microbik.ru
  1 2

Дорогие старшеклассники!


Цель элективного курса «Методы решения физических задач» – помочь вам научиться решать задачи по физике, оказать содействие в подготовке к выпускному экзамену и к поступлению в технический вуз.

Вы узнаете о постановке, классификации, приёмах и методах решения типовых школьных физических задач. Систематическое применение общих правил и предписаний при решении типовых задач поможет формированию навыков умственного труда, освободит время для выполнения исследовательских работ. Вам предстоит знакомство с задачами различной степени сложности, в том числе с задачами физических олимпиад. Вы будете выполнять лабораторные работы со школьным оборудованием, практические работы с использованием компьютерных технологий, тестовые задания, задания по составлению задач и подготовке сообщений. Вы сможете попробовать свои силы и реально оценить свои возможности.

Помните, что цель может быть достигнута только в том случае, если вы искренне хотите развить у себя способность к решению задач, проявите трудолюбие, настойчивость, смекалку. Желаем удачи!

Учебно-тематический план элективного курса


«Методы решения физических задач»

10 – 11 классы

68 часов (34 ч + 34 ч)


Тема

Теория, ч


Практика, ч

Формы деятельности учителя и учеников, способы контроля




10 класс (34 ч)










1.

Теория решения задач (3 ч)


2

1




1)

Физическая задача, её структура. Классификация задач по содержанию, по способу задания, методу решения, по характеру исследования, по сложности.

1

-

Установочная лекция.

2)

Этапы решения физической задачи. Правила оформления решения задач.

0,5

0,5

Объяснение учителя. Беседа с классом. Совместное оформление решения задачи.

3)

Различные приёмы и методы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, алгебраический способ, геометрические приёмы, графический способ, метод размерностей.

0,5

0,5

Совместная работа учителя и учащихся. Разбор задач.

2.

Кинематика (6 ч)

1,5

4,5




1)

Координатный метод решения задач по механике.

0,2

0,8

Фронтальный опрос. Коллективная работа учителя и учащихся. № 31, 107 3. Самостоятельное решение задачи на применение уравнений прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. № 33, 94 3.

2)

Чтение и построение графиков зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движении.

0,25

0,75

Физический диктант (проверка знания кинематических величин и формул). Совместная работа учителя и учащихся. № 106, 108 3. Самостоятельное решение задачи. № 43, 113, 119 3.

3)

Задачи на относительность движения: закон сложения скоростей, движение протяженных тел, графические задачи.

0,25

0,75

Коллективная работа учителя и учащихся. № 67, 70 3. Решение задач в группах с последующим обсуждением. № 62, 71, 73, 74 3.

4)

Движение тела под действием силы тяжести по вертикали.

0,2

0,8

Фронтальный опрос. Инструктаж учащихся учителем. Выполнение практической работы «Исследование свободного падения шарика по стробоскопической фотографии» бригадами по 2 человека с последующим обсуждением результатов.(1). Коллективный разбор задачи № 247 и задачи на движение тела, брошенного вертикально, № 257 3.

5)

Идеализация физической задачи. Решение задач на движение под действием силы тяжести с начальной скоростью, направленной горизонтально и под углом к горизонту.

0,3

0,7

Объяснение учителя. Совместная работа учителя и учащихся. № 291, 285 3. Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий «Исследование зависимости дальности полёта тела от угла бросания» (индивидуально).

6)

Решение задач на равномерное движение по окружности.

0,3

0,7

Коллективная работа учителя и учащихся.

№ 104, 105, 108,110 4. Индивидуально: выполнение теста по теме «Кинематика» (по вариантам) 6.

3.
Динамика (7 ч)

1,5

5,5




1)

Решение задач на применение закона всемирного тяготения. Определение масс небесных тел. Движение искусственных спутников и планет.

0,4

0,6

Фронтальный опрос. Объяснение учителя. Коллективный разбор задач. № 226, 230, 310 3.

2)

Расчёт веса тела, движущегося с ускорением. Перегрузки. Невесомость.

0,2

0,8

Работа в группах: подготовка сообщений «Вес тела в лифте», «Перегрузки», «Невесомость», «Движение автомобиля по выпуклому мосту». Выступление представителей групп с последующим обсуждением. Коллективная выработка плана решения задач на расчёт веса тела, движущегося с ускорением.

3)

Алгоритм решения задач на применение законов Ньютона. Движение материальной точки под действием нескольких сил в горизонтальном направлении.

0,25

0,75

Физический диктант (проверка знания законов Ньютона). Показ учителем образца решения задачи по алгоритму. № 436 3.

Самостоятельное решение задачи по алгоритму.

№ 435, 437, 438 3.

4)

Решение задач на движение по наклонной плоскости.

0,25

0,75

Объяснение учителя. Коллективный разбор задач № 479, 482 3. Индивидуально: выполнение тестов «Движение под действием силы трения», «Законы Ньютона», «Сила тяжести. Вес» (по вариантам) 6.

5)

Решение задач на движение тела по окружности под действием нескольких сил. Конический маятник.

0,2

0,8

Коллективная работа учителя и учащихся.

№ 269 5, 302 4. Кратковременная проверочная работа по карточкам. Решить задачу № 421, 427, 367, 372, 376, 441, 470, 483 3.

6)

Решение задач на движение системы тел. Пример задачи с неизвестным исходом.

0,2

0,8

Коллективная работа учителя и учащихся.

№ 488, 495 3, 301 5.

7)

Контрольная работа по темам «Кинематика. Динамика»

-

1

Выполнение учащимися контрольной работы.

4.

Статика (2 ч)

0,5

1,5




1)

Решение задач на применение условия равновесия невращающегося тела. Разложение сил на составляющие.

0,25

0,75

Фронтальный опрос. Объяснение учителя. Совместное решение задач № 164, 166, 168, 170 5.

2)

Решение задач на применение правила моментов.

0,25

0,75

Объяснение учителя.

№ 547, 551 3. Решение расчётных и экспериментальных задач бригадами по 2 человека.

5.

Законы сохранения (4 ч)

1

3




1)

Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.

0,25

0,75

Фронтальный опрос. Коллективная работа по выработке алгоритма решения задач на применение закона сохранения импульса.

№ 601, 611 3.

Самостоятельное решение задачи по алгоритму.

2)

Решение задач на определение работы и мощности.

0,3

0,7

Объяснение учителя. Коллективный разбор задач № 645, 669, 717 3. Индивидуально: выполнение теста «Механическая работа» 6.

3)

Метод применения законов сохранения. Решение задач на закон сохранения механической энергии и на совместное применение законов сохранения энергии и импульса.

0,25

0,75

Физический диктант. Коллективный разбор задач № 706, 618 3. Решение задач в группах с рецензированием результатов. № 709, 710, 712, 729 3.

4)

КПД механизма. Исследование зависимости КПД наклонной плоскости от угла наклона.

0,2

0,8

Совместное решение задачи № 671 3. Инструктаж учащихся учителем. Выполнение лабораторной работы «Исследование зависимости КПД наклонной плоскости от угла наклона» по 2 человека. (2). Коллективное обсуждение результатов.

6.

Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч)

1

3




1)

Решение задач на расчёт величин, характеризующих молекулы, на применение основного уравнения МКТ и его следствий.

0,25

0,75

Физический диктант. Решение задач в группах с последующим рецензированием. № 873, 860, 871, 911, 916 3.

2)

Решение задач на применение уравнения Менделеева-Клапейрона, объединённого газового закона и частных газовых законов.

0,2

0,8

Фронтальный опрос. Коллективная работа учителя и учащихся по выработке алгоритма.

№ 931, 949, 1020 3. Самостоятельное решение задачи по карточкам.

№ 932, 939, 934, 946, 956, 1003,1017, 1018 3.

3)

Графические задачи на применение газовых законов.

0,3

0,7

Объяснение учителя.

№ 993, 997, 992 (4) 3.

Самостоятельное решение и составление графических задач на применение газовых законов бригадами по 2 человека.

4)

Решение задач на применение закона Гука. Определение модуля Юнга.

0,25

0,75

Фронтальный опрос. Коллективное и самостоятельное решение задач № 1280, 1284, 1297 3. Индивидуально: тест по теме «Основы МКТ». 6.

7.

Основы термодинамики (3 ч)


1

2




1)

Решение задач на фазовые превращения и составление уравнения теплового баланса. Решение задачи с неизвестным исходом методом предположений с последующей проверкой.

0,4

0,6

Коллективная работа учителя и учащихся. № 1082 3, 396 5, 1089 3.

2)

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Графические задачи на процессы в газе с учётом теплообмена.

0,4

0,6

Физический диктант. Совместная работа учителя и учащихся. № 1055, 1070, 1045 (2) 3. Самостоятельное решение задачи № 1063 3.

3)

Решение задач на расчёт КПД тепловых двигателей. Пути повышения КПД тепловых двигателей.

0,2

0,8

Решение задач в группах с рецензированием результатов. № 1101, 1109, 1111, 1115 3. Кратковременная проверочная работа.

8.

Электростатика (5ч)

1

4




1)

Решение задач на применение закона Кулона и закона сохранения электрического заряда.

0,2

0,8

Фронтальный опрос. Объяснение учителя. Самостоятельное решение задач бригадами по 2 чел.

№ 1340, 1343, 1345, 1346, 1348, 1350 3.

2)

Решение задач на расчёт напряженности электрического поля в данной точке. Принцип суперпозиции электрических полей.

0,2

0,8

Объяснение учителя. Коллективная работа учителя и учащихся.

№ 1390, 1393, 1394 3.

3)

Решение задач на движение и равновесие заряженных частиц в однородном электрическом поле.

0,2

0,8

Коллективная работа учителя и учащихся.

№ 1396, 1421, 1425 3.

Индивидуально: выполнение теста «Электрическое поле» 6.

4)

Задачи на расчёт электроёмкости плоского конденсатора и энергии заряженного конденсатора. Соединение конденсаторов.

0,4

0,6

Фронтальный опрос. Объяснение учителя. Совместная работа учителя и учащихся. № 1438, 1440, 1454,1465 3, 766 4.

5)

Контрольная работа по темам «Основы МКТ. Термодинамика. Электростатика».

-

1

Выполнение учащимися контрольной работы.




11 класс (34 ч)










9.

Законы постоянного тока (7 ч)

2

5




1)

Решение задач на применение закона Ома для участка цепи, формулы для расчёта сопротивления проводника, работы и мощности постоянного тока.

0,2

0,8

Беседа с учащимися с целью актуализации исходного уровня знаний. Коллективное и самостоятельное решение задач № 778, 781, 804, 807 4.

2)

Решение задач на тепловое действие тока. Тепловая отдача нагревателя.

0,2

0,8

Объяснение учителя. Коллективный разбор задачи № 1632 3. Выполнение лабораторной работы «Измерение КПД установки с электрическим нагревателем» бригадами по 2 человека. Обсуждение полученных результатов.(3).

3)

Расчёт участка электрической цепи. Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Эквивалентное сопротивление. Точки с равным потенциалом в электрических схемах.

0,4

0,6

Объяснение учителя.

№ 1492, 1494, 1496 3. Составление и решение задач на расчёт сопротивления цепей постоянного тока в группах.

4)

Измерение силы тока и напряжения. Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра.

0,3

0,7

Беседа с классом. Ученики самостоятельно подбирают шунты к амперметру и добавочные сопротивления к вольтметру. Кратковременная проверочная работа.

5)

Решение задач на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для полной цепи. Соединение источников тока.

0,3

0,7

Фронтальный опрос. Объяснение учителя. Коллективный разбор задач № 1526, 1610 3. Выполнение лабораторной работы «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока методом двух измерений. Снятие нагрузочной характеристики» бригадами по 2 чел. (4).

6)

Мощность во внешней цепи и КПД источника тока.

0,3

0,7

Инструктаж учащихся учителем. Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий «Исследование энергетических соотношений в цепях постоянного тока» (индивидуально). Коллективное обсуждение результатов.

7)

Решение задач на применение законов электролиза. Определение заряда электрона.

0,3

0,7

Совместная работа учителя и учащихся.

№ 1671, 1673, 1683 3. Индивидуально: выполнение теста «Постоянный ток» (по вариантам) 6.

10.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция (3 ч)

1

2




1)

Задачи о силовом действии однородного магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы.

0,25

0,75

Беседа с классом для актуализации опорных знаний. Совместное решение задач № 1791, 1804, 1809 3. Индивидуально: выполнение теста «Магнитное поле. Сила Ампера» 6.

2)

Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях. Циклотрон. Масс-спектрограф.

0,5

0,5

Физический диктант (проверка знания формулы силы Лоренца, её особенностей, правила левой руки). Выступления учащихся с сообщениями «Циклотрон», «Масс-спектрограф», подготовленными к занятию. Коллективный разбор задач № 1806, 1815, 1812 3.

3)

Решение задач на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

0,25

0,75

Совместная работа учителя и учащихся. № 1851, 1830, 1881, 1888 3. Самостоятельное решение и составление задач на применение правила правой руки бригадами по 2 человека.

11.

Механические и электромагнитные колебания и волны (6 ч)

2

4




1)

Решение задач на основе аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями. Определение величин, характеризующих гармонические колебания.

0,4

0,6

Коллективная работа учащихся под руководством учителя по заполнению таблицы «Механические и электромагнитные колебания». Разбор учителем типовых задач.

№ 796, 799, 1940 3. Самостоятельное решение задачи на определение величин, характеризующих гарм. колебания, по графику (по карточкам).

2)

Решение задач на применение формул периода колебаний пружинного и математического маятников и на превращение энергии при колебательном движении.

0,3

0,7

Коллективный разбор задач № 777, 794 3. Инструктаж учащихся учителем. Выполнение лабораторной работы «Определение жесткости пружины и периода колебаний подвешенного к ней груза» бригадами по 2 человека.

3)

Активное, ёмкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока.

0,3

0,7

Объяснение учителя. Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий «Исследование электрических схем с индуктивными, ёмкостными и активными элементами» (индивидуально). Коллективное обсуждение результатов.

4)

Использование метода векторных диаграмм для описания переменных токов и напряжений. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Электрический резонанс.

0,7

0,3

Объяснение учителя. Коллективный разбор задачи № 2009 3. Выступление ученика с сообщением «Применение и учет электрического резонанса в технике».

5)

Решение задач на применение формулы связи длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой), формулы Томсона.

0,3

0,7

Коллективное и самостоятельное решение задач № 2078, 2082, 2084 3. Выполнение теста «Электромагнитные волны» (индивидуально) 6.

6)

Контрольная работа по темам «Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания и волны»

-

1

Выполнение учащимися контрольной работы.

12.

Олимпиадные задачи (3 ч)

1

2




1)

Решение нестандартных и оригинальных задач.

0,5

0,5

Коллективная работа учителя и учащихся

№ 193, 236,438 5.

2)

Решение задач повышенной сложности на расчёт электрических цепей. Ознакомление с правилами Кирхгофа.

0,5

0,5

Совместное и самостоятельное решение задач № 750, 752, 755, 790 5.

3)

Решение задач межпредметного содержания.

-

1

Решение задач в группах с последующим обсуждением. № 161, 301, 876 5.

13.

Оптика (5 ч)

1

4




1)

Решение задач на применение законов отражения и преломления света. Полное отражение света.

0,3

0,7

Фронтальный опрос. Коллективный разбор задач № 2163, 2179, 2207 3. Самостоятельное решение задачи по карточкам.

№ 2164, 2172, 2180, 2209 3.

2)

Построение изображений в тонких линзах.

0,25

0,75

Объяснение учителя. Самостоятельная работа учащихся по составлению обобщающей таблицы «Характеристики изображений в собирающих линзах в зависимости от расстояния от предмета до линзы» с возможной экспериментальной проверкой. Коллективное обсуждение результатов.

3)

Решение задач на применение формулы тонкой линзы.

0,2

0,8

Объяснение учителя. Совместное решение задач № 2232, 2234 3. Самостоятельное решение задач. Кратковременная проверочная работа.

№ 2233, 2238, 2240, 2241 3.

4)

Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы, увеличивающие угол зрения: лупа, микроскоп, телескоп.

-

1

Работа в группах по подготовке сообщений: «Глаз человека как оптическая система», «Микроскоп», «Телескоп». Выступление представителей групп с последующим рецензированием.

5)

Решение задач на волновые свойства света (дисперсия, интерференция, дифракция). Дифракционная решётка.

0,25

0,75

Фронтальный опрос. Коллективный разбор задач № 2330, 2319, 2387, 2416 3.

14.

Основы СТО (1 ч)

0,5

0,5




1)

Решение задач на применение следствий СТО: относительность расстояний и промежутков времени, релятивистский закон сложения скоростей, закон взаимосвязи энергии и массы.







Беседа с классом. Коллективная работа учителя и учащихся.

№ 2481, 2487, 2488, 2493, 2498 3.

15.

Световые кванты (3ч)

1

2




1)

Решение задач на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

0,5

0,5

Фронтальный опрос. Коллективный разбор задач № 2538, 2546, 2555 3. Самостоятельное решение задачи. № 2541, 2552 3.

2)

Определение постоянной Планка.

0,25

0,75

Коллективный разбор задач № 2557, 2563 3. Кратковременная проверочная работа на решение задач (по вариантам). № 2550, 2545, 2547, 2556 3.

3)

Задачи на определение энергии, импульса и массы фотонов.

0,25

0,75

Коллективное и самостоятельное решение задач № 2514,2517, 2520 3. Индивидуально: выполнение теста «Квантовая физика» 6.

16.

Атомная и ядерная физика (6 ч)

1

5




1)

Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Задачи на связь частоты (длины волны) излучения с энергией переходов в атоме.

0,25

0,75

Беседа с классом с целью актуализации исходного уровня знаний. Коллективный разбор задач № 2586, 2587, 2589 3.

2)

Задачи на составление уравнений ядерных реакций. Альфа-распад и бета-распад. Правило смещения.

