microbik.ru
  1 2 3 4 ... 15 16
РАЗДЕЛ 1. КЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
На этапе перехода Российской Федерации от беспрецедентно затянувшейся кризисной ситуации к экономике развития активно пробивает себе дорогу общественная потребность теоретически разобраться с тем, что и как надлежит оценивать, а с практической стороны выявить стратегические направления того, как и что в первую очередь следует делать нам в нашем отечестве, если мы хотим в полной мере использовать те возможности, которые уже у нас имеются и те, которые предстоит воспроизвести.

Институциональная теория, раскрывающая основные черты и закономерности развития институциональной среды и институциональной системы, методологические принципы их становления, сформировались в начале двадцатого века. Однако, подходы к её познанию начали формироваться значительно ранее и охватывали значительный период времени. С позиции сегодняшнего дня можно, на наш взгляд, утверждать, что предшественниками институциональной теории, её принципов, были исследователи путей и средств, ставшие впоследствии правилами формирования национальных экономик разных стран.

Рассмотрим некоторые примеры.

Практика формирования общественного развития свидетельствует о том, что многие ученые отдавали предпочтение историческому подходу к характеристике социально-экономических процессов. Одним из примеров такого метода служат теоретические разработки, посвященные формированию и функционированию национальных экономик. При этом особенно интересно исследовать не только благоприятные периоды, но и как нынче, кризисные ситуации, когда один кризис перехода социалистической жизнедеятельности в капиталистическую в России ещё не завершился, а другой глобальный уже пришел и в наше отечество.

Развивающиеся ныне глобализационные процессы в мировой экономике не снижают, а напротив многократно увеличивают актуальность проблем развития национальных экономик, обусловленных в значительной степени историческими условиями и специфическими принципами их становления и функционирования для нашей страны. По оценке авторов, современные трудности России, обнаруживающие себя в ходе настоящего глобального кризиса, могли бы быть с меньшими отрицательными последствиями, если бы, вместе с активным включением в глобальные экономические отношения, в стране больше внимания уделялось соответствующему развитию внутрироссийских рынков и предпринимательской активности российских граждан. Ибо значительная доля основных жизненных потребностей населения России удовлетворяется в макро, микро и наноэкономике. Экономическое развитие общечеловеческой цивилизации создает и осваивает новые масштабы активной жизнедеятельности. В последние годы на невиданные ранее масштабы вышли наноэкономика (как экономика личности) и глобальная экономика (как экономика в масштабах всей земли), но уже сегодня проявляются экономические отношения следующего масштаба жизнедеятельности, у которого пока нет общепризнанного названия, (это может быть внеземная, космическая, постглобальная экономика) но он уже проявляет себя из-за пределов Земли, помогая совсем на другой научно-технической основе решать проблемы коммуникаций, позиционирования в пространстве, разрешать большое количество практических задач, связанных с контролем и анализом информации самого разного характера. Вероятно, в подготовке к следующим кризисам, это обстоятельство должно более эффективно учитываться в государственной, промышленной и предпринимательской стратегии и тактике для обеспечения продовольственной и энергетической, и в целом социально-экономической безопасности государства. При этом освоенные уроки по созданию более независимой от чужих валют финансовой системы в России должны не только провозглашаться, но и быстро реализовываться.
1.1. Исторические исследования формирования национальной экономики – основные уроки для России
Анализ теоретических взглядов ученых, занимающихся проблемами национальных экономик, показывает, что многие страновые особенности развития экономики обусловлены спецификой институциональной среды, в рамках которой формировалась та или иная национальная экономика.

1.1.1. Историческая школа политической экономии

Большой интерес, с точки зрения теоретических разработок путей формирования национальной экономики, представляет немецкая историческая школа политической экономии, сформировавшаяся к середине ХIХ века. Формирование этой школы было обусловлено практической необходимостью определения путей становления экономически сильного государства. По мнению ученых – представителей этой школы, оценить любую логическую систему, в том числе и экономическую, можно только после ее соотношения с действительностью в тот или иной исторический период, «иначе формула подменит жизнь». Исторический метод исследования и дал название этой школы.

По мнению представителей данной школы, только так можно раскрыть процессы становления национальной экономики отдельных стран как единого хозяйственного механизма, характеризующегося взаимообусловленностью внутренних социально-экономических процессов, тем самым образующих единую экономическую систему страны на базе развития производительных сил, общественного разделения труда и обмена результатами труда.

