microbik.ru
  1 ... 27 28 29 30 31 32

Короткая березовая развилка с лицом из красного сукна, с глазами из синих бусинок и красным поясом из лоскута дабы представлял мужчину (ир тос), под названием « ир тилег» - мужской тилег. Он имел также имена: «хысха тос» - короткий фетиш, « хысхачах тос» - коротенький фетиш, « чабыс агас» - короткая лесина, «чабыс тос» - низкий фетиш, « чабызах тос» - низенький фетиш, « айран този» - айранный фетиш ( он стоял за кадкой с айраном), « айран хадарчызы» - страж айрана, « палых чиченг тос» - фетиш, едящий рыбу.

Фетиш « ир тилег» охранял съестные продукты хозяев. Если посторонний человек без спроса хозяина выпьет айран, то фетиш поражал его растройством желудка.

« Ир тилег» кормили сметанной кашей и вареной щучьей головой. Три ложки каши лили на угли огня, разведенного в чугунной посудине, и при этом звенели серебряной подпругой. Если не было подпруги, звенели ключами. Ему воскуривали табак, приготовленный из лиственной коры. Поэтому иногда на него говорили « тудун чиченг тос»- фетиш, едящий дым. Руководила молением пожилая женщина. Она снимала с фетиша опояску, брала ее в правую руку и три раза попеременно стегала то хозяина юрты, то « ир тилега». При этом все молились, держа руки за спиной и кивая головой. Затем пояс повязывался обратно на фетиш. До тех пор, пока пища не сгорит, все присутствующие стояли перед « ир тилегом». Собакам запрещалось находиться рядом. Золу от сгоревшей трапезы ссыпали в очаг юрты.

Фетиш « ир тилег» или «хысха тос» происходил, как гласили молитвы, из страны Сайыт-хана, под которой можно подразумевать саидов – потомков Мухаммада, т.е. любое мусульманское ханство. «Хысха тос» был посланником Сайыт хана ( Сайыт ханнынг сайгызы). Однако, исходя из общего названия «тилег», которое в хакасском, тувинском и монгольском языках применяется в качестве исторического имени алтайцев, можно считать его теленгитским по происхождению.

Над посудными полками женской стороны юрты располагался фетиш «хаджай тесь» или «тиин тос» - беличий идол. Он изготовлялся из чучела белки, набитой сеном и соединенной с антропоморфной личиной из светлого войлока, обшитого красной тканью. На месте глаз и рта пришивались темно синие бусины. Сверху прикрепляли шапочку из белой задней части шкуры ( ахта) косули, напоминаюшую шапку свахи «тулгу порик». Посередине тушки белки привязывали поясок из черного сукна. Ставили его при кожных заболеваниях парши и коросты. В связи с этим он имел дополнительное название «ходыр тос» - коростовый фетиш. При лечении от коросты кормили «хаджай теся» сметанной кашей, положенной в деревянную чашку, и кусочками сала, бросаемыми на угли огня. Во время кормления фетиша укладывали на белый войлок или белую мерлушку.

Каждую весну и осень его задабривали маслом от сметанной каши и молились. Руководила обрядом старушка, который проводила обычно поздно вечером, после возвращения скота с пастбища. При молении с фетиша снимали черный поясок и им обмахивали хозяев. Через каждые три года его меняли. Старый фетиш относили в лес, где вешали на раздвоенную лиственницу, а дома ставили новый тесь.

На севере Хонгорая среди кызыльцев встречался фетиш « тонгаза тос» - тунгусский идол или « кизим тос»-гриппозный фетиш, располагавшийся рядом с почетным местом юрты или за чувалом в доме. Он состоял из семи полосок белой паховины ( остек) дикой козы, считающихся ногами теся. Они были перехвачены красным пояском. Его ставили от гриппа и простудных заболеваний. Фетиш «тонгаза» напускал мороз, вьюгу и сбивал путника с дороги, если рассердится на него. Кормили его чадом от сжигаемого талкана, а также семью калачиками хлеба, подвешенными у входа в юрту.

По всей видимости, фетиш «тонгаза тос» имел тунгусское проихождение, ибо холод приходит с севера, со стороны эвенков ( по– хакасски «тонгаза»).

На женской стороне юрты за посудными полками стоял фетиш «тайгым тос» (тайгам), насылающий на людей болезнь «летучий огонь» ( по- хакасски –хамчо). Он делался в виде тряпичной куклы с синими глазами из бусинок. При болезни « тайгыму» кланялись, высекали огнивом над ним искры и читали заклинание: «хызырах малнынг сагырзына тус! Хыс кизининг имчегине тус! – Свались на круп трехлетней кобылицы! Свались на грудь молодой девицы! На Северном Алтае и среди шорцев фетиш «тайгам» представлял изображения духа охоты и покровитедя промыслов.

Среди кызыльцев встречался фетиш «шалбы тос» ( по Клеменцу «уюнчигарых- тюс), состоявший из березовой палочки с двумя четырехугольными лоскутами красной парчи. Его привязывают около дверей. «Шалбы тос» применялся от ожогов и высокой температуры. При обмахивании им больного фетиш притягивал к себе жар.

На севере Хонгорая в кызыльских жилищах находился почитаемый идол «тулбек», стоявший в переднем углу юрты у женского изголовья кровати. Он был известен также как «тулгу тос»- лисий фетиш, « туустеги тос» - туесочный фетиш, « кизи чиченг айна» - черт, пожирающий людей.

На маленькую березовую развилку прикрепляли два лоскута лисьего меха (самца и самки), а с двух сторон развилки приплетали косы. «Тулбек» хранили в берестяном туеске. К нему обращались в случае трудных родов у женщин, при болезнях груди. Кормили его паром от вареной рыбы – сорожки ( козек) и плескали аракой. Весной и осенью приносили жертвоприношения.

Около дверей хакасской юрты иногда ставился фетиш « чылан тос» - змеиный идол, представляющий подобие змеи, сшитое из черной материи с двумя синими бисеринками вместо глаз. Обыкновенно делали трех таких змей. Фетиш производил ломоту и опухоль ног. Всех трех змей укладывали на дощечку, перед которыми ставили сало и чашку с аракой. Сначала араку три раза обносили вокруг больного, потом, пятясь спиной и кланяясь, выносили дощечку с идолами и пищей из юрты и закапывали их в змеиной норе. Болезнь вместе с тесем уходила в землю.

На севере Хонгорая исследователи зафиксировали зооморфные фетиши «кузен тос» - хорьковый фетиш и «холынах тос»- колонковый фетиш, влиявшие на внезапные болезни сердца. Они делались из шкурок указанных зверьков, с глазами из синих бусинок и перехваченных посередине красной или черной тесьмой. Умилостивляли их троекратным брызганием араки с поклонами. Помимо указанных тесей, относящихся к женской «нечистой» стороне юрты, других нами не было обнаружено.

Наше многолетнее исследование культа тесей не подтвердило наличие в прошлом большого количества хакасских фетишей. Практически все они приведены в нашей работе и насчитывают приблизительно около 20 разновидностей7. В результате сбора полевого материала мы смогли определить конкретное их назначение, а в некоторых случаях выяснить имена, доныне неизвестных в науке. Хакасские фетиши в какой-то мере можно сравнить с христианскими иконами. Если не соблюдалась чистота жилища, если проявлялась непочтительность к атрибутам и канонам веры, если не проводились ежедневные и ежегодные кормления ритуальной пищей, то могущественные теси могли отомстить. В чужой юрте люди опасались что-либо взять без спроса, иначе не миновать расправы и кары теся. Поэтому и воровства не наблюдалось, и юрты не знали запоров. Теси воспитывали в человеке чувство ответственности.

Большая часть хонгорских фетишей представляла собой березовую палку с развилкой вверху, между концами которой натянут ремешок с пришитым к нему прямоугольным лоскутом материи (чалаа), изображавшим голубоглазое лицо. С двух сторон развилки привязывались свисающие вниз свитые шнурки, означающие косы. Согласно мнения исследователей, вильчатые теси представляли антропоморфные образы духов, как правило, женских.

Происхождение вильчатых тесей связывалось с культом предков, в частности с духами старых дев, погибших неестественной смертью. « Изучение дошедших до нас тесей показывает, - писал С.В. Иванов,- что они представляют собой исторически поздний этап развития, свидетельствующий о процессах постепенного обобщения, связанных с ними изображений, иногда о крайней условности их»70. Несомненно, что вильчатые фетиши хонгорцев претерпели большую эволюцию в своем развитии. Наличие синих глаз на фетишах, принадлежавших черноглазым и черноголовым хакасам, уводит наше воображение ко временам археологических культур бронзового века, когда в долине Среднего Енисея обитали голубоглазые и рыжеволосые динлины.

Археологические раскопки последних лет принесли немало научных открытий в Хонгорае. К их числу необходимо отнести замечательные находки «гравированных галек» из поселения Торгожак карасукской культуры.

В результате изучения антропоморфных образов на «гравированных гальках» мы сделали научное открытие об их преемственной связи с хонгорскими вильчатыми тесями71. Несмотря на разный материал (в одном случае – камень, в другом – дерево) прослеживается единый стиль изображения лицевой части - узкая физиономия с острым подбородком, напоминающая развилку ветви, а также наличие с двух сторон заплетенных кос. В таком случае «гравированные гальки», найденные в карасукском поселении Торгожак, являются древними фетишами, а хонгорский фетишизм уходит своими корнями вплоть до карасукской культуры ( 1 тыс. до н.э.).

Хакасские теси по своей функциональной семантике аналогичны монгольским и бурятским «онгонам», тувинским «ээреням», мелетским «мачу» и алтайским «тесям». Этот культ в определенной мере характеризует истоки и особенности народных верований тюрков Саяно- Алтая, а также их эволюцию в исторических рамках Южной Сибири и Центральной Азии.

1


1


1

3


3


3


3


3


3


4


4


4


4


4


4


4


4


4


1


2


3


4


5


1


1


1


1

1


1


1


1


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


3


3


3


3


9


9


9


9


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


4


4


4


4


4


4


5


5


5


5


5


5


5


5


5


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2


3


4


5


6


7


8


9


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2


2


2


2


2


2


2


2


1


2


3


4


5


6


7


8


9


1




<< предыдущая страница   следующая страница >>