0,3

0,7

Объяснение учителя. №.2673, 2671 3. Выступление учащихся с сообщениями, подготовленными к занятию, про альфа- и бета- распад. № 2620 3. Выполнение самостоятельной работы по карточкам на составление уравнений ядерных реакций.

3)

Задачи на применение закона радиоактивного распада.

0,2

0,8

Коллективный разбор задач № 2628, 2629, 2631 3. Индивидуально: выполнение теста «Строение атома и атомного ядра» 6.

4)

Расчёт энергии связи ядер и энергетического выхода ядерных реакций.

0,25

0,75

Объяснение учителя. Самостоятельное решение задач бригадами по 2 человека. № 2677 – 2680, № 2658 – 2663 3.

5)

Контрольная работа по темам «Оптика. Световые кванты. Атомная и ядерная физика»

-

1

Выполнение контрольной работы учащимися.

6)

Урок- игра «Турнир знатоков»

-

1

Решение нестандартных задач в группах с рецензированием результатов. Подведение итогов работы. Рекомендации ученикам по дальнейшей подготовке к экзаменам.




Итого: 68 часов

19

49





В учебно-методическом плане элективного курса номера задач указаны из задачников, представленных в списке обязательной литературы для учащихся, тесты в большинстве случаев предполагается брать из пособия № 6 данного списка, но возможно использование тестов из других источников, представленных в списках литературы для учителя и для учащихся.

При проведении практических работ с применением компьютерных технологий будет использоваться обучающий СD – диск «Открытая физика. 2.5», Физикон, 2003.

Описание лабораторных и практических работ можно найти в следующих книгах:


  1. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 9 – 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997, задача № 200.

  2. Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики: 8 кл. Учеб. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.

  3. Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Перышкина. 9 класс. – М.: ВАКО, 2004.

  4. Шахмаев Н.М. и др. Физика. Учеб. для 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991.


Список литературы


Обязательная литература для учащихся

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. средней общеобразовательной школы.// Сост. Г.Н. Степанова. – СПб: Специальная литература, 1996.

  4. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Физика: Сборник задач. – М.: Рольф, 2000.

  6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. 10 кл. 11кл. // Коноплич Р.В., Орлов В.А., Добродеев Н.А., Татур А.О. – М.: Интеллект – Центр, 2002.


Дополнительная литература для учащихся

  1. Физика: Сборник задач для проведения устного экзамена по физике за курс средней школы. 11 кл. // Авт.-сост. В.А. Коровин, Г.Н. Степанова. – М.: Дрофа, 2000.

  2. Фрадкин В.Е., Пендюр И.Ю. Школьная физика: самое необходимое. – СПб.: Авалон, 2003.

  3. Богатин А.С. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по физике. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

  4. Болсун А.И., Галякевич Б.К. Физика в экзаменационных вопросах и ответах. – Мн.: БелЭн, 2000.

  5. Куперштейн Ю.С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 10 класс. 11 класс. СПб.: Изд. Дом Сентябрь, 2002.

  6. Ханнанов М.Н. ЕГЭ 2006. Физика. Типовые тестовые задания. – М.: Изд. Экзамен, 2006.

  7. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.


Литература для учителя



  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы. – М.: Высшая школа, 1986.

  3. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

  4. Бурсиан Э.В. Физика. 100 задач для решения на компьютере. Учебное пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.

  5. Кембровская Н.Г., Медведь И.Н. Физика: готовимся к тестам и экзаменам. – Мн.: Изд. ООО Красико-Принт, 2003.

  6. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2003.

  7. Межпредметные связи курса физики в средней школе/ Ю.И. Дик, И.К. Турышев, Ю.И. Лукьянов и др. – М.: Просвещение, 1987.

  8. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 10 кл. 11кл. – М.: Школьная Пресса, 2004.

  9. Физика. Тесты для 11 класса. Варианты и ответы централизованного (аттестационного) тестирования. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001 – 2005.

  10. Кабардин О.Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике. 7 – 11 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.

  11. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А. Физика. Контрольные работы. 10 – 11 кл. – СПб.: Специальная литература, 1996.

  12. Соболева С.А. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию. – СПб.: Тригон, 2004.

  13. В.А. Коровин, Г.Н. Степанова. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по физике. – М.: Дрофа, 2001.

  14. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 9 – 11 классы (Законы сохранения в механике) – Волгоград: Учитель, 2003.

  15. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. Для учащихся 9 – 11 классов. Тепловые явления. Тепловое расширение твердых и жидких тел. Газы. – Волгоград: Учитель, 2003.


<< предыдущая страница