Методологические основы исторической школы, заложенные еще ее идейными предшественниками Адамом Мюллером (1779-1829) и Фридрихом Листом (1789-1847), в решающей степени были связаны с институциональной средой.7 А.Мюллер в своей работе 1809г. «Основы искусства управления государством» упрекал классиков политической экономии за то, что они при характеристике экономики игнорировали «нравственные силы общества». Он считал главным структурообразующим элементом всей жизни общества нацию, характеризуя ее как особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, на основе которых формируется ее историческое существование. Нации присуща органическая целостность и преемственность развития от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Только нация придает экономике чрезвычайно индивидуальный и специфический характер. Экономическая сфера является лишь одной из многих сторон целостной народной жизни. Задачей государства является поддержка экономики в единстве с высокими нравственными целями общества. В этом случае государство будет истинным выразителем народного единства, а не только хранителем порядка, как характеризовал его А.Смит. В свою очередь, нравственность, слагаемая из традиционных законов и обычаев, передаваемых из рода в род, от отца к сыну, представляет собой тот фундамент, на котором должна выстраиваться экономическая жизнь общества.

Положение о том, что каждая страна имеет свой путь экономического развития, подчиняется собственным законам, которые связаны с ее географическими условиями, историческим развитием, культурными традициями и даже чертами национального характера народа, которые должны служить основой для выработки собственных правил экономической политики, высказывал и Ф.Лист в своей работе «Национальная система политической экономии» (1841г.). Он так же, как и А.Мюллер, считал, что национальная экономическая система должна основываться на природе нации, ибо она объединяет людей, представляет единое целое. Она – результат предшествующего развития, открытий, усовершенствований, традиций, знания и опыта8.

Развитие национальной экономической системы Ф.Лист раскрывает на основе реализации трех концепций: концепции производительных сил, понимаемых им как вся совокупность общественных условий, благоприятствующих увеличению богатства народа: труд в любой сфере, фабрично-заводская промышленность, наука, искусство, торговля; концепции стадий экономического развития, признавая тем самым эволюционный характер развития; концепции активной роли государства в экономической жизни общества, являющегося гарантом развития нации и ее производительных сил, превращения «народной экономии» (экономики граждан) в «национальную экономию». «Народная экономия, - писал он, - становится национальной экономией в том случае, когда государство или федерация охватывает целую нацию, которая по количеству населения, территории, политическим учреждениям, цивилизации, богатству и могуществу обладают самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение»9.

Идеи А.Мюллера и Ф.Листа нашли свое дальнейшее развитие в трудах ученых исторической школы, которая прошла в своем развитии три этапа: первый этап («Старая» историческая школа) – 40-60-е годы ХIХ в.; второй («Новая» историческая школа) – 70-80-е годы ХIХ в.; третий («Новейшая» историческая школа) – первая треть ХХ в.

Общее, что объединяет представителей всех трех этапов этой школы в политической экономии, это использование исторического метода исследования социально-экономических процессов и приверженность воззрениям идейных предшественников школы.

Принципы исторического метода исследования социально-экономических процессов впервые были сформулированы Вильгельмом Рошером (1817-1894), основателем «старой» исторической школы. Эти принципы сводятся к следующему: 1) показ того, как и о чем думали народы по экономическим вопросам, чего они желали и чего они добились в хозяйственной сфере; 2) необходимость наблюдении не только современных, но и анализ прошлых экономических отношений; 3) исследование и сравнение экономических явлений и процессов у всех известных народов, причем особую пользу приносит изучение теории и практики хозяйствования древних народов, чья история представляет собой завершенный вид; 4) анализ существовавших и существующих экономических институтов, их объективная оценка, так как польза и вред, которые они приносят, неравнозначны для разных народов; 5) выяснение тех факторов, которые способствовали превращению целесообразных действий в нелепость, а благодеяний - в бедствия.

Экономисты «старой» исторической школы критиковали классическую школу в политэкономии за сведение ею поведения хозяйствующих субъектов к чисто эгоистическим побуждениям, к выгоде, богатству, и отстаивали необходимость учета нравственных отношений, чувства общности, общественных интересов.

Представители «Новой» исторической школы пытались объяснить хозяйственную жизнь в тесной взаимосвязи экономики, этики, психологии, представляющих, по их мнению, внутреннее единство общественной жизни.

