microbik.ru
  1 2 3 ... 10 11

- сведений об изменениях конструкции КЭ и его составных частей во время эксплуатации и капитального ремонта;

- сведений о замене деталей и сборочных единиц за время использования изделия по назначению;

- сведений о капитальных, средних и текущих ремонтах.

Действующими правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом требуется, чтобы в паспортах, инструкциях и других эксплуатационных документах на применяемое горное оборудование указывались сведения о воспроизводимых вредных производственных факторах и возможных опасностях при работе. Нормируемые заводами-изготовителями технические характеристики должны выдерживаться на протяжении всего периода эксплуатации оборудования, до и после капитального ремонта.

На основании вышеизложенного при экспертизе КЭ должно быть проконтролировано выполнение указанных требований путем сравнения фактических вредных факторов с требованиями, содержащимися в документах:

- по шуму - Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03), ГОСТ 12.1.003-83 "ССБТ. Шум. Общие требования безопасности";

- по вибрации - Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03), ГОСТ 12.1.012-90 "ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования";

- по пыли - Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03), ГОСТ 12.1.005-88 "ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".

При отсутствии требуемых данных эксперт, проводящий экспертное обследование, обязан указать на необходимость их измерения организациями, аккредитованными (аттестованными) на выполнение соответствующих измерений в соответствии с Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" и СанПиН 2.2.3.570-96 "Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ".

29. Разработка рабочей карты экспертного обследования.

Рабочая карта составляется на основании анализа представленной документации на КЭ. В нее должны быть включены перечень рассматриваемых документов и перечень элементов КЭ, подлежащих экспертному обследованию. В зависимости от типа и конструкции КЭ в карту (Приложение N 2 или N 3) должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения позиций. По результатам экспертного обследования в карте указываются состояние обследованного элемента и выявленные дефекты.

30. Проведение экспертного обследования. Экспертное обследование состоит из идентификации КЭ, проверки выполнения эксплуатирующей организацией работ по подготовке КЭ к экспертному обследованию (очистка оборудования от пыли, грязи, масел, коррозии, освобождение проходов, обеспечение доступа экспертов к узлам, агрегатам и отдельным элементам, выполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности, в том числе по допуску персонала к работе), проверки соответствия условий эксплуатации КЭ паспортным данным, проверки комплектности и состояния оборудования и защитных средств.

При идентификации обследуемого КЭ в первую очередь обращается внимание на наличие металлических табличек на оборудовании, на которых указываются:

- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

- наименование и условные обозначения КЭ (единицы оборудования);

- заводской порядковый номер;

- год и месяц изготовления.

При проверке комплектности КЭ проверяются соответствие отдельных элементов конструкторской документации, а также комплектация следующими средствами защиты:

- указатель высокого напряжения - 1 шт.;

- указатель низкого напряжения - 1 шт.;

- диэлектрические боты - 2 пары;

- диэлектрические перчатки - 2 пары;

- предохранительный пояс - 2 шт.;

- приспособление для переноски кабеля - 1 шт.;

- защитные каски - по числу членов бригады;

- защитные очки - 2 шт.;

- плакаты: "Не включать! Работают люди", "Заземлено", "Работать здесь" - 1 комплект;

- переносные заземления - 1 комплект;

- предусмотренные конструкцией и действующими правилами противопожарные средства.

В зависимости от вида и типа КЭ производится сравнение с паспортными данными параметров, характеризующих условия эксплуатации экскаватора.

Проверка соответствия условий эксплуатации КЭ паспортным данным проводится по следующим параметрам:

- относительная влажность;

- скорость ветра;

- запыленность окружающей среды;

- напряжение питания;

- физико-механические свойства экскавируемой горной массы;

- углы наклона площадки работы КЭ.

Запрещается навеска на ковш КЭ различных самодельных навесных устройств, предназначенных для обрушения высоких уступов, очистки думпкаров и других работ, так как это может привести к перегрузке рабочего оборудования и вызвать поломку отдельных составных частей КЭ.

Экспертное обследование металлических конструкций оборудования КЭ должно включать следующие этапы:

- внешний осмотр;

- проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и др.);

- измерение остаточных деформаций конструкций и отдельных поврежденных элементов;

- проверку элементов металлических конструкций методами неразрушающего контроля (далее - НК);

- оценку степени износа, коррозии, толщинометрию.

31. Техническая диагностика является элементом экспертного обследования КЭ и состоит из оценки состояния:

- металлических конструкций;

- механизмов;

- гидрооборудования;

- электрооборудования;

- систем автоматизации, предупредительной сигнализации, защит, блокировок, приборов безопасности.

Техническая диагностика состоит из этапов:

- НК;

- испытания.

Методы неразрушающего контроля:

- визуальный и измерительный контроль (далее - ВИК);

- магнитопорошковый контроль (далее - МК);

- контроль проникающими веществами (далее - ПВК);

- вибродиагностика (далее - ВД).

НК должен проводиться с использованием средств измерений и контроля, отвечающих требованиям государственной системы обеспечения единства измерений (далее - ГСИ), а также с использованием правил статистической обработки данных. Для исключения возможности попадания в эксплуатацию деталей и составных частей с недопустимыми дефектами подозрительные места проверяются не менее трех раз.

32. ВИК - наибольший по объему работ этап экспертного обследования КЭ. При ВИК определяется общее состояние всех составных частей и механизмов, состояние крепежных и сварных соединений, наличие и величина деформаций, отклонений, износа, механических повреждений, коррозионного износа.

ВИК элементов КЭ (металлических конструкций - рукоять, стрела, поворотная платформа, нижняя рама, кузов и др.) проводится в целях выявления изменений их формы, поверхностных дефектов в материале и соединениях (в том числе сварных) деталей, наплавках, образовавшихся в процессе эксплуатации трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, деформаций, ослаблений болтовых и заклепочных соединений и пр.

ВИК проводится в соответствии с Инструкцией по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03), утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 92, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 20.06.2003, регистрационный N 4782.

При визуальном контроле технического состояния проводят:

- внешний осмотр элементов КЭ;

- проверку наличия и качества смазки в шарнирных соединениях и подшипниках;

- проверку качества затяжки элементов крепления механизмов;

- оценку степени коррозии элементов;

- выявление расслоений основного металла;

- проверку отсутствия (наличия) зазоров шарнирных соединений;

- измерение износа пальцев и проушин шарнирных соединений;

- визуальный контроль болтовых, заклепочных и сварных соединений;

- проверку отсутствия (наличия) механических повреждений поверхностей;

- проверку отсутствия (наличия) изменений формы элементов конструкций (деформированные участки, коробление, провисание и другие отклонения от первоначального расположения);

- проверку соответствия регулировки составных частей механизмов требованиям эксплуатационной и нормативной документации;

- проверку отсутствия (наличия) трещин и других поверхностных дефектов в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.

При обнаружении признаков трещин в металлической конструкции или сварном шве подозрительные места подвергают обязательной дополнительной проверке с помощью измерительного микроскопа, методами НК.

Контроль соединительных элементов металлических конструкций - осей, пальцев и т.п. следует начинать с проверки наличия и состояния фиксирующих элементов, а затем осей (пальцев) и посадочных гнезд. Наличие зазоров в шарнирных соединениях определяют визуально в процессе эксплуатации оборудования по характерным признакам (толчки, удары и пр.).

Хомуты должны быть плотно установлены на полную глубину кольцевых проточек осей. Болты хомутов должны быть надежно затянуты и застопорены контргайками, болты стопорных планок - застопорены проволокой.

Все металлические ограждения, предусмотренные технической документацией, должны быть установлены и находиться в исправном техническом состоянии (надежно закреплены, отрегулированы по высоте, не загромождены и не иметь подтеков масла и смазки).

Методом ВИК определяют также утечки масла из корпусов редукторов и через уплотнения. При небольших утечках масла для выявления мест утечки использует ПВК, в том числе люминесцентный. Для этого участки корпуса тщательно очищают от масла и пыли, смазывают люминесцентной жидкостью и освещают кварцевой лампой со светофильтром УФС. Места течи выделяются по характерному блеску. Состав люминесцентной жидкости: 10% трансформаторного масла, 80% керосина и 10% магнезиевой пудры.

Визуальный контроль следует проводить с применением лупы 6 - 10-кратного увеличения. Все выявленные дефекты должны быть отражены в рабочей карте обследования.

При измерительном контроле состояния конструкций и сварных соединений определяют:

- качество соединений элементов металлических конструкций, а также ослабление болтовых и заклепочных соединений;

- величины деформаций конструкций и отдельных поврежденных элементов (при наличии);

- размеры механических повреждений конструкций;

- размеры деформированных участков материала конструкций и сварных соединений, в том числе длину, ширину и глубину вмятин, выпучин;

- глубину коррозионных язв и размеры зон коррозионного повреждения, включая их глубину.

33. Проверка элементов металлических конструкций методами НК.

