microbik.ru
  1 2 3
Тема урока: Информация. Виды информации.

^ Цель урока: знакомство учащихся с понятием «информации» и видами информации.

Задачи урока:

1) знакомство учащихся с понятием информации и видами информации (по способу ее восприятия);

2) развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;

3) работа над повышением грамотности устной речи учащихся; достижение сознательного усвоения материала учащимися.

^ Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: II класс.

Оборудование урока:

• карточки с сеткой кроссворда;

• карточки с названиями;

• круглые карточки-семафоры красного и зеленого цветов.

Структура урока.

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Актуализация опорных знаний (5 мин.).

3. Изучение нового материала (10 мин.).

4. Закрепление изученного материала (13 мин.).

5. Работа с карточками (5 мин.).

6. Подведение итогов урока (2 мин.).

7. Домашнее задание (3 мин.).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Информация. Виды информации». Сегодня на уроке мы с помощью кроссворда проверим, насколько усвоен вами изученный на прошлом уроке материал и познакомимся с понятием «информация».



(Здороваются и слушают учителя)

II. Актуализация опорных знаний.

(Ребятам выдаются карточки с сеткой кроссворда, кроссворд см. в примечании).

Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили материал предыдущего урока, разгадаем кроссворд. Я буду читать вам загадки, а вы в своих карточках должны записать отгадки.

1. Словно смелый капитан,

А на нем горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

На верху машины всей

Размещается...

2. Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка - к строчке

Напечатает картинку

Ловкий мастер —

Струйный...

3. Этот урок все обожают.

На этом уроке часто играют.

Не может уже без него математика,

Он называется...

4. А теперь, друзья, загадка!

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну конечно, это...

  1. По клавишам прыг да скок —

Бе-ре-га но-го-ток!

Раз-два, и готово —

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура!

Это вот...

  1. Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке —

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть...

7. В ней записаны программы

И для папы и для мамы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится...

  1. Он живет в системном блоке,

Не работает без тока,

Очень умный — как профессор.

Называется...

9. Окно дисплея — главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут...

10. Как ее мы все не любим,

Ею мы компьютер губим.

Крошки, пыль, вода и мазь,

Одним словом, это...

Какое слово получилось в выделенном столбике?

Правильно! Молодцы!



(Слушают задание учителя и записывают отгаданные слова в кроссворд)


дисплей


Принтер


информатика


джойстик


Клавиатура


Мышка


дискета


процессор


системный


грязь

Информация

III. Изучение нового материала.

«Информация» — это тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите тему урока. (Учитель записывает тему на доске).


Что означает это слово? (Учитель выслушивает ответы учеников и делает обобщение.)


Молодцы! Правильно говорите.

Информация — это знания, сообщения, сведения, новости, которые мы получаем. Информацию можно получать разными способами. В получении информации нам помогают органы чувств.

Чтобы понять, как человек получает информацию, послушайте:

(Далее следует рассказ учителя. По ходу рассказа учитель задает наводящие вопросы.)

В некотором царстве, тридесятом государстве жила-была царица наук — Математика. И были у нее две сестры — принцессы Физика и Информатика. Дружными были, друг без друга не могли прожить ни дня. Вместе правили, советовались друг с другом. Самой младшей и самой любимой сестрой Математики была Информатика. А назвали ее так за то, что сама все знала и другим объясняла, из всего извлекала информацию.

Вставала принцесса рано. Выглядывала в окно и получала информацию о том, какая погода на улице, а потом быстро всем рассказывала.

Сразу интересовалась, как она выглядит.

Ребята, а как принцесса получала информацию? С помощью чего?

Правильно!

Выйдет принцесса из дворца прогуляться, а когда вернется — приносит много новой информации — новостей.

Ребята, а как можно узнать новости на улице? С помощью какого органа?

В темноте принцесса могла найти дорогу к дому. Не глядя, отличала розу от тюльпана.

А вы можете, закрыв глаза, отличить эти цветы? Как, чем?

Дворцовые повара охотно брали принцессу с собой на рынок. Она всегда могла выбрать самый свежий хлеб, самые сладкие фрукты.

Ее приглашали торговцы, чтобы она определила самую теплую ткань для накидок своих сестер и самые нежные ткани для их платьев.

Ребята, а вы умеете выбирать свежий хлеб, молоко, нежную ткань? Каким образом? Какие органы вам в этом помогают?

Еще не спустившись к обеду, принцесса знала, что приготовлено. Выходила на улицу прогуляться и, не заходя к соседям, уже знала, что у них на завтрак.

