microbik.ru
  1 2 3 4

Студенческое самоуправление



В целях развития студенческого самоуправления на всех факультетах, в институте и колледжах были созданы или реорганизованы студенческие советы, которые в апреле 2004 года оформились в орган студенческого самоуправления – Совет студентов и аспирантов СГУ, численный состав которого на сентябрь 2006 года составляет около 1500 студентов и аспирантов (в апреле 2004 года – свыше 500 студентов). В целях систематизации деятельности и выстраивания структуры самоуправления Совета в нём созданы сектора по видам деятельности с учётом Концепции воспитания студентов:

- научный

- информационный

- профессионально-трудовой

- культурно-массовый

- спортивный

- хозяйственный.

В рамках студенческого самоуправления созданы и успешно действуют студенческие проекты:

- «Школа студенческого актива», обучающая программа по проектной культуре; «Воспитай в себе лидера», курс тренингов и мастер-классов по сплочению команды и выявлению студенческого актива; «Школа этикета»;

- студенческие акции «Подари капельку тепла детям», «День донора» (благотворительные); «Университетская Снежинка» (спортивная); «Фестиваль студенческих инициатив»; «День студенческого самоуправления»; «ЧистоДел» (студенческие субботники);

- клубы по интересам: «Альтернатива», дискуссионный; «Дороги края», туристический; «Улей», интеллектуальный; «Кибер-клуб», компьютерный спорт; «Студенческий кино-клуб»;

- «Студенческий отряд», педагогические, сервисные (рекламные, проводников на ж/д, социологические и т.п.);

- организация летнего отдыха студентов в оздоровительно-спортивном лагере «Чардым».

Кроме того, ежегодно проводится Конференция студенческого самоуправления, на которой определяются основные пути развития студенческого самоуправления, утверждаются отчёты о работе и выбирается председатель Совета студентов и аспирантов.

Широко развивается сотрудничество с городскими студенческими организациями, работающими под эгидой отдела молодёжной политики администрации города Саратова и министерства образования области. По итогам городского конкурса студенческого самоуправления Совет студентов и аспирантов СГУ занял первое место среди вузов Саратова. В целях повышения эффективности самоуправления на факультетах в этом учебном году организован смотр-конкурс на лучший студенческий совет университета, подготовлен к изданию методический сборник «В помощь студенческому активисту».

Студенчество - самый организованный отряд, который обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования университетской жизни. Но в то же время студенчество испытывает потребность в оказании ему поддержки со стороны всего университетского коллектива. Основная проблема студ. Советов на большинстве факультетов – отсутствие помещения для организации своей деятельности. Также необходимо пересмотреть систему поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности (грамоты, премии, именные стипендии, звания
и т. д.) особенно в отношении студентов, обучающихся на коммерческой основе.


Спортивно-оздоровительное направление
Спортивно-оздоровительное направление осуществляется совместно с кафедрой физического воспитания и спорта и спортивным студенческим клубом. На основе годового плана работы спортивная работа со студентами осуществляется через преподавателей кафедры, ответственных за спортсектора студенческих Советов на факультетах и руководителей студенческих проектов (туристический клуб «Дороги края», «Кибер-клуб» - общий охват около 1300 чел.). Также в университете функционируют 12 секций по различным видам спорта (теннис, бадминтон, тренажёрный зал, волейбол и т.д) в которых занимаются свыше 450 студентов и преподавателей.

При поддержке управления организации воспитательной работы со студентами силами Совета студентов и аспирантов в университете восстановлен традиционный спортивный праздник «Университетская Снежинка»; ежегодно в сентябре проводится кросс первокурсников памяти Д.И Лучинина; апрельский забег «Весна. Сила. Молодость.»; туристические слёты и походы; чемпионаты по Кибер-спорту.

Главной проблемой по данному направлению является слабая спортивная материально-техническая база и разомкнутая инфраструктура. Работа по спорту строится на основе годовых планов, из-за чего отсутствует перспектива развития спорта в СГУ.
Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание проводится в тесном взаимодействии с Советом ветеранов университета, Зональной научной библиотекой, студенческим дискуссионным клубом «Альтернатива».

В соответствии с планом мероприятий на факультетах и в колледжах регулярно проводятся встречи с ветеранами, представителями органов власти, спортивные мероприятия, посвящённые памятным датам и крупным университетским учёным, организация фотовыставок, экскурсий, выпуск стенгазет и буклетов.

Важное значение имеет деятельность дискуссионного клуба «Альтернатива» на котором студенты пробуют свои силы в публичных выступлениях, учатся отстаивать свою точку зрения, приводить убедительные доводы, высказывать свою гражданскую позицию. Вот, например некоторые темы заседаний: «Как отразится реализация Болонского процесса на российском студенчестве», «Куратор студенческой академической группы – кто он?», «Гражданский патриотизм – навязанная установка или жизненная позиция», «Штаб студенческих отрядов – необходимость или бюрократическая структура», «Роль студенчества в университетской жизни», «Студенческое самоуправление - проблемы и перспективы», «Как нас нужно воспитывать?», «За что голосует молодёжь?», «Студент – права или обязанности?», «Что студенты хорошо? Что студенту плохо?». По итогам таких заседаний были разработаны и утверждены: Концепция воспитания студентов СГУ, «Положение о Совете студентов и аспирантов», «Положение о кураторе», «Положение о конкурсе кураторов». Готовятся положение о «Штабе студенческих отрядов», положение о «Студенческой приёмной», перспективная программа по гражданско-патриотическому воспитанию.

На многих факультетах собран богатый исторический материал как по участию преподавателей в Великой Отечественной войне, так и по истории своего факультета. Приближающийся 100-летний юбилей университета, несомненно, требует создание Музея СГУ.
Профессионально-трудовое воспитание
Изменившиеся условия жизни ставят задачу подготовки молодого специалиста, способного к полнокровной созидательной деятельности в социальном обществе, адаптации в нем. Поэтому одной из целей воспитательной работы в университете стало формирование отношения личности к избранной профессии. Итоги анкетирования студенчества, неоднократные обращения в управление по вопросам трудоустройства, студенческие благотворительные акции позволили выделить профессионально-трудовое воспитание в отдельный блок.

В связи с прохождением студентами некоторых факультетов педагогической практики создало предпосылки для заключения договора с детским спортивно-оздоровительным лагерем «Лебедь» (г. Анапа) в котором за два года отработало свыше 200 студентов на условиях полной оплаты проезда и заработной платы. Систематические поездки в указанный лагерь и договорные отношения позволили сформировать педагогический студенческий отряд в университете, насчитывающий в своих рядах около 350 студентов.

Итогом студенческих благотворительных акций «Подари капельку тепла детям» стал социальный отряд «Капелька», который патронирует
8 детских домов в 6 городах области. Общее число участников – 130 человек.

Проведение субботников, участие в городских акциях чистоты, организация и обеспечение студенческих мероприятий заставило в студенческих Советах на некоторых факультетах создать хозяйственные сектора, которые стали основой при разработке и реализации многих выездных студенческих мероприятий.

На сегодня возникла потребность в формировании органа координирующего деятельность этих отрядов. Особенно учитывая возможность расширения деятельности отрядов на договорной основе.
Культурно-эстетическое воспитание
Реализация культурно-эстетического направления осуществляется студенческим клубом культуры, что способствует раскрытию и реализации творческих устремлений современной молодёжи. В настоящее время в стенах клуба университета и на факультетах занимаются около 200 разнообразных коллективов: танцевальные коллективы, театральные студии, фольклорные ансамбли, команды КВН. Удачно запущенные проекты «Студенческая весна», «Мисс и Мистер СГУ», «Посвящение в студенты» и другие привлекают с каждым годом всё большее количество студентов. На постоянной основе в клубе занимаются около 600 студентов, в год проводится не менее 80 мероприятий, подготовленных силами студентов университета.
Проблемы
Вместе с тем, в организации воспитательной работы со студентами по вышеизложенным направлениям имеется ряд трудностей и нерешенных вопросов:

- испытывается недостаток в методическом обеспечении по организации воспитательного процесса в университете. Многие документы, регламентирующие воспитательную работу, разрабатывались исходя из личного опыта участников процесса, или традиций сложившихся за время существования университета;

- до сих пор на факультетах нет отдельных смет на организацию и проведение воспитательной работы со студентами;

- на факультетах проводится недостаточно мероприятий, направленных на изучение студентами исторического и культурного наследия России, в корпусах отсутствует государственная символика;

- структурными подразделениями недостаточно используются возможности университетских газет и информационного Интернет-сайта университета для освещения своей деятельности;

- в полной мере не используется ресурс факультетов по обеспечению направлений воспитательной работы.
Пути оптимизации
Для повышения эффективности работы по направлениям, обозначенным в Концепции необходимо осуществить следующий ряд мероприятий:

  • необходимо разработать критерии оценки состояния воспитательной работы в университете;

  • начиная с нынешнего учебного года организовывать для профессорско-преподавательского состава научно-практические и методические конференции по актуальным проблемам воспитательной работы в университете;

  • регулярно проводить обсуждение воспитательных проблем (особенно отчёты кураторов) на заседаниях ученых Советов, заседаниях кафедр, деканатов;

  • в учебное расписание ввести в обязательном порядке не менее двух «часов куратора» в месяц, с предоставлением аудитории;

  • в рамках подготовки к 100-летнему Юбилею университета предусмотреть создание галереи известных выпускников, мемориальных и специализированных аудиторий, Досок и Книг почета студентов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников; возобновить постоянно действующий лекторий; создать музей университета;

  • при управлении организации воспитательной работы со студентами создать Штаб студенческих отрядов, на принципах материальной заинтересованности и материального стимулирования;

  • необходимо постоянное поступательное развитие социокультурной сферы университета (библиотеки, студенческих клубов культуры, спорта, гуманитарных кафедр, музеев, учебных кабинетов, выставок и т. д.); во всех корпусах и структурных подразделениях разместить государственную символику;

  • разработать перспективную программу развития физической культуры и спорта в университете с увеличением спортивных секций, различных спартакиад и соревнований, в том числе и в общежитиях, подготовки сборных команд университета, участия студентов в межвузовских состязаниях и других оздоровительных мероприятиях, в том числе по туризму. Обязательно учесть развитие спортивно-оздоровительного лагеря "Чардым", а также профилактория и здравпункта;

  • разработать программу по планированию и организации работы по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и ВИЧ-инфекции среди студентов, а также табакокурению;

  • в целях бережного отношения к имуществу университета и его эстетического оформления сделать постоянным проведение смотра-конкурса кабинетов и аудиторий;

  • пересмотреть систему поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности, разработать новые формы поощрения студентов и преподавателей, ввести поощрение студентов, обучающихся на коммерческой основе.


Реализация вышеизложенных мероприятий позволит улучшить все показатели по организации воспитательной работы в университете.

Методические рекомендации

куратору академической студенческой группы
Введение
С началом экономических и политико-идеологических реформ в России воспитательная функция высшей школы была на долгие годы выведена из системы образования. К тому же, за последние десятилетия заметно изменился и социально-психологический портрет студенчества- иные моральные критерии, жизненные ориентиры; студенты вынуждены материально обеспечивать себя, подрабатывая параллельно учебе, сильно подвержены стрессам и неврозу, склонны к асоциальному поведению. Многие преподаватели столкнулись с проблемