microbik.ru
  1 2 3 4

Финансы Московской области в советский период (1951-1991 годы).
За годы существования Советского государства в корне изменился облик Московской губернии, превратившейся в передовую индустриальную область. В этот период в области были созданы новые отрасли промышленности, заново создана химическая и нефтехимическая, металлургическая. Большое развитие получила электроэнергетика, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и другие. Построен ряд новых заводов, фабрик, комбинатов, переоборудованы и реконструированы старые.

Переоборудование, реконструкция и расширение промышленных предприятий в области сопровождались интенсивным внедрением в производство достижений новой техники и передовых технологических процессов, что способствовало значительному улучшению культуры производства и повышению производительности труда.

Наряду с ростом промышленного производства значительно расширился ассортимент выпускаемой продукции, улучшилось ее качество. По объему производства отдельных видов промышленной продукции Московская область занимала значительный удельный вес в целом по республике.

Коренным образом преобразилось и сельское хозяйство. За годы послевоенных пятилеток в эту отрасль были направлены огромные капиталовложения, особенно на строительство крупных животноводческих комплексов промышленного производства молока и мяса.

С развитием производственной сферы Московской области в этот период на территории области успешно развивается и социально-культурная сфера: расширяется сеть школ, больниц, детских садов, яслей и просветительных учреждений, а также повышается уровень бытового и медицинского обслуживания населения Московской области.

Высокие темпы социалистической индустриализации способствовали возникновению на территории Московской области новых городов и поселков городского типа. Территориальные изменения границ районов, преобразования отдельных населенных пунктов, образование новых городов привели к тому, что к концу сороковых годов в состав Московской области входили 57 районов и 16 городов областного подчинения. При дальнейших территориальных преобразованиях границ области менялся состав районов и городов, входящих в Московскую область. К концу 1961 года территория области включает в себя 31 район и 25 городов областного подчинения.

В преобразовании и превращении Московской области в крупнейшую промышленную область с наукоградами, развитым сельским хозяйством, широкой сетью социально-культурных учреждений определенные заслуги принадлежали и финансовым органам Московской области. С учетом духа того времени финансовая система области, во главе которой стоял Мособлфинотдел, несла большую ответственность за правильное и успешное исполнение бюджета области. Большие задачи стояли перед финорганами области в части мобилизации доходов и изыскания дополнительных резервов, имеющихся в хозяйстве области, а также правильного и экономного расходования выделенных из бюджета средств на народное хозяйство, социально-культурные учреждения и мероприятия.

Так что же собой представляли финансы Московской области в cоветский период, что являлось источниками доходов бюджета области, какие отрасли народного хозяйства являлись приоритетными в части государственной финансовой поддержки, что представляли собой бюджетное устройство и бюджетный процесс в области того времени?

Рассмотрению и утверждению бюджета Московской области предшествовало утверждение Московским областным Советом депутатов трудящихся, подведомственным Мособлсовету, ежегодных планов развития хозяйства.

Начавшееся в конце 20-х годов прошлого столетия, плановое развитие народного хозяйства, как в целом страны, так и Московской области, находило свое отражение и в бюджетах области. Особенностью того времени являлось утверждение Мособлсоветом депутатов трудящихся бюджета Московской области в целом или, как сейчас принято называть, консолидированного бюджета Московской области. И, что характерно, одновременно утверждались областной бюджет и бюджеты районов и городов областного подчинения. Уже в те годы отношения между областным бюджетом и бюджетами районов и городов складывались на основе распределения между уровнями бюджетов отчислений от регулирующих налогов. В состав регулирующих налогов входили налог с оборота, подоходный налог с колхозов, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, отчисления от сумм размещения госзаймов и от сумм поступлений по денежно-вещевым лотереям.

В этот период происходило дальнейшее изменение территорий районов, преобразование отдельных населенных пунктов, а также укрупнение сельских Советов. Самое большое укрупнение сельских Советов было в 1954 году, когда 1439 сельских Советов было преобразовано в 776. Для сравнения следует сказать, что сейчас в Московской области имеется 451 сельский округ.

Все это накладывало свой отпечаток на бюджетную систему Московской области, на количество бюджетов, входящих в состав консолидированного бюджета Московской области. Так, отчет об исполнении бюджета области за 1962 год, являлся сводом собственно областного бюджета, 31-го районного бюджета, 26-ти бюджетов городов областного подчинения, 39-ти бюджетов городов районного подчинения, 62-х бюджетов рабочих поселков и 588-ми бюджетов сельских Советов.