А как она узнавала это? Какой орган в этом помогает?

Свои цветы принцесса поливала только теплой водой.

И, не заходя в речку, определяла, можно ли уже купаться.

Как она это определяла, с помощью чего?

Принцесса узнавала о разных странах, морях, океанах.

Откуда? С помощью чего?

Вот такая умная была принцесса.

(ученики открывают тетради и записывают тему урока)

Информация – это то, что нам дают в школе.

Информация – сведения, которые мы получаем из телевизора, радио.


С помощью органов зрения.


С помощью глаз.


Да, можем – с помощью запаха.


Да, можем, при помощи органов осязания.


Ей помогает в этом орган обоняния – нос.

С помощью зрения.

С помощью органа слуха из книг, рассказов друзей.

IV. Закрепление изученного материала.

Ребята, понравилась вам сказка?

Итак, что вы узнали из этой сказки?


Вы тоже ребята умные и, наверное, тоже умеете получать информацию?

Что такое информация? Как ее получают? С помощью каких органов чувств?

Молодцы!

Информация бывает разная.

Как можно получить информацию о погоде на улице, о том, какое у принцессы платье?

Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): зрительная - глаза.

А как можно узнать последние новости, начался ли урок, красивая ли звучит музыка?

Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): звуковая - уши.

Какой орган дает нам информацию о том, что какое-то кушанье готовится на кухне, что где-то недалеко горит костер, что у мамы хорошие духи?

Чувство, которое позволяет нам распознать запахи — обоняние.

Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): обонятельная — нос.

Что нам помогает узнать, хорош ли пирог, свежий ли хлеб, не скисло ли молоко?

Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): вкусовая — рот, язык.

А как можно узнать, можно ли купаться в речке, согрелся ли чайник, не колючая ли ткань?

Эту информацию дает кожа.

Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): осязательная — кожа.

Скажите, ребята, а могу ли я передать информацию с помощью жестов?

(Учитель прикладывает указательный палец к губам.) Какую информацию я хотела вам передать? Правильно, я передала вам: «Сидите тихо».

Теперь покажите, как вы умеете передавать информацию жестами.

(Учитель называет действие, которое надо выполнить).

Встаньте, ребята.

Покажите мне, как высоко вы хотите вырасти.

Покажите, что идет солдат.

Покажите, какой большой арбуз вы хотите купить. Покажите, как птица летает.

Вы — молодцы! По вашим жестам понятно, что вы хотите мне сказать.

А теперь поиграем в другую игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная — закрываем глаза, звуковая — прикрываем ладошками ушки, если информацию получают в виде запаха — закрываем нос, определяют на вкус — рот, распознают кожей — хлопаем в ладоши.

Звонок, горячо, дым, сладко, музыка, колется, жарко, мокрый, горький, зеленый, шершавый, радио, липкий, бензин, лимонад, мороз.Молодцы! Садитесь!

Да, понравилась!

Что жили три сестры-принцессы: Математика, Физика и Информатика. Математика была умная и все знала.

Да!

Информация – это знания, новости, которые мы получаем при помощи зрения, слуха, вкуса и ощущений.

Глазами


Ушами


Нос


Рот, язык


Рукой, ногой, щекой


Да


Тишина должна быть


(Ученики жестами демонстрируют то, что задает учитель.)


(Ребята выполняют задание учителя, показывая жестами)

V. Работа с карточками.

Скажите ребята, а почему, когда я назвала слово «дым», одна часть ребят выбрала глаза, а другая — нос? Кто здесь не прав? Оказывается, правы все: дым можно узнать и с помощью зрения — увидев его, и с помощью обоняния — почувствовав запах.

Теперь мы посмотрим, для какой профессии, какой вид информации нужен.

Я раздала вам карточки. В них указаны виды информации. Я буду называть профессию человека, а вы будете выбирать, информацией каких видов пользуется этот человек, и поднимать соответствующую карточку.

• Водитель:

(Один из учеников поясняет, почему он выбрал именно эти виды. Остальные «семафорят»: показывают зеленый круг, если согласны, и красный, если не согласны.)


• Врач:


• Повар:


• Музыкант:


• Ученик.


Правильно, ребята! Молодцы!



(Ребята выполняют задание при помощи поднятия карточек)


— звуковая — по звуку можно определить, всели в порядке с машиной;

— зрительная — можно видеть дорогу и светофор;

— обонятельная — можно чувствовать запах бензина и гари.

— звуковая — прослушивает легкие и сердце;

— зрительная — проверяет рану,

— осязательная — чувствует шишку на лбу.

— обонятельная — проверяет, не подгорела ли еда;

— вкусовая — солит, перчит, потом пробует;

— зрительная — определяет готовность кекса по его цвету;

— осязательная — щупает, мягкое ли тесто.

— звуковая — слушает музыку,

— осязательная — нащупывает струны или клавиши;

— зрительная — смотрит в ноты.

Ему необходимо пользоваться всеми видами информации: слышать звонок, догадываться о меню, слушать учителя, пробовать вкусности, не сесть на мокрое.

VI. Подведение итогов урока.

А теперь я предлагаю вам поиграть в мяч.

(Учитель кидает мяч любому ученику и называет вид информации, например «звуковая», ученик ловит мяч и называет один из источников этой информации, например телефон, радио и т. д.)


Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали?


Помогает нам в жизни информация?


Какие виды информации мы изучили?


Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили, изученное на сегодняшнем уроке!

(Учитель кидает мяч любому ученику и называет вид информации, например «звуковая», ученик ловит мяч и называет один из источников этой информации, например телефон, радио и т. д.)

Мы узнали, что такое информация.

Да, она помогает нам узнать много нового и интересного.

Звуковая, зрительная, обонятельная, осязательная, вкусовая.

VII. Домашнее задание.

Итак, ребята, наш урок подошол к концу. Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание:

1. Повторить виды информации, изученные на уроке.

2. Придумать примеры на каждый вид информации и записать их в тетрадь.

Спасибо за урок! Можете быть свободны! До свидания!

(Открывают дневники и записывают домашнее задание)


До свидания!






















1




































2













































3






































4
























































































6


























7



















































8














































9





































10































Приложенрие 2

Тема урока: Виды информации. Способы передачи и получения информации

^ Цели урока:

• повторить материал по теме «Что такое информация»;

• познакомить учащихся с многообразием видов информации, которую воспринимает человек с помощью органов чувств (на основе анализа примеров).

^ Задачи урока:

• закрепление представления учащихся о понятии «информация»;

• формирование знаний и умений учащихся по определению видов информации (на основе анализа);

• развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;

• развитие познавательного интереса учеников;

• формирование активности и самостоятельности учащихся;

• повышение мотивации учащихся за счет игровых технологий;

• воспитание у ребят чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки

^ Тип урока: комбинированный урок.

Возраст учащихся: II класс.

Вид урока: урок-игра. Перед учащимися ставится задача — «определить название темы урока». Эту задачу они решают в различных игровых моментах, используя исследовательский метод. В итоге определяют название темы урока — «Виды представления и восприятия информации» и делают самостоятельные выводы.

^ Оборудование урока:

• компьютер учителя,

• мультимедийный проектор;

• компьютеры учеников;

• презентация, подготовленная в MS PowerPoint;

• графический редактор Paint;

• тренажер из программного комплекса «Наставник. 2 класс» («ACT-ПРЕСС ШКОЛА»);

• карточки с загадками (текстовой, числовой, графической информацией);

• предметы для определения формы, вкуса, поверхности, запаха;

• информационное лото;

• карточки для установки соответствия;

• карточки для работы на компьютере в графическом редакторе Paint.

Структура урока.

1. Организационный момент – 2 мин.

2 Актуализация опорных знаний — 12 мин.

3. Изучение нового материала — 13 мин.

4. Физкультминутка — 1 мин.

5. Закрепление изученного материала — 9 мин.

6. Подведение итогов урока — 2 мин.

7. Домашнее задание — 1 мин.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, назови фамилии ребят отсутствующих на уроке (данные заносятся в журнал).

Напомните мне, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

Итак, что же такое информация?

Правильно. Молодцы!

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Информация вокруг нас», и следующая тема этого раздела называется,…а впрочем, сами сможете определить это название после некоторого исследования, которое мы проведем в форме игры.

Прежде всего, разделитесь на две команды. Я раздам карточки, и те, кому достанется карточка с текстом, составят одну команду, а те, кто получит карточку с рисунком, станут членами второй команды.


Дежурный называет фамилии отсутствующих.


«Что такое информация».

Информация – это знания, сообщения, сведения, новости, которые мы получаем.


Ученики делятся на две команды.

II. Актуализация опорных знаний.

В процессе всей игры вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать выводы и определить тему сегодняшнего урока.

Примеры загадок с текстовой информацией.

Задание 1. Разминка.

Каждая команда получает карточки с загадками, причем загадки составлены в разной форме — числовой, текстовой, графической.

Отгадайте загадки:

• «Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает».

• «Легкий, воздушный, ветру послушный. Не пускай его в полет — лопнет, хлопнет, пропадет!»

• «Что есть у слона и нет у других животных?»

• «Летела стая совсем небольшая. Сколько птиц летело и каких?»

• «Курица весит на одной ноге пять килограммов. Сколько она будет весить на двух ногах?»

Примеры загадок с числовой информацией.

Определите, что означает запись:

• 22.10.06;

• 8.03;

• 72-9;

• 23x2;

• 12 + 34 - 5;

• 45:5.

Примеры загадок с графической информацией.

Найдите отличия.








Соедините правильно половинки.

Молодцы!

Отложите карточки на край парты, они нам еще понадобятся.

Задание 2. Угадай-ка.

1. К столу учителя подходят по одному представителю от каждой команды. Перед ними на столе расположены два предмета, надо рассказать про каждый предмет, не прикасаясь к нему, помочь своей команде собрать как можно больше информации о каждом предмете.

Команда 1. На столе лежат мяч и часы.

Команда 2. На столе лежат скакалка и книга

2. Одному человеку от каждой команды завязывают глаза, и он определяет по вкусу еду и напитки, которые ему дают попробовать.

Могут быть лимон, киви, апельсин, сахар, соленый огурец, горчица, кисель, кофе, какао, кетчуп.

3. Одному человеку от каждой команды завязывают глаза, он берет в руки различные предметы и отгадывает, что ему дали, одновременно определяя поверхность предмета. Можно использовать такие предметы: бархатную бумагу, наждачную бумагу, мяч, лимон, лист бумаги, терку, яблоко, лист от цветка, бумажный пакет из-под сока и т. д..

4. Одному человеку от каждой команды завязывают глаза, и он по запаху определяет предмет, который к нему подносят. Можно использовать следующие предметы: зубную пасту, духи, лак, зубной порошок, цветок, землю, мыло и т. д..

Задание 3. Лучик внимания.

А теперь закройте глазки» сядьте поудобнее и расслабьтесь. Внимательно послушаем, какие звуки живут в данный момент рядом с нами. Скажите, какие звуки вы слышали?

Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. А теперь скажите, чем же мы с вами занимались, исследуя все предметы и вещества?

Правильно!

Сколько чувств у человека вы знаете?

Одинакова та информация, которую мы воспринимали, используя пять чувств?

Все верно.


Ученики слушают правила.


Пингвин.


Воздушный шарик.


Слонята.


Семь сов.


Пять килограммов.


Число, месяц, год.

Число, месяц.

Пример на вычитание.

Пример на умножение.

Пример на сложение и вычитание.

Пример на деление.


Ученики называют отличия.


Ученики говорят, как следует соединить.


Учащиеся определяют название предмета, его назначение, говорить форму.

Ученик, у которого завязаны глаза называет признак, по которому он смог распознать предложенную еду: кислый, сладкий, соленый, горький, невкусный, вкусный и т. д.

Ученик должен назвать признак, по которому он определил, что у него в руках: бархатная, шершавая, гладкая, выпуклая, жесткая, неровная и т. д.

Ученик должен определить предмет и назвать аромат, запах

Скрипнула дверь, кто-то прошел по коридору, проехала машина, прожужжала муха, работает телевизор в соседнем кабинете, зазвонил телефон в учительской и т.д.

Мы собирали информацию, используя органы чувств.

Пять разных чувств: обоняние, зрение, слух, осязание, вкус.

Нет.

III. Изучении е нового материала.

Ребята, кто-нибудь догадался, как называется тема нашего урока?

Демонстрируется слайд (см. приложение).

Молодцы, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

Возьмите карточки с загадками и еще раз взгляните на них: чем эти карточки отличаются друг от друга?

Какой можно сделать вывод?

Демонстрируется слайд (см. приложение).

Вспомните, с помощью какого чувства мы получали информацию о предмете, расположенном на столе.

Правильно, мы использовали зрение. Информация, которую человек получает с помощью зрения, называется визуальной.

Демонстрируется слайд (см. приложение).

Приведите примеры, когда человек получает визуальную информацию.

Какое чувство помогло нам определить вкус еды или напитка?

Правильно. Это вкус.

Какой вкус мы можем чувствовать?

Демонстрируется слайд (см. приложение).

Информацию, которую мы получаем с помощью языка, когда что-нибудь едим или пьем, называют вкусовой. Приведите примеры вкусовой информации.

Правильно.

С каким еще видом информации мы встретились?

Какой орган нам в этом помог?

С помощью слуха мы определили звуки, получили звуковую информацию.

Демонстрируется слайд (см. приложение).

Приведите примеры звуковой информации.

Информацию, которую мы собирали о предмете с помощью пальцев рук, мы воспринимали кожей — это тактильная информация.

Демонстрируется слайд (см. приложение).

Итак, что мы можем ощущать как тактильную информацию?

Дайте самостоятельно определение последнему виду информации.

С помощью носа мы воспринимаем запахи и получаем обонятельную информацию.

Демонстрируется слайд (см. приложение).

Запишите в тетради примеры.

А теперь немного отдохнем. Физкультминутка

Встанем, дети.

Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять (шагают).

Приподнялись (поднимаются на носочках),

Чуть присели (приседают)

И соседа не задели (садятся).

А теперь придется встать (встают, потягиваются),

Тихо сесть (ровно садятся),

Писать начать (готовятся работать дальше).

Виды информации.


Ученики выполняют.


В них содержится различная информация: текстовая, числовая, графическая.

Информация по форме представления может быть текстовой, числовой, графической.

С помощью зрения.


Читаем книгу, смотрим друг на друга, рассматриваем график или рисунок, смотрим телевизор, рассматриваем картину.

Вкусовые ощущения.


Кислый, горький, вкусный, сладкий, мятный, соленый, пряный.

Вкусный ли пирог, сладкий ли чай, кислое ли яблоко и т.д.

Звуковая.

Орган слуха.

Скрип двери, шум дождя, включенный телевизор и т.д.

Горячее, холодное, шершавое, неровное, гладкое, ровное, бархатное, жесткое, твердое, мягкое и т. д.

Ученики формулируют определение.

Ученики записывают.

Ребята встают.

IV. Закрепление изученного материала.

Закрепление изученного материала проводится в форме индивидуальной работы по карточкам.

Задание 1. Информационное лото.

Каждому учащемуся выдается конверт с карточками информационного лото: таблица 1 находится в нем в целом виде, таблица 2 разрезана на отдельные карточки. Необходимо установить соответствие.


Таблица 1.

Кислый

Белый

Шелест

Твердый

Красивый

Резкий

Круглый

Крик

Шершавый

Звонкий

Ароматный

Горький


Таблица 2.

Лимон

Снег

Лист

Камень

Подарок

Краска

Мяч

Ворона

Наждачная

бумага

Голос

Духи

Шоколад


На обороте карточек, вырезанных из таблицы 2, записаны буквы, и если задание выполняется правильно, то из этих букв складывается, например, слово «Умница» (карточки кладутся на таблицу 1 картинкой или словом вниз). По получившейся (или не получившейся) надписи учитель определяет правильность выполнения задания.

Задание 2. Установи соответствие. Это задание можно дать слабым ученикам. Какие органы чувств позволяют нам различить информацию? Установите соответствие.



Глаза

Уши

Язык

Руки

Нос


Сладость

Цвет

Звонкость

Тишина

Холодный

Форма

Звучание

Горечь

Бархатность

Приятный аромат


Задание 3. Практическая работа на компьютере.

Ученики первой группы выполняют задание в графическом редакторе Paint.

Нарисуйте:

1. Красный круг внутри синего круга.

2. Фиолетовый квадрат, содержащий бирюзовый круг.

3. Красный круг, вложенный в зеленый квадрат. Пример рисунка:

Синий квадрат внутри красного круга.






Скажите, какой вид информации представлен на карточке?



Ученики выполняют задание.


Ученики выполняют задание.


Ученики выполняют задание.


Смесь графической и текстовой информации.

Ученики второй группы отрабатывают навыки работы с мышью в тренажере «Наставник»: выполняют простейшие графические операции — раскраску рисунка по образцу.

V. Подведение итогов урока.

1. С какими видами информации мы познакомились?

2. Чем отличается визуальная информация от тактильной?


3. Чем отличается числовая информация от текстовой?


4. В каком виде представлена информация в следующих примерах: концерт симфонического оркестра, радиопередача, желтый цвет?

Правильно!


1. Звуковая, графическая, числовая, текстовая, визуальная, вкусовая, тактильная, обонятельная.

2. Визуальная - информация, которую человек получает с помощью зрения, называется визуальной. Тактильная - информация, которую человек получает с помощью пальцев рук.

3. Числовая – информация, которую можно получить при решении примеров. Текстовая – информация, получаемая при чтении.

4. Зрительная и слуховая, слуховая, зрительная.

VI. Домашнее задание.

Придумать примеры информации различных видов.

Спасибо за урок. До свидания.

До свидания.



Приложение 3

Тема урока: Способы работы с информацией с помощью компьютера.

^ Цели урока:

• на практике показать учащимся способы работы с информацией с помощью компьютера;

• добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

^ Задачи урока:

• углубление, обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Информатика»;

• закрепление навыков редактирования документов в MS Word;

• закрепление навыков работы с буфером обмена;

• закрепление навыков нахождения и отбора информации с помощью поисковых систем;

• формирование начальных умений и навыков критического мышления при работе с большими объемами информации;

• формулирование с помощью учителя определения информатики как науки об информации.

• дать учащимся представление о тематике проблем, изучаемых в школе на уроках информатики в последующих классах:

• воспитывать у учеников умение целенаправленно работать с информацией, т.е. воспитывать учащихся, обладающих информационной культурой.

^ Тип урока: обобщающий урок.

Возраст учащихся: III класс.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование урока:

• компьютер учителя,

• мультимедийный проектор;

• компьютеры учеников;

• таблицы.

Структура урока.

1. Организационный момент – 2 мин.

2 Формулирование проблемы, обсуждение — 5 мин.

3. Актуализация имеющихся и формирование новых знаний — 28 мин.

4. Проверка усвоения знаний, умений и навыков — 5 мин.

^ Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, назови фамилии ребят отсутствующих на уроке (данные заносятся в журнал).

Дежурный называет фамилии отсутствующих.

II. Формулирование проблемы, обсуждение.

Давайте вспомним, какие вы знаете способы работы с информацией с помощью компьютера?

Верно.

Я знаю, что вам, ребята, для урока окружающего мира необходимо закончить создание документа о животных, занесенных в Красную книгу.

(Замечание: такого рода «проблемы» необходимо заранее планировать с учителем-предметником и продумывать все интеграционные этапы урока).

Для этого надо собрать необходимую информацию, в частности, фотографии этих животных, и добавить к ним текстовый материал, если в вашем документе его недостаточно.


Обработка, хранение, удаление, копирование информации.

III. Актуализация имеющихся и формирование новых знаний.

Осуществляем поиск информации в сети Интернет с помощью поисковой системы Yandex. Каждый вводит ключевые слова для поиска, соответствующие теме своего проекта.

Результат поиска показал, что найденной информации слишком много и возникла необходимость в ее отборе.

На этом этапе работы с информацией происходит анализ и отбор необходимой информации.

Значит компьютер на этапе отбора информации отдыхает? А может быть, и компьютер умеет отбирать информацию?

Итак, что представляет собой сбор информации?

Умению находить и отбирать информацию с помощью компьютера еще предстоит учиться на уроках информатики.

Дальше, найденные фотографии вставляем в документ, обрабатываем графическую информацию и отобранную текстовую информацию.

Следующий этап – обработка информации с помощью компьютера. Как компьютер обрабатывает информацию, вы еще не знаете и этому тоже будете учиться на уроках информатики.

Итак, документ готов, его необходимо сохранить.

Хранение информации – тоже очень важный этап работы с информацией. Как компьютер сохраняет информацию, вы тоже не знаете и этому тоже будете учиться на уроках информатики.

Сохранить можно, например, на жестком диске компьютера.

Информацию можно передавать. Часто информацию передают по сетям с помощью компьютера. Как это происходит – изучает наука «Информатика».

А теперь давайте попробуем сформулировать определение информатики как науки.



Компьютер может это сделать, но для этого пользователь должен уметь правильно задавать алгоритм отбора.

Сбор информации – это важный этап работы с информацией.


Что происходит дальше?


Какой следующий этап?


Как это происходит?


Где можно сохранить работу?

Информатика – это наука, об информации, ее сборе, обработке, хранении и передаче.

IV. Проверка усвоения знаний, умений и навыков.

А теперь необходимо ответить на вопросы, записанные в таблице. Поставьте галочку напротив вопроса в колонках «Да» или «Нет» в зависимости от вашего ответа и сохраните файл у себя в личной папке.


Вопрос

Да

Нет

Удалось ли тебе создать документ-проект о животных, занесенных в Красную книгу?







Использование компьютера ускорило процесс поиска информации для проекта?







Ты формировал документ по своему усмотрению. Такая обработка информации без компьютера усложнила бы задачу?







Ты сохранил свой документ и знаешь, что он будет сохраняться столько, сколько будет функционировать компьютер. А в твоей памяти так же долго будет храниться созданный тобою документ?







Можешь ли ты так же быстро, как компьютер, предавать информацию?







Компьютер важнее человека. Это правильное утверждение?







Сможешь ли ты ответить на вопрос родителей, если они спросят тебя, что изучает наука «Информатика»?








Итак, у кого-нибудь есть вопросы?

Так как это был урок – практическая работа, то домашнее задание я не задаю. Спасибо за урок. До свидания.



Ученики выполняют задание.


Нет.


До свидания.



Приложение 4

Конспект урока по информатике с использованием

мультимедийной презентации

Тема урока: Понятие «объект».

Цель урока: знакомство с понятием “объект” и выделение объектов из окружающего мира.

^ Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: III класс.

Оборудование урока:

  • презентация, выполненная в PowerPoint;

  • плакат с ёлочкой, модели ёлочных игрушек с вопросами на оборотной стороне;

  • “заготовки” календарей, выполненных в программе MS Office Publisher;

  • кроссворд, созданный в программе MS Office Word (Приложение 1);

  • шифровка “Код Цезаря” и ключ к нему (Приложение 2);

  • таблицы для экспедиции 3 (Приложение 3);

  • карточки с заданиями для экспедиций– 3 шт. (Приложение 4);

  • рабочие тетради к учебнику.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности (повторение) с выходом на восприятие нового материала.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление (выполнение заданий в рабочей тетради).

  4. Физкультминутка.

  5. Компьютерный практикум.

  6. Подведение итогов, комментарии к выполнению домашнего задания.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности (повторение)/

1. На экране 1 слайд презентации – океан с выплывающим названием “океан Информатика”. (Презентация)

2. 2-й слайд - архипелаг “Повторение”.

3. 3-й слайд - Архипелаг “Действия с информацией”

На магнитной доске - ёлочка с “игрушками”, на которых записаны вопросы по пройденному материалу; дети снимают по одному вопросу и отвечают на них. В случае правильного ответа, “игрушка” достаётся ребёнку.

Сегодня, ребята, мы продолжим наше долгое путешествие по океану с замечательным названием Информатика.

- Что означает слово информатика?

- А что такое информация?

В этом учебном году мы уже побывали на двух архипелагах “океана Информатика”:

1 – архипелаг “Повторение”, состоящий из островов

  • источники и приёмники информации;

  • искусственные и естественные источники информации;

  • носители информации.

2 – архипелаг “Действия с информацией”. На островах сейчас готовятся к празднованию Нового года. Поэтому их названия замаскировались. Чудо-ёлочка поможет нам эти названия вспомнить.

(Примеры вопросов:

  • Какие способы представления информации тебе известны?

  • Как можно собрать информацию?

  • Расскажи, что тебе известно о кодировании и декодировании информации? и т.п.)

^ II. Изучение нового материала.

Работа в группах (учитель заранее продумывает варианты разбиения класса на группы).

Результат работы 1 экс-педиции выводится через проектор на экран.

На табличках представле-ны математические вы-ражения на порядок действий и вычислениями в рамках изучаемых на уроках математики вычислительных приёмов.

Учащиеся высказывают свои предположения.

4-й слайд - на материке появляются:

  • горы, деревья, дома;

  • люди, животные;

  • явления (дождь, молния, салют и т.д.)

Учитель подводит итог

5-й слайд - появляется вывод

Мы хорошо исследовали архипелаг “Действия с информацией”, и эти знания нам помогут узнать, как называется материк, который находится прямо по курсу нашего корабля.

- Как же он называется? Для поиска ответа на этот вопрос мы снарядим три экспедиции.

1 экспедиция (работа на компьютере). Ваша задача – расшифровать кроссворд и получить ключевое слово. (Приложение 1)

2 экспедиция (работа с кодом Цезаря). Ваша задача – используя Код Цезаря, узнать ключевое слово. (Приложение 2)

3 экспедиция (работа с табличками). Ваша задача – используя таблички, обработать числовую информацию и представить её текстовым способом. Так вы получите ключевое слово. (Приложение 3)

Итак, мы получили ключевое слово “Объект”. Именно так и называется пока неизвестный нам материк. Нам с вами предстоит его изучить, добыть на нём полезные знания, которые помогут сделать нашу жизнь более интересной, наполненной смыслом.

- Кто из вас, ребята, может объяснить слово “объект”?

Нас окружает множество самых разных предметов, которые всегда можно осмотреть, потрогать, понюхать, измерить, попробовать на вкус. Предметы имеют форму, цвет и размер, чем и отличаются друг от друга.

А вот люди, животные – это живые существа. Мы их обычно предметами не называем.

Не можем мы назвать предметом и солнце, его лучи, дождь, ветер, облака, снегопад, вой ветра и многое другое. Каким же словом можно назвать всё то, что я сейчас перечисляла?

Верно. Слово “объект” придумали в Древней Греции более двух тысяч лет назад.

Объект – это любой человек, предмет, явление, процесс или событие, которые мы воспринимаем как единое целое и они становятся объектами нашего внимания, разговора, исследования, описания.



^ III. Закрепление. (Выполнение заданий в рабочей тетради)

6-й слайд

Катя и Марина – одноклассницы. Катя выше Марины.

1. Рассмотрите рисунок (задание №1):

- Кто это на рисунке? Подпишите.

- Что это на рисунке? Подпишите.

Устно опишите эти объекты.

2. Многие Объекты можно графически представить. (выполняется задание №2).

3. Все объекты, которые мы можем наблюдать, имеют общее видовое название (выполняется задание №3).

4. Объекты обладают какими-либо качествами, свойствами, которые отличают их от других объектов. (выполняется задание №5).

5. Информацию об объекте можно представить разными способами. Рассмотрите рисунок в №7.

5. Что мы видим в левом столбце? А в правом? Допишите нужные слова.

6. Сейчас мы будем выполнять задание к №8. Но прежде давайте рассмотрим образец. (выполняется задание № 8).



7. На этом мы работу в рабочей тетради завершаем. Остались невыполненными № 4, 6, 9. Выполните дома по выбору 2 из них.

^ IV. Физкультминутка.

Игра “Бывает - не бывает”

Игра “Угадай объект”

1. Я называю объекты с их характеристиками. Если такие бывают, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то вы разводите недоуменно руки в стороны и мотаете отрицательно головой:

горячий снег, красное яблоко, круглый арбуз, синее солнце, синее море, квадратная коробка, квадратный помидор, высокий лилипут.

2. Сейчас я назову свойства объекта, а вы должны его узнать, повернуться в его сторону и назвать.

  • Это такое дополнительное устройство, которое помогает вывести информацию с монитора на большой экран.

  • Это такой предмет белого цвета, на котором можно крепить магнитами необходимые листы и писать маркерами.

  • Это такое дополнительное устройство, которое помогает вывести на бумагу, готовый продукт работы за компьютером.

^ VI. Компьютерный практикум.

Учащиеся переходят за компьютеры. Открывают свои папки, а в них заготовку календаря.

Работа учащихся на компьютерах. Готовый продукт (календарь) ребята отправляют по сети на принтер.

Ну, а теперь, ребята, нам предстоит продолжить работу с объектами, которые представлены в графическом виде. Сегодня у нас в планах завершить работу над созданием подарочного календаря и вывести его на бумагу.

Итак, сегодня мы будем вставлять картинку в нашу заготовку.

  • на панели горизонтального меню нажимаем кнопку “Вставка”;

  • в появившемся вертикальном меню выбираем строчку “рисунок”, а во вспомогательном меню строку “из файла”, кликаем;

  • в контекстном меню выбираем адрес необходимого файла: на рабочем столе выбираем папку картинки, открываем её, находим в ней папку “Новый год” - открываем её;

  • теперь с помощью полосы прокрутки выбираете подходящий рисунок, выделяете его щелчком левой кнопки мыши и нажимаете кнопку “вставить”;

  • последний этап – отформатировать календарь, сохранить в нём изменения и вывести в печать.

^ VI. Подведение итогов, комментарии к домаш-нему заданию.

7-й слайд

Что же такое объект?

- Прочитайте текст. Назовите объект, о котором повествуется в рассказе:

  • Аристотель - древнегреческий учёный. Он был учителем Александра Македонского.

  • Александр Македонский был великим полководцем Древней Греции, завоевавшим много разных стран

  • Древняя Греция прославилась великим множеством замечательных людей: учёных, полководцев, музыкантов, философов, поэтов.

- Скажите, а слово “молодцы” может быть объектом? (Да, если мы описываем его свойства: число букв, звуков, даём им характеристику и т.д.)

- Приведите свои примеры объектов реального мира.

- Молодцы.

И в завершение урока ещё раз о домашнем задании: в рабочей тетради № 4, 6, 9. Выполните дома по выбору 2 из них. А в клетчатой части на с.8 нарисуете объект, которое имеет следующие свойства: зелёного цвета, листья – в виде иголок.


Приложение 5

^ Тема урока: Источник и приемник информации

Возраст учащихся: III класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: знакомство с понятием источник и приемник информации.


<< предыдущая страница   следующая страница >>