microbik.ru
  1 ... 3 4 5 6 7

Тема 11. Человек как колебательная система. Действие вибрации

на организм человека.


1. Введение

  1. Историческая справка

  2. Биологическое воздействие вибрации

    1. Классификация вибрации

    2. Виды вибрации

  3. Вибрационная болезнь

  4. Защита от вибрации

Тема 12. Медико-биологические свойства неионизирующих излучений.

  1. Временные допустимые уровни (ВДУ) ослабления геомагнитного поля

  2. Биологическая оценка электростатических полей

  3. Биологическое действие постоянных магнитных полей

4. Биологическое действие электромагнитного поля частоты 50 Гц

5. Биологическая оценка электромагнитных полей диапазона радиочастот (10 кГц – 300 ГГц)

Тема 13. Медико-биологические основы электробезопасности



  1. Действие электрического тока на организм человека

  2. Факторы, определяющие исход поражения электрическим током

3. Вероятные причины поражения электрическим током

4.Опасные факторы в быту и на производстве

5. Меры по обеспечению электробезопасности на производстве

6. Электрический шок

7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ УДАР

8. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.

9. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИСХОД ПОРАЖЕНИЯ ТОКОМ

10. КРИТЕРИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.

11. Первая помощь при поражении электрическим током.
Тема 14 – 15. Медико-биологические основы радиационной

безопасности.

  1. Понятие о видах и дозах ионизирующих излучений

  2. Биологическое действие ионизирующих излучений

  3. Характеристика фоновых ионизирующих излучений

  4. Реакции организма на действия ионизирующих излучений

  5. Характеристика острой лучевой болезни

  6. Радиопротекторы и радиосенсибилизаторы

  7. Государственное нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности

  8. Экспертиза трудоспособности при лучевой болезни

Тема 16. Медико-биологическое обеспечение условий труда.

    1. Основы физиологии труда

2. Характеристика трудовой деятельности и работоспособности

Тема 17. Медицинские осмотры и лечебно-профилактическое

питание работников промышленных предприятий

1.Классификация медицинских осмотров

2.Лечебно-профилактическое питания

  1. Методические указания для проведения практических занятий

Тема 1. Идентификация травмирующих и вредных

производственных факторов.

Указания к выполнению практической работы.

ЗАДАНИЕ № 1. Проанализировать и перечислить опасные и вредные факторы (физические, химические, биологические, психофизиологические) действующие на человека в предлагаемой жизненной ситуации. Вариант задания (Приложение № 1) – это номер по списку студентов в журнале преподавателя.

ЗАДАНИЕ № 2. Из перечня нормативно-правовых документов (Приложение № 2 ) по обеспечению безопасности жизнедеятельности выбрать 5 – 8 наименований наиболее характерных и необходимых документов, которые можно использовать при оценке ситуации, рассмотренной в задании № 1.

Цель занятия – сформировать представления о механизмах медико-биологического взаимодействия человека с факторами среды обитания, последствиях их воздействия на организм человека и принципах санитарно-гигиенического нормирования.

Задачи занятия – формирование знаний, умений и навыков оценки:

- действия травмоопасных и вредных факторов среды обитания на организм человека;

- медико-биологического воздействия на человека физических, химических, психофизиологичес­ких и биологических факторов среды обитания;

- принципов санитарно-гигиенической регламентации этих факторов;

- мероприятий по предупреждению профессиональных и иных заболеваний.

Требования к уровню освоения занятия:

необходимо знать:

  • общие закономерности воздействия физических факторов на человека;

  • основные профессиональные и региональные болезни;

  • задачи и принципы гигиенического нормирова­ния опасных и вредных факторов среды обитания.

необходимо уметь оценивать и объяснять:

  • основные закономер­ности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания;

  • комбинированное действие нескольких вредных веществ;

  • сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и т.д.);

приобрести навыки: использования норм вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания для сохранения и поддержания здоровья человека.

Труд человека представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и совокупности технических средств, используемых человеком в процессе производственной дея­тельности. При этом происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека к внешним раздражителям в зависимости от получае­мой информации, требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.

Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступаю­щими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях. Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания.

Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям. Безопасность - это цель, а безопасность жизнедеятельности это средства, пути и методы ее достижения. Безопасность жизнедеятельности - это научная дисциплина, изучающая опасность и защиту от нее, физиологические и психологические возможности человека, формирование безопасных усло­вий труда. Цель безопасности жизнедеятельности - это достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.

При этом устанавливается следующий алгоритм: 1.Идентификация опасностей, их анализ (распознавание, качественная характеристика). 2. Нормирование, количественная оценка воздействия опасностей. 3. Защита от опасностей. 4. Ликвидация опасностей.

