microbik.ru
  1 2 3
расширить правовые гарантии смягчения наказания в случае его добровольной компенсации.

В этом контексте Уголовный кодекс способен стать одним из инструментов защиты имущественных прав потерпевших, в связи с чем необходимо законодательно определиться с механизмом возмещения потерпевшим материального ущерба.
16. Следует определить и конкретизировать условия выполнения общественных работ с тем, чтобы упростить порядок привлечения к ним и расширить сферу его применения.

В частности целесообразно было бы установить, что общественные работы относятся к видам работ, не требующим какой-либо квалификации от осужденного, создания особых условий по технике безопасности, что исключало бы возможность получения осужденным профессиональных травм и заболеваний при выполнении общественных работ.

При этом объекты таких работ должны находиться, как правило, в общественных местах, назначение таких работ должно приносить пользу обществу, а их выполнение осужденным будет являться общеизвестным фактом для большинства граждан, проживающих в данной местности, и выступать действенной мерой по профилактике правонарушений.

Контроль за выполнением осужденным таких работ не может быть возложен на организацию, предоставляющую объекты или осуществляющую учет таких работ, и должен осуществляться сотрудниками специальной службы.

Целесообразно расширить перечень составов уголовных правонарушений, по которым назначается наказание в виде общественных работ.

Ограничение свободы, как вид наказания, по своему содержанию практически совпадает с институтом условного осуждения, который также состоит в надзоре специального органа по месту жительства условно осужденного с наложением на него определенных обязанностей.

В этой связи предлагается пересмотреть содержание наказания в виде ограничения свободы, предусмотрев меры по усилению надзора.

В целях исключения конкуренции ограничения свободы и условного осуждения, целесообразно пересмотреть содержание ограничения свободы, установив, что этот вид наказания состоит в установлении пробационного контроля за осужденным на срок от одного года до семи лет с обязательным прохождением трудовой и психологической коррекции в исправительном центре.

Требуется усовершенствовать порядок и условия отбывания такого вида уголовного наказания, как исправительные работы.

В целях смягчения репрессивности уголовного закона необходимо также рассмотреть вопрос о снижении максимальных сроков наказания в виде лишения свободы, но только по отдельным видам преступлений.

В целом же безусловное сохранение репрессивности уголовного закона оправдано лишь в отношении тяжких и особо тяжких преступлений.
17. Привлечение к уголовной ответственности военнослужащего в мирное время в большинстве случаев должно влечь такие же последствия, как и для иных категорий государственных служащих, то есть невозможность продолжения воинской службы.

В этой связи целесообразно уголовные наказания, применяемые исключительно к военнослужащим, назначать только в военное время или в период мобилизации. В мирное же время при привлечении к уголовной ответственности установить возможность применения к военнослужащим всех видов уголовных наказаний.

При этом запрет на продолжение службы военнослужащими следовало бы применять избирательно с учетом видов совершенных преступлений и видов воинской службы (по контракту или по призыву).

Совершение уголовных проступков ввиду их небольшой общественной опасности, как правило, не должно влечь увольнения со службы.

Целесообразно распространить на военнослужащих применимость штрафа и ареста (отбываемого на гауптвахте). Тем самым становится возможным исключить ограничение по воинской службе и содержание на гауптвахте как виды наказаний. В результате из иных видов наказаний к военнослужащим остаются применимы лишение свободы, в том числе пожизненное, и смертная казнь.

Следует пересмотреть общественную опасность воинских преступлений и установить адекватные содеянному виды, размеры и сроки наказаний.

Наряду с этим следует рассмотреть возможность исключения из категории воинских преступлений некоторых составов, дублирующих составы преступлений, предусмотренных в иных главах УК.