Бесконечные административно-территориальные деления Московской области, проходящие многочисленные реорганизации в области управления народным хозяйством естественным образом отражались и на реорганизациях финансовых органов Московской области.

Очень болезненно финансистами Московской области была пережита коренная административная реорганизация в конце 1962 года, когда органы управления разделили по производственному принципу: промышленные и сельские. В соответствии с указом Верховного Совета РСФСР «О реорганизации краевых, областных и районных Советов депутатов трудящихся, реорганизации советских органов по производственному принципу», в Московской области было образовано два областных Совета и два областных исполнительных комитета. В ведение Исполнительного комитета Московского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся было переданы города и рабочие поселки, а в ведение Исполнительного комитета Московского областного (сельского) Совета трудящихся – территории сельских Советов и дачные поселки. Соответственно были созданы два Московских областных финансовых отдела: промышленный и сельский. Это повлекло за собой наличие двух планов развития народного хозяйства и формирование двух бюджетов Московской области по каждому направлению. Такая система продолжалась в течение 1963-1965 гг. Но практика разделения органов управления на промышленный и сельский себя не оправдала.

И, руководствуясь Указом Верховного Совета РСФСР от 21 ноября 1964 года «Об объединениях краевых, областных промышленных и сельских Советов депутатов трудящихся», вновь был образован с прежним названием Московский областной финансовый отдел из двух слившихся Московского сельского облфинотдела и Московского промышленного облфинотдела.

Из-за такой краткосрочной и неэффективной административной реорганизации, с 1962 по 1965 год финансовые органы области были отвлечены на проведение огромной организационной работы по разделению территорий, бюджетов, передаче дел, а затем и обратной их приемки, а также на трудоустройство специалистов на новое место работы.

Но, несмотря на отдельные напряженные годы в развитии области и страны, финансовые органы области выполняли возложенные на них обязанности и задачи. В их функции входило осуществление контроля (до создания налоговых органов) за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, находящихся на территории Московской области, с целью выявления резервов по мобилизации дополнительных доходов и средств в бюджет области, а также осуществление и контроля за эффективным расходованием средств, выделяемых из бюджета. Эти функции были неотъемлемой частью работы финансовых органов на протяжении всей их истории вплоть до 90-х годов, когда были созданы налоговые инспекции.

Особенностью построения финансовой работы в этот период являлось то, что с ознаменованием в начале шестидесятых годов повышения роли народных масс во всех сферах государственной, экономической и общественной жизни страны, Мособлфинотделом была усилена работа по привлечению общественности к финансовой работе в районах и городах Московской области. С этой целью при финансовых отделах районов и городов были созданы общественные финансовые инспекции, состав которых утверждался исполкомами местных Советов. Для работы в общественных инспекциях, в первую очередь, привлекались пенсионеры, имеющие опыт финансово-экономической, банковской и бухгалтерской работы, а также экономисты и бухгалтера предприятий и учреждений районов и городов. В круг вопросов, рассматриваемых общественными инспекциями, входила проверка правильности удержания налогов с рабочих и служащих, анализ финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий, участие совместно с финотделами в ревизиях сельсоветов и учреждений и другие вопросы. Опять же, они «работали» на доходы бюджета.

К работе финансовых отделов привлекались также депутаты местных Советов и, в первую очередь, бюджетные комиссии, которые оказывали помощь в исполнении бюджетов соответствующих Советов. В области имелось 750 бюджетных комиссий, и ими рассматривались вопросы по мобилизации доходов местных бюджетов, целевое использование бюджетных средств в организациях и учреждениях местного значения и другие вопросы.

До административно-территориальной реорганизации (1962 г.) основными источниками доходов бюджета области оставались поступления налога с оборота и отчисления от прибыли предприятий народного хозяйства, доля которых в общих доходах составляла (по разным годам) от 47 до 55 процентов. Наибольшая часть поступлений от прибыли вносилась предприятиями промышленности, торговли и коммунального хозяйства. Следующими по значимости наполнения областной казны были поступления от государственных налогов (кроме налога с оборота): подоходного налога с населения (6,4-10,8 процента), налога с холостяков, одиноких и малосемейных граждан (1,2-3,3 процента), подоходного налога с потребительской кооперации (0.5-1,7 процента), отчислений от лесного дохода (0,5-0,8 процента) и др.

В соответствии с ежегодными планами развития области определялись и направления финансирования за счет бюджетных средств. В 50-60-е годы, выделяемые средства на народное хозяйство, достигали 30-35 процентов от всех расходов бюджета. Большая часть из этих средств направлялась на нужды и развитие жилищно-коммунального хозяйства. Основные расходы по этой отрасли осуществлялись на текущее содержание и капитальный ремонт объектов городского благоустройства, капитальный ремонт жилого фонда местных Советов, благоустройство райсельцентров, рабочих поселков и дачных поселков.

Высокие темпы строительства жилья и объектов социальной сферы, помимо средств предприятий, были обеспечены за счет средств бюджета области. Доля средств, выделяемых на финансирование государственных капиталовложений, в структуре расходов бюджетов шестидесятых годов составляла 20-25 процентов. На финансирование из бюджета объектов просвещения, здравоохранения и культуры направлялось от 15 до 18 процентов общей суммы госкапвложений. Основная часть средств (80-85 процентов) направлялась на строительство объектов производственного назначения и жилищное строительство.

Но, основным приоритетным направлением расходования бюджетных средств было и остается – финансирование социально-культурных мероприятий. Львиная доля всех ресурсов области (от 50 до 60 процентов) направлялась в народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение. За счет бюджетных средств, направляемых в народное образование, в основном осуществлялось финансирование текущего содержания детских садов, общеобразовательных школ, школ рабочей молодежи, детских домов и других образовательных учреждений. В здравоохранении также основная часть средств направлялась на текущее содержание медицинских учреждений. В расходы за счет бюджетных средств по социальному обеспечению включалось пенсионное обеспечение населения, содержание домов для малолетних и взрослых инвалидов, протезирование и другие мероприятия по социальному обеспечению жителей области.

Окончание семилетнего плана развития народного хозяйства страны (1959-1965 гг.) ознаменовалось для Московской области удвоением объемов промышленного производства. Определенные успехи достигнуты в сельском хозяйстве: увеличилась урожайность овощей, увеличено поголовье скота и повышена его продуктивность. За эти годы на новое строительство и реконструкцию промышленных предприятий было направлено капитальных вложений в 2,4 раза больше, чем за предыдущие пять лет и более 30 процентов этого объема было направлено на жилищное, культурно-бытовое и коммунальное строительство.

Дальнейшее развитие народного хозяйства страны, в том числе и области, осуществлялось в условиях хозяйственной реформы 1965 года, которая была направлена и ориентирована на конечный финансовый результат деятельности производственных отраслей экономики. Перевод предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования внес свои коррективы и в формирование бюджетов.

Уже в конце шестидесятых – начале семидесятых годов платежи из прибыли предприятий и хозяйственных организаций стояли на первом месте среди источников формирования доходов бюджета области и составляли порядка 30-33 процентов от всех доходов. Доля поступлений налога с оборота снизилась, и ее размер в доходах бюджетов составлял от 20 до 25 процентов. Государственные налоги с населения (к которым относились - подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР) в структуре доходов составляли 12-15 процентов.

В структуре расходов бюджета области также произошли изменения. Как отмечалось выше, ранее на государственную поддержку народного хозяйства области из бюджета выделялись немалые средства. В новых же условиях хозяйствования развитие предприятий и организаций стало осуществляться уже за счет собственных средств - отчислений от прибыли, направляемых в фонды развития производства. Поэтому в бюджетах более позднего периода (70-80-х годов) доля средств, выделяемых отраслям промышленности, торговле, строительству не превышала всего одного процента. Уровень же расходов на жилищно-коммунальное хозяйство области не изменился, и его размер составлял от 15 до 18 процентов. Как и прежде, более половины бюджетных средств направлялось на финансирование социальной сферы.

Характерно, что расходы на содержание органов власти и управления в расходах бюджета Московской области до конца девяностых годов не превышали двух процентов.

Существующая система советского планирования охватывала все сферы развития народного хозяйства, включая и бюджетное планирование.

Все основные элементы доходной и расходной частей бюджетов того периода базировались на показателях народнохозяйственного плана, что делало бюджеты всех уровней бюджетной системы СССР устойчивыми и бездефицитными.