Идентификация опасностей - процесс распознавания образа опасностей, установление возможных причин, пространства, временных координат, вероятности проявления величины и последствий опасности. Для того, чтобы познать природу возможной опасности, необходимо знать ее внешнее выражение , форму ее проявления: либо это землетрясение, либо извержение вулкана, либо шквальный ветер, либо дорожно-транспортное происшествие ит.д. Кроме этого, необходимо установить причину опасности, то есть, что именно лежало в ее основании: человеческая халатность, явление природы, умышленное действие человека, а, возможно - низкая, устаревшая надежность агрегатов на прочность. Выделяют следующие группы опасностей: природные, антропогенные, экологические, биологические, социальные.

В основе опасности могут лежать не одиночные факторы, а их совокупность. Например, сочетание умышленных действий нескольких людей и явления природы (разведение в сухое жаркое время года костров в лесу), что может проявиться в возникновении очага пожара, или несоблюдение правил безопасности при проведении высотных работ, когда человека срывает с рабочего места порыв ветра.

Определение пространственного возникновения опасности наиболее тесно связано с причинами возникновения чрезвычайной ситуации. Совершенно ясно, что пожар будет распространятся с высокой скоростью в помещении с сухой атмосферой, имеющем доступ воздуха и ветровые потоки , чем в помещении с высокой влажностью и поверхностями из огнестойкого материала.

Наиболее важны для идентификации опасности временные координаты, вероятность ее проявления и протекания. Временные координаты необходимо разделить на два периода. Первый - это период от проявления причин, способствующих возникновению опасности, до появления первых признаков чрезвычайной ситуации; второй - период времени, на протяжении которого объекту причиняется вред. Эти временные промежутки необязательно должны быть одинаковы, они зависят от причин и условий, способствовавших возникновению опасности. Например, при катастрофе, вызванной природными явлениями, первый промежуток времени почти всегда меньше второго, при взрыве, вызванном естественными причинами - наоборот.

Для полной идентификации необходимо владеть информацией о последствиях опасности, то есть о степени того вреда, который может быть причинен тем или иным бедствием.

Как правило, на производстве разрабатывается классификация чрезвычайных ситуаций с определением приоритетных направлений в области охраны труда. При этом наибольшей вероятной опасности уделяется повышенное внимание, для ее предотвращения приобретается современное оборудование, иногда весьма дорогостоящее, но, в конечном итоге, материальные затраты оправданы, поскольку они значительно меньше, чем потребовалось бы на ликвидацию возможных последствий вероятной опасности. Другая составляющая этой ситуации - стрессовое состояние работников, побывавших в эпицентре чрезвычайной ситуации. Предотвращение возможных социальных последствий опасности также является одной из основных задач соответствующих служб.

Идентификация опасностей, их анализ (распознавание, качественная характеристика) – это: - выявление и идентификация травмоопасных факторов в условиях

производства, быта и окружающей среды;

- оценка действия факторов на окружающую среду и человека;

- анализ причин травм, заболеваний, аварий, катастроф;

- экспертиза проектов по условиям безопасности и экологичности;

- технико-экономическое обоснование и выбор места размещения объекта;

- декларация безопасности производственных объектов;

- оценка воздействия на окружающую среду;

- экологический мониторинг окружающей среды;

- сертификация оборудования, продукции и работ на соответствие требованиям безопасности и экологичности;

- освидетельствование объектов, подконтрольных органам Госнадзора;

- аттестация рабочих мест, гигиеническая классификация условий труда;

- разведка при возникновении ЧС;

- расследование причин несчастных случаев, аварий и др. ЧС.

Опасный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

При определенных условиях вредный фактор может стать травмоопасным.
Классификация травмоопасных и вредных факторов

Многообразие существующих на практике травмопасных и вредных факторов в соответствии с нормативными документами по природе возникновения и особенностям воздействия подразделяются на физические, химические, биологические, психофизиологические.

1.Физические опасные и вредные факторы подразделяются на следующие подгруппы:

- движущиеся в пространстве машины и механизмы, заготовки, материалы;

- незащищенные подвижные элементы оборудования;

- разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы;

- повышенные: запыленность и загазованность воздуха; уровень шума; уровень вибраций; уровень инфразвуковых колебаний или ультразвука; уровень ионизирующих излучений; значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; уровень статического электричества; уровень электромагнитных излучении; напряженность электрического или магнитного поля; яркость света; уровень лазерного излучения; прямая и отраженная блесткость; пульсация светового потока; уровень инфракрасной радиации или ультрафиолетового излучения;

- повышенные или пониженные: температура поверхностей сооружений, оборудования, материалов; температура воздуха; барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; влажность воздуха; ионизация воздуха;

- отсутствие или недостаток естественного освещения;

- пониженный контраст;

- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях предметов;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно

поверхности земли (пола);

- невесомость.

2. Химические опасные и вредные факторы подразделяются:

2.1. По характеру воздействия на организм человека:

- токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию.

2.2. По пути проникновения в организм человека через:

- органы дыхания;

- желудочно-кишечный тракт;

- кожные покровы и слизистые оболочки.

3. Биологические опасные и вредные факторы включают следующие биологические объекты:

- патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы и т.п.);

- макроорганизмы (растения, животные).

4. Психофизиологические опасные и вредные факторы по характеру действия подразделяются на перегрузки:

- физические;

- нервно-психические.

4.1. Физические перегрузки подразделяются на:

- статические (удержание груза, приложение усилий, неудобная поза, необходимость наклона корпуса человека на угол более 30°, перемещение в пространстве за смену более 8 км по горизонтали и более 4 км по вертикали);

- динамические (подъем и перемещение грузов, большое количество стереотипных рабочих движении).

4.2. Нервно-психические перегрузки подразделяют на:

- умственное перенапряжение (интеллектуальные нагрузки), решение сложных задач, восприятие сигналов (информации) и их оценка;

- распределение функций других лиц с учетом сложности задания, работа в условиях дефицита времени;

- перенапряжение анализаторов (сенсорные нагрузки): большая длительность сосредоточенного внимания, большое число объемов одновременного наблюдения; малый размер объектов различения при значительной длительности сосредоточенного наблюдения; работа с оптическими приборами; наблюдение за экранами видеотерминалов;

- нагрузка на слуховой аппарат (работа в условиях малой разборчивости речи, когда необходима речевая связь);

- эмоциональные нагрузки: степень ответственности за результат собственной деятельности, наличие степени риска для своей жизни и ответственность за безопасность других лиц;

- неблагоприятный режим работы: монотонность труда, продолжительность труда более 10 часов, сменность работы, включая ночную смену, продолжительная речевая нагрузка и т.п.

Выявление и составление исчерпывающего списка потенциальных травмоопасных и вредных факторов является качественной первой стадией идентификации.

Вторая стадия идентификации – это количественная оценка травмоопасных и вредных факторов производится путем инструментальных замеров и нормирования. Целью, которой является:

- ознакомление с принципами и критериями гигиенического нормирования;

- ознакомление с воздействием нормируемых параметров на человека;

- изучение методов и приборов для измерения нормируемых величин;

- оценка соответствия измеренных и нормируемых параметров воздействия.

Нормирование - ограничение негативного воздействия внешней среды на человека.

Норма - биологический оптимум, комфорт жизнедеятельности.
Нормирование, количественная оценка воздействия опасностей

В это понятие можно включить: 1 - повышение безопасности труда и быта, исключения травм; гигиена труда, предупреждения профессиональных заболеваний; эргономика, оптимизация условий труда, сохранение работоспособности; экологическая гигиена, снижение негативного воздействия природной среды: атмосферы, воды, почвы, продуктов; техническое нормирование, повышение надежности, безопасности, безаварийности приборов, машин, сооружений.

2 - Выбор физического критерия нормирования: нормируемый параметр, который наиболее полно отражает негативное воздействие фактора, легко измеряется и рассчитывается, его размерность, диапазон изменения.

3 - Выбор принципа установления предельно допустимой концентрации (ПДК) и предельно допустимого уровня воздействия (ПДУ):

- принцип безвредности – приоритет медико-биологических показателей перед технологическими, экономическими и другими соображениями;

- принцип опережения – обоснование нормативов и осуществление профилактических мероприятий до внедрения тех или иных процессов и веществ недостаточно изученных;

- принцип порогового действия – пороговой величиной вредного фактора принято считать дозу энергии или концентрацию вещества, не вызывающую неблагоприятных изменений в организме за счет приспособительных реакций. Существует множество аргументов как в пользу порогового действия, так и в поддержку беспороговой концентрации действия радиации, веществ мутагенного и канцерогенного характера;

- принцип моделирования – базовой моделью при исследовании отдаленных последствий вредных факторов являются лабораторные животные. Значения порога вредного воздействия, установленные на животных, уменьшаются на коэффициент запаса от 2 до 10раз;

- принцип лимитирующего показателя, когда вредный фактор может вызвать разнообразные реакции организма, и величина норматива выбирается на уровне наименьшего из значений;

- принцип комплексного (интегрального) нормирования, когда учитываются особенности комбинированного действия нескольких вредных факторов. Так для атмосферного воздуха населенных мест установлены около 40 коэффициентов комбинированного действия для бинарных смесей и более 20 коэффициентов для смесей вредных газов из 3-5 компонентов.
Защита от опасностей:

- ознакомление с видами устройств защиты от негативных факторов;

- оценка эффективности применения устройств защиты.

Выработан широкий спектр средств защиты, срабатывающих в нештатных ситуациях или в том случае, когда общеинженерные меры защиты в источнике не обеспечивают нормируемых параметров.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) подразделяют на:

- защитная одежда и обувь;

- средства защиты головы;

- средства защиты глаз;

- средства защиты слуха;

- средства защиты органов дыхания;

- средства защиты кожи (специальные мази);

- предохранительные пояса;

- средства защиты рук.

Средства коллективной защиты подразделяются на:

- ограждающие;

- предохранительные (регуляторы, слабое звено в системе);

- блокировочные;

- сигнализирующие;

- дистанционное управление, роботы.