В отличие от «старых», «новые» историки уже не отрицали существование общих экономических законов, но утверждали, что эти законы должны быть открыты на основе накопления достоверных исторических и статистических данных методом индукции. Г.Шмоллер (1838-1917), в частности, утверждал, что хозяйственная культура реализует в физическом мире, но возникновением своим она обязана духовным силам людей, которые проявляются в виде чувств, влечений, целей, представлений и, в конечном счете, в виде сознательных действий. Народное хозяйство, по мнению Г.Шмоллера, это форма общения, основанного на концентрации и согласии психических сил общества.

Новое в работах представителей «новейшей» исторической школы Вернера Зомбарта (1863-1941) и Макса Вебера (1864-1920) состояло в том, что они выдвигали идею о трансформации самостоятельных национальных экономик в общие экономические системы национальных типов, характеризующихся синтезом общих и специфических отношений. Общим во всех экономиках данного типа является то, что система капиталистической экономики, по мнению В.Зомбарта, базируется на: стремлении к максимальной прибыли; институциональной организации, которая характеризуется преобладанием частной собственности; свободном распроряжении работников своей рабочей силой; центральной роли предпринимателя в производстве и распределении доходов; незначительной роли государства; технической основе, включающей в себя прогрессивные средства производства. Следовательно, они признали, что развитие экономической жизни подчиняется общим закономерностям, пробивающим себе дорогу сквозь все особенности исторического развития.

По мнению В.Зомбарта, фактором, играющим роль движущей силы в обществе, является ментальный, социально-психологический уровень или «хозяйственный дух», в котором в условиях капитализма выделяются два составляющих его элемента: дух предпринимательства и бюргерский дух, каждый их которых определяет специфику национальной модели капитализма. Дух предпринимательства лежит в основе динамической модели капитализма: готовность к риску, богатство идей, умение комбинировать факторы производства и сбывать товары. Бюргерский же дух определяет консервативную модель капитализма: бережливость, расчетливость, умеренность.

Наиболее важное значение институциональной организации хозяйственной жизни общества придавал М. Вебер. Он выступал за необходимость государственного регулирования капиталистической экономики. По его мнению, капитализм со свободным конкурентным рынком без ограничений, рационального управления, законодательных норм может привести к хаосу.

Идеи В.Зомбарта о «социальном плюрализме», взаимном переплетении частного производства, государственного сектора и кооперативного уклада, а также М.Вебера, выступающего за государственное регулирование капиталистической экономики, формировали представление о «смешанном обществе», сочетающем рыночную экономику с элементами организованности, планомерности, проявляющейся в «рационализаторской деятельности» крупных компаний, а также в воздействии на экономику государства. Тем самым эти идеи легли в основу современной теории смешанной экономики.

Таким образом, представили исторической школы, несмотря на некоторые различия в своих взглядах на основных черты национальной экономики, непременным условием ее формирования и развития считали учет особенностей институциональной системы страны, отражающей единство экономической и социальной сфер жизни общества, проявляющейся в особенностях традиций, культуры, психологии, религии народа. При этом они отводили существующую роль в обеспечении гармонизации интересов государству, которое представляет единственную общественную силу, способную обеспечить правовой порядок в стране, являющийся важнейшим фактором организации жизни общества.

1.1.2. Конкурентный порядок Вальтера Ойкена

После крушения нацизма в Германии, когда приступили к разработке политико-экономической концепции развития страны в новых условиях, начал проявляться интерес к взглядам Вальтера Ойкена (1891-1950), в частности, к его «теории порядка». Эта теория была изложена автором в работе «Основы политической экономии» (1939). Его работа «Основные принципы экономической политики», в которой была развита его теория порядка, опубликована в 1952 году, после его смерти.

С именем Вальтера Ойкена и его друзей по «Фрайбургской школе» связывают научную подготовку почвы для «экономического чуда», которое после 1945г. обеспечило переход Западной Германии к состоянию благоденствия. Федеральный канцлер ФРГ Людвиг Эрхард всегда ссылался на В.Ойкена как мыслителя, предвосхитившего с научной точки зрения его политику, обеспечившую развитие экономики страны. В.Ойкен консультировал первое после войны правительство ФРГ, предложил свои варианты концепции денежной политики, валютно-финансовой реформы.

