microbik.ru
  1 2 3 4 5

Рисунок 1. Программа (регламент) проведения экологического
контроля и мониторинга объектов по уничтожению ХО
4.3.2. При проведении экологического мониторинга компонентов ПС в СЗЗ и ЗЗМ регламент

мониторинга предусматривает предварительное определение зоны проведения наблюдений по

результатам измерений на источниках ЗВ (или анализа выбросов на границе СЗЗ) с последующим

расчетом рассеивания ЗВ и определением максимально вероятной зоны обнаружения ЗВ, рассеянных

в окружающей среде.
4.3.3. Установленная периодичность проведения сеансов отбора проб и реализации алгоритма

мониторинга (рисунок 1) составляет от одной недели до одного месяца, что обеспечивает высокую

достоверность работы СЭКиМ.
4.3.4. В соответствии с требованиями 4.1.4 при проведении мониторинга загрязнений в СЗЗ и

ЗЗМ объекта по уничтожению ХО должна быть реализована схема, основанная на сочетании

используемых модельных подходов и результатов химико-аналитических и биологических

исследований в выбранной области проведения наблюдений. В соответствии с этим требованием
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
каждая из отобранных проб воздуха, воды, почвы, снежного покрова, донных отложений должна

быть проанализирована на токсичность с использованием методов биотестирования.
4.3.5. Совмещение измерений с модельным определением зоны проведения наблюдений и

сеансами отбора проб отвечает современной концепции мониторинга, сочетающего систему

наблюдений (измерений, анализов) с прогностической моделью взаимодействия "объект -

окружающая среда", и позволяет существенно снизить объем аналитических работ при повышении

достоверности результатов исследования состояния ОС.
4.3.6. Важными показателями СЭКиМ являются технологические характеристики мониторинга -

регулярность и периодичность проводимых наблюдений (измерений). Минимально необходимый

период для проведения отбора проб и измерений связан с принятым в статистической обработке

получаемой информации понятием корреляции (взаимосвязи) полученных результатов. Для

конкретного объекта по уничтожению ХО этот показатель, определяемый на основании проведенных

исследований, впоследствии является основой для установления минимальной периодичности

проведения отбора проб и анализов.
4.4. Технологические характеристики системы экологического контроля и мониторинга
4.4.1. Одной из основных структурных единиц СЭКиМ, определяющей ее технико-

экономические показатели и достоверность проводимых исследований, является экологически

обоснованная и установленная (геодезически привязанная) на местности система пробоотбора. При

проектировании (организации) системы пробоотбора в СЗЗ и ЗЗМ объекта по уничтожению ХО

должны быть учтены следующие основные требования:
- репрезентативность (представительность) системы пробоотбора должна быть обеспечена

выбором точек отбора проб в типичных для территории ЗЗМ природных зонах. В системе

пробоотбора должны быть представлены в существующих пропорциях, по возможности, все

сложившиеся в данной местности экосистемы (лесные, луговые, водные и др.), на основе которых

осуществляют зонирование района проведения мониторинга;
- расположение точек отбора проб должно быть определено с учетом розы ветров, высоты

источников выбросов, характера выбросов в атмосферу (дисперсности частиц, удельного веса

вещества), рельефа территории и результатов моделирования рассеивания ЗВ в компонентах ПС.

Выбранные точки (области) отбора проб должны обеспечивать проведение отбора проб в различных

объектах мониторинга;
- заданная плотность и регулярность системы пробоотбора должны обеспечивать

интерполяцию результатов измерений и достоверное отображение (посредством интерполяций)

изолиний уровней концентраций ЗВ по измеренным значениям.
4.4.2. Перечисленным условиям, а также требованиям [6] удовлетворяет секторно-сегментная

система пробоотбора, при этом число секторов определяет плотность и расположение точек системы

пробоотбора. Оптимальной, обеспечивающей высокую достоверность результатов мониторинга

является система пробоотбора с точками отбора проб, расположенными по двадцати четырем румбам

(секторам) на расстояниях, ориентировочно 1, 2, 3, 5, 10 км от источника загрязнения. Направление

начального румба должно совпадать с преобладающим направлением ветра в годовой розе ветров.
4.4.3. Плотность точек отбора проб должна быть максимальной в ближней к объекту по

уничтожению ХО зоне проведения мониторинга и уменьшаться пропорционально удалению от него.

Это обеспечивает более высокую плотность точек отбора проб в области наиболее вероятного

загрязнения (вследствие, например, выпадений из атмосферного воздуха) и корреляцию модельных
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
(расчетных) закономерностей рассеивания ЗВ с измеренными значениями концентраций ЗВ на

местности. Начальная (проектная) система пробоотбора [полная система установленных и

привязанных точек (постов) отбора проб, из которых по результатам моделирования определяют

конкретную совокупность точек отбора проб] представлена на рисунке 2 (не приводится).
4.4.4. Совмещение принципа репрезентативности выбора точек отбора проб с обеспечением

корреляции расчетных моделей с распределением (плотностью) точек отбора проб является

обязательным требованием при проектировании оптимальной системы пробоотбора. Выбранные

точки (области) отбора проб должны обеспечивать проведение отбора проб в различных объектах

мониторинга (например, точки, в которых проводят отбор проб почвы, должны быть доступны для

отбора проб снежного покрова, в точках отбора проб природной воды в открытых водоемах должен

быть обеспечен отбор проб иловых осадков).
4.4.5. Периодичность проведения отбора проб и анализов, являющаяся важным технико-

экономическим показателем СЭКиМ, связана с пропускной способностью лаборатории мониторинга

окружающей среды (парком основного и вспомогательного оборудования, численностью персонала,

эксплуатационными затратами). Периодичность проведения отбора проб и анализов отобранных

образцов напрямую связана со стабильностью работы объекта по уничтожению ХО, накоплением

статистически достоверной информации и возможностью составления по данным измерений

прогноза уровней загрязнения компонентов ПС.
4.4.6. Технико-экономические показатели системы мониторинга определяются на стадии

проектирования количеством точек отбора проб и структурой системы пробоотбора,

периодичностью и стоимостью проводимых анализов (стоимость анализов в данном случае -

интегральный показатель трудозатрат). Два первых показателя (система пробоотбора и

периодичность отбора проб) определяют достоверность проводимых наблюдений. Увеличение числа

точек или периодичности отбора проб сверх определенного оптимума приводят к существенному

росту затрат при незначительном повышении достоверности регистрации ЗВ в компонентах ПС.
4.4.7. Общие требования к организации и проведению контроля и мониторинга включают в

себя:
- использование результатов фонового мониторинга в качестве основы для оценки влияния

объекта по уничтожению ХО на ОС в течение всего времени функционирования СЭКиМ;
- моделирование рассеивания ЗВ, поступающих от объекта по уничтожению ХО в ОС, и

определение областей (территорий) проведения наблюдений;
- определение совокупности точек отбора проб, обеспечивающей достоверную оценку

распределения ЗВ при их попадании в ОС;
- согласование (корреляцию) планов-графиков контроля источников ЗВ на территории объекта

по уничтожению ХО и мониторинга ЗВ в компонентах ПС в СЗЗ и ЗЗМ;
- проведение сеансов отбора проб одновременно в различных компонентах (воздухе, почвах и

снежном покрове, природной воде и иловых осадках);
- построение полей рассеивания ЗВ по результатам наблюдений и сравнение с расчетными

значениями концентраций ЗВ, полученными при моделировании рассеивания загрязняющих веществ

в компонентах ПС источниками ЗВ на территории объекта по уничтожению ХО;
- постоянную корректировку расчетных моделей и системы пробоотбора по результатам

проведенных исследований;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
- статистическую обработку данных наблюдений, построение по результатам наблюдений

(измерениям концентраций ЗВ) на источниках ЗВ карт рассеивания ЗВ в компонентах ПС,

построение по результатам наблюдений (измерений концентраций ЗВ в компонентах ПС)

интерполяционных полей (изолиний) распределения ЗВ в компонентах ПС, составление прогноза

воздействия объекта по уничтожению ХО на окружающую среду;
- выдачу систематизированной информации для представления в уполномоченные органы

государственной власти, органы исполнительной власти, а также рекомендаций, относящихся к

методам снижения воздействия объекта по уничтожению ХО на окружающую среду.
4.5. Перечни веществ, подлежащих экологическому контролю и мониторингу на объектах по

уничтожению химического оружия
4.5.1. Основой при формировании программы наблюдений (планов-графиков контроля и

мониторинга) являются ранжированные по средам и периодичности проведения измерений перечни

ЗВ, образующихся в технологических процессах детоксикации ОВ и термического обезвреживания

отходов:
- ОВ и продуктов их деструкции;
- общепромышленных ЗВ.
4.5.2. Перечни продуктов деструкции ОВ, а также других ЗВ, контролируемых в объектах

окружающей среды, должны быть уточнены на стадии запуска и эксплуатации объекта по

уничтожению ХО, а также в процессе развития системы экологического контроля и мониторинга

объекта по уничтожению ХО.
4.5.3. Ранжирование перечня ЗВ должно быть проведено в соответствии с положениями

общероссийских нормативных документов. При отсутствии нормативной базы ранжирование

перечня ЗВ должно быть проведено с учетом опасных свойств контролируемых веществ, а также

известных закономерностей их распространения и химического превращения в различных средах.
4.5.4. Основными критериями для выбора ЗВ считают их токсические свойства, количество и

распространенность в окружающей среде, стойкость (персистентность) вещества, способность к

биоаккумуляции, миграции, межсредовому распределению, что проявляется в одновременном

загрязнении нескольких сред.
Перечень ЗВ при проведении мониторинга атмосферного воздуха формируют в соответствии с

Руководством по контролю загрязнений атмосферы - РД 52.04.186 [6] и Методикой расчета

концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, -

ОНД-86 [7].
4.5.5. Общий алгоритм формирования перечня веществ, подлежащих контролю и мониторингу

на объектах по уничтожению ХО, приведен на рисунке 3. Перечень ЗВ, подлежащих контролю в

атмосферном воздухе, пересматривают при изменении данных инвентаризации источников

выбросов.
        ----------------------------------------------------------¬
        ¦      Анализ технологических процессов уничтожения ОВ     ¦
        ¦    и термического обезвреживания отходов. Установление   ¦
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
        ¦ номенклатуры ЗВ, образующихся в технологических процессах ¦
        L-----------------------------T----------------------------
                                      \/
            -------------------------------------------------¬
            ¦ Обоснование перечня веществ, подлежащих контролю ¦
            ¦ на источниках выбросов объекта по уничтожению ХО ¦
            L-T---------------------T----------------------T--
              \/                    \/                     \/
-----------------¬           -----------------¬           -------------

-----¬
¦ Ранжирование ЗВ ¦           ¦ Ранжирование ЗВ ¦           ¦   

Обоснование   ¦
¦   по критерию   ¦           ¦   по критерию   ¦           ¦ перечня

стойких ¦
¦ целесообразности ¦           ¦ целесообразности ¦           ¦    

продуктов    ¦
¦ в соответствии с ¦           ¦ в соответствии с ¦           ¦

трансформации и ¦
¦      ОНД-86     ¦           ¦ РД 52.04.186-89 ¦           ¦   деструкции

ОВ  ¦
L------------T----           L-------T---------           L----------T-

------
             L--------------------¬ ¦   -----------------------------
                                  \/\/\/
            -------------------------------------------------¬
            ¦ Выбор приоритетных веществ, подлежащих контролю ¦
            ¦ в атмосферном воздухе по сумме всех ранжирований ¦
            L-----------------------T-------------------------
                                    \/
-----------------¬           -----------------¬           -------------

-----¬
¦   Перечень ЗВ,  ¦           ¦   Перечень ЗВ,  ¦           ¦    Перечень

ЗВ,  ¦
¦    подлежащих   ¦           ¦    подлежащих   ¦           ¦   

подлежащих    ¦
¦ контролю в почве ¦ < ---------+    контролю в   +--------- > ¦ контролю в

воде ¦
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
¦     и донных    ¦           ¦   атмосферном   ¦           ¦ и снежном

покрове ¦
¦    отложениях   ¦           ¦     воздухе     ¦          

¦                  ¦
L-----------------           L-----------------           L------------

------
Рисунок 3. Алгоритм формирования перечней веществ,
подлежащих контролю и мониторингу в компонентах ПС
в районах расположения объектов по уничтожению ХО
4.5.6. При формировании перечней веществ, подлежащих контролю и мониторингу в других

компонентах природной среды (почвах, природных водах, снежном покрове, донных отложениях),

следует учитывать, что:
- загрязнение этих компонентов источниками ЗВ происходит в результате осаждения газов,

паров, аэрозолей, пыли или растворенных соединений ЗВ с дождем и снегом из атмосферы, а также

различного вида переноса твердых и жидких отходов за пределы территории объекта по

уничтожению ХО;
- возможны процессы трансформации и деструкции ОВ;
- на объектах по уничтожению ХО отсутствует сброс в ОС технологических сточных вод;

перечень определяемых показателей качества воды водоемов и водотоков должен быть установлен с

учетом целевого использования водоема или водотока, состава сбрасываемых сточных вод,

требований потребителей информации;
- при появлении новых источников загрязнения, изменении мощности, состава и условий

сброса сточных вод прежних источников и других сложившихся условий перечни определяемых

показателей воды могут быть изменены;
- для повышения эффективности контроля и мониторинга необходимо измерять только те

вещества, по которым можно судить об отклонении от технологии уничтожения, а также показатели,

свидетельствующие о накоплении продуктов трансформации в ОС;
- перечни веществ, подлежащих аналитическому контролю в природной воде, почве, донных

отложениях и снежном покрове, следует корректировать при изменении перечня веществ,

подлежащих аналитическому контролю в атмосферном воздухе, с учетом химической формы

нахождения в данной среде.
4.6. Состав и функции системы экологического контроля и мониторинга
4.6.1. В соответствии с 4.2 СЭКиМ должна включать в себя две основные структурно-

функциональные подсистемы:
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
- подсистему контроля за соответствием источников ЗВ на территории (промплощадке) объекта

по уничтожению ХО установленным нормативами в области охраны окружающей среды;
- подсистему экологического мониторинга состояния окружающей среды за пределами

промплощадки объекта по уничтожению ХО в СЗЗ и ЗЗМ.
4.6.2. СЭКиМ должна обеспечивать комплексный анализ ЗВ на объектах по уничтожению ХО и

в компонентах ПС в их СЗЗ и ЗЗМ, включающий в себя аналитические исследования (КХА), а также

проведение прямых токсикологических испытаний компонентов ПС на стандартных тест-объектах

по аттестованным методикам.
4.6.3. Лабораторный комплекс СЭКиМ должен включать в себя:
- центральную аналитическую лабораторию по контролю источников ЗВ на территории объекта

по уничтожению ХО и мониторингу компонентов ПС в СЗЗ и ЗЗМ (ОВ и продуктов их деструкции,

специфических и общепромышленных ЗВ);
- лабораторию биомониторинга и биотестирования для количественной оценки токсичности

компонентов ПС, а также отходов, образующихся при функционировании объектов по уничтожению

ХО (рекомендуется);
- тест-лабораторию (для первичного экспресс-анализа проб по групповым признакам -

маркерам - с последующим их детальным анализом в центральной аналитической лаборатории по

утвержденному перечню ЗВ);
- мобильную систему пробоотбора;
- информационный центр (включающий в себя ИАС, предназначенную для отображения и

анализа информации, исследования процессов накопления и распространения ЗВ в компонентах ПС,

оценки достоверности результатов мониторинга).
Структурная схема СЭКиМ показана на рисунке 4.
---------------------------¬   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - -¬
¦     Руководство СЭКиМ     ¦          ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА СЭКиМ     ¦
¦ (Принятие управленческих ¦   ¦
¦   решений по обеспечению  ¦                              - - - - - -

- - - - - - -¬¦
¦ экологической безопасности ¦   ¦   ------------------¬      ¦   

СТРУКТУРНЫЕ БЛОКИ
¦ объекта по уничтожению ХО) ¦ < -+--+   Компьютерная  

¦                               ¦¦
L---------T-----------------      ¦ система обработки ¦      ¦-----------

------------¬
          \/   /\             ¦   ¦   и отображения  +---- > ¦ Расчеты и

визуализация ¦¦¦
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
---------------+-----------¬ < -+- > ¦    информации    ¦      ¦¦ полей

рассеивания и  ¦
¦           СЭКиМ           ¦      L------------------       ¦    

распространения   ¦¦¦
¦    (Обработка данных и    ¦   ¦            /\             ¦¦      

загрязнений     ¦
¦    контроль за работой    ¦               ¦                L----------

-------------¦¦
¦   системы экологического  ¦   ¦            ¦               ¦-----------

------------¬
¦   контроля и мониторинга) ¦               ¦                ¦ Оценка

достоверности ¦¦¦
¦                           ¦   ¦            ¦               ¦¦    

аналитического    ¦
¦                           ¦      - - - - -+- - - - - - ¬   ¦       

контроля       ¦¦¦
¦                           ¦   ¦         БАЗЫ ДАННЫХ     ¦ ¦L----------

-------------
¦                           ¦      ¦                         -----------

------------¬¦¦
¦                           ¦   ¦    --------------------¬¦ ¦¦

Аналитическая оценка ¦
¦                           ¦      ¦¦ Физико-химические ¦    ¦    

долговременных    ¦¦¦
¦                           ¦   ¦    ¦ характеристики и  ¦¦ ¦¦ тенденций,

критических ¦
¦                           ¦      ¦¦      свойства      ¦    ¦       

ситуаций       ¦¦¦
¦                           ¦   ¦    ¦    загрязнителей   ¦¦ ¦L----------

-------------
¦                           ¦      ¦L--------------------    -----------

------------¬¦¦
¦                           ¦   ¦    --------------------¬¦ ¦¦    

Оптимизация и     ¦
¦                           ¦      ¦¦ Фоновые значения  ¦   

¦ корректировка системы ¦¦¦
¦                           ¦   ¦    ¦    концентраций    ¦¦ ¦¦     

пробоотбора      ¦
¦                           ¦      ¦L--------------------    L----------

-------------¦¦
¦                           ¦   ¦    --------------------¬¦ ¦-----------
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
------------¬
¦                           ¦      ¦¦      Текущие и     ¦   

¦ Формирование отчетной ¦¦¦
¦                           ¦   ¦    ¦   предшествующие   ¦¦ ¦¦     

документации     ¦
¦                           ¦      ¦¦     результаты     ¦    ¦  

различного уровня,  ¦¦¦
¦                           ¦   ¦    ¦      измерений     ¦¦ ¦¦ система

информирования ¦
¦                           ¦      ¦L--------------------    L----------

-------------¦¦
¦                           ¦   ¦   L - - - - - - - - - - - L - - - - -

- - - - - - --
¦                           ¦   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - --
¦                           ¦            /\
¦                           ¦   - - - -  +- - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - -¬
¦                           ¦   ¦         ¦    ЛАБОРАТОРНЫЙ КОМПЛЕКС

СЭКиМ
¦                           ¦           

¦                                            ¦
¦                           ¦   ¦--------+-----------¬    --------------

-------------¬
¦                           ¦    ¦      Управление    ¦ - > ¦ Лаборатория

биомониторинга ¦¦
¦                           ¦ < -++    аналитическим   ¦ ¦ ¦     и

биотестирования     ¦
¦                           +-- > ¦ контролем, средства ¦ ¦ L------------

T--------------¦
¦                           ¦    ¦     обработки и    ¦ ¦              

\/
¦                           ¦   ¦¦ передачи информации ¦ ¦ - - - - - - -

- - - - - - -¬¦
L---------------------------    L---------T---------- ¦   ЦЕНТРАЛЬНАЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ¦
                              ¦           \/          ¦ ¦       

ЛАБОРАТОРИЯ         ¦
                               --------------------¬

¦                             ¦
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
                              ¦¦ Мобильная система ¦ ¦ ¦-------------

------------¬ ¦
                               ¦     пробоотбора,   +--   ¦    Экспресс-

анализ по   ¦¦
                              ¦¦ тест-лаборатория  +--- > ¦   групповым

признакам   ¦ ¦
                               L---------T----------    ¦¦       

(маркерам)       ¦¦
                              ¦           \/             L-----------

T------------- ¦
                               --------------------¬    ¦            

\/            ¦
                              ¦¦   Система учета и  ¦     -------------

------------¬ ¦
                               ¦    хранения проб   ¦    ¦¦   Детальный

анализ по   ¦¦
                              ¦L--------------------     ¦

утвержденному перечню  ¦ ¦
                                                       ¦¦     

загрязнителей      ¦¦
                              ¦                          L------------

------------- ¦
                                                       L - - - - - -

- - - - - - --
                              L - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - --

<< предыдущая страница   следующая страница >>