В данном случае следует исходить из того, что воинская служба признается особым видом государственной службы и за некоторые деяния военнослужащие могли бы нести ответственность по тем же составам, по которым привлекаются к ответственности иные категории государственных служащих.
18. В Общей части УК следовало бы четко урегулировать вопросы применения так называемых поощрительных норм, то есть норм, стимулирующих к отказу от преступной деятельности. Лицо, совершившее общественно опасное деяние, должно четко осознавать предоставляемые ему законом возможности для смягчения ответственности и наказания.

Одновременно следует расширить в УК меры поощрительного характера и дополнить Общую часть кодекса положениями, которые предусматривают неприменение меры наказания в виде лишения свободы к лицам, совершившим отдельные, в том числе экономические преступления и добровольно возместившим в полном объеме имущественный ущерб. При этом такой подход недопустим к преступлениям, представляющим большую общественную опасность, в том числе преступлениям террористического характера, коррупционным преступлениям, преступлениям, совершенным в составе организованных преступных групп и другим тяжким деяниям.

Новая редакция Уголовного кодекса должна стимулировать законопослушное и позитивное посткриминальное поведение лиц, совершивших общественно опасные деяния, и иметь необходимые для этого механизмы.

В целом было бы целесообразным расширить преференции, позволяющие в конкретных случаях применить наказание в определенных пределах или ниже низшего, условное осуждение, условно досрочное освобождение, освобождение от уголовной ответственности, а также не назначать лишения свободы.
19. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, чтобы при признании рецидива преступлений учитывались только тяжкие и особо тяжкие преступления, что позволит избежать излишнего ужесточения ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.

В целом же отказаться на данном этапе от института рецидива преступлений было бы преждевременным, поскольку он обладает необходимой превентивной составляющей.

В этой связи также преждевременно отказываться от установленного порядка назначения повышенных сроков и размеров наказаний за рецидив преступлений. Возможен только некоторый пересмотр сроков и размеров наказаний за рецидив в сторону их снижения и в целом некоторое смягчение ответственности при рецидиве преступлений.

В то же время следует четче определить возможность назначения более мягкого наказания при рецидиве преступлений, при наличии соответствующих исключительных обстоятельств. В свою очередь, само понятие таких обстоятельств нуждается в детальной проработке.
20. В уголовном законе должны быть конкретизированы юридические последствия нарушения его норм, в том числе связанных с невыполнением возложенных судом обязанностей, нарушением условий, при которых лицо было освобождено от уголовной ответственности, и в других случаях. При этом повышение профилактической составляющей уголовного закона предопределяет более строгий подход к таким лицам.

Наряду с этим, в плане введения новых видов освобождения от уголовной ответственности или наказания, необходимо рассмотреть возможность введения поручительства с залогом, который бы изымался в доход государства в случае невыполнения лицом своих обязательств.
21. Следует установить пожизненный запрет на занятие педагогических должностей и должностей, связанных с работой с детьми для лиц, совершивших преступления сексуального характера и иные преступления в отношении несовершеннолетних.
22. Необходимо сохранить конфискацию имущества, как вид наказания. Более того, данный вид наказания следует активно использовать в борьбе с корыстными преступлениями.

Так, в настоящее время за совершение коррупционных преступлений конфискации, кроме собственности осужденного, в порядке, установленном законодательством, подлежит также имущество, добытое преступным путем либо приобретенное на средства, добытые преступным путем, переданное осужденным в собственность других лиц.

В этой связи необходимо такой же подход распространить в отношении других корыстных преступлений.

Уголовный закон должен предоставлять возможности максимального восстановления социальной справедливости, давая право конфискации или взыскания взамен утраченного имущества, суммы эквивалентной его стоимости.

Наряду с этим конфискацию имущества, добытого преступным путем, в качестве дополнительного вида наказания необходимо предусмотреть за все коррупционные преступления.
23. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период до 2020 года определила важность приведения уголовного закона в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном, в том числе о введении уголовной ответственности юридических лиц за некоторые категории преступлений.

