microbik.ru
  1 2 3 ... 5 6

НАСЕКОМЫЕ. №7.



ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ


РАСШИРЕНИЕ

СЛОВАРЯ


ГРАММАТИЧЕСКИЙ

СТРОЙ РЕЧИ


РАЗВИТИЕ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА.

КООРДИНАЦИЯ

РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ.


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ.

1. Дети должны знать:

- обобщающее понятие «НАСЕКОМЫЕ»;

- названия некоторых насекомых;

- строение и названия частей тела насекомых;

- внешние признаки некоторых насекомых;

- то, что насекомые бывают полезные и вредные;

- как нужно относиться к полезным насекомым и как бороться с вредными насекомыми;

- как насекомые размножаются;

- где живут.

Существительные: насекомые, муравей, бабочка, стрекоза, оса, пчела, шмель, муха, комар, жук, паук, кузнечик, муравейник, улей, паутина, яички, куколка, гусеница, голова, грудь, брюшко, три пары лапок, крылья.

Прилагательные: полезный, вредный, трудолюбивый, назойливая, надоедливый.

Глаголы: беречь, оберегать, уничтожать, летать, ползать, собирать, порхать.

1. «Скажи ласково»: Жук – жучок и т.д. названия насекомых.

2. «Посчитай 1, 2, 5»: с названиями насекомых.

3. Образование сложных слов. «Какой? Какая? Какие?»: Бабочки разного цвета (какие?) – разноцветные; комар с длинным носом - …; стрекоза с длинным хвостом…; пчела любит трудиться - …

4. ^ Образование приста-вочных глаголов. Дидактическая игра «Бабочка и гриб»: Бабочка к грибу (подлетела). Бабочка вокруг гриба (облетела). Бабочка через гриб (перелетела). Бабочка в лес (улетела).

1. Составление предло-жений с предлогами. Дидактическая игра «Бабочка и гриб».

2. «Закончи предло-жение»: Муха разно-сит (болезни). Пчела собирает (мёд). Комар кусает (человека). Бабочка летает (над цветком). Жук точит - грызёт (кору). Божья коровка поедает (тлю).

3. Построение моно-лога: * Объясни, про какого человека можно сказать «трудолюбивый, как пчела». * Объясни, про какого человека можно сказать «назойливый, как муха».

4. Составление описа-тельного рассказа о насекомых по плану: - кто это; - части тела; - где живёт; - как размножается; - полезное или вредное насекомое. Почему?

1. ^ Координация речи с движением:

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк

И весёлы мотылёк.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Н. Нищева.


2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»: насекомые – птицы; полезные – вредные насекомые.


3. Дидактическая игра «Что изменилось?».


4. Дидактическая игра «Кого не стало?».

1. Я. Квитко «Жучок».

2. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»: «Читаем детям», стр. 137.

3. В. Бианки «Приклю-чения муравьишки»: Хрестоматия № 2, стр. 272.

4. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»: Хрестоматия № 1, стр. 374.

5. К. Чуковский «Муха Цокотуха»: Хрестоматия № 1, стр. 152.



ОДЕЖДА. № 8



ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ


РАСШИРЕНИЕ

СЛОВАРЯ


ГРАММАТИЧЕСКИЙ

СТРОЙ РЕЧИ


РАЗВИТИЕ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА.

КООРДИНАЦИЯ

РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ.


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ.

Дети должны знать:

-обобщающее понятие «Одежда».

- названия одежды.

- назначение одежды: верхняя, нижняя (бельё), летняя, зимняя, весенняя, детская, женская, мужская, праздничная, повседневная.

- названия деталей одежды (рукава, воротник, карманы).

- названия некоторых материалов, из которых шьют одежду.

- как нужно ухаживать за одеждой.

Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, юбка, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, воротник, рукава, карманы.

Прилагательные: тёплая, удобная, шерстяной, шёлковый, кожаный, меховой.

Глаголы: носить, надевать, снимать, одеваться, раздеваться, стирать, гладить, складывать, вешать, чистить.

1. Образование мн. ч. существительных в именитель-ном и родительном падежах «Один – много…»: (юбка – юбки – юбок).

2. Образование притяжате-льных прилагательных «Назови, какая»: … из шерсти – шерстяная; …из кожи – кожаная) и т.д.

3. Образование притяжатель-ных прилагательных «Чей, чья, чьи?»: Кофта мамы (чья?) – мамина.

4. Согласование сущест-вительных с числительными «Сосчитай (1, 2, … 5)»: платья, юбки, пальто, плащи.


1. Подбираем слова – антонимы: «Скажи наоборот»: одежда длинная – короткая; узкая – широкая, мужская – женская, зимняя – летняя, толстая – тонкая, новая – старая, чистая – грязная, праздничная - повседневная.

2. Дидактическая игра «^ Закончи предложе-ние» или «Похваста-емся»: Это жёлтая рубашка. – А у меня 5 жёлтых рубашек. Это нарядное платье. А у меня 5 нарядных платьев. Это шерстяные брюки. - …Это красивая юбка. - …

3.Составление описательных и сравнительных рассказов об одежде по схеме:

- цвет

- материал

- части

- когда носят

- кто носит

- как нужно ухаживать


1. Координация речи с движением «Помощники» (Нищева стр. 143)

2. Координация речи с движением:

«Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла.

- Посмотрите-ка, нашла…».

3. Лото «Магазин».

4. Дидактическая игра «Одень куклу».

5. Дидактическая игра «Юный модельер».

6. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» по назначению.


1. Чтение стихов об одежде: «Обновка» Капутикян, «Наша Алёнушка» Агашина, «Ромашки» Пляцковский (Нищева, стр. 142)

2. Чтение загадок об одежде (Нищева, стр. 142).

3. Чтение Г. Снегирёв «Верблюжья варежка» (Хрестоматия, стр.71).

4. Заучивание стихотворения «Заяц – портной» С. Михалкова (Хрестоматия, стр. 350).


ПОСУДА. № 9



ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ


РАСШИРЕНИЕ

СЛОВАРЯ


ГРАММАТИЧЕСКИЙ

СТРОЙ РЕЧИ


РАЗВИТИЕ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА.

КООРДИНАЦИЯ

РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ.


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ.

Дети должны знать:

- названия посуды и её назначение.

- обобщающее понятие «ПОСУДА».

- различать кухонную, столовую и чайную посуду.

- названия отдельных частей посуды (носик, горлышко, ручки, крышка, стенки, донышко).

- из какого материала делают посуду (стекло, фарфор, хрусталь, чугун, дерево, алюминий).

- как нужно обращаться с посудой и ухаживать за ней.


Существительные: посуда, чашка, блюдце, чайник, стакан, тарелка, кружка и др. Сухарница, солонка, хлебница и др.

Прилагательные: пластмассовая, стеклянная, хрустальная, хрупкая и др.

Глаголы: наливают, выливают, кладут, насыпают, моют, сушат, вытирают, чистят, разбивается.

1.Словообразование: «^ Что в чём?». Суп в супнице; сахар в …; соль в …; селёдка в …; сухари в …; хлеб в …

2. «Какой? Какая? Какие?»: Бокал из хрусталя (какой?) – хрустальный; …из фарфора…; …из алюминия…; …из чугуна….; … из дерева…; …из глины…; …из пластмассы…

3. «Назови ласково»: чашка – чашечка и др.

4. «Сосчитай»: от 1 до 5.

5. «Жадина» (мой, моя, моё, мои).

6. «Хвастунишка»: чашка – много чашек, кастрюля – много кастрюль, стакан - …; бокал - …; сковорода - … и др.

1. «Закончи предло-жение»: Подбор слов антонимов: Сковорода тяжёлая, а кувшин…; графин высокий, а стакан…; кастрюля большая, а блюдце…; блюдце мелкое, а миска…

2. Составление предложений о посуде с предлогами: в, на, под, из, со.

3. Составление связного описатель-ного рассказа о посуде по схеме.

1. Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре

Мы посуду перемыли…» (Нищева, стр. 54).

2. Координация речи с движением:

«Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник…» (Нищева, стр. 54).

3. Дидактическая игра «Помощники»: Помоги расставить чайную посуду – на поднос; столовую – на обеденный стол; кухонную – в шкафчик.

4. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»: Кухонная - чайная; столовая – чайная посуда.


1. Чтение: «Федорино горе» К. Чуковского.


МЕБЕЛЬ № 10


ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ


РАСШИРЕНИЕ

СЛОВАРЯ


ГРАММАТИЧЕСКИЙ

СТРОЙ РЕЧИ


РАЗВИТИЕ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА.

КООРДИНАЦИЯ

РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ.


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ.

1. Дети должны знать:

- названия мебели;

- обобщающее понятие «МЕБЕЛЬ»;

- знать составные части мебели: ножки, сиденья, подлокотники, ручки, двер-цы, спинки, ящики, полки, столешницы.

- различать мебель кухонную, столовую (гостиную), мебель для спальни.



Существительные: названия предметов мебели, гарнитур; названия частей мебели.

Прилагательные: кухонная, столовая, спальный, кукольная.

Глаголы: пилить, распилить, сколотить, склеить, прикрутить, просушить, купить, поставить.

1. «Чего не стало?»: образование существитель-ных ед. и мн. числа в родительном падеже: стол – стола; столы – столов и др.

2. «Скажи ласково»: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.

3. «Сосчитай, сколько»: от 1 до 5 (Согласование числительных с существи-тельными): Один стол, …

4. Образование относитель-ных прилагательных: Кровать из дерева (какая?) – деревянная, Стол из стекла - … Стул из пластмассы - … Кресло из велюра - … Мебель для кукол - …

5. Образование относитель-ных прилагательных : Стол, за которым обедают, называется… Стол, за которым пишут, называется … Стол для компьютера, называется … Полка для книг…Шкаф для книг…

6. Подбор существительных к прилагательным: куколь-ная…; кукольное…; кукольные…


1. «Скажи наоборот». Закончи предложение: Шкаф высокий, а тумбочка… Шкаф большой, а полка… Диван мягкий, а табурет… Кресло мягкое, а стол…

2. Составление пред-ложений с предлогами (в, на, за, под, между, над) по опорным картинкам.

3. ^ Составление рас-сказа «Как изготовля-ют мебель?» по опорным словам или картинкам: росло дерево, спилили, фабрика, распилили, доски, выпилили, сколотили части, покрыли лаком, просушили, мебель-ный магазин, продать, купить, доставить.


1. ^ Координация речи с движением:

Сначала мы берём бревно

И пилим, пилим доски

Длинные и плоские.

Эти доски вот так

Зажимает стол-верстак.

Готовим понемножку

То ящик, то ножку.

Сделаем вот сколько

Стульев и столиков.


1. Чтение стихов Б. Заходера: Нищева, стр. 171.

2. Л. Н. Толстой «Три медведя»: Хрестоматия, стр. 132.

3. С. Маршак «Откуда стол пришёл?»: Хресто-матия, стр. 208.


ЗИМА. № 11.



ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ


РАСШИРЕНИЕ

СЛОВАРЯ


ГРАММАТИЧЕСКИЙ

СТРОЙ РЕЧИ


РАЗВИТИЕ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА.

КООРДИНАЦИЯ

РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ.


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ.

- Запомнить последовательность смены времён года.

- Знать место зимы в ряду других времён года (какое время года предшествует зиме и какое следует за зимой).

- Запомнить названия зимних месяцев.

- Знать сезонные изменения в природе, связанные с зимой.



Существительные: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, гололёд, узоры, снежинки, снегопад, метель, буря, вьюга, холод.

Прилагательные: морозная, холодная, суровая, вьюжная, лёгкий, пушистый, блестящий, рыхлый, скользкий.