Средства защиты должны снижать до допустимых уровней потоки вещества и энергии. В практике обеспечения безопасности большая доля принадлежит защите от негативного воздействия механической электромагнитной, ядерной и тепловой форм энергии. В общем случае защитное устройство обладает способностями отражать, поглощать и быть прозрачным по отношению к потоку энергии и вещества.

Коэффициенты, характеризующие защитное устройство, определены как отношение доли отраженного (r), поглощенного (d) и прошедшего (r) общего потока.

r = Еотр/Е; d = Епогл/Е; r = Е . прош/Е;

где Еотр, Епогл, Епрош, Е - соответственно, отраженный, поглощенный,

прошедший и общий поток энергии (r + d + = 1 . х).

На практике часто используют защитные устройства двух видов:

- изолирующего, когда r + d –– 1, а r – 0 (звуко и виброизоляция, экранирование электромагнитных излучений, радиации и т.п.);

- поглощающего, когда r– 0; d + r – 1. (звукопоглощающие и радиопоглощающие покрытия, вибродемпферы, теплопоглощающие конструкции, абсорбционные глушители).
Ликвидация опасностей

Мероприятия по ликвидации опасностей начинаются после их выявления и характеризуются в соответствии с вызываемыми ими последствиями.

Характеристика производится в соответствии с категориями критичности:

1 класс - пренебрежимые эффекты;

2 класс - граничные эффекты;

3 класс - критические ситуации;

4 класс - катастрофические последствия.

При этом необходимо наметить предупредительные меры (если такое возможно) для исключения опасностей 4-го класса (3-го, 2-го) или понижения класса опасности.

Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния проводится в соответствии со следующими критериями:

класс 1 - безопасный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), не приводит к существенным нарушениям и не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев с людьми;

класс 2 - граничный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к нарушениям в работе, может быть компенсировано или взято под контроль без повреждений оборудования или несчастных случаев с персоналом;

класс 3 - критический: (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к существенным нарушениям в работе, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, ситуацию требующую немедленных мер по спасению персонала и оборудования;

класс 4 - катастрофический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к последующей потере оборудования и (или) гибели или массовому травмированию

персонала.

Контрольные вопросы

1. Назовите алгоритм безопасности жизнедеятельности.

2. В чем разница между опасными и вредными факторами?

3. Какова классификация опасных и вредных факторов?

4. Примеры психофизиологических факторов?

5. Что такое нормирование и норма?

6. Какие задачи включает понятие «нормирование»?

7. Виды средств индивидуальной защиты.

8. Виды средств коллективной защиты.
Приложение 1.

Варианты заданий

1. Врач-рентгенолог работает в районной поликлинике и дополнительно на полставки в городской больнице. На работу приходится добираться на двух видах городского транспорта: троллейбус и маршрутное такси.

2. Шеф-повар студенческой столовой АмГУ ездит на работу на личном автомобиле, при его поломке ремонтирует самостоятельно в личном гараже.

3. Семья, состоящая из трёх взрослых человек самостоятельно строит дачный домик (работы земляные, кирпичная кладка фундамента, плотницкие и малярные работы, прокладка электрических коммуникаций, сварочные работы).

4. Подготовка курсовой (дипломной) работы с использованием современных программных средств и систем автоматизированного проектирования (видеотерминал).

5. Посещение ночного клуба (дискотеки). Возврат домой на такси.

6. Поездка по железной дороге группы студентов на берег южного моря «дикарями»: проживание в палатках; готовка на костре; вода из горной речки.

7. Работа на испытательном стенде авиационных двигателей, включая обработку и анализ результатов исследований.

8. Работа в цехе сборки видеомониторов, включая монтаж электронно-лучевых трубок, автоматическую и ручную пайку, работу с эпоксидной смолой и защитными лаками.

9. Работа на станции техобслуживания легковых автомобилей, включая кузовные, окрасочные работы, электрическую и газовую сварку.

10. Работа на буровой в районе о. Сахалин с необходимостью прокладки трубопроводов, работы с дефектоскопом для оценки качества сварных швов.

11. Работа преподавателя в химической лаборатории в две смены с 8 часов до 20 часов вечера.

12. Работа станочника (токаря, фрезеровщика) в механосборочном цехе, включая заточку инструментов на заточном круге.

13. Работа на стартовом комплексе космодрома «Свободный»: заправка топливных баков, горючим и окислителем, баллонов сжатым воздухом и т.п.

14. Работа кузнеца ручной ковки с использованием электрического молота и коксовой печи для разогрева заготовок.

15. Работа сантехника на предприятии (заточка инструмента, газовая и электрическая сварка, работа на тисах по нарезке резьбы).

16. Работа моториста (агрегатчика) на авторемонтном заводе (мойка двигателя, проверка на стенде топливной аппаратуры и работы двигателя, сборка двигателя и установка его на автомобиле).

17. Работа в литейном цехе машиностроительного завода «Амурский металлист» (загрузка и выгрузка электрической печи, разлив расплавленного металла по формам и опокам, работа крана).

18. Работа в формовочном цехе машиностроительного завода «Амурский металлист» ( приготовление земляной смеси, заполнение моделей, работа с ручными виброинструментами, разлив расплавленного металла по формам и опокам, работа крана).

19. Работа в обрубочном отделении литейного цеха (ручные электроинструменты, работа крана по переноске отлитых изделий, холодный период времени года).

20. Работа каменщика на строительстве высотного здания (подноска кирпича, цементного раствора, кладка кирпича узорная, работа крана).

21. Работа столяром (плотником) на деревообрабатывающем комбинате (циркулярная пила, электрический рубанок, заточный станок).

22. Работа машиниста-бульдозера на складе топлива Благовещенской ТЭС (разгрузка угля, складирование угля в гурты, подача угля на транспортерную ленту).

23. Работа оператора хлораторной установки на Амурском водозаборе (хлор в баллонах, дозировка, количественный контроль в воде).

24. Работа машиниста на аммиачной компрессорной установке Благовещенского молочного комбината (компрессор, баллоны с аммиаком).

25. Работа водителем рейсового внутригородского пассажирского автобуса на Автотранспортном предприятии г. Благовещенска (первая смена с 5 часов утра до 13 часов дня, бензиновый двигатель, автобусу 20 лет).

26. Работа врача в составе бригады скорой медицинской помощи г. Благовещенска (выезд на вызова к больным, выезд на дорожно-транспортные происшествия, ночные дежурства 4 раза в неделю).

27. Работа диспетчером в Благовещенском аэропорту по обеспечению безопасности полетов (ночные смены, сбои а работе информационных систем, их ремонт).

28. Работа таксистом на городских маршрутах (ночные смены, самостоятельный ремонт автомобиля).

29. Работа на башенном кране на строительстве высотного дома (кабина на высоте 25 метров, холодный период времени года).

30. Работа заправщика топливом на АЗС (бензин трех сортов, солярка).
Приложение 2.
Перечень нормативно-правовых документов

1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

"Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

2. Санитарные правила СП 2.6.1.1292-2003 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения"

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ, ИСКУССТВЕННОМУ И СОВМЕЩЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ»

4. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии"

5. Приказ Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. N 234 "О государственной системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"

6. Санитарные правила СП 2.6.1.758-99 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)"

7. Методические рекомендации N 2001/83 "Методика проведения социально-гигиенического мониторинга"

8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

"Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"

9. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ и Главного Государственного инспектора по охране природы от 10 ноября 1997 г. NN 25, 03-19/24-3483

"Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации"

10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

«САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ»

11. Приказ Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников".

12. MЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ «ОЦЕНКА ТРАВМОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИХ аТТЕСТАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА», 1999 г.

13. ГОСТ Р 51724-2001 ''Экранированные объекты, помещения, технические средства. Поле гипогеомагнитное. Методы измерений и оценки соответствия уровней полей техническим требованиям и гигиеническим нормативам''.

14. ГОСТ 12.1.045-84 ССБТ ''Система безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля''.

15. ОСТ 107.420082.028-94 Стандарт отрасли. ''Совместимость технических средств электромагнитная. Безопасность электростатическая рабочего места для испытаний изделий микроэлектроники. Требования и методы контроля''.

16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

17. ПРИКАЗ от 16 мая 2005 г. N 338 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 К ПРИКАЗУ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 16 АВГУСТА 2004 Г. N 83 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ И РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ), И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭТИХ ОСМОТРОВ (ОБСЛЕДОВАНИЙ)"

18. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.559-96 «ПИТЬЕВАЯ ВОДА. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА».

19. Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение"
20. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
21. ГОСТ 12.0.003-74<*> ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

22. ГОСТ 12.1.005-88ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

23. ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.

24. ГОСТ 12.2.033-78ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования.

25. ГОСТ 12.2.061-81 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам.

26. ГОСТ 12.2.062-81 ССБТ. Оборудование производственное. Ограждения защитные.

27. ГОСТ 12.4.034-85 ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка.

28. ГОСТ 12.4.044-87 ССБТ. Одежда специальная для защиты от повышенных температур. Костюмы женские. Технические условия.

29. ГОСТ 12.4.045-87 ССБТ. Одежда специальная для защиты от повышенных температур. Костюмы мужские. Технические условия.

30. ГОСТ 12.4.051-87 ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические условия.

31. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

32.Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

33. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»

34. Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 «САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КЛАССА ОПАСНОСТИ ТОКСИЧНЫХ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ».

  1. «Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. (ст. 11, 13).

  2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52–ФЗ с изменениями от 30.12.01; 10.01., 30.06., 22.08.04 (ст. 24 – 27).

  3. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17июля 1999 г. № 181–ФЗ (ст. 3, 4, 8, 9, 14, 21).

  4. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ.

  5. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995г. №170–ФЗ.

  6. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184–ФЗ.

  7. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 2000 г. № 125–ФЗ.