Разработка теории системы конкурентного порядка, исключающей как экономическую, так и политическую несвободу человека, стало главным делом жизни В.Ойкена. «Социальная надежность и социальная справедливость, - пишет В.Ойкен, - являются настоятельными требованиями времени. С начала процесса индустриализации социальный вопрос все больше и больше превращается в главный вопрос человеческого бытия, который имеет большое историческое значение. Как раз на решение этого вопроса должны быть направлены все помысли и дела».10

Концепция экономического порядка была выработана В.Ойкеном на основе анализа огромного исторического материала. Исходной позицией автора было рассмотрение повседневных проблем отдельного человека или отдельного хозяйства, их поведение на экономической арене. Он считал, что любые хозяйственные решения и действия совершаются людьми в условиях определенных рамок, на которые он не может повлиять (климат, ресурсы, законы, хозяйственно-политические решения и т.д.), определяющие характер управления хозяйством. Созданные и спонтанно возникшие правила, формы хозяйствования и хозяйственного взаимодействия людей и образуют экономический порядок. Экономический порядок, по его мнению, должен обеспечивать не только существование людей и использование ими технических средств, но и устранять возможности превращения человека в безвольную частичку гигантского экономического аппарата, не обладающего независимостью и индивидуальностью. Тем самым, В.Ойкен при разработке своего «Экономического порядка» придает важное значение институциональным элементам организации хозяйственной жизни.

Экономические порядки, по Ойкену, различаются системами управления. Он сделал вывод о том, что за всю историю человечества можно установить две основные «чистые» формы порядка – не более: централизованно управляемая экономика («установленный порядок») и рыночное хозяйство (развивающийся спонтанно порядок на основе реализации индивидуального интереса и обеспечивающий самостоятельное вступление индивида в экономические отношения с другими хозяйствами).

В.Ойкен подвергает критике эти формы порядка. Рыночная политика laissez faire была попыткой решить проблему порядков с помощью методов рыночного хозяйства на основе свободной конкуренции. Но реализация индивидуальных интересов обусловливает образование монополий, что противоречит общим интересам. Следовательно, нужен новый порядок, обеспечивающий появление сил, «возникающих из индивидуального интереса, но обеспечивающих общий интерес и координацию индивидуальных интересов».11

Экономический порядок в форме централизованного управления экономикой он критикует за его способность к «бурному развитию эгоизма и произвола руководящего слоя и его бюрократии, в то время, как большинство людей… в большей или меньшей степени являются несвободными».12

В.Ойкен предлагает свой экономический порядок – конкурентный.

Целью политики конкурентного порядка, - пишет он, - является помощь «расцвету спонтанных сил человека и одновременно позаботиться о том, чтобы они не были обращены против общего интереса». Автор считает, что данный порядок «является единственным типом порядка, который обуздает силы эгоизма» и его задача «решать социальный вопрос в духе свободы и тем самым спасать свободу вообще».13 Каждый субъект хозяйствования сам осуществляет свою деятельность и координирует ее с другими хозяйствами. Полная конкуренция, присущая конкурентному порядку – это не недобросовестная, а добросовестная конкуренция.14

По своей сути конкурентный порядок, по его мнению, - это ограничение власти путем:

- разграничения сферы повседневного хозяйствования и политико-государственной деятельности;

- развертывание конкуренции и деконцентрация, препятствующая возникновению позиций, дающих власть;

- антимонопольная политика;

- никто не должен обладать большей или меньшей экономической властью, чем это необходимо для реализации конкурентного порядка.

Следовательно, по его мнению, государство не должно, да оно и не способно руководить экономическим процессом, но оно необходимо для формирования элементов экономического порядка, прежде всего – правовых рамок.

Ойкен считал, что принципами конституциирования политики конкурентного порядка должны быть следующие:

  1. Основной принцип – создание механизма цен полной конкуренции, способной функционировать, станет важным критерием любой политико-экономической меры. Парализация функционирования валютным контролем, кредитной экспансией, налогами - недопустима.