При обнаружении признаков наличия трещин в металлических конструкциях или сварных швах при ВИК места обнаружения подвергают дополнительной проверке с помощью одного из методов НК:

- ультразвукового (далее - УК);

- МК;

- ПВК.

УК позволяет обнаруживать поверхностные и внутренние плоскостные (трещины) и объемные дефекты, определять координаты и расположение дефекта в детали.

МК позволяет определять наличие трещин у поверхности, расслоений, различных включений, находящихся на небольшой глубине.

ПВК позволяет определять наличие трещин, характер их развития по поверхности детали.

НК выполняется организацией, имеющей лабораторию, аттестованную в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00), утвержденными Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 02.06.2000 N 29, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25.07.2000, регистрационный N 2324.

Оборудование и приборы перед проведением НК должны быть проверены в установленном порядке.

34. Для измерения должны быть использованы СИ в соответствии с рекомендациями Приложения N 4.

35. Предельные значения контролируемых параметров с указанием способов контроля приведены в Приложениях N 5 и N 6. Приведенный перечень может быть уточнен или дополнен на основании анализа эксплуатационной и ремонтной документации исходя из особенностей типа и конструкции обследуемого КЭ.

Все выявленные несоответствия КЭ нормативной документации, превышения предельных значений контролируемых параметров должны быть отражены в рабочей карте обследования.

36. Необходимость разборки механизмов КЭ при ВИК определяет эксперт, проводящий экспертное обследование.

При проверке технического состояния механизмов следует обращать внимание на тяговые органы - состояние канатов и надежность их крепления на барабанах и рабочих органах. Число порванных проволок канатов подвески стрелы на шаге свивки не должно превышать 15% их общего числа в канате. Торчащие концы оборванных проволок должны быть обрезаны.

Повреждения, выявленные в результате ВИК, должны быть измерены. Необходимость измерения износа и степени выкрашивания зубьев шестерен и колес зубчатых передач редукторов определяется по повышенному шуму, вибрации при работе механизма и (или) повышению температуры нагрева корпуса. Измерения проводятся с применением специальных устройств для измерения суммарного люфта ("мертвого хода") - люфтомеров (например, типа КИ4813, устройств УВК, УДТ).

При осмотре редукторов следует обращать внимание на состояние зубчатых зацеплений, валов и осей, подшипников. Пятна контакта должны быть не менее 50% высоты и не менее 70% длины зуба. Боковой зазор должен быть в пределах норм по технической документации. Сколы, трещины на зубчатых колесах, шестернях, валах не допускаются. Ослабление посадок подшипников, цвета побежалости в любом месте, сколы, трещины любых размеров, выкрашивание поверхностного слоя, отпечатки тел вращения, забои и вмятины сепаратора, ступенчатая выработка боковых дорожек не допускаются.

Зазоры в шлицевых и шпоночных соединениях не допускаются.

Износ тормозных накладок должен быть в пределах, указанных в Приложениях N 5 и N 6. Контакт заклепок со шкивом не допускается.

Проверяется наличие предусмотренных в конструкциях осей, болтов, шплинтов, концы которых должны быть отогнуты.

При обследовании КЭ определяют техническое состояние крана, в том числе состояние каната и его крепления на барабане, крюка и его крепления в обойме, наличие и надежность крепления кожухов на редукторе и тормозах. Кран экскаватора должен подвергаться периодическому освидетельствованию в соответствии с действующими правилами, о чем в паспорте (формуляре) должны быть сделаны соответствующие записи.

37. Дефектоскопия ответственных деталей и сварных соединений КЭ проводится методом УК. Наиболее ответственные составные части, подвергаемые обязательной проверке сплошности металла и сварных соединений методом УК, приведены в Приложении N 7.

При просвечивании к контролируемой детали (участку) должен быть обеспечен доступ с источником и преобразователем излучения, на пути излучения не должны находиться посторонние элементы конструкции. При необходимости составная часть подвергается полной или частичной разборке.

При проведении УК, при котором перемещается преобразователь, поверхность деталей не должна иметь неровностей, с нее должны быть удалены окалина, ржавчина, брызги металла, загрязнения. Размеры защищенных участков должны обеспечивать возможность полного прозвучивания контролируемого объема детали. Шероховатость контролируемой поверхности при проведении УК должна быть не ниже Rz 40 мкм.

При ультразвуковой толщинометрии подготавливаемая площадь мест измерений должна быть не менее площади контактной поверхности преобразователей, используемых при контроле. После этого на предварительно подготовленную поверхность детали наносится контактная смазка.


<< предыдущая страница   следующая страница >>