  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.04 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

  9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» от 1 июня 2000 г. № 426.

  10. Постановление Минтруда России «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» от 14.03.97 № 12.

Тема 2. ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ВОЗДЕЙСТВИЕ И НОРМИРОВАНИЕ

  1. Задание, порядок выполнения

    1. Выбрать вариант по таблице вариантов. Ознакомиться с методикой. Переписать форму «Образец заполнения, исходные данные и нормируемые значения» на чистый лист бумаги (см. образец) и заполнить графы таблицы.

    2. Сопоставить данные по варианту концентрации веществ с предельно-допустимыми и сделать вывод о соответствии нормам каждого из веществ в отдельности в графах 9…11, т.е. <ПДК, >ПДК, = ПДК, обозначив соответствие нормам знаком (+), а несоответствие знаком (-).

    3. На следующем этапе необходимо принять решение о соответствии нормам заданной по варианту совокупности веществ при их одновременном воздействии (соответствует или не соответствует).

      1. Выявить вещества, обладающие суммацией действия, обозначив их символом “∑” перед названием вещества (см. таблица 3).

При этом считать, что эффект суммации имеет место, если хотя бы два из веществ, заданных по варианту, имеются в п. 1 – 39 (см. таблица 3).

Если выявится несколько эффектов суммации, то не следует использовать цифровую индексацию ∑1, ∑2, ∑3.

      1. Выполнять необходимые расчеты по определению фактического эффекта по формуле (1).

      2. Сделать вывод о соответствии нормам фактических значений концентраций веществ, обладающих эффектом суммации, записью «Соответст.», «Не соответст.».

    1. Оформить выполненное задание в виде отчета (формат А4) и представить преподавателю.

Провести анализ, выявить вещества, обладающие эффектом суммации действия, выполнить необходимые расчеты и сделать вывод о соответствии нормам каждого из указанных веществ в отдельности и при их одновременном воздействии.


Образец заполнения

Исходные данные и нормируемые значения

№ Варианта

Вещество

Концентрация вредного вещества фактическая в воздухе рабочей зоны, мг/м3

ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м3

ПДК вредного вещества в воздухе населенных мест, мг/м3

Класс опасности

Особенности воздействия

Соответствие нормам каждого из веществ в отдельности в воздухе рабочей зоны

Соответствие нормам каждого из веществ в отдельности в воздухе населенных мест при времени воздействия

<= 20 мин.

>= 20 мин.

Максимально

разовая

средне суточная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Окись углерода

5

20

5

3

4

0

<ПДК (+)

= ПДК (+)

>ПДК (-)

Вариант задания определяется по номеру списочного состава группы

№ Варианта

Вещество

Фактическая концентрация, мг/м3

№ Варианта

Вещество

Фактическая концентрация, мг/м3

№ Варианта

Вещество

Фактическая концентрация, мг/м3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Фенол

