microbik.ru
  1 2 3

Значение китайской мифологии.

Литература


Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.

Гань Бао. Записки о поисках духов. СПб., 2000.

Георгиевский С.С. Мифологические воззрения. Мифы китайцев. С.-П., 1892.

Де Гроот Я. Демонология Древнего Китая. СПб., 2000.

Ежов В. Мифы Древнего Китая М., 2004.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.

Малявин В.В. Сумерки Дао. М., 2003.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск, 2000.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987.

Яншина Э.М. формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.


5 ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Греческая мифология является одной из наиболее развитых мифо­логических систем. Сведения о ней дошли до нас в огромном количестве памятников. Основными источниками являются поэмы Гомера («Илиада», «Одиссея»), Гесиода («Теогония»), трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида (V век до н.э.), собрания гимнов и «Метаморфозы» Овидия.

В греческой мифологии выделяются три основных этапа развития, соответствующих процессу эволюции от хаоса к космосу - хтонический, олимпийский и героический. Контраст между существующим и прошлым порядком распространен в далекое прошлое в виде трех поколений богов.

Хтоническая мифология

Процесс жизни в это время воспринимался хаотически, дисгармони­чно, поскольку человеческим сознанием владеет ужас перед необъяснимым миром и природой. Земля (Хтонос) с составляющими ее предметами представляется живой, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она рождает из себя. Как женщина в эпоху матри­архата является главой рода, кормилицей и воспитательницей, так и Земля понимается как лоно всего мира: богов, людей, вещей.

Греческая мифология гласит, что сначала был Хаос (вакуум, пусто­та), затем возникли Гея (Земля), Тартар (мрачная бездна) и Эрос (Любовь).

Студенту необходимо ознакомиться с основными (Гея, Уран, Кронос, Рея) мифологическими героями этого периода и помнить, что для хтонического этапа характерно рождение мира в виде существ, олицетворяю­щих явления природы (Ночь, День, титан Океан и т.д.), могущественных сил, влияющих на судьбу человека (Страдание, Обман и др.), а также ужасных демонов, символизирующих силы Земли. Это и сторукие великаны, и окровавленные старухи Эринии с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах, охраняющие материнские права, и Химера с тремя го­ловами: львицы, козы и змеи. Многие существа соединяют в себе черты человека и животного: сирены (полуженщины - полуптицы), кентавры (полулюди - полукони). Все это примеры первобытного синкретизма - человек еще не выделяет себя из мира природы, рассматривая себя только как его частицу.

Олимпийская мифология

Второй период развития греческой мифологии связан с победой па­триархата. Новые боги предстают совершенно очеловеченными и антро­поморфными, но в каждом из них есть черты его бесконечно далекого прошлого, когда боги почитались в виде предметов (фетишизм) или в об­лике животных (тотемизм).

Главные греческие боги составляли патриархальную олимпийскую общину, которую возглавлял Зевс - сын Кроноса и Реи, «царь богов и лю­дей».

Затем, согласно иерархии Олимпа, следуют:

Посейдон - брат Зевса, бог моря, землетрясений, коней, покрови­тель мореплавателей;

Аид - брат Зевса, иногда «Зевс преисподней», Владыка мертвых;

Гера - супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, по­кровительница брака;

Деметра - сестра Зевса, богиня плодородия и сельского хозяйства, мать Персефоны, супруги Аида;

Афина - дочь Зевса (рожденная им самим), богиня ремесел, мудрости и справедливости, военной мощи, богиня-покровительница Афин;

Гефест - сын Зевса и Геры, хромой бог кузнечного дела и других ремесел;

Аполлон - сын Зевса и Латоны, бог дельфийского оракула, музыки и пения, покровитель медицины, пастухов и стад, мудрый прорицатель;

Артемида - дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня охоты, покровительница диких животных, предводительница нимф;

Гермес - сын Зевса и нимфы Майи, вестник богов, бог торговли, удачи; проводник в царство мертвых,

Дионис - сын Зевса и Семелы, бог эмоциональной свободы, драмы, вина, бог производительных сил природы;

Арес - сын Зевса и Геры, покровитель фракийцев, бог кровавой и вероломной войны.

Студенту необходимо подробно изучить биографии олимпийских богов, а также обратить особое внимание на астральные (мифы о появлении звезд) и календарные мифы.

Героическая мифология

Третий этап развития греческой мифологии можно разделить на две части: ранний и поздний героизм. Как правило, истории героя посвя­щен отдельный цикл, рассказывающий обо всей его жизни: мифы о Герак­ле, Тезее, аргонавтах, которые легли в основу гомеровского эпоса и греческого искусства V века.

Выдвижение героя, богочеловека или человека, на место олимпий­ских богов свидетельствует о дальнейшем развитии общественных отно­шений и утверждений человеческой личности в процессе освоения приро­ды. Благодаря своему происхождению герой занимает промежуточное по­ложение между Олимпом и миром человеческим. Один из его родителей мог быть богом (Геракл - сын Зевса и Алкмены, Ахилл - Фетиды и Пе­лея, Эней - Афродиты и Анхиса) или герой, рожденный от смертных, имеет могучего бога-покровителя (Тезею помогает Посейдон, Одиссею - Афина, Ясону - Гера). Отсюда и явное превосходство героя над остальными людьми (сила Геракла, красота Елены, мудрость Одиссея). Главная функ­ция героя - выполнять волю олимпийцев на земле, гармонизировать мир, защищать людей. Если герои раннего периода наделены лишь непомерной силой и их главные деяния - сражения с атоническими чудовищами (Персей, Геракл), то следующее поколение сочетает в себе физическую мощь с интеллектом и многочисленными художественными талантами. Тезей, подобно Гераклу, очищает мир от зла, убивая разбойников, но главная его заслуга в том, что он становится основателем Афин.

Студенту необходимо познакомиться с историями жизни популярных греческих героев: Геракла, Персея, Тесея, Одиссея, Ясона (мифы об аргонавтах).

В мифах позднего героизма, характерных для периода разложения родового строя, возникает мотив богоборчества, свидетельствующий об уверенности человека в собственных делах, о полной реализации, по мыс­ли Гегеля, «права бодрствующего сознания». Сизиф, царь Коринфа, зако­вав в цепи бога смерти Танатоса, смог уйти из Аида. Могучие От и Эфиальт сковали и заключили в темницу Ареса. Асклепий противопоставил себя самому Зевсу, исцеляя и даже воскрешая людей из мертвых. Арахна состязалась в искусстве рукоделия с Афиной. Всех их страшно покарали боги: Сизиф и Тантал терпят страшные муки в Аиде, Арахна превращена в паука, Асклепий ослеплен.

Для позднего героизма характерны мифы о родовом проклятии (история Агамемнона и Ореста, фиванский цикл), в котором торжеству­ет идея судьбы, непостижимой силы, действием которой обусловлены как отдельные события, так и вся жизнь человека,

В мифах о родовом проклятии доминирует мотив запредельных, не­человеческих страданий, связанных с ужасными преступлениями, которые герои совершают часто не по своей вине. Эдип, не ведая, что он делает, убивает своего отца и женится на своей матери. Орест вынужден мстить за смерть отца его убийце - своей матери Клитемнестре. После многолетних страданий боги дают успокоение несчастным: перед смертью обретает дар ясновидения Эдип, Афина защищает от мести эриний Ореста.

Мифы об искусстве, характерные для периода позднего героизма, возникают в олимпийскую эпоху в связи с рождением муз и Аполлона. Му­зы («мыслящие»), аониды, аонийские сестры, париасады, дочери Зевса и Мнемосины (богиня памяти), обитают на склонах гор Геликона и Парнаса и носят имя «олимпийских». Их имена:

Каллиопа («прекрасноголосая») - муза эпической поэзии со свитком и палочкой для письма.

Эвтерпа («восхитительная») - муза лирической поэзии с флейтой.

Эрато - музыка любовной поэзии с лирой в руках.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Клио - муза истории с теми же атрибутами, что и Каллиопа.

Мельпомена - муза трагедии с трагической маской.

Талия - муза комедии с комической маской.

Терпсихора - муза танца с лирой.

Урания - муза астрономии с небесным сводом и циркулем.
Музам ведомо настоящее, прошлое и будущее. Они покровителя певцов, музыкантов, поэтов, творцов и передают им свой дар. Музы оли­цетворяют порядок, гармонию и красоту олимпийского мира. Функции муз постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистической Греции, а затем и в Европе Нового времени музы - символ того или другого вида искусств.

В мифах последнего периода рассказывается о талантливых худож­никах, чьи деяния не уступают подвигам великих героев. Это история жизни Дедала, Икара и Орфея.

Значение греческой мифологии

Литература

Джеймсом М.Г. Мифология древней Греции.// Мифология древнего ми­ра. –М., 1977.

Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. - М., 1994.

Иванов В. Дионис и прадионисийство. - С.-П., 1994.

Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. - М.. 1972.

Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. – М., 1975.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957.

Рауш С. И. Античная мифология. – М., 1963.

Словарь античности. –М., 1989.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М., 1978.
5 РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Римская мифология - понятие сложное и неоднозначное. На протя­жении длительного времени существования римского государства мифо­логия подвергалась значительным изменениям. Можно выделить два ос­новных этапа ее развития: мифология эпохи родовой общины и мифология города Рима.

Мифология Римской родовой общины

Ранний этап развития римской мифологии представляет сложней­шую проблему для исследователей, поскольку сведения о ней носят отры­вочный и неполный характер. Опираясь на существующие немногочислен­ные источники (священные книги авгуров, сочинения историков и писате­лей Рима), невозможно реконструировать космогонические мифы и пред­ставить римскую мифологию как развивающуюся систему. Ее характерной чертой является отсутствие антропоморфного образа бога, его имени, по­ла, функции. Обращения к богам в Риме носили следующий характер: «или бог, или богиня, или муж, или женщина, или каким бы другим именем ты не пожелал бы назваться». Поэтому древнюю римскую мифологию часто называют полидемонизмом - продольным соединением непознаваемых сил и воль. Однако с течением времени римляне постепенно наделяли своих богов человеческими чертами. Это относится как к их внешнему облику, так и образу жизни: некоторые из них образовывали супружеские пары (Фавн - Фавна, Либер - Либера).

Римские боги делились на небесных, земных и подземных. Миры людей и богов были строго разграничены и не соприкасались. Боги выра­жали свою волю молнией, громом, полетом птиц, поэтому для толкования знамений была создана коллегия авгуров, которые угадывали волю богов, наблюдая за поведением птиц. Например, священными птицами Рима были дятел и орел - спутник Юпитера. Среди особо почитаемых зверей следует выделить волка, который у скандинавских и славянских народов олице­творял зло. Римляне же создали множество преданий о волках, среди ко­торых на первом месте находится история волчицы, вскормившей царст­венных близнецов, Ромула и Рема, и ставшей символом Рима. Волчий праздник (луперкалий) - праздник очищения и плодородия - начинался 15 февраля и был посвящен богу лесов Фавну.

Древнейший римским богом считается Янус, которого изображали с двумя или четырьмя лицами. Возможно, первоначально он был создате­лем мира, космоса и человеческого рода, богом, который все формирует, всем правит, знает прошедшее и будущее (отсюда и два лица).

В обращении к богам вторым традиционно называлось имя Юпите­ра. Юпитер - один из древнейших римских богов, которому приписыва­лось множество функций: повелитель света и неба, грозы и молний; покро­витель земледельцев и виноделов, гарант верности и клятвы, дарующий победу в битвах и триумфы.

Супруга Юпитера Юнона - одна из древнейших римских богинь, покровительница брака и материнства, помогающая при родах, мудрая царица-советчица, впоследствии отождествляемая с Герой.

Третьей богиней великой плеяды была Минерва. Ее культ римляне заимствовали у этрусков. Минерва почиталась как богиня мудрости, однако она обладала большими функциями, нежели отождествляемая с ней впоследствии Афина. Под ее опекой находились ремесленники, учителя, актеры, музыканты, врачи.

Кроме Минервы, покровителем ремесленников и торговцев был Меркурий.

Большинство древних римских богов связано с культами рощ и ле­сов (Фавн, Фавна, Пик и др.). Марс, бог войны, первоначально был связан с культом плодородия и растительности.

Диана - одна из древнейших римских богинь. Первоначально оли­цетворяла растительность как богиня-мать и хозяйка леса. Ее называли «богиней трех дорог» (в праздники ее изображение помещалось на пере­крестках), обладающей тройной властью: на небе, на земле и под землей. Диана считалась и олицетворением Луны. Культ Дианы отождествлялся с культом Весты, богини священного очага городской общины, куриц, дома.

Другой популярной римской богиней была Венера. Первоначально ей поклонялись как богине садов, а ее имя упоминалось как синоним пло­дов. С распространением предания об Энее Венера стала отождествляться с Афродитой, матерью Энея, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей и покровительницей римлян.

Другая значительная группа богов была связана с фамильными культами. Древний Рим был славен сплоченностью отдельных родов, а во главе каждого стоял патриарх, глава семьи. Закреплению такой традиции способствовал культ Гения. Домашними богами были Лары и Пенаты.

Таковы были древние римские божества, с которыми студенту следует ознакомиться.

С развитием римского государства, а также в связи с завоеванием Средиземноморья и знакомством с греческой культурой, мифологические взгляды римлян в эпоху республики, а затем и империи подвергаются значи­тельным изменениям. В первую очередь происходит отождествление гре­ческих богов с римскими по принципу сходства функций: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Афина - Минерва и т.д. Образы некоторых богов заметно усложняются: например, Меркурий, бог торговцев, становится и проводником в царство мертвых; Венера, богиня садов, превращается в покрови­тельницу любви и олицетворение красоты. И наконец, если аналог греческого божества в римской мифологии отсутствовал, наблюдалось прямое заимствование. Так случилось с культом Феба-Аполлона, у которого, как известно, не существовало римского дубликата. Однако влияние греческого элемента на римскую мифологию обычно гипертрофируется и переоценивается. Распространение греческой культуры шло «сверху», из аристо­кратических кругов, и не охватывало всех слоев римского общества. Кро­ме того, центральное место в национальном менталитете занимали мифы об истории Рима.

Мифология города Рима

Ядром римской мифологии является миф о создании города Рима. Считается, что к латинам он проник от этрусков, а затем подвергался значительным изменениям и дополнениям. Его канонический вариант расска­зывается Вергилием в «Энеиде». Миф об Энее выполнял несколько важных функций: утверждал римлян преемниками греческой цивилизации (Рим - вторая Троя), потомками богов (Эней - сын Афродиты), которым было предначертано свыше править народами; объяснял некоторые важ­ные события истории нации (война с Карфагеном).

Студенту следует ознакомиться с мифом об Энее, историей созда­ния города Рима Ромулом, а также царствованием первых правителей го­рода (Ромулом, Нумой Помпилием, Туллом Гостилием, Анком Марцием, Тарквинием Древним, Сервием Туллием и Тарквинием Гордым).


<< предыдущая страница   следующая страница >>