  2. Для реализации основного принципа должны быть осуществлены следующие «позитивные принципы»:

- обеспечение стабильности стоимости денег; в силу этого валютная политика имеет главенствующее значение для конкурентного порядка;

- обеспечение системы «товары-запасы-валюта»;

- обеспечение деньгами через банковские кредиты – действие вспомогательного плана;

- проведение политики «открытых рынков» (на товары, капиталы, рабочей силы);

-создание частной собственности, нуждающейся в контроле со стороны конкуренции; государственные предприятия должны вписываться в условия конкуренции;

- свобода заключения договоров, подчиненная конкурентному порядку;

- обеспечение ответственности, являющейся составной частью механизма регулирования полной конкуренции: «тот, кто ответственен за планы и действия предприятий, домашних хозяйств, несет за это юридическую ответственность»;

- неизменность экономической политики (валютной, торговой, налоговой, в области заработной платы), которая «создает соответствующие рамки экономического конструирования».

Автор при этом подчеркивает, что для эффективного регулирования экономических процессов необходимо комплексное использование всех принципов.

Кроме того, Ойкен формулирует регулирующие принципы политики конкурентного порядка, к числу которых он относит:

- предотвращение возникновения монополий и контроль за деятельностью существующих монополий, в том числе путем осуществления конституирующих принципов;

- осуществление политики в области доходов с помощью механизма цен полной конкуренции, налоговой политики (прогрессивное налогообложение);

- экономические расчеты отдельных предприятий и домашних хозяйств, согласованные между собой через систему конкурентных цен, должны обеспечить рациональный экономический расчет в масштабе экономики, а также достаточное регулирование совокупного процесса.

Силами, устанавливающими конкурентный порядок, по мнения В.Ойкена, должны быть:

- государство, руководствующееся следующими принципами:

1) политика государства должна быть нацелена на то, чтобы распустить экономические властные группировки или ограничить их функции;

2) политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса;

- наука: «…возможность сформировать порядок в государстве и экономике, опираясь на умственный труд и оказываемое им влияние».

Общественная наука изучает реальный, исторически данный мир, но определяя существенные взаимосвязи реальности, они могут давать оценки тому, какие формы порядка в состоянии упорядочить современный индустриализированный мир»;

- религия: «В построении свободного и справедливого общества в полностью изменившемся мире – в поисках порядка, который сделает это возможным, - церковь смыкается с наукой».

Полностью практическая реализация концепции конкурентного порядка В.Ойкена не была осуществлена. Сам автор работы признавал, что «во всех странах нет еще слоя тех руководителей, которые поняли бы, что такое конкурентный порядок: не только как сам по себе экономический порядок, но и как условие для общественного порядка, как та крупная противоположность, которую можно противопоставить концепции тоталитаризма».15

Хотя Л.Эрхард и исходил из концепции «взаимозависимости порядков» и ему удалось соединить политику рыночного порядка (свободу и эффективность рынка) с социальным выравниванием, что и послужило обоснованию названия его политики «социальное рыночное хозяйство» (второе ее название «благосостояние для всех»), но многие принципы конституциирования и регулирующие принципы, предлагаемые В.Ойкеном, не были применены.

Все же Л.Эрхард в 1948г. провел денежную реформу, которая стабилизировала денежное обращение – а это основной конституциирующий принцип, обеспечивающий функционирование рынка. Государство защищало свободу конкуренции, отменило ограничения на предпринимательскую деятельность. Одновременно в стране осуществлялось государственно-правовое регулирование экономики, проводилась активная социальная политика: регулирование рынка труда, привлечение наемных работников к управлению деятельностью фирм. Все это дало определенный импульс для эффективного развития экономики страны.

1.1.3.Экономические программы Н.С. Мордвинова и А.К. Шторха

Учеными, заложившими фундамент научных исследований путей формирования российской национальной экономики в период, когда началось разложение крепостного хозяйства и в недрах которого развивались элементы капиталистических отношений (начало ХIХ века), были Н.С.Мордвинов и А.К.Шторх.16

Предлагаемая, в частности, Н.С.Мордвиновым экономическая программа исходила из задач обеспечения политической и экономической независимости и могущества российского государства, ее культурного подъема. Основные черты экономической программы рационализации помещичьего хозяйства, развития мануфактур были изложены уже в его первой работе «Проект трудопоощрительного банка» (1801), систематизацию же всех основных положений экономической программы формирования национальной экономики в новых условий хозяйствования он осуществил в работе «О мерах улучшения государственных доходов» (1825).