0,001

3

Акролеин

0,01

5

Акролеин

0,01

Окислы

10

Дихлорэтан

4

Дихлорэтан

5

Азот

0,1

Хлор

0,02

Озон

0,01

Вольфрам

5

Углерода окись

10

Углерода окись

15

Полипропилен

5

Сернистый ангидрид

0,03

Формальдегид

0,02

Ацетон

0,5

Хрома окись

0,1

Вольфрам

4

2

Аммиак

0,01

4

Озон

0,01

6

Азота двуокись

0,04

Ацетон

150

Метиловый спирт

0,2

Аммиак

0,5

Бензол

0,05

Ксилол

0,5

Хрома окись

0,2

Озон

0,001

Азот двуокись

0,5

Сернистый ангидрид

0,5

Дихлорэтан

5

Формальдегид

0,01

Ртуть

0,001

Фенол

0,5

Толуол

0,5

Акролеин

0,01

7

Этиловый спирт

150

10

Ацетон

0,2

13

Азота двуокись

0,5

Углерода окись

15

Углерода окись

15

Ацетон

0,2

Озон

0,01

Кремния двуокись

0,2

Бензол

0,05

Серная кислота

0,05

Фенол

0,003

Фенол

0,01

Соляная кислота

5

Формальдегид

0,02

Углерода окись

10

Сернистый ангидрид

0,05

Толуол

0,05

Винилацетат

0,1

8

Аммиак

0,5

11

Азот окислы

0,1

14

Акролеин

0,01

Азота двуокись

1

Алюминий окись

5

Дихлорэтан

5

Вольфрамовый ангидрид

5

Фенол

0,01

Хлор

0,01

Хрома окись

0,2

Бензол

0,05

Хром

0,1

Озон

0,001

Формальдегид

0,01

Ксилол

0,3

Дихлорэтан

5

Винилацетат

0,1

Ацетон

0,1

9

Азота двуокись

5

12

Азотная кислота

0,5

15

Углерода окись

10

Озон

0,001

Толуол

0,6

Этилен диамин

0,1

Углерода окись

10

Винилацетат

015

Аммиак

0,1

Дихлорэтан

5

Углерода окись

10

Азота двуокись

5

Сода кальцинированная

1

Алюминия окись

10

Ацетон

100

Ртуть

0,001

Гексан

0,01

Бензол

0,05

16

Серная кислота

0,5

19

Метиловый спирт

0,3

22

Сернистый ангидрид

0,3

Азотная кислота

0,5

Этиловый спирт

100

Серная кислота

0,05

Кремневая двуокись

0,2

Цементная пыль

220

Вольфрамовый ангидрид

5

Фенол

0,01

Углерода окись

15

Хрома окись

0,5

Ацетон

0,2

Ртуть

0,001

Азота двуокись

0,05

Озон

0,001

Ксилол

0,5

Аммиак

0,5

17

Аммиак

0,001

20

Углерода окись

10

23

Азот окислы

0,1

Азот окислы

0,1

Азота двуокись

1

Алюминия окись

5

Вольфрам

4

Формальдегид

0,02

Формальдегид

0,02

Алюминия окись

5

Акролеин

0,01

Винилацетат

0,1

Углерода окись

5

Дихлорэтан

0,5

Бензол

0,05

Фенол

0,01

Озон




Фенол

0,005

18

Ацетон

0,3

21

Аэрозоль пятиокиси ванадия

0,05

24

Аммиак

0,05

Фенол

0,005

Хром трехокись

0,1

Азот окислы

0,1

Формальдегид

0,02

Хлор

0,02

Углерода окись

15

Полипропилен

8

Углерода окись

10

Фенол

0,005

Толуол

0,2

Азота двуокись

1

Вольфрам

4

Винилацетат

0,15

Озон

0,1

Алюминия окись

5

25

Азотная кислота

0,5

27

Акролеин

0,01

29

Озон

0,05

Серная кислота

0,5

Дихлорэтан

5

Азота двуокись

1

Ацетон

100

Озон

0,01

Углерода окись

15

Кремния двуокись

0,2

Углерода окись

20

Хлор

0,02

Фенол

0,001

Вольфрам

5

Хром трехокись

0,09

Озон

0,001

Формальдегид

0,02

Аэрозоль пятиокиси ванадия

0,05

26

Ацетон

0,15

28

Аммиак

0,02

30

Аммиак

0,4

Озон

0,05

Азота двуокись

5

Азота двуокись

0,5

Фенол

0,02

Хром окись

0,2

Хром окись

0,18

Кремния двуокись

0,14

Ксилол

0,5

Соляная кислота

4

Этилендиамин

0,9

Ртуть

0,0005

Серная кислота

0,04

Аммиак

0,05

Гексан

0,01









Тема 3. Оценка токсичности промышленных ядов
Задание

  1. Определить коэффициент возможного ингаляционного отравления (КВИО).

  2. Определить зону острого действия промышленного яда.

  3. Определить зону хронического действия промышленного яда.

  4. Определить по результатам предыдущих работ(1-3) класс опасности промышленных веществ.

  5. Определить суммарный эффект (аддитивный) при одновременном действии нескольких ядовитых промышленных веществ. Для выполнения данной работы необходимо к выбранному варианту задания (по журналу преподавателя) прибавить последовательно пять следующих номеров вариант, в итоге получится шесть веществ, для которых надо определить аддитивность.

  6. После каждой работы написать заключение по оценке токсичности веществ и предложить мероприятия по уменьшению их влияния на организм работников.

  7. Данные для выполнения практической работы необходимо брать в приложении с учетом варианта (в соответствии со списком группы в журнале преподавателя).

  8. Оформить работу в формате А 4.


Тема 5 - 6. Определение уровня шума на рабочих местах.

Задание

1. Вариант расчета уровня шума соответствует номеру списка в журнале преподавателя.

2. Произвести проверочный расчет снижения уровня шума в помещении администрации Управления ТЭС со стороны погрузочно-разгрузочной площадки транспортно-топливного цеха методом экранирования (постройки сплошного забора из железобетонных панельных плит). Исходные данные для выполнения расчета приведены в табл. 5.

Указания к решению задачи

1. Вычертить расчетную схему.

2. Принять, что расчетная точка и источник шума находятся на одном уровне.

3. Допустимый уровень принять по предельному спектру ПС-60.

4. Недостающие данные принять самостоятельно.

5. Определить:

а) величину снижения шума;

б) уровни шума с учетом их снижения.

6. Сравнить полученные уровни шума с нормативами.

7. Написать заключение по сделанной работе.

8. Оформить работу в виде отчета ф. А 4

Тема 7. Методика оценки тяжести трудового процесса

Задание

1. Определить класс условий труда по показателям тяжести трудового процесса (Вариант № по списку в журнале успеваемости).

2. Составить протокол оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса, привести кроткое описание выполняемой работы.

3. Какие функциональные изменения могут отмечаться в организме работников при данной тяжести трудового процесса в соответствии с оцененным (определенным) классом условий труда.

