microbik.ru
  1 ... 2 3 4 5 6 7
Тема: Род несклоняемых имен существительных

Цели и задачи:

  • научить учащихся определять род несклоняемых существительных;

  • развивать логическое мышление, умение анализировать;

  • учить делать выводы, применять знания на практике;

  • развивать устную речь;

  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • распечатанные тексты;

  • презентация

  • учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.- 254 с.


Ход урока

  1. Орг. Момент (1 мин).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами изучим новую тему, которую мы уже затрагивали на прошлых уроках. Но для начала выполним небольшую работу.

  1. Орф. Пятиминутка (5 мин). (слайд 2)

Ученики на листочках записывают только ответы.
Напишите слово, исходя из его определения. Подчеркните

О - Е (Ё) после шипящих в корне слова.

1. Мельничный каменный круг для размола зерна (жёрнов)

2. Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей)

3. Водитель машины (шофёр)

4. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия

голосовых связок (шёпот)

5. Плод дуба (жёлудь)

6. Выдолбленная из дерева лодка (чёлн)

7. Тонкая верёвка (бечёвка)

8. Откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон)

  1. Постановка учебной проблемы (1 мин)

– Все ли имена существительные склоняются? (предположения учащихся)

4. Решение проблемы. Учитель раздает ученикам тексты (5 мин)

1) Прочитать песенку.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать –

Будут польта выдавать.
2) Учитель: Что вас удивило, рассмешило?

– Оправданно ли автор использует рифму?

(Это песенка про то, как не надо говорить.)

– Просклоняйте слово метро.

– Что заметили? (У слова метро не изменилась никакая часть) (слайд3)

– Как называются такие слова? (Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.)


  1. Чтение параграфа 40 учебника. Раздача таблиц (5 мин).




РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Средний род

Мужской род

Женский род

Все неодушевленные существительные

Все одушевленные существительные и слова, обозначающие лиц мужского пола

Существительные, обозначающие лиц женского пола, а также самок животных

хобби (увлечение)

ралли (соревнование)

киви (плод)

гризли (медведь),

какаду (попугай), рефери (спортивный судья),

маэстро (наставник, учитель).

добрая леди,

заботливая фрау Хансен.

Исключение: существительные кофе, пенальти являются словами мужского рода;

существительные авеню (улица),

салями (колбаса), кольраби (капуста) и некоторые другие являются словами женского рода.










  1. Распределение слов (3 мин). В один столбик склоняемые, в другой – несклоняемые (слова на доске произвольном порядке)

Эскимо, кино, метро, пианино, депо, фойе, кофе, кафе, реле;

ведро, озеро, окно, горе, море, печенье, мелколесье, раздолье.

Определите род существительных (все ср.р., кроме кофе).

А теперь давайте выделим окончание у всех этих слов.

Вспомним, что такое окончание.

Окончание – изменяемая часть слова.

А раз слово не изменяется, то есть ли у него окончание? Запомним, что у несклоняемых существительных нет окончаний.


  1. Определите род данных несклоняемых имен существительных. Составить и записать словосочетания, в которых данные несклоняемые имена существительные были бы согласованы с прилагательным в роде. (Слайд) (5 мин)

Какао, пианино, тире, какаду, интервью, Миссисипи – река, Капри – остров, леди, кенгуру, пальто, колибри
8.Выполнение упражнения из учебника (17 мин). Учащиеся выполняют задание у доски, комментируя свои действия. Учитель поясняет.

Упр. 225,

Упр. 227 (часть I)


  1. Подведение итогов урока (3 мин).

  • Выставление оценок;

  • Домашнее задание: Параграф 40 учебника, Упр. 227 (часть II), упр. 228. (слайд 5)


Дата: 14.11.11

Учебная дисциплина: Литература

Класс: 6

ТЕМА: Лирика М.Ю. Лермонтов (стихотворение «Парус» и баллада «Воздушный корабль»)
ЦЕЛИ УРОКА: - продолжить работать над анализом стихотворений;

- формировать навык составления устного ответа;

- развивать внимание;

- способствовать воспитанию художественного вкуса учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация с фотографиями, текстами стихотворений

  • Тексты стихотворения «Парус» и баллады «Воздушный корабль»


Ход урока
Вступительное слово учителя (1 мин) и обсуждение домашней работы (3мин)

Сегодня мы с вами закончим тему, которую начали на прошлом уроке и разберем 2 произведения М.Ю.Лермонтова: стихотворение «Парус» и балладу «Воздушный корабль»

Давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке литературы, какие стихотворения мы с вами разбирали.

Вы помните, какое настроение было в этих стихотворениях?

У Лермонтова есть еще одно стихотворение, в котором он выразил свое одиночество – это стихотворение «Парус».

Дома вы сравнивали это стихотворение с романсом и картинами и письменно отвечали на вопрос «что вызывает наиболее сильные впечатления: стихотворение, романс или картины?». Так что же вызвало у вас наиболее сильное впечатление и почему?

  1. Прослушивание стихотворения «Парус». Читает ученик (1 мин)

  2. Беседа по вопросам: (5 мин)

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

-  А как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он создавал произведение? (неудовлетворенность, одиночество).

-  Какие слова в стихотворении позволяют нам прийти к такому выводу? («одинокий», «туман моря», «далекий край» и т.д.)

Учитель: Стихотворение написано в 1832 г. В это время Лермонтов живет в Петербурге. Он скучает о друзьях, родных, о Москве. «Увы, как скучен этот город»- писал Лермонтов.


  1. Работа над выразительностью чтения (2 мин)


Учитель: Попробуйте прочитать это стихотворение так, чтобы передать настроение автора, когда он писал его.


  1. Частичный анализ стихотворения. Повторение (или введение нового термина) термина «инверсия» (4 мин)

Учитель: Слова в поэтическом тексте могут изменять своё обычное положение, подчиняясь стихотворному ритму и становясь поэтическими. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Пример. Роняет лес багряный свой убор (Ср. Лес роняет свой багряный убор). Давайте запишем определение инверсии.

Задание: Найдите инверсию в стихотворении. Как выдумаете, делает ли инверсия стихотворение более выразительным? Докажите это примерами из текста, поменяв порядок слов в предложении на обычный.

Учитель: Дома Вы прослушали романс на это стихотворение. Что, на ваш взгляд, звучит тревожнее: романс или стихотворение? Почему пришли к такому выводу?

  1. Определение стихотворного размера, особенностей рифмовки (1 мин)




  1. Баллада «Воздушный корабль» (23 мин)


Учитель. Основной темой творчества М.Ю. Лермонтова было одиночество. Эта тема пронизывает все творчество поэта. Есть эта тема и в балладе «Воздушный корабль», но здесь тема одиночества раскрывается несколько иначе. Для начала давайте вспомним, что же такое баллада?

Баллада - жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой)

Выразительное чтение баллады по строфам.

-Какие чувства вызывает у вас баллада?

- Узнали ли вы, про какого «императора» пишет Лермонтов? Что вы знаете о Наполеоне? (показ видео – переход по ссылке в презентации). Какие чувства вызывает у вас эта личность? А как рисует Наполеона поэт? Какие слова, строки в стихотворении рисуют Наполеона как обычного человека (со своими страданиями, своей болью)?

Просмотр иллюстраций (по презентации)

Рассказ учителя о наполеоновском цикле стихотворений Лермонтова и о балладе (кратко!). Далее – сюжет баллады, мифическая основа. Определение размера стихотворения, схематично, потом определение (амфибрахий). Особенности рифмы (работа с учениками)
«Воздушный корабль». Из Цедлица» («По синим волнам океана…») — баллада из наполеоновского цикла стихотворений Лермонтова, написанная и опубликованная в 1840 году. Она является вольным переводом с немецкого языка сочинения австрийского романтика Иосифа Христиана фон Цедлица под названием Das Geisterschiff («Корабль призраков», 1832 год).

Тема личности Наполеона являлась одной из любимых Лермонтовым. Произведение Лермонтова связано с ранними вариантами воплощения наполеоновской темы. Но в своих ранних произведениях он придерживался более традиционной с точки зрения европейской романтической поэзии трактовки, понимая его как «мужа рока», который «выше и похвал, и славы, и людей». К наполеоновскому циклу поэта относятся: «Наполеон» (1829), «Эпитафия Наполеона» (1830), «Святая Елена» (1830), «Наполеон. Дума» (1830), «Последнее новоселье» (1840; после перезахоронения праха императора во Франции), а также «Не говори, одним высоким…» (1830), где он уже отходит от романтической концепции и пытается переосмыслить личность диктатора в свете нравственной проблематики.

Стихотворение оказало значительное влияние на отечественную поэзию (введен трёхстопный амфибрахий, развилась тема фантастического воздушного корабля и др.).. Стихотворение положено на музыку Н. Н. Мясоедовым; эта песня стала народной.

Стихотворение рассказывает о фантастическом путешествии, чудесном посмертном явлении императора Наполеона, умершего и похороненного на острове Святой Елены в Атлантическом океане в 1821 году. Рассказ начинается с описания корабля-призрака, который спешит к этому острову раз в год, в годовщину смерти свергнутого монарха (5 мая).

Стихотворный размер — трехстопный амфибрахий. Этот размер является признаком балладного жанра и благодаря своей монотонности усиливает атмосферу постоянного повторения (подобного шуму морских волн), круговорота вечности. Четверостишия на одну рифму (АбВб), использованные Лермонтовым (рифмуются только чётные строки), закрепились в русской поэзии под влиянием немецкой (особенно благодаря творчеству Гейне, также бывшему поклонником Наполеона). Подхват слова, которое заканчивает один стих и начинает другой (как волна набегает на другую) создает мотив повторения. Это подчёркивает тот факт, что эта ситуация повторяется из года в год, а не является исключительной.

  1. Прослушивание баллады в исполнении Бориса Ветрова (3 мин). Удалось ли чтецу передать настроение произведения? Внес ли он что-то свое в произведение?




  1. Подведение итогов урока (2 мин)




  1. Домашнее задание: проиллюстрировать любое изученное произведение М.Ю. Лермонтова; выучить любое стихотворение М.Ю. Лермонтова.


Дата: 15.11.11

Учебная дисциплина: Русский язык

Класс: 6

Тема: Число имен существительных

Цели:

  • Ученики должны понимать, что в основе категории числа – количественные отношения предметов;

  • Проверить навыки определять форму числа существительного, заменять форму единственного числа формой множественного;

  • Научить анализировать текст и объяснять причину использования формы единственного числа, аргументировать ответ.

Оборудование

  • Презентация

  • Распечатанные тексты;

  • Учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.- 254 с.


ХОД УРОКА

  1. Орг. момент (1 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания.

  1. Проверка домашнего задания. Обсуждение и исправление ошибок (3 мин)

  2. Орф. пятиминутка (5 мин) (ученики пишут на листочках) (Слайд 1)

Вставить пропущенные окончания. Подчеркнуть несклоняемые имена существительные (ученик у доски).

Нов(ая) ЭВМ, австралийск(ий) кенгуру, ярк(ая) фланель, любим(ая) мозоль, отличн(ый) рояль, широк(ая) Миссисипи, огромн(ая) ГЭС, чистейш(ее) Онтарио, современн(ая) ООН, белоснежн(ый) тюль.

  1. Объявление темы урока. Знакомство с исторической справкой (1 мин) (слайд 2,3)

Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Число имен существительных. Запишите, пожалуйста, тему в тетради.

Три формы числа было в древнерусском языке:

стол, рукав, конь – единственное число;
стола, рукава, коня – двойственное число;
столы, рукава, кони – множественное число.

Некоторые формы двойственного числа сохранились и сейчас: глаза, рукава. Это исконно парные предметы. Однако сейчас мы говорим, что такие существительные стоят в форме множественного числа.

  1. Работа с остаточными знаниями. Постановка проблемного вопроса (2 мин)

– Что вы знаете о грамматической категории числа существительного? Для чего нужна эта категория? Всегда ли существительное в ед. числе обозначает один предмет?

Форма единственного числа: 1) может обозначать один предмет; 2) может вообще не сообщать о количестве предметов.

Форма множественного числа употребляется лишь тогда, когда счет предметов возможен.

  1. Выполнение задания (5 мин) (слайд 4)

Распределить слова в 3 столбика: существительные, имеющие только форму единственного числа; существительные, имеющие только форму множественного числа; существительные, имеющие обе формы (в тетрадях, после выполнения – коллективная проверка)

Месяц, договор, именины, молоко, дерево, брюки, книга, чернила, краснота, шофер, Кавказ, сметана, семья, Анна, здание, солдаты, носок, степи, директор, облако, торт, дружба, отцы, каникулы, очки.

  1. Работа с текстом. Учитель диктует предложения, учащиеся записывают их, одновременно выполняя задание (16 минут)

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы. Цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Внизу медленно шла вода, черная и блестящая, как смола.

– Выпишите имена существительные, определите их число.

– Найдите существительные, называющие не считаемые предметы, докажите это. Какие существительные имеют форму только множественного /единственного числа?

  1. Образование форм множественного числа (5 мин).

(Сам. работа на листочках) (слайд 5)

– Образуйте формы множественного числа данных существительных, выделите основы, окончания и поставьте ударение.

Магазин(ы), адрес(а), отпуск(а), директор(а), шофер(ы), торт(ы), столяр(ы), бант(ы), крыло(крылья), доктор(а), стул(стулья), лисенок(лисята), редактор(ы)

* Придумайте 2-3 предложения, в которых эти существительные стояли бы во множественном числе (слова на выбор).

  1. Проверочная работа (устно) (5 мин). Запись правильных ответов в тетради. (слайд 6)

Исправьте ошибки в образовании форм слов.

Пара сапогов, много джинс, пара носок, купить пять килограмм помидор, сойти с рельс, пятьдесят децибел, не хватает чулков.

  1. Подведение итогов урока (2 мин)

  • Выставление оценок;

  • Домашнее задание: Привести по 3-5 примеров имен существительных, имеющих форму только мн. / ед. числа.


Дополнительное задание (Распечатанные тексты)

Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра. На сугробах угасали последние отблески солнца... На другой день звероловы надели лыжи, положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след. Тынерей поставил шесть капканов. Два из них обнесли невысокой изгородью из тонких жердей, и в жерди понатыкали еловых лап.

Волк – животное осторожное и умное, – сказал дед Тынерей. – Он не всегда берет приваду, ежели привада лежит на виду, открыто. Зверь опасается: уж больно легкая добыча, как бы не попасть в беду. Ну а раз мясо от тебя спрятано, как овца в хлеву, стало быть, его можно взять.

(По Ю.Качаеву)

Объяснение слова «привада»

Привада — приманивание, прикармливание хищника к месту предполагаемой охоты на него (привадить зверя) Один из старинных способов охоты на хищного зверя. Смысл привады заключается в прикормке, чтобы привязать зверей, обитающих в данном районе, к одному определенному месту привадой.

– Определите число всех существительных в тексте (письменно, выписывая слова в тетрадь). В каком предложении форма единственного числа не обозначает только один предмет? Что подразумевает автор, употребляя слово в единственном числе?

(Слово волк употреблено в форме единственного числа, но речь идет не об одном животном, а о виде зверей и имеет родовое значение. О количестве животных ничего не сообщается и не предполагается их счет.)

– Сколько предметов подразумевается, когда употребляется существительное во множественном числе?

Дед Тынерей появлялся в стойбище редко – только в магазин да по большим праздникам. Промышлял он охотой: ловил песцов, ставил петли на зайцев и изредка бил волков.

(Количество предметов неизвестно, но ясно, что больше одного. Кроме слова «полозья» - 2 полоза)

Дата: 16.11.11

Учебная дисциплина: Русский язык

Класс: 6



<< предыдущая страница   следующая страница >>