдельных конструкций применяется комбинированный способ. При его использовании одни конструктивные элементы разбираются ручным способом, другие — механизированным, третьи — взрывным. Например, при сносе одноэтажного каркасного здания с кирпичными стенами рекомендуется поэлементная разборка конструкций вручную, кроме стен, которые следует разбирать механизированным способом, и фундаментов, разрушаемых взрывом.

При реконструкции или расширении действующих предприятий иногда возникает необходимость в разборке отдельных конструктивных элементов (потолков, перегородок, стен, полов, фундаментов). В этом случае на разборку каждого элемента необходимо разрабатывать ППР, где указываются последовательность и методы производства работ, границы опасной зоны, а также мероприятия по снятию нагрузки с разбираемой конструкции, обеспечивающие устойчивость и сохранность остальных элементов здания.
Ю.Н. Казаков, д.т.н., профессор кафедры технологии строительного производства,

помощник ректора СПбГАСУ, советник РААСН

МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДНАПРЯЖЕНИЯ В МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
На данный момент одним из наиболее перспективных направлений развития монолитного железобетона является применение при возведении пролетных конструкций преднапряжения с натяжением на бетон в построечных условиях (постнапряжение).
Преднапряжение может осущест-вляться как со сцеплением напрягаемой арматуры с бетоном, так и без сцепления. На данный момент технология со сцеплением арматуры с бетоном показала себя как наиболее эффективная при возведении мостовых пролетов и массивных балочных конструкций. Система без сцепления наиболее эффективна при возведении конструкций сравнительно небольшого сечения.

Отличие технологии постнапряжения от широко известного преднапряжения, осуществляемого в условиях завода ЖБИ, заключается в том, что напрягаемая арматура натягивается после бетонирования и набора бетоном достаточной передаточной прочности (70—80 % марочной прочности).

Для того чтобы обеспечить возможность натяжения арматуры после твердения бетона, арматура должна иметь возможность свободного перемещения в бетоне. Для этого напрягаемая арматура заключается в пластиковую (для системы без сцепления) или металлическую (для системы со сцеплением) трубку. Передача усилий на бетон осуществляется при помощи устанавливаемых на концы напрягаемых элементов анкерных устройств. Как правило, для преднапряжения используются арматурные канаты (рис. 1). Канат в конструкции раскладывается между верхней и нижней сеткой арматуры в соответствии с формой эпюры изгибающих моментов (линией главных растягивающих напряжений). Захват каната на анкере осуществляется при помощи клинового цангового захвата (рис. 2).

После набора бетоном проектной передаточной прочности производится натяжение каната при помощи гидравлического домкрата. В зависимости от типа раскладки каната, возникающие при натяжении усилия вызывают напряжения обжатия бетона и разгружающие усилия по длине пролета (рис. 3) при криволинейности раскладки канатной арматуры. Европейская и американская практика на протяжении 40 лет показывает, что в плитах перекрытий применение преднапряжения позволяет сократить толщину плиты с 1/30 пролета до 1/40—1/45 пролета. Сокращение армирования при этом достигает на 1 м3 до 35—45 кг ненапрягаемой арматуры и 10—15 кг напрягаемых канатов.

Помимо пролетных конструкций, применение системы возможно в различных конструкциях на грунтовом основании. Среди наиболее распространенных областей применения подобных систем в западной практике являются конструкции фундаментных плит и конструкции промышленных бетонных полов одноэтажных производственных зданий и торговых центров.

При проектировании преднапряженных конструкций с системой преднапряжения без сцепления с бетоном следует руководствоваться следующим принципом: преднапряженная арматура передает усилия на бетон не по всей длине, а только в местах анкеровки на торцах конструкции, а также в местах перегиба канатов. Соответственно, преднапряжение должно быть принято в расчете как приложенные к конструкции внешние силы. Силы, возникающие в местах перегиба канатов, зависят в первую очередь от геометрии каната и усилий в нем. Как правило, в конструкциях применяются два типа раскладки канатов — свободная раскладка, при которой фиксируются только анкерные элементы, и фиксированная раскладка, с фиксированием каната на подкладках. При свободной раскладке геометрия каната определяется его жесткостными характеристиками, собственным весом и габаритами конструкции.

При раскладке каната в конструкции геометрия каната описывается выражением y(x). Соответственно, угол наклона каната в точке относительно оси конструкции описывается как y'(x), а возникающая в этой точке сила — y''(x).