Глаголы: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, воет, засыпает, скрипит, сверкает.

1. «Назови ласково»: снег – снежок; лёд - …; мороз - …; зима - …; метель - …; санки - …; холод - …

2. «Один – много»: снег – много снега; лёд - …; узор - …; снежинка - …; санки - …; буря - …; вьюга - …; холод - …

3. «Какой? Какая? Какие?»: Снег (какой?) – белый, пушистый, лёгкий, холодный … Зима (какая?) - … Снежинки (какие?) - … Лёд (какой?) - … Погода (какая?) - …

4. «Что делает? Что делают?»: Мороз (что делает?) - …Метель (что делает?) - … Лёд на солнце (что делает?) - … Дети зимой на прогулке (что делают?) - …

5. «Скажи наоборот»: Летом дни жаркие, а зимой…

Снег мягкий, а лёд…

Летом солнце яркое, а зимой…

Одни сосульки длинные, а другие…

1. Дидактическая игра «Ваня и санки».

«Закончи предложе-ние»: Ваня на санках к горке…(подъехал).

На горку…(въехал). С горки…(съехал). Вокруг горки…(объехал). Из парка…(уехал).

2. Составление слож-ноподчинённых пред-ложений. Установление причин-но - следственных связей. «Закончи предложение»: Маша надела шубу, потому что …Вся земля покрыта снегом, потому что… Дети взяли коньки, потому что… Папа принёс ёлку, потому что…

3. Составление связ-ного рассказа о зиме по схеме.

4. Составление связно-го рассказа по серии сюжетных картинок – «Просто старушка». (Каше).


1. Координация речи с движением:

«Выпал беленький снежок,

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег, хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам».

2. Пальчиковая гимнастика «Пирог» (Нищева, стр. 158).

3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»: Приметы зимы: Снег, лёд, мороз, лужа и т.д.



1. Чтение загадок о зиме: Нищева, стр. 157.

2. Чтение сказки «Проказы старухи зимы»: Книга для чтения, стр. 75.

3. Чтение Н. Н. Носов «На горке»: Хрестоматия, стр. 30.

4. Заучивание стихотво-рения З. Александровой «Зима»:

«Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!

Как розовые яблоки,

На ветках снегири».

5. ^ Толкование пословицы:

«Любишь кататься – люби и саночки возить».



ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. № 12



ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ


РАСШИРЕНИЕ

СЛОВАРЯ


ГРАММАТИЧЕСКИЙ

СТРОЙ РЕЧИ


РАЗВИТИЕ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА.

КООРДИНАЦИЯ

РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ.


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ.

- Закрепить названия зимующих птиц.

- Уточнить, почему птицы называются «зимующие».

- Закрепить названия частей тела птиц (лапки, хвост, крылья, грудь, клюв и т.д.).

- Выработать представления о повадках, внешних признаках и образе жизни зимующих птиц.



Существительные: ворона, сорока, воробей, дятел, снегирь, синица, голубь, кормушка, помощь.

Прилагательные: голодные, шустрый, юркий, драч-ливый.

Глаголы: кормить, насыпать,

чирикает, каркает, воркует, трещит.

1. «Сосчитай, сколько»: от 1 до 5 пересчитывать перелётных птиц.

2. «Один – много»: одна синица – много синиц; один воробей – много воробьёв и т.д.

3. Образование приставоч-ных глаголов: «Доскажи словечко»: Воробей к кормушке … (подлетел); На кормушку …(сел); От кормушки … (отлетел); Вокруг дерева …(облетел); С ветки на ветку …(перелетел).

4. Образование сложных прилагательных: «^ Скажи, какая? какой?»: У сороки белые бока – она какая? – белобокая; у синицы жёлтая грудка – она какая? – желтогрудая; у снегиря красная грудка – он какой? - …; у дятла красная голова – он какой? - …; у воробья короткие лапки – он какой? - …; у вороны длинный клюв – она какая? - …

5. «Кто как голос подаёт?»: Ворона каркает; голубь … (воркует); воробей … (чирикает); сорока … (трещит).

1. Составление предло-жений с предлогами по демонстрации действий. Дидактическая игра «Птицы в клетке».

2. Составление загадок – описаний о зимующих птицах (внешние признаки, повадки).

3. Составление связ-ного рассказа по сюжетной картине «Кормушка для птиц».

1. Координация речи с движением:

«Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири…»:

Нищева, стр. 60.

2. Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»: Нищева, стр. 60.

3. Дидактическая игра «Улетает – не улетает».

4. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»: перелётные и зимующие птицы.

5. Дидактическая игра «Узнай по описанию».



1. Скребицкий «На лесной полянке»: Хрестоматия, стр. 285.

2. Снегирёв «Скворец»: Хрестоматия, стр. 261.

3.Скребицкий «Появились синички»: Коноваленко «Развитие связной речи», стр. 90.




ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. № 13 - 14


^ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

ЛЕКСИКА И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

^ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

ДИД. ИГРЫ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

1. Дети закрепляют:

- названия зимних месяцев;

- основные признаки зимы в природе;

2. Дети запоминают, что

- «Зима окружает год», потому что последний месяц года – декабрь, а первый месяц года – январь.

3. Уточняем и расширяем представления детей о новогоднем празднике и зимних развлечениях.



Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, серпантин, гирлянды, поздравления, мишура, коньки, лыжи, клюшка, шайба, каток, лыжня.

Прилагательные: новогодний, праздничный, разноцветные, волшебный и т.п.

Глаголы: украшать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, зажигать и др.

1. Образование относительных прилагательных «^ Какие украшения на ёлке?»: Шарик из стекла – какой? – стеклянный; хлопушка из бумаги - …; флажки из картона - …; снеговик из ваты - …; звёзды из пластмассы - …

2. «Посчитай 1, 2, 5» со словами: душистая ёлка, стеклянный шарик, новогоднее украшение.

3. «Закончи предложение» словами: снежная баба, деревянные лыжи, любимые саночки. Это (что?) – снежная баба; У меня нет - …; Я тебе дам - …; Я радуюсь - …; Я доволен - …; Я мечтаю - …

4. Образование родственных слов от слова «Снег» - Игра «^ Кто больше?»: Снег, снежок, снежинка, снегоход, Снегурка и т.д.

5. «Закончи предложение»: Образование приставочных глаголов: Ваня на лыжах к горке … (подъехал). На горку … (въехал). С горки … (съехал). Вокруг горки … (объехал). Через мостик … (переехал). Из парка … (уехал).

1. Составление предложе-ний по картинкам о зимних развлечениях.

2. Построение монологов: «Как мы готовимся к Новогоднему празднику», «Однажды на прогулке».

3. Составление рассказа по сюжетной картинке «Зимние развлечения».

4. Заучивание новогодних стихов.

5. Выборочный пересказ Н. Носов «На горке».

1. Мелкая моторика:

Ударять пальчиками друг о друга, в конце сжимать и разжимать кулачки.

Мчусь, как ветер, на коньках

Разгорелись ушки…

^ Рукавицы на руках,

Шапка на макушке.

Раз-два

Вот и подскользнулся…

Раз-два,

Чуть не кувыркнулся.

С. Чёрный.

2. Координация речи с движением:

Снег, снег, белый снег,

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Сегодня из белого мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе.

А Жучка всё лает

«Чужой во дворе!».

3. Дидактическая игра «Что мы видели, не скажем…», «Узнай по описанию».

1. Повторение. Чтение русских народных сказок «Морозко», «В гостях у дедушки Мороза», С.Я. Маршак «12 месяцев».

2. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

3. Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк».

4. Стихи: И.З. Суриков «Детство». А.А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…». Д Хармс «Что это было?».

5. Н. Носов «На горке»: Хрестоматия № 1, стр. 79.


<< предыдущая страница   следующая страница >>