microbik.ru
  1 2 3 ... 16 17


Методические рекомендации

по изучению дисциплины «Уголовное право»
Изучение дисциплины «Уголовное право» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; семинарское занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); круглый стол, дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

  • прослушивание лекционного курса;

  • чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

  • проведение семинарских занятий с более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины;

  • выполнение контрольной работы;

  • выполнение курсовой работы.

Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме лекции.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестации.

Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

  • на занятиях;

  • по результатам проведения контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);

  • по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

  • по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

  • по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

Предварительная аттестация обучающихся проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме зачета.

Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изучения Общей части дисциплины в объеме рабочей программы учебной дисциплины. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам или путем собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам зачета носит недифференцированный характер – зачтено / не зачтено.

Семинарские занятия по курсу уголовного права, проводимые со слушателями-заочниками, имеют определенную специфику. Поскольку при заочном образовании количество часов на данные виды занятий выделяется небольшое, а объем учебной программы на заочном и дневном отделениях совпадают, весь комплекс проблем, возникающих при подготовке к семинарским занятиям, требует от слушателей интенсификации, самостоятельной работы.

Самостоятельная работа характеризуется активной и целенаправленной деятельностью слушателей, обеспечивающей выработку у них умения и навыков рационального приобретения необходимой научно-познавательной информации и определенных знаний; осуществляется в аудиториях во время учебного процесса и во время самоподготовки. Здесь возможно применение традиционных форм самообучения – работы с нормативным материалом, составление конспектов, написание контрольных и курсовых работ.

Посещение лекций (установочных и обзорных) не означает пассивного поведения слушателей, а предполагает их напряженную, активную работу. Проблемное изложение лектором учебного материала активизирует познавательную деятельность обучающихся. В силу этого слушатель определяет объем конспектирования лекционного материала, в том числе сущности имеющихся точек зрения по тем или иным проблемам и предложений по их практическому разрешению. Как правило, объем информации, предлагаемый обучающимся на установочных и обзорных лекциях, не позволяет усвоить материал в системе, что требует обращать внимание на наиболее важные вопросы темы.

Начинать самостоятельную работу следует с изучения системы уголовного права, которая изложена – в оглавлении учебника. Торопливость при изучении учебника и научного текста никогда не приносит пользы. Если слушатель начнет экономить время, пропуская при чтении отдельные фразы и целые абзацы, труд будет напрасным и бесполезным. Читать учебник нужно основательно, добиваясь глубокого понимания содержания. Если чувствуется неполное усвоение того или иного вопроса, необходимо повторное прочтение соответствующего текста. Когда слушатель не уверен в своих знаниях, целесообразно чтобы кто-либо из коллег или его знакомых осуществлял контроль за правильным формулированием ответа.

В ходе проведения сессии при подготовке к семинарскому занятию, обучающемуся необходимо вновь перечитать учебник, повторить основные положения уголовного закона и конспекта лекций. Целесообразно также попытаться ответить на вопросы для самоконтроля к занятиям. Желательно возобновить работу по преодолению эффекта забывания, для чего непосредственно в день проведения семинарского занятия мысленно повторить основные теоретические положения учебно-методической и специальной литературы.

При подготовке к семинарскому занятию слушателям целесообразно:

  • выяснить план занятия и внимательно прочесть вопросы, подлежащие рассмотрению, а также методические указания по их изучению;

  • особое внимание уделить изучению конспекта установочных лекций;

  • мысленно изложить изучаемый материал своими словами;

  • изучить рекомендованную по теме литературу, тщательно ее проанализировать и законспектировать в соответствии с предварительно составленным планом ответа. Следует учесть, что основная литература (УК РФ, материалы судебной практики, учебники, учебные пособия) подлежат обязательному изучению, нормативный материал – конспектированию, а дополнительная литература изучается по потребности слушателя;

  • ответить на вопросы для самоконтроля по данной теме (здесь возможно составление конспекта ответов, который впоследствии пригодится при подготовке к зачету, переводному или государственному экзамену).

Работа с учебно-методической литературой будет более успешною, если она осуществляется систематически, с равномерной нагрузкой всего межсессионного периода, а не от сессии до сессии. Повысить эффективность самоподготовки можно путем использования последних материалов судебно-следственной практики: постановлений Верховного Суда России, решений президиума и судебной Коллегии Верховного Суда России по конкретным уголовным делам, обзоров работы судов, прокуратуры, МВД.

По уголовному праву издано много учебной литературы. Вместе с тем, чтобы в полной мере знать все произошедшие в уголовном законодательстве изменения слушателям необходимо следить за публикациями в таких периодических изданиях, как Государство и право, Российская юстиция. Законность, Уголовное право, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, Правоведение и др.

Во время сессии преподавателями проводятся консультации по группам перед зачетом и экзаменом. Помимо этого, слушатели имеют возможность получать индивидуальные консультации по любому вопросу курса, в том числе и о порядке написания контрольных и курсовых работ, в течение года по утвержденному графику еженедельно.

Основная литература ко всем темам дисциплины

  1. Конституция Российской Федерации : принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с изм. от 21.07.2007 г. ФКЗ № 5]. – Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2010. – 32 с.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

  4. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

  5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

  6. О противодействии терроризму : федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

  7. О безопасности : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

  8. Об оружии : федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.


Учебники, монографии, учебные пособия

  1. Уголовное право России. Общ. ч.: учебник/ под ред. : А. И. Рарога. - 4-е изд., с изм. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 496 с.

  2. Уголовное право Российской Федерации. Общ. ч.: учебник/ под ред. : Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. - Изд. 2-е, перераб. и доп.. - М.: ИНФРА-М : Контракт, 2010. - 560 с.

  3. Уголовное право Российской Федерации/ С. В. Алексеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 413 с.

  4. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

  6. Занина М.А Коллизии норм права равной юридической силы (понятие, причины, виды): [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

  7. Брагина, А.Г. Применение результатов судебной лингвистической экспертизы при выявлении и расследовании преступлений: учебно-методическое пособие / А.Г.Брагина, Н.Ю.Мамаев, П.А.Манянин. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2011. – 60 с.

  8. Нормативные правовые акты по уголовному праву: сборник; в 2 ч. / сост. А.Г. Брагина, Т.Г. Газизова, Е.В. Гертель и др. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2010. – ч. 1 – 488 с.; ч.2 – 395 с.

  9. Уголовное право: учеб. пособие для подготовки к государственному экзамену /сост. Е.В. Гертель, А.Г. Брагина, Д.П. Потапов, Т.Г. Газизова, Л.В. Гридасова, Е.В. Иванова. – 2-е изд, перераб. и доп. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2010. – 243 с.


Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Программно аппаратные комплексы регионального портала систем дистанционных образовательных технологий;

  2. Программное обеспечение «СТЭЛЛУС»;

  3. Программное обеспечение «АСТ-ТЕСТ»;

  4. Видеотека Барнаульского юридического института МВД России;

  5. Электронные учебные пособия, презентации, схемы;

  6. Оборудованный учебно-методический кабинет кафедры.

Раздел 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Понятие, система, задачи и принципы уголовного права
Рекомендации для самостоятельной работы

Термин «уголовное право» сложился исторически от употреблявшегося в древности понятия «отвечать головой», т.е. жизнью, за совершение наиболее опасных деяний. Такой термин является специфически русским, так как большинство стран мира определяет данную отрасль права как право о преступлениях или как право о наказаниях.

В литературе термин «уголовное право» используется в двух значениях: первое – как система норм уголовного законодательства и второе – как наука уголовного права.

Уголовное право является одной из ведущих и самостоятельных отраслей российского права, т.е. совокупности, суммы предписаний, закрепленных в законе или ином тексте, который признается источником права, и определяющих, какие деяния признаются преступлениями, какие меры уголовно-правового характера и при наличии каких предпосылок могут назначаться при совершении отдельным лицом запрещенного уголовным правом деяния.

Содержание отношений, регулируемых уголовным правом, является вполне специфическим, сложным и неоднозначным. Выделяется три основные разновидности этих отношений:

1 Общерегулятивные (общепредупредительные) – это отношения, объектом которых являются общественные отношения, ставящиеся под уголовно-правовую охрану (т.е. это отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления посредством угрозы применения уголовного наказания).

2. Охранительные (основные) – это отношения между лицом, совершившим преступление и государством в лице правоохранительных органов.

3 .Конкретно-регулятивные (нетипичные) – это отношения, возникающие из деяний, не являющихся преступлениями, но внешне сходных с ними, а также возникающие из посткриминального (послепреступного) поведения.

Под методом уголовного права необходимо понимать совокупность приемов и способов, осуществляющих регулирование общественных отношений, выступающих его предметом.

Функциями уголовного права являются основные направления уголовно-правового воздействия на преступность. В юридической литературе выделяются специальные функции уголовного права:

1. Охранительная функция, т.е. функция охраны общественных отношений от преступных посягательств.

2. Регулятивная функция, т.е. функция организации и урегулирования общественных отношений, возникающих в результате совершения общественно опасных деяний.

3 Восстановительная функция, т.е. функция восстановления нарушаемых преступлениями общественных отношений.

4. Предупредительная функция направлена на профилактику совершения запрещенных законом преступных деяний.

При ответе на второй вопрос следует отметить, что курс уголовного права состоит из двух частей - Общей и Особенной. Они изучаются последовательно и составляют единую систему учебной дисциплины.

Общая часть содержит законодательное закрепление и определение принципов, задач уголовного права, пределов действия уголовного закона, основных понятий уголовного права, таких, как преступление, вина, соучастие, необходимая оборона, стадии совершения преступления и др.

В Общей части также сформулированы положения об основании, условиях и пределах уголовной ответственности. Указывается на цели наказания, содержится описание видов наказания, определены условия и порядок их применения, а также условия и порядок освобождения лиц, совершивших общественно-опасные деяния, от уголовной ответственности и наказания. Закон определяет задачи уголовного законодательства и его принципы, действие уголовного закона во времени и пространстве, решает вопрос о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность; перечисляет и раскрывает обстоятельства, исключающие преступность деяния.

В отдельный раздел выделена уголовная ответственность несовершеннолетних с учетом особенностей их психологии, в котором учтена специфика этой возрастной группы.

Особенная часть уголовного законодательства состоит из норм, содержащих описание отдельных видов преступлений и указание на конкретный вид, и размер наказаний, предусмотренных за совершение конкретных преступлений.

Система Особенной части строится на основе иерархии ценностей, защищаемых уголовным правом и принятых государством и обществом. Современная доктрина российского уголовного права отражает такую иерархию ценностей: личность, общество, государство.

Раскрывая содержание вопроса о принципах уголовного права следует отметить, что в действующем Уголовном кодексе законодательно определено пять принципов: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. Необходимо раскрыть понятие и содержание каждого из них.

Уголовно-правовая наука - это система уголовно-правовых взглядов, идей, представлений об уголовном законе, его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях и тенденциях его развития и совершенствования, о принципах уголовного права, об истории уголовного права и перспективах его развития, о зарубежном уголовном праве.

Источниками науки уголовного права являются:

правовые акты (Конституция РФ и УК РФ);

труды ученых;

практика реализации и применения уголовного права.
Литература:

  1. Баранчикова, М.В. Значение нормативных принципов уголовного права / М.В. Баранчикова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2009. - № 3 (9). – С. 37-39.

  2. Бибик, О. Проблемы соотношения международного и российского уголовного права / О. Бибик // Уголовное право. – 2010. – № 3. – С. 15-20.

  3. Генрих, Н.В. Предмет уголовного права в контексте теоретических проблем правопонимания / Н.В. Генрих // Журнал российского права. – 2010. – № 9. – С. 58-69.

  4. Генрих, Н.В. Уголовное право в эпоху глобализации: сценарий развития / Н.В. Генрих // Российский криминологический взгляд. – 2009. – № 4. – С. 237-239.

  5. Ежова, О.А. Понятие гуманизма / О.А. Ежова // »Черные дыры» в российском законодательстве. – 2010. – № 2. – С. 20-21.

  6. Ешек, Х.-Х. Основы уголовной политики / Х.-Х. Ешек // Российский криминологический взгляд. – 2010. – № 3. – С. 134-146.

  7. Петин, И.А. Конституционная направленность целей наказания и задач уголовного законодательства: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

  8. Скутин, С.Л. Элементы системы уголовного законодательства России: взгляд на проблему : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.


Вопросы для самоконтроля:

Дайте определение уголовного права как отрасли права, как науки.

Назовите источник уголовного права как науки, как отрасли права.

Назовите и охарактеризуйте методы уголовного права.


<< предыдущая страница   следующая страница >>