Во время расчета полученные в зависимости от геометрии каната силы прикладываются к расчетной схеме конструкции, и статический расчет производится традиционным образом, вручную, либо используя компьютерные программы метода конечных элементов.
Д.В. Портаев, инженер по постнапряжению ООО «ДСИ-ПСК», член Международного института инженеров-строителей

АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО: МЕТОД СУХОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
17-18 октября 2006 года в Санкт-Петербурге состоялся 3-ий Симпозиум по строительным материалам КНАУФ для СНГ.
С докладом на тему «Современное жилищное строительство — трансформируемость и экономичность. Преимущества комплексной доставки гипсокартонных листов на отдельные этажи стройплощадки» выступил профессор В. Кренц (Высшее техническое училище Бохум и университет Бонн).

Уже в 20-е годы XX столетия архитектор Ле Корбюзье определил взаимосвязь между функцией, экономичностью и качеством в архитектуре. Своим «домом Домино», который воплотил принцип свободного пространства, Ле Корбюзье заложил основу дальнейшего развития архитектуры. Потолочные плиты из железобетона и железобетонные колонны, установленные в соответствии с требованиями статики, образовывали базовый каркас — несущую конструкцию «дома Домино». Поэтажная планировка и внутренняя отделка этажей выполнялась свободно, в зависимости от требований пользователя, без оглядки на несущую конструкцию. Тогда, в годы архитектурного переосмысления, понятия «легкое строительство» и «сухое строительство» впервые получили признание специалистов и нашли свое практическое применение.

Но ограниченные возможности того времени позволили лишь отчасти реализовать идеи Ле Корбюзье относительно высокого качества выполнения работ при минимальных затратах материальных средств и трудовых ресурсов. Лишь в 50-х годах прошлого века появились новые разработки в области «сухого строительства», которые определили масштаб изменений и позволили выполнять требования пользователей.

В процессе своего развития метод сухого строительства нашел распространение прежде всего в сфере офисного строительства. Начиная с 50-х годов XX столетия спрос на офисные помещения был особенно высок в Германии. Архитекторы и проектировщики того времени разглядели преимущества железобетонных каркасных конструкций в сочетании с сухим методом отделочных работ и воспользовались ими. И в течение короткого промежутка времени появились офисные здания, выполненные с применением экономных технологий, которые и сегодня обеспечивают высокое качество жизни и работы, а также отвечают требованиям изменяемой, «гибкой» планировки.

В 70-е годы данный метод стали применять и в сфере жилищного строительства. Начиная с этого времени, по всей Германии по проектам профессора Кренца строятся многочисленные жилые многоквартирные объекты, жилые комплексы и индивидуальные дома.

С начала 80-х годов требования к жилищному строительству были дополнительно специфицированы. Прос-тые, изменяемые и длительное время адаптируемые пространства и строительные формы в рамках доступного и экономного строительства были тогда и остаются сегодня важными аспектами, влияющими на процесс проектирования жилого здания.

Вот один из проектов, выполненных архитектурным бюро «Профессор Кренц Архитектен» с использованием принципов сухого строительства.

Офисный комплекс «Бонн Сити» (Бонн, Германия):

время возведения — 1994—2001 годы;

заказчик — Дойчер Херольд;

площадь — 23 тысячи м2 (670 парковочных мест);

стоимость работ — 60 млн евро.

Основная задача при проектировании объекта «Бонн Сити» заключалась прежде всего в создании офисных площадей высокого качества. Поэтажная планировка должна была быть свободной, отвечающей всем требованиям пользователей с возможностью внесения необходимых изменений без существенных затрат.

Офисный комплекс виден издалека и доминирует на западных подступах к центру Бонна. За фасадами из стекла и стали виден железобетонный каркас. Колонны и перекрытия берут на себя функцию «костей», а оконные элементы во всю высоту этажа образуют «кожу» здания. Внутренняя отделка выполнена методом сухого строительства. Рациональная структура бетона скрыта высокотехнологичными элементами фасада.

По мнению Ле Корбюзье, функции и конструкции любого здания должны оптимально отвечать требованиям жизнедеятельности человека, здание должно быть полезным и в нем должно быть комфортно жить. В полной мере этим идеям отвечает комплекс «Бонн Сити», состоящий из двух частей: круглой в плане части здания с атриумом и прямоугольной конструкции с паркингом. Также комплекс включает в себя станцию городской железной дороги и автобусный терминал, которые делают объект многофункциональным центром. Полукруглая часть здания примыкает к 6-этажному паркингу. Под ним размещаются два подземных уровня, над которыми сверху, как и над примыкающей частью комплекса, разбит сад. Главный вход ведет в холл с основными лифтами и лестницами на отдельные этажи.