Вместе с тем, следовало бы рассмотреть весь спектр мнений относительно реализации и адаптации рассматриваемой новеллы к условиям Казахстана и потребностям практики. При этом также должны быть максимально учтены возможные нюансы функционирования данного института, в том числе состояние экономики, правосознания общества и другие факторы.

В этой связи уголовная ответственность юридических лиц на первоначальном этапе должна устанавливаться за ограниченный перечень преступлений, где такая ответственность не вызывала бы никаких сомнений. При этом наказания юридическим лицам должны избираться, как и физическим лицам, адекватно и соразмерно общественной опасности содеянного. Данная новелла не должна являться и восприниматься инструментом «уничтожения» юридических лиц.

Применительно к юридическим лицам, совершившим преступления, уголовный закон должен быть нацелен на максимальное возмещение и заглаживание причиненного ущерба и минимизацию вредных последствий, на восстановление справедливости. Карательные возможности закона не должны отрицательно влиять на состояние национальной экономики, мешать предпринимательской деятельности.

Привлечению юридических лиц к уголовной ответственности должна предшествовать оценка возможных негативных последствий такого решения. К ним недопустимы наказания, которые могут усугубить ситуацию и которые по своей тяжести превосходят общественную опасность деяния и его вредные последствия.

Вместе с тем, уголовный закон должен быть максимально жестким в отношении юридических лиц, совершивших преступления террористического или экстремистского характера. Также необходимо пресекать деятельность юридических лиц, связанных с организованной преступностью.

С учетом изложенного, в рамках новой редакции Уголовного кодекса должен быть решен вопрос о выборе оптимальной модели уголовной ответственности юридических лиц. При этом возможные сомнения должны быть окончательно сняты путем сбалансированного и справедливого подхода к установлению такой ответственности и выбора наказаний, адекватных содеянному.

Возмещение причиненного ущерба, заглаживание вредных последствий преступного деяния должно стать для юридических лиц одним из главных оснований освобождения от уголовной ответственности.
24. Особенная часть Уголовного кодекса, в целом сохраняя свою структуру, нуждается в изменениях содержательного плана с учетом изменений в структуре преступности, которая, в свою очередь, зависит от тенденций и векторов глобального и регионального развития.

С учетом международных обязательств страны, признания особой опасности преступлений, посягающих на основы существования человечества, целесообразно пересмотреть главу «Преступления против мира и безопасности человечества».

При этом следовало бы рассмотреть вопрос введения ответственности за террористический акт против представителя иностранного государства, совершенный с целью провокации международных осложнений или разжигания войны.

С учетом роста террористической угрозы нужно рассмотреть вопрос о введении специальной ответственности за международный терроризм, то есть совершение террористических актов на территориях других стран в целях провокации международных осложнений или разжигания войны.

Требуется также рассмотреть возможность криминализации иных общественно опасных деяний против человечества, наиболее опасных нарушений международного гуманитарного права.

С точки зрения соответствия УК международному праву было бы целесообразным ввести также понятие военные преступления в понимании, используемом в международном праве. При этом следовало бы предусмотреть ряд новых составов, устанавливающих ответственность за подобные преступления, а также перевести в рассматриваемую главу некоторые преступления, по своему характеру нарушающие международные требования.

К примеру, можно было бы пересмотреть состав и общественную опасность наемничества, усилив ответственность за данное преступление.

При этом необходимо установить более жесткую ответственность за создание баз (лагерей) подготовки наемников.
25. Происходящие в глобальном масштабе деструктивные процессы создают существенные угрозы жизни и здоровью человека. В таких условиях нивелируется ценность человеческой жизни.

В этой связи возможности УК должны максимально быть использованы для коррекции сознания и поведения людей по отношению к человеческой жизни и здоровью.

Уголовный кодекс, как один из инструментов защиты права на жизнь, в этом вопросе не должен ограничивать свою карательную составляющую для справедливого наказания лиц, виновных в умышленном причинении смерти или вреда здоровью.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть возможность усиления ответственности за умышленное убийство, что в условиях практически полной отмены смертной казни было бы оправданным.

Одновременно следует расширить перечень отягчающих данное преступление обстоятельств.

В этом плане целесообразно предусмотреть такие отягчающие обстоятельства, как совершение убийства в условиях стихийного бедствия или в ходе массовых беспорядков и другие.

Аналогичный подход по усилению ответственности представляется необходимым и по отношению к умышленному причинению тяжкого вреда здоровью.

Вместе с тем Уголовный кодекс мог бы предусматривать определенное послабление наказания за преступления против жизни при наличии обстоятельств, существенно смягчающих вину и общественную опасность содеянного. В данной ситуации при выборе мер наказания необходимо, в том числе учитывать психологические особенности лиц, совершивших умышленные убийства под воздействием обстоятельств. Для таких лиц назначение длительных сроков лишения свободы было бы не оправдано.

С этих позиций нормы УК также нуждаются в серьезном анализе с точки зрения оценки общественной опасности, предусматриваемых ими составов и выборе адекватных содеянному наказаний.

Надлежащая уголовно-правовая охраны жизни также требует криминализации ряда деяний, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью человека, нарушают качество его жизни в результате утраты профессиональной трудоспособности.

С точки зрения повышения качества жизни, получения квалифицированной гарантированной конституцией медицинской помощи необходимо рассмотреть вопрос об усилении уголовной ответственности медицинских работников за совершенные ими общественно опасные деяния, повлекшие причинение смерти или вреда здоровью человека.

При этом целесообразно выделить отдельную Главу «Медицинские преступления», включив в нее составы уголовно наказуемых деяний, которые совершаются медицинскими или фармацевтическими работниками. Также необходимо изучить вопрос о целесообразности криминализации иных деяний, совершаемых в сфере здравоохранения.

В уголовном законе по-новому следует взглянуть на общественную опасность таких деяний, как принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека, заражение опасными заболеваниями. В современных условиях представляется оправданной жесткая реакция государства на такие преступления.

Практика свидетельствует о возрастании числа таких преступлений, как изнасилование.

В этой связи уголовный закон требует рассмотрения с точки зрения усиления его возможностей противостоять данному преступлению. При этом однозначно должны быть усилены его санкции и ужесточены предусмотренные им правовые последствия за такого рода деяния в отношении малолетних и несовершеннолетних.

Обеспечение гарантий на неприкосновенность достоинства человека, частной жизни, личной и семейной тайны, обеспечение конституционных прав на защиту своей чести и достоинства, на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений настоятельно диктует необходимость пересмотра и усиления ответственности за соответствующие посягательства.

В частности, следует усилить уголовную ответственность за незаконный оборот специальных технических средств.

Никакие основания, используемые для прикрытия подобных посягательств, не должны быть оправданием для нарушения названных конституционных гарантий.

Свобода слова, борьба с преступностью и иные внешне общественно полезные действия не должны быть инструментами незаконного вторжения в частную жизнь граждан, посягательств на его честь и достоинство.
26. Защита прав и свобод несовершеннолетних требует, с одной стороны, смягчения их ответственности, а с другой, разработки эффективных мер против вовлечения их в преступную и иную антиобщественную деятельность, для пресечения любых общественно опасных посягательств в их отношении.

Так, в вопросах уголовной ответственности несовершеннолетних следует прежде всего руководствоваться принципами гуманности и учитывать возрастные особенности несовершеннолетних. Необходимо максимально использовать меры, не связанные с изоляцией от общества, и придерживаться механизмов, позволяющих без излишнего травмирования психики несовершеннолетних обеспечить необходимую коррекцию их поведения.

В то же время следует усилить ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, в совершение антиобщественных действий, в занятие проституцией, а также за торговлю несовершеннолетними.

Наряду с этим подлежит рассмотрению вопрос об ответственности за оставление ребенка с целью избавиться от него, использование ребенка в порнографических целях, незаконный вывоз ребенка за пределы страны и иные деяния, представляющие опасность для несовершеннолетних.
27. В целях повышения надежности защиты конституционного строя и безопасности государства необходимо рассмотреть вопрос об установлении ответственности за создание и участие в деятельности группы, целью которой является насильственное изменение конституционного строя, не допуская при этом дублирования с другими нормами Уголовного кодекса.
28. За последние пятнадцать лет в стране окончательно сложилась рыночная экономика, при этом экономическая преступность максимально модифицировалась к условиям рыночных отношений.

В этой связи необходимо определиться, насколько нынешние составы экономических преступлений соответствуют реалиям сегодняшнего дня и могут применяться в перспективе.

В то же время в рамках программных установок Главы государства следует сохранить курс на либеральную уголовную политику в отношении экономических преступлений.

Лицам, совершившим экономические преступления, уголовный закон должен предоставлять достаточные возможности по возмещению причиненного ущерба, заглаживанию вреда.

Таким лицам, с учетом их личности, характера совершенного деяния целесообразно предоставление выбора поведения.

То есть более строгие меры наказания должны применяться после отказа от желательного для общества и государства поведения виновного, отказа его от принятия мер по устранению последствий содеянного. При этом учитывая специфику экономических преступлений и личностные характеристики виновных, здесь должны быть широко представлены наказания, не связанные с лишением свободы. Изоляция от общества должна являться крайней мерой и только к лицам ввиду характера совершенного деяния, представляющим реальную опасность для общества.

Вместе с тем такой подход не должен создавать угрозы экономической и общественной безопасности, жизни и здоровью граждан и допустим только по отношению к экономическим преступлениям, не причинившим либо не создавшим угрозу наступления тяжких последствий.

С этих позиций было бы также оправданно рассмотреть вопрос о разграничении экономических преступлений в зависимости от сферы деятельности и возможных последствий такой деятельности.

Было бы справедливым применение более мягких мер наказания к лицам, занимавшимся предпринимательской деятельностью, не представляющей угрозы жизни и здоровью граждан. К таким лицам уголовный закон не должен допускать чрезмерных репрессий. Его задача в данном случае - больше предупредительная и должна быть нацелена на сглаживание причиненного вреда. В таких случаях применение уголовного закона не должно создавать еще большего вреда для экономики и других негативных последствий.

Уголовный закон применительно к экономическим преступлениям также должен точно определять преступность и наказуемость деяний путем установления объективных размеров ущерба, дохода и иных величин, при достижении которых наступает уголовная ответственность. Здесь недопустим произвольный подход и такие размеры должны быть обоснованы, в том числе с привязкой к реальному состоянию национальной экономики.

Нормы УК не должны создавать условия для совершения коррупционных преступлений и использоваться для давления на предпринимателей. В этой сфере должны быть ясные и понятные правила, нацеленные на повышение общей биснес-культуры и укрепление экономики страны. При этом уголовный закон также должен надежно защищать хозяйственные отношения от чрезмерного и незаконного чьего-либо вмешательства.

Наряду с этим, учитывая современные тенденции, следовало бы рассмотреть вопрос о криминализации распространения заведомо ложной информации (не только в рекламе) о товарах и услугах, некоторых других общественно опасных деяний, а также о признании взяточничества в частном секторе. По крайней мере, коммерческий подкуп по степени общественной опасности следует максимально приблизить ко взятке.
29. Одним из важных условий развития рыночной экономики является обеспечение надежной защиты собственности от преступных посягательств.

В этой связи уголовно-правовые меры должны быть нацелены на создание условий, гарантирующих неприкосновенность собственности, свободное и законное ее использование в интересах собственника и во благо общества и государства.

Наряду с этим в сфере борьбы с преступлениями против собственности УК должен способствовать максимальному возмещению причиненного ущерба, заглаживанию нанесенного вреда взамен на наказания, не связанные с лишением свободы.

Однако такой подход применим лишь к составам, которые не сопряжены с насилием. В последних речь может идти лишь о частичном смягчении ответственности. При этом, при решении вопросов об ответственности за преступления против собственности немаловажным является мнение потерпевшего. То есть мнение потерпевшего должно максимально учитываться при решении вопросов освобождения от уголовной ответственности и наказания, при решении вопросов об условно-досрочном освобождении.

Также следует рассмотреть возможность перевода ряда деяний против собственности, не представляющих большой общественной опасности, в категорию уголовных проступков.

Такой подход позволил бы защитить интересы потерпевшего, обеспечить должный уровень неприкосновенности собственности, при этом не злоупотребляя репрессивными возможностями уголовного закона для наказания лиц, виновных в нетяжких преступлениях.

Следовало бы также предусмотреть в отдельном составе ответственность за незаконное использование энергии и услуг связи, которое в зависимости от причиненного ущерба могло бы быть отнесено к категории уголовных проступков и ответственность за хищение с использованием компьютерной техники и технологий.

Надлежащей уголовно-правовой защиты в современных условиях требует и авторское право.
30. С развитием информационных, цифровых технологий резко возросли возможности совершения противоправных деяний с использованием электронных средств.

В этой связи следует пересмотреть уголовно-правовые меры борьбы с компьютерными преступлениями и в целом обеспечить надлежащую уголовно-правовую защиту информационной безопасности.

В этих целях в УК следует ввести самостоятельную главу, содержащую составы уголовных преступлений и уголовных проступков и предусматривающих ответственность за такого рода деяния.

В данной главе были бы предусмотрены составы, устанавливающие ответственность за несанкционированный доступ к компьютерной информации, ее незаконный перехват, за различные виды модификации компьютерной информации, уничтожение, блокирование компьютерных программ, разработку, использование либо распространение вредоносных программ и другие виды компьютерных уголовных преступлений и проступков (ответственность за «хакерство»), а также иных деяний, посягающих на информационную безопасность.

Также можно было бы предусмотреть уголовную ответственность за распространение иных деструктивных материалов, представляющих общественную опасность, или обеспечение доступа к ним через компьютерные системы.

Особенностью компьютерных систем, в отличие от иных СМИ, является их возможность распространения и перемещения информации на неограниченные расстояния и обеспечение доступа к ней неограниченного и заведомо неизвестного круга лиц.

В этой связи следовало бы рассмотреть возможность усиления ответственности за распространение информации оскорбительного или клеветнического характера посредством компьютерных систем.

Особого внимания и усиления ответственности требуют случаи распространения детской порнографии посредством компьютерных сетей. Опасность подобного рода деяний всегда высока и общество с пониманием реагирует на жесткие меры по их пресечению.

Ввиду специфики электронных средств существенно повышается общественная опасность и иных деяний, совершенных с их использованием.

К примеру, в последние годы множится число хищений посредством электронных систем, нарушений неприкосновенности частной жизни и других опасных деяний, что должно найти адекватную реакцию в уголовном законе.

В этой связи в ряде случаев было бы оправданным установление повышенной уголовной ответственности за преступления, совершенные посредством электронных систем.
31. В рамках продолжения курса государства на бескомпромиссную борьбу с коррупцией, в новой редакции Уголовного кодекса необходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на дальнейшее совершенствование норм об ответственности за коррупционные преступления, в том числе рассмотреть возможность и целесообразность введения запрета на занятие лицами, совершившими коррупционные преступления, должностей в ранее подконтрольных им организациях и четкого определения круга лиц, которые могут быть субъектами коррупционных преступлений, включая иностранных.
32. С учетом принятых страной международных обязательств требуется совершенствование норм об уголовной ответственности за террористическую деятельность, в том числе за иное способствование ей при отсутствии прямой причастности к подготовке или совершению конкретного террористического акта либо деятельности террористической организации.

Важным представляется уточнение (возможное расширение) круга террористических, коррупционных преступлений, преступлений, связанных с экстремизмом.

С учетом опасности терроризма уголовный закон должен иметь возможности пресекать любые действия, направленные на создание условий для террористической деятельности. Кроме того, следовало бы установить ответственность за организацию центров (лагерей) подготовки террористов, а также предоставление помещений либо земельных участков для деятельности таких центров.

Наряду с этим следует жестко пресекать также создание таких центров для обучения экстремистски настроенных граждан и пропаганды экстремизма.

Необходимо рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности за организацию и участие в запрещенных судом организациях или объединениях, преследующих террористические цели.

Обеспечение общественной безопасности требует также совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями, связанными с нарушением правил безопасности на объектах атомной энергетики, приведением в негодность транспортных магистралей, хищением ядерных материалов и радиоактивных веществ, оборотом иных опасных веществ и предметов и другими.

Внимания требуют и составы, предусматривающие ответственность за недоброкачественное строительство, в том числе дорожное.

Уголовный кодекс должен способствовать созданию максимально безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, общества и государства. При этом лица, занимающиеся видами деятельности, представляющими при определенных условиях опасность, должны осознавать характер своей деятельности и возможные для них негативные последствия.

Следует также учесть, что данная специфическая сфера характеризуется тем, что возможности уголовного закона применяются, как правило, только тогда, когда наступили самые тяжкие последствия.

Вместе с тем, учитывая высокую степень опасности нарушения правил в рассматриваемой сфере, было бы целесообразным применение возможностей уголовного закона на более ранних стадиях. То есть за нарушения, которые еще не повлекли тяжких последствий, признав такие деяния уголовным проступком. При этом виновное лицо должно осознавать, что повторное нарушение либо невыполнение определенных предписаний может повлечь более строгое наказание.

Уголовный кодекс может и должен использоваться для коррекции общественно опасного поведения человека, в том числе в случаях управления механизмами-источниками повышенной опасности.
33. Уголовный закон не должен снижать усилия по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. При этом одной из задач является его коррекция с целью повышения возможностей противодействия обороту новых видов средств и веществ, представляющих опасность для жизни и здоровья человека.

Следует также усилить ответственность за организацию либо содержание наркопритонов, вплоть до конфискации помещений, предоставляемых для этих целей.

Аналогичный подход был бы справедлив и в отношении лиц, систематически предоставляющих помещения для занятия проституцией.
34. Нуждаются в пересмотре составы экологических преступлений, которые в настоящее время в полной мере не обеспечивают необходимый уровень экологической безопасности. При этом необходимо четко разграничить экологические преступления от преступлений, посягающих на иные объекты уголовно-правовой охраны посредством умышленного причинения вреда окружающей среде.

Одной из причин низкой эффективности данных составов преступлений является не всегда корректное определение их субъективной стороны.

Вместе с тем, во многих случаях экологические преступления связаны с хозяйственной деятельностью, и в таких деяниях в большинстве случаев присутствует неосторожная форма вины.

В то же время умышленное нарушение экологических правил с целью причинения вреда жизни и здоровью человека и иных тяжких последствий, скорее, должно влечь ответственность по иным статьям УК.
3. Цели принятия законопроекта.

Основной целью разработки и принятия Уголовного кодекса Республики Казахстан в новой редакции является модернизация уголовного законодательства для повышения уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, собственности, законных интересов граждан и организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от преступных посягательств.
4. Предмет регулирования законопроекта.

Новая редакция Уголовного кодекса Республики Казахстан определяет общественные отношения, охраняемые государством, меры уголовной ответственности и основные принципы их применения.
5. Структура законопроекта.
Общая часть



<< предыдущая страница   следующая страница >>