В силу единства бюджетной системы СССР доходы союзных, республиканских и местных бюджетов формировались в подавляющей части путем распределения поступлений от общих источников. И каждый бюджет получал необходимую сумму средств из общих источников для покрытия расходов, вытекающих из народнохозяйственного плана. Межбюджетные отношения осуществлялись путем системы отчислений в республиканские и местные бюджеты от поступлений государственных доходов и налогов: налога с оборота, подоходного налога с населения, подоходного налога с колхозов, сельскохозяйственного налога и других доходов.

Взаимоотношения отраслей народного хозяйства с бюджетом предусматривались отраслевыми финансовыми планами. Объединенные все финансовые планы, а также сметы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета, и составляли бюджет соответствующей территории.

Здесь не случайно напоминается о том, что собой представлял бюджет, из чего он складывался. Работа по мобилизации в бюджет денежных ресурсов, осуществление финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и управления, осуществление контроля выполнения количественных и качественных заданий плана во всех отраслях хозяйства и контроля выполнения предприятиями и организациями обязательств перед бюджетом – вся эта колоссальная работа осуществлялась финансовыми органами Московской области.

С 1971 года занимающего пост руководителя Московского областного финансового отдела Захарова Михаила Петровича сменил Филиппов Иван Иванович, который до этого 37 лет проработал в аппарате областного финотдела.

Коллеги по работе характеризовали его как высококвалифицированного, энергичного, хорошо знающего свое дело руководителя. Филиппов Иван Иванович возглавлял Московский областной финансовый отдел 9 лет - до 1979 года и был отмечен двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовую доблесть».

С 1979 года работу финансовых органов Подмосковья возглавил Хесин Яков Борисович, трудовая деятельность которого была связана с Московской областью более 45 лет. На всех участках работы он проявил себя как принципиальный руководитель, проявлявший особую настойчивость в решении поставленных задач. Его отличала высокая требовательность к себе и подчиненным. За многолетний и добросовестный труд Хесин Яков Борисович награжден орденами «Трудового Красного Знамени» и «Знак почета», а также медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда».

Эти руководители были профессионалами высочайшего класса. Для них характерна разносторонность, творческое отношение к своим обязанностям, ни одного документа ими не подписывалось без тщательной проработки, их подпись под любым документом служила гарантией законности совершаемых действий, поэтому они пользовались глубочайшим уважением и авторитетом среди руководителей республики и области.

В соответствии со структурой органов государственной власти и административным делением СССР и в преддверии его распада, консолидированный бюджет Московской области 1991года являлся сводом областного бюджета, 50-ти бюджетов городов областного подчинения, 10-ти – районных, 23-х – городов районного подчинения, 110-ти – поселков и 476-ти – сельских Советов. Такое количество бюджетов, их разработка и сбалансированность, контроль исполнения бюджетов всех уровней требовало от финансовых органов области ежедневной и кропотливой работы.

Конец 80-х начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовался началом радикальных перемен в важнейших сферах жизни страны. Предприятия и организации отраслей экономики переходили на новые методы хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования. Законодательно было разрешено осуществлять индивидуальную трудовую деятельность. Постановлениями Совмина СССР было разрешено создавать кооперативы и малые предприятия, т.е. нетрадиционные формы предпринимательства. В стране начался процесс внедрения рыночных принципов организации экономики.

И, как всегда, все происходившие перемены в экономике, управлении и других сферах жизни страны, отражались на бюджетах.

В доходах бюджетов области за 1989-1990 гг. появились новые источники доходов, такие как: средства от выкупа, акционирования имущества и реализации государственной собственности, налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, отчисления средств объединениями и предприятиями в связи с утверждением временных цен на новые изделия улучшенного качества и ассортимента.

Основные расходы бюджетов области этих годов состояли из финансирования социально-культурных мероприятий.

Нельзя не вспомнить то, что за достигнутые успехи по итогам Всесоюзного социалистического соревнования работникам Московского областного финансового отдела неоднократно присваивались призовые места (в основном первые) и вручалось переходящее Красное Знамя Министерства финансов СССР и ЦК профсоюза работников государственных учреждений. Причем, в 1976 году финансисты области награждались дважды, а в 1986 году – трижды (за I, II и III кварталы), что было беспрецедентным случаем в истории финансовых органов Советского Союза.

<< предыдущая страница   следующая страница >>