Особого внимания заслуживает концепция инженерного оборудования комплекса. Коммуникации, их трассы и технические помещения с самого начала учитывались при разработке архитектурных решений. Внутренний двор служит не только климатическим буфером, но и для естественного освещения офисных помещений комплекса. Одновременно за счет увлажнения воздуха и его охлаждения улучшается качество воздуха внутри помещений. Через поверхность фасадов осуществляется пассивное использование солнечной энергии. Вентиляция офисных помещений осуществляется через окна. Перегрев внутреннего двора в летний период исключается за счет естественного воздухообмена. Для того чтобы вывести из помещений тепло от работающих компьютеров, в ночные часы включается сквозная вентиляция с приточным воздухом. Охлаждению в ночные часы способствуют также видимые элементы бетонных перекрытий. Все здание ночью в летний период может проветриваться. Фасадные элементы могут при необходимости доукомплектовываться современными солнцезащитными или солнцеотражающими системами.


Городская квартира (Бонн, Германия)
«Архитектура, ориентированная на будущее. Влияния и технологии сухого строительства. Экономические преимущества и обеспечение эффективности при строительстве». Докладчик — профессор доктор Карстен Тихельманн (НИИ сухого и деревянного строительства, Дармштадт, Германия).

Разработки XXI века позволяют сделать строительные конструкции легкими и трансформируемыми, что обеспечивает не только экономичные методы строительства, но и сокращение расходов сырья.

Сухое строительство, связанное с промышленным производством гипсовых панелей, уже сегодня играет значимую роль. Начиная с конца 50-х годов XX века в промышленном и гражданском строительстве стали использовать строительные элементы из гипсокартонных листов для возведения легких перегородок и облицовки потолков.

Сегодня технология сухого строительства имеет огромный технический и дизайнерский потенциал. Высокопроизводительные многослойные материалы, интегрируемые в системы сухого строительства, системы отопления и охлаждения, звукоизоляционные системы для потолков, стен и пола, облицованные деревом, стеклом, сталью и алюминием, строительные панели — это только начало развития, которое вскоре приведет к открытию новых сфер применения систем сухого строительства. Даже обычные гипсокартонные и гипсоволокнистые листы — это функциональные многослойные материалы, способные к постоянному усовершенствованию. Благодаря структурному изменению и добавкам, листовые материалы могут удовлетворить любые требования: эластичность при изгибе для звукоизоляции, структура поверхности для звукопоглощения, толщина и пористость для теплопроводности.

Но строительный сектор, как правило, крайне недружелюбно относится к инновациям. Работники строительных структур привыкли работать традиционными способами, и переосмысление опыта для них вряд ли возможно. Новые знания усваиваются инвесторами, проектировщиками и строителями с большим трудом. И проблема не в «легком» строительстве, а в незнании его достоинств. А ведь применение функциональных материалов сухого и легкого строительства позволяет сократить сроки строительства, повысить качество поверхности и трансформируемость элементов. Какое-либо изменение площади комнаты в массивном строительстве невозможно без больших экономических затрат, в то время как гибкие технологии (soft skills) сухого метода, недооцененные в прошлом, дают возможность трансформации и являются более экономичными.

Разработки таких трансформируемых конструкций сейчас ведутся в НИИ сухого и деревянного строительства совместно с Обществом по безопасным информационным технологиям и Институтом жилья и окружающей среды. Характерными чертами подобных зданий являются шесть величин трансформируемости, реализация которых без технологий сухого и легкого строительства была бы невозможна:

  • расширяющая трансформируемость — внешняя трансформируемость конструкции, благодаря которой происходит увеличение параметров структуры здания;

  • изменяющая трансформируемость — внутренняя конструктивная трансформируемость, благодаря которой возможны внутренние изменения параметров структуры здания;

  • трансформируемость планировки помещений — возможность изменения и приспособления структуры здания, а также его внутренней отделки перед продажей;

  • трансформируемость здания при изменении его эксплуатации — возможность изменения эксплуатации зданий в зависимости от спроса (требуется ли офис, квартира или учебный класс);

  • трансформируемость здания при изменении его использования — приспособление объекта к изменению его использования и возможному изменению строительных норм;

  • трансформируемость внутреннего оснащения — способность к изменению оснащения здания или помещения в случае изменения его функционального использования или смены владельца.

При массивном строительстве ненесущие внутренние стены как бы присоединены к каркасу. Все внутренние отделочные работы можно начинать только после завершения прокладки технических коммуникаций. При сухом способе строительства, даже при упрощенном представлении плана работ, отчетливо просматривается связь отдельных видов отделочных работ, к которым также относится монтаж внутренних перегородок. Экономия времени при сухом строительстве, по сравнению с массивным, незначительная (без штукатурных работ), если используется наливной пол. Благодаря применению сухого способа отделки, необходимое время ожидания, обусловленное технологией работ, сокращается с 4 недель до 3 дней. Технологический процесс при этом упрощается.

Несмотря на незначительный вес конструкций, данная технология обеспечивает высокие показатели звукоизоляции. Этого можно добиться при помощи двойной обшивки. Если оценивать уровень звукоизоляции, учитывая вес конструкции, ее толщину и экономичность, то перегородки на металлическом каркасе, с точки зрения акустики, являются высокоэффективными конструктивными элементами.

Важным критерием является и устойчивый микроклимат в помещении. Последние разработки для улучшения устойчивости микроклимата в зданиях, построенных методом легкого строительства, связаны с применением «скрытого аккумулятора тепла». По такому принципу работают системы климат-контроля, которыми оснащены современные автомобили. В сердечник гипсокартонных листов внедряется специальная добавка PCM (около 20 %), например, соли или маленькие парафиновые шарики, которые, в зависимости от окружающей температуры, аккумулируют или излучают тепло. При этом аккумулирующая способность гипсокартонных листов толщиной 12,5 мм сравнима со способностями железобетона толщиной 8 см.

Сопоставление зданий из легких и массивных материалов

По сравнению со зданием из массивных материалов, здание из легких материалов имеет на 60—100 м2 больше полезной площади (2,5—4 м2 на квартиру).

Для сопоставления массы зданий во внимание принимается масса стен (внутренние стены/отделка, стены лестничных клеток, наружные стены). При рассмотрении варианта здания из легких материалов необходимо учитывать массу несущих металлоконструкций. Она берется равной 20 тоннам. Масса перекрытий и кровли принимается одинаковой.

Масса стен и несущего каркаса здания из легких материалов меньше на 540—810 тонн, что соответствует снижению массы примерно на 51—64 %. При этом большая часть массы здания из легких материалов приходится на массу стен лестничных клеток. Если бы из легких материалов выполнялись и эти стены, то масса всех стен в здании из легких материалов составляла бы лишь 10 % от массы стен здания из массивных материалов.

Еще более отчетливо разница проявляется при использовании различных систем основания пола. Например, разница по массе между сухим основанием пола (2 х 10 мм гипсоволокнистый лист, минеральная вата 22/20) и обычной мокрой стяжкой (40 мм цемент, минеральная вата 35/30) составит около 70 кг/м2, то есть только за счет использования массивной стяжки масса здания увеличивается на 95—100 тонн.

Малые нагрузки в здании из легких материалов влияют на выбор толщины перекрытий, что также способствует уменьшению массы здания.

УТЕПЛИТЕЛЬ «ЭКОВАТА» И МАШИНА ДЛЯ ЕГО МОНТАЖА «МИНИФАНТ М99»
Эковата — сравнительно новый утеплитель в России и более 100 лет применяемый в Канаде, США, Скандинавии, Англии, Германии

с разными названиями: Ecowool, Ekovilla, Termex, Isofloc, Thermofloc.
Утеплитель «Эковата» — антисептированная распушенная древесина — рыхлый материал из регенерированного древесного волокна, покрытого неиспаряющимися природными минералами.

Благодаря природной капиллярной структуре, в «Эковате» не накапливается влага. Продвигаясь по полым капиллярам древесных волокон, она выходит наружу в атмосферу. Конденсации водяных паров в стене в зимний период не происходит, устройства пароизоляционного слоя и воздушной прослойки в стене не требуется. Стена всегда остается сухой, при этом здание дышит.

«Минифант М99» - компактная выдувная машина для монтажа целлюлозного утеплителя «Эковата» в строительные конструкции. Установка радиоуправляемая
Технические характеристики материала:

теплопроводность — 0,036…0,039 Вт/С.К;

горючесть — Г2 невоспламеняемая;

долговечность — более 100 лет.

Производители утеплителя «Эковата» награждены медалью Международного экологического фонда. Материал занесен в реестр натуральной и безопасной продукции, отвечающей экологическим требованиям (№ 343 от 14.11.02 года).
Технические параметры машины:

габариты — 704 х 664 х 1350 мм;

масса — 100 кг;

мощность — 2,6…3,2 кВт;

напряжение — 230 В/50 Гц;

производительность —

350…550 кг/час.
Группа компаний «Эковата»

Тел.: (8352) 29-18-35, 57-47-27, 903-345-44-40

e-mail: ecovata@bk.ru, ecowool@bk.ru

www.ecovata-21.ru, www.x-floc.com

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ
Состояние промышленности строительных материалов сегодня таково, что в ее состав входит 15 подотраслей (25 видов производств), объединяющих около 9,5 тысяч предприятий, в том числе 2,2 тысячи крупных и средних предприятий с общей численностью работающих свыше 680 тысяч человек. В общем объеме промышленной продукции около 7 % продукции отрасли приходится на малые предприятия.
Сегодня ежегодный рост производства основных видов строительных материалов составляет от 7 до 30 %. Больше стало производиться отечественной продукции, удовлетворяющей современным требованиям и соответствующей по качеству мировым аналогам.

<< предыдущая страница   следующая страница >>