microbik.ru
  1 2 3 ... 21 22

Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

Рабочие программы составляются на основе:

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и походит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения Рабочей программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом «Об образовании» (п. 2 ст. 7).

Учитель составляет Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских рабочих учебных программ. При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %.1

Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры (данная структура Рабочей программы носит примерный рекомендательный характер). К ним относятся:

1. титульный лист;

2. пояснительная записка;

3. требования к уровню подготовки учащихся;

4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);

5. содержание программы учебного курса;

6. средства контроля;

7. учебно-методические средства обучения.
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.

Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса
п 3. Основные характеристики компонентов рабочей программы
1. Титульный лист содержит:

-наименование образовательного учреждения;

-гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

-название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

-Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

-класс (параллель), которым изучается учебный курс,

-предмет, дисциплина (модуль);

-год составления программы. Примерный титульный лист представлен схема 1.

Схема 1

Примерный формат титульного листа

__________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)



«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________Шашаев А.Г.
Протокол № ___ от

«____»_________2009 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ СОШ ……….

_____________ Королёва Н.В.
«____»____________2009 г.

«Рассмотрено»

На педагогическом совете

Приказ № ___ от «___»____2009 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ ……….

________Головинкина И.В.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_____________________________________________________в_______классе

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)


______________________________

(Ф.И.О. учителя (ль) автор-составитель)
200__г.

2. В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

- название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений2;

- изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование;

- название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ),

используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения3;

- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

- формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

Пояснительная записка должна быть лаконичной. Например, пояснительная записка может быть описана следующим образом:

Вариант 1.

Пояснительная записка

 к рабочей программе по математике 7 класс (автор, Винокурова С.В.):
Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической     деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

Компьютер нашел свое место в каждой школе. Материально- техническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Все большее число учащихся осваивают первоначальные навыки пользователя компьютером. Однако в настоящее время недостаточное внимание уделяется разработке методик применения современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебный процесс и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля для каждодневной работы с учащимися.  Цель создания данной рабочей программы – внедрение компьютерных технологий в учебный процесс преподавания геометрии в 7 классе.

Программы составлены на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Компьютерное обеспечение уроков

В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.  

При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Слайды «Живая геометрия».

Наглядные чертежи геометрических фигур и геометрических тел. В данной среде возможны быстрые изменения в чертежах и рисунках, что позволяет сделать чертеж подвижным, наглядным, более понятным.

 Электронные учебники.

Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.

Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.
Вариант 2.

Пояснительная записка.

к рабочей программе учебного курса

среднего (полного) общего образования

на базовом уровне по истории 10 класса

(автор: Картамышева О.В.)

Рабочая программа по истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, рассчитана на 70 часов.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих куров основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 10 класса


класс

Объем учебного времени

История России

Всеобщая история

Резерв учебного времени

10 класс

70 часов

История России (С древнейших времён до середины 19 века)- не менее 36 часов

Всеобщая история (с древнейших времён до середы 19 века)- не менее 24 часов

10 часов


В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:

класс

Объем учебного материала

История России

Всеобщая история

резерв учебного времени

10 класс

70 часов

42 ч.

26 ч.

2ч.

Изменение распределения учебного материала по истории России предусматривается за счет резерва учебного времени, в том числе по темам:

Название темы

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Русь в начале 9 - 12 веках .

4 часа

5 часов

Россия в середине 18- середине 19 веков.

9 часов

13 часов

Количество часов учебного времени по всеобщей истории изменено за включения в рабочую программу повторительно - обобщающих уроков, которые не предусматриваются в примерной программе. Оставшийся резерв учебного времени в количестве 2 часа предусматривается для организации итогового повторения.
Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды принципы с мировоззренческими системами

  • Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Результаты обучения.

Результаты обучения предмета «История» приведены в разделе «требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту
3. Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» включают в рабочую программу, если:

-в авторскую программу обосновано внесены значительные изменения,

-авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и авторскому учебно-методическому комплекту,

-авторские программа и учебно-методический комплект отсутствует, но рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам для детей).

Тогда раздел, представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).

Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу ( Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны:

-описываться через действия учащихся;

-обозначать определенный уровень достижений;

-быть достижимыми и подлежащими оценке;

-описываться понятным для учащихся языком.

Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…, обосновывать … Средством, позволяющим сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения, выступает таксономия целей обучения, разработанная Б.С. Блумом. Приведем пример такого описания.

Вариант 1.
Требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся по русскому языку за курс 5 класса:

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального планирования для образовательных учреждений РФ и на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 - 9 классы» .Рекомендована Министерством образования науки Российской Федерации. Москва ,»Просвещение» 2006 год. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
Учащиеся должны знать:

  • Определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений речеведческих понятий, орфографических и пунктационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения- синтаксически. Составлять простые и сложные предложения

  • Разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями

  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного

  • ПО ОРФОГРАФИИ: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе

  • ПО ПУНКТУАЦИИ: находить в предложениях смысловые отрезки , которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор

  • ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста( в соответствии с изученным материалом)

  • Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи

  • Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи

  • Пользоваться различными словарями

Использование приобретённых знаний

- при написании сочинений

- при выстраивании диалога и монолога

-при подготовке и сдаче ЕГЭ

А также при развитии коммуникативных функции, составлении деловых бумаг, развитии логики, мышления, интеллекта
Вариант 2.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2001 г.) и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2005г.).
Учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.

  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  8. Давать анализ отдельного эпизода.


Вариант 3.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Вариант 3.
Фрагмент примерного описания требований к уровню подготовки учащихся

(на примере учебного предмета «Математика»; 1 класс; программа обучения И.И. Аргинской («Система Л.В. Занкова»))


Результаты обучения


1. Общие учебные

умения


1.1. Умения, связанные с познавательной деятельностью:

- сравнивать отдельные признаки сопоставляемых

предметов;

- анализировать результаты сравнения;

- объединять предметы по общему признаку;

- различать целое и части;

- определять последовательность действий по решению

задачи;

- и т.д.

1.2. Умения, связанные с информационно-коммуникативной

деятельностью

- и т.д.

2. Специальные

предметные умения

2.1. Умения, связанные с освоением содержательной линии

«Арифметические действия»:

- называть компоненты сложения и вычитания (сумма,

слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое);

- различать выражения «сумма» и «разность»;

- объяснять смысл операции сложения и вычитания;

- воспроизводить по памяти таблицу сложения в пределах

получения числа 9;

- устанавливать связь между сложением и вычитанием;

- выполнять сложение и u1074 вычитание однозначных чисел без

перехода через десяток;

- и т.д.




2.2. Умения, связанные с освоением содержательной линии

«Величины» - и т.д.



4. Учебно-тематический план (календарно-тематический план) отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. Примерная форма учебно-тематического плана представлена в приложении 2.

Примерная форма календарно-тематического планирования может выглядеть следующим образом:

Таблица 1




п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

1













2














<< предыдущая страница   следующая страница >>