microbik.ru
  1 2 3
Тема 1. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан». «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители».

Знакомство с особенностями различных форм устройства детей в семью; правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей; социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством; требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в замещающие родители. Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.

Базовые понятия и термины:

Групповая атмосфера. Понятие обучающее-психологического тренинга. Контракт. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Система устройства ребенка в семью. Семейные формы устройства: усыновление, опека, приемная семья. Государственный банк данных. Федеральное и региональное законодательство.
Тема 2. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям».

Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Базовые понятия и термины:

Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Тема 3. «Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка».

Понятие здоровья и факторы, влияющие на его формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в семье и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Санитарно-гигиенические требования к режиму питания, сна и учебы в зависимости от возраста ребенка.

Базовые понятия и термины

Безопасная среда. Понятие здоровья. Безнадзорность. Бродяжничество. Санитарно-гигиенические требования.
Тема 4. «Механизмы и возможности медицинской реабилитации и коррекции отклонений в развитии детей. Оказание детям доврачебной помощи».

Медицинская документация ребенка, информация о здоровье ребенка в амбулаторной карте, анамнез жизни ребенка и его родителей.

Влияние наследственности на психическое здоровье детей, принципы наследования и проявление заболеваний с возрастом. Клинические проявления психических наследственных заболеваний. Наиболее часто встречающаяся патология в перинатальном и неонатальном периоде (ПЭП, исходы заболевания). Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания у детей. Медицинская, психологическая реабилитация и коррекция отклонений в развитии детей. Неотложная доврачебная помощь при жизнеугрожающих состояниях. Материалы для обработки ран, ожогов, остановки кровотечений. Алгоритм действия. Домашняя медицинская аптечка.

Базовые понятия и термины

Медицинская реабилитация. Наследственность. Психическое здоровье. Доврачебная помощь. Жизнеугрожающие состояния.
Индивидуальное интервью и индивидуальное психолого-педагогическое консультирование.

Структурированное интервью направлено на выявление представлений кандидата о состоянии и развитии как семьи в целом, так и отдельных ее членов. По желанию опрашиваются все члены семьи, достигшие трех лет, как проживающие с семьей, так и принимающие активное участие в ее жизнедеятельности (взрослые кровные дети, прародители). Проведение процедуры наиболее эффективно в процессе «присоединения» к семье через призму включенного наблюдения: исследование жизни семьи в привычных домашних условиях во время посещений семьи. Структурированное интервью проводится по темам:

  • Сбор общей информации о семье: возраст, семейное положение и жилищные условия, рассказ о членах своей семьи, о своей профессии и роде занятий, о своем образе жизни.

  • Выявление мотивов, и ресурсов семьи.

  • Выявление пожеланий родителей по кандидатуре ребенка.


Для сбора информации о семье может использоваться «Стандартизованное интервью для родителей» (модификация В.Н. Ослон).
Изучение семьи требует выяснения конкретных условий её жизни и системы взаимоотношений.
2 этап. Обучающий психолого-педагогический тренинг
Тема 1. «Сознательное родительство. Родительские и профессиональные роли приемной семьи. Система факторов, влияющих на формирование родительства. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителях. Понятие о мотивации приемных родителей».

Проблема подбора семьи и ребенка. Чувства кандидатов в замещающие родители в процессе подготовки и ожидания устройства ребенка в семью. Процедура выявления ребенка, его устройства в организацию. Потребности развития ребенка. Реалистичные представления о ребёнке, оставшемся без попечения родителей. Воспитание как работа. Компетенции кандидатов в замещающие родители по воспитанию ребенка. Необходимость оценки ими своих компетенций. Поиск путей формирования и компенсации недостающих компетенций. Знания и умения, необходимые для воспитания приемного ребенка.

Базовые понятия и термины:

Потребности развития ребенка: безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения, социальная адаптация. Воспитание как работа. Компетенции.
Тема 2. «Этапы развития ребенка. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка».

Особенности детей, находящихся на разных возрастных этапах. Периодизация развития и потребности детей: новорожденность и младенчество; ранний возраст. Кризис трёх лет; дошкольный возраст; младший и средний школьный возраст. Возрастные кризисы и умение менять способы обращения с ребёнком по мере его роста. Причины и проявления отставания от возрастных норм. Диспропорции развития ребенка. Понятие «умственная отсталость» и «задержка психического развития» их отличия. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Семья, как реабилитирующий фактор для ребенка.