Мордвинов Н.С. рассматривал национальное хозяйство как сложный общенациональный организм, в котором переплетены экономические, внешнеэкономические, технические и демографические факторы. Основной путь становления независимой и богатой России он видел в развитии ее производительных сил, в создании многоотраслевой структуры хозяйства в известных пропорциях, что обеспечивало бы социально-экономическое равновесие. Одновременно с этим, он отдавал первое место в развитии производительных сил формированию мануфактур, фабрик на основе внедрения машин. Он ясно понимал, что развитие промышленности является благом и для сельского хозяйства: «У сельского жителя, - писал он, - будет и лучшая лопата, и лучшая соха, и все прочие орудия» (V, 70-71)17. Необходимость превращения агарной экономики России в промышленную, Н.С. Мордвинов обосновывал тем, что производительность труда в сельском хозяйстве растет медленнее, что обусловливает большую бедность сельского населения, отсталость экономического развития страны.

Мордвинов Н.С. был согласен с А.Смитом по поводу роли общественного разделения труда в повышении производительности труда и в росте национального богатства. Важнейшим средством углубления разделения труда он считал развитие железнодорожного транспорта. Однако, отстаивая необходимость зашиты национальных интересов, он считал неприемлемым широкое участие России в международном разделении труда, которое, по его мнению, «обрекает народы на специализацию занятий в одной отрасли и страны будут зависеть от других народов». На этой основе он сформулировал принцип «воспитательного протекционизма», который должна проводить национальная экономика.

Н.С.Мордвинов активно выступал за развитие науки, сожалея, что в России мало людей науки. Он утверждал, что неграмотный крестьянин, ремесленник, рабочий не могут быть полноценными работниками. В неграмотности он видел одну из причин бедности народа. Необходимо, считал он, «сближение и соединение взаимною пользою ученых людей, сведущих в науках, с заводчиками, фабрикантами и ремесленниками, дабы науки, просвещение тесно соединялись с деятельностью и промышленностью народною» (IХ, 25).

Признавая тезис А.Смита о роли свободной личности, частного интереса в обеспечении эффективности хозяйствования, он не был согласен с ним в том, что всякая хозяйственная система представляет собой совокупность эгоистических индивидов, связанных между собой только обменом. Н.С.Мордвинов считал, что «благосостояние частное есть начало и основание общественного» (IХ, 9). Он положил этот принцип в основу своей теории государственных доходов и всех теории финансов. Однако, по его мнению, этот принцип является необходимым, но недостаточным. Частный интерес предполагает наличие твердых законов, оберегающих частную собственность, ее свободу, а также правосудия. А это может обеспечить только государство. Одновременно с этим, государство должно проявить заботу и об увеличении общественного богатства, названное ученым «первым» богатством государства и которое должно состоять «в числе рода) (V, 74). Следовательно, государство должно заботиться о росте населения, о сохранении его здоровья, предупреждении детской смертности.

А.К.Шторх также отстаивал принципы формирования национальной экономики, учитывающие ее специфику и особенности. В своих трудах он писал о необходимости ускоренного развития России, преобразования ее экономики из сырьевой в индустриальную. Ученый отвергал представление А.Смита о субъекте хозяйствования как «одномерном экономическом индивиде» и о хозяйстве в целом как о сфере только материального производства. Он считал, что производительный труд не ограничивается сферой материального производства, существуют и нематериальные ценности, которые «образует нашу нравственную собственности и составляют часть нашего существа». По его мнению, накопление материальных (внешних) благ образуют национальное богатство, а накопление нематериальных (внутренних) – национальную цивилизацию, а их совокупность образует «народное благоденствие», то есть просвещение и богатство граждан, которое служит показателем «силы государственной власти».18

Отмечая в своих трудах значительное увеличение капитала в России со времени Петра I, А.К.Шторх считал, что эти успехи были бы большими, если бы «все классы жителей этой обширной империи пользовались обеспечением собственности и свободой употреблять свои личные способности и капиталы. Классы, наиболее способствующие у нас умножению народного богатства посредством экономии – это промышленные предприниматели, в особенности из среднего сословия.19

Таким образом, Н.С.Мордвинов и А.К.Шторх считали, что в процессе формирования и развития национальной экономики России экономическая мысли должна исследовать особенности ее как хозяйственной сферы, так институциональной среды.

Основные представления Н.С.Мордвинова и А.К.Шторха о национальной экономике России были признаны российскими учеными следующих поколений и получили в их трудах дальнейшее развитие.


<< предыдущая страница   следующая страница >>