4. Перечислить возможные профессиональные заболевания.

5. Перечислить мероприятия по сохранению здоровья работников при воздействии на них физических нагрузок разной степени интенсивности.
Тема 8. Методика оценки напряженности трудового процесса

Задание

1. Определить класс условий труда по показателям напряженности трудового процесса (Вариант № по списку в журнале успеваемости).

2. Составить протокол оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса, привести краткое описание выполняемой работы.

3. Какие функциональные изменения могут отмечаться в организме работников при данной напряженности трудового процесса в соответствии с оцененным (определенным) классом условий труда.

4. Перечислить возможные профессиональные и общие заболевания.

5. Перечислить мероприятия по сохранению здоровья работников при воздействии на них интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, монотонных нагрузок разной степени интенсивности.
Тема 9. Оценка энергозатрат мышечной деятельности человека
Задание.

1. Выбрать вариант в таблице 1 по списку в журнале преподавателя.

2. Ознакомиться с методикой расчета энергозатрат мышечной деятельности человека.

3. Определить энергозатраты человека и общие энергозатраты на мышечную деятельность (на примере пешей прогулки).

4. Сравнить полученные результаты с энергозатратами в состоянии покоя.

5. Определить долю энергии, поступающую с белками, жирами и углеводами.

6. Определить сочетание источников энергии, потребляемых для поддержания баланса в организме человека.

7. Оформить выполненное задание в виде отчета (формат А4).

Тема 10 -11. Мероприятия по оценке состояния здоровья работников
Задание

В предлагаемой ситуационной задаче в соответствии с вариантом (№ варианта соответствует номеру списка группы) определить:

1. Основной вредный производственный фактор и перечислить сопутствующие вредные факторы, действующие на организм работника на его рабочем месте.

2. Срок проведения периодического медицинского осмотра.

3. Кто определяет частоту проведения медицинских осмотров.

4. Состав врачебной комиссии для проведения медицинских осмотров.

5. Необходимый уровень лабораторных исследований при проведении медицинских осмотров.

6. Медицинские противопоказания для работы на данном производстве.

7. Работу оформить в ф.А 4.
Тема 12 - 13. Оценка профессионального риска для здоровья работников по условиям труда.

Задание

  1. Перечислить показатели, по которым оценивается профессиональный риск.

  2. Определить категорию риска по индексу профессиональной заболеваемости.

  3. Определить первоочередные меры профилактики профессиональных заболеваний на основании класса условий труда и категории риска.

  4. Определить вероятность развития профессионального заболевания в %.

  5. Определить уровень профессионального риска (профессиональной заболеваемости).

  6. Определить производственно-обусловленную заболеваемость.

  7. Оформить практическую работу в формате А4.


Тема 14 - 15. Гигиенические критерии и классификация условий труда при воздействии аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД)

Задание.

Определить:

  1. пылевую нагрузку (ПН);

  2. контрольную пылевую нагрузку (КПН) за этот период;

  3. класс условий труда;

  4. контрольную пылевую нагрузку за период 25 – летнего контакта с вредным фактором производства (КПН-25);

  5. допустимый стаж работы в таких условиях.

  6. оформить работу в Ф.4

Тема 16 - 17. Расчетные методы определения доз ионизирующих излучений и контроля защиты от внешнего облучения

В основу расчетных методов положены некоторые за­кономерности распространения ионизирующих излуче­ний в пространстве, взаимодействия их с различными ве­ществами и др.

Основными из этих закономерностей являются сле­дующие:

а) доза внешнего облучения при прочих равных усло­виях пропорциональна интенсивности ионизирующих из­лучений и времени их воздействия;

б) интенсивность ионизирующих излучений от внешне­го точечного источника} пропорциональна количеству квантов или частиц, возникающих в нем за единицу вре­мени, и обратно пропорциональна квадрату расстояния. Зависимость интенсивности излучения от расстояния в случае применения протяженного источника более слож­ная;

в) интенсивность излучения может быть уменьшена с помощью поглощения его материалами защитных экра­нов.

Пользуясь этими закономерностями, можно наметить основные принципы защиты от внешнего облучения:

1. Использование для работы источников с минималь­но возможным выходом ионизирующих излучений.

2. Проведение работ, связанных с облучением, в течение минимального времени (защита временем).

3. Обеспечение во время этих работ максимального расстояния от источника до человека (защита расстоя­нием).

Этот способ защиты является чрезвычайно эффектив­ным, так как при увеличении доза уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния (при увеличении расстояния в 2 раза доза уменьшается в 4 раза и т.д.).

4. При необходимости—уменьшение интенсивности излучений с помощью защитных экранов (защита экра­нами).

При расчетной оценке внешнего облучения за счет кор­пускулярных излучений (нейтроны и др.) обычно ограни­чиваются определением внешних потоков, т. е. числа частиц, воздействующих па 1 см2 облучае­мой поверхности.

Поток излучений может быть определен по следующей

формуле:



<< предыдущая страница   следующая страница >>