Базовые понятия и термины:

Периодизация развития. Возрастная норма. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Возрастной кризис. Психологические потребности. Личностное развитие. Привязанность. Безопасность. Идентичность.
Тема 3. «Особенности полового воспитания приемного ребенка».

Подростковый и юношеский возраст. Новообразования подросткового возраста. Причины, мешающие родителям понять и принять подрастающего ребенка. Сложности, связанные с недооценкой родителями влияния возрастных изменений на поведение ребенка. Проблемы в восприятии ребенка - подростка, обусловленные личностными особенностями родителей. Причины, связанные с личностными особенностями ребенка. Особенности протекания подросткового возраста у детей из замещающих семей.

Формирование половой идентичности у ребенка, полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье. Сексуализированное поведение детей. Проявления и причины сексуализированного поведения. Коррекция сексуализированного поведения детей. Защита ребенка от сексуального насилия.

Базовые понятия и термины:

Периодизация развития. Возрастная норма. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Возрастной кризис. Психологические потребности. Личностное развитие. Привязанность. Безопасность. Идентичность. Психосексуальное развитие. Полоролевая идентификация. Мастурбация. Гомоэротизм. Гомосексуальность. Сексуализированное поведение.
Тема 4. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестоко обращения и причинения вреда здоровью ребенка».
Понятие, виды «жестокого обращения» последствия для всех сфер развития ребенка. Диспропорции в развитии. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в семье в зависимости от его возраста и опыта. Психологические особенности детей, переживших жестокое обращение. Как помочь детям, пережившим насилие.

Базовые понятия и термины:

Жестокое обращение. Виды жестокого обращения: пренебрежение нуждами, эмоциональное, физическое и сексуальное насилие. Понятие «мозаики» развития. Конфиденциальность. Дихотомия «жертва-агрессор». Синдром посттравматических стрессовых нарушений.
Тема 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)».

Идентичность и привязанность, как основа благополучия ребенка. Формирование детско-родительской привязанности, стадии развития. Основные характеристики привязанности. Типы нарушенной привязанности. Факторы, ведущие к проблемам формирования привязанности. Вера Фалберг – 3 способа «пробуждения» привязанности у детей. Помощь детям в формировании привязанности. Причины возникновения, последствия и преодоления эмоциональной депривации у ребенка. Виды и последствия депривации, умение понимать ребёнка и оказывать ему эмоциональную поддержку. Горе потери. Стадии переживания горя. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Базовые понятия и термины:

Идентичность. Привязанность и типы нарушений привязанности: негативная, амбивалентная, избегающая, дезорганизованная привязанность. Депривация: психосоматические, эмоциональные, поведенческие проявления. Симптомокомплексы: тревожность, конфликтность, чувство неполноценности, враждебность. Рабилитационное сопровождение. Стадии переживания горя: Депрессия. Шок. Отрицание.
Тема 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи».

Чувства всех участников процесса перед помещением ребенка в семью. Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Рейтинг страхов и опасений. Неизбежные изменения в жизни семьи после прихода ребенка. Прогнозирование таких изменений. Мотивация родителей на совершенствование воспитательных компетенций и преодоление трудностей.

Адаптация ребёнка в приёмной семье. Закономерные стадии адаптации ребенка в семье. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год проживания в замещающей семье. Причины негативного поведения. Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи адаптационного периода. Особенности ожиданий замещающей семьи, связанных с адаптацией ребенка в семье. Типичные ошибки в период адаптации ребенка в семье. Проблемы различия в восприятии поведения кровных и приемных детей.

Базовые понятия и термины:

Адаптация ребенка в семье. Стадии адаптации. Ожидания замещающей семьи. Кровные и приемные дети. Мотивация. Воспитательные компетенции.
Тема 7. «Кровная семья».

Роль биологических и приёмных родителей в жизни ребёнка. Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам ребенка и их взаимодействие.

Базовые понятия и термины:

Безопасное воспитание. Права детей. Охрана здоровья. Здоровый образ жизни. Кровная семья.
Тема 8. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка».
Формы трудного поведения: воровство, ложь, бродяжничество, агрессия, попрошайничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение. Их причины и способы работы с ними. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний. Критерии оценки методов воспитания. Формирование моральных норм и развитие совести. Причины отставания развития совести у детей. Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным поведением». Осознание своих слабых сторон, понимание роли специалистов в решении проблем «трудного поведения». Как воспитателю «справляться с собой».

Базовые понятия и термины:

Формы трудного поведения: воровство, ложь, бродяжничество, агрессия, попрошайничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение. Методы воспитания. Эффективность наказаний. Критерии оценки методов воспитания. Моральные нормы. Совесть.

Тема 9. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка».

Семья как система. Особенности общения в семье. Социальные связи семьи. «Система поддержки» и ресурсы семьи. Семейные и индивидуальные способы принятия решений. Понимание всеми членами семьи проблем и особенностей своей семьи, своих возможностей и ресурсов, слабых и сильных сторон. Связь между потребностями ребёнка и возможностями семьи. Воспитательный ресурс семьи. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Базовые понятия и термины:

Семья как система. Границы семьи. Эмоциональная близость. Семейная иерархия. Семейные роли. Традиции семьи. Паттерны семейного взаимодействия. Социальные связи. Воспитательный ресурс. Экокарта семьи.
Блок домашних заданий для кандидатов в замещающие родители.

Включает в себя вопросы, направленные на выявление мотивов, которыми руководствуются граждане, решившие принять ребенка на воспитание в семью. А так же на оценку имеющихся знаний и воспитательных навыков кандидатов в замещающие родители.

Домашнее задание 1.

  • Принимали ли вы когда-нибудь участие в тренингах?

  • Какие правила работы в группе вы могли бы предложить? Что могут сделать тренера и участники группы, чтобы вы чувствовали себя комфортно в ходе тренинга?

  • Какие формы устройства детей в семью вам знакомы?

Домашнее задание 2.

  • Как вы думаете, по каким причинам дети обычно попадают в учреждения?

  • В чем на ваш взгляд, заключаются особенности воспитания приемного ребенка?

  • Какими навыками, по вашему мнению, должен владеть принимающий родитель?

  • Должен ли ребенок, по вашему мнению, поддерживать отношения с биологической семьей?

  • Какая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь может понадобиться замещающей семье?

Домашнее задание 3.

  • Какие периоды развития ребенка вы знаете?

  • Как на ваш взгляд, меняются потребности ребенка в зависимости от периода его развития?

  • Какие особенности, на ваш взгляд, имеют дети, воспитывающихся в учреждении?

  • Что, на ваш взгляд, надо делать, чтобы сформировать привязанность ребенка к взрослому?

Домашнее задание 4.

  • Назовите, пожалуйста, признаки подросткового возраста, которые вы знаете.

  • Как вы понимаете понятие полоролевая идентификация?

  • В чем, по вашему мнению, заключаются причины раннего сексуализированного поведения подростков?

Домашнее задание 5.

  • Как вы понимаете термин «жестокое обращение»?

  • Как, по-вашему, жестокое обращение может сказаться на развитии ребенка?

  • Какова роль взрослого в преодолении последствий жестокого обращения?

Домашнее задание 6.

  • Как вы думаете, может ли ребенок сохранить привязанность к биологическим родителям после помещения в учреждение?

  • Как, по-вашему, нарушение привязанности может сказаться на развитии ребенка?

Домашнее задание 7.

  • Как вы представляете приход в вашу семью приемного ребенка?

  • Какие трудности, на ваш взгляд, могут испытывать дети в период адаптации в приемной семье?

  • Какие трудности в отношениях приемных и кровных детей могут возникнуть в это время?

Домашнее задание 8.

  • Как вы понимаете понятие - безопасная среда для ребенка?

  • Должен ли ребенок общаться с кровными родственниками?

  • Какова в этом общении роль приемных родителей?

Домашнее задание 9.

  • Какие проблемы в поведении приемного ребенка могут возникнуть?

  • Какие причины трудного поведения вы можете назвать?

  • Нужно ли, на ваш взгляд, наказывать ребенка? Если да то как?

  • Какие методы воспитания вам известны?

Домашнее задание 10.

  • Какие признаки понятия «семья» вы можете назвать?

  • Что значит «воспитательский ресурс семьи»?



<< предыдущая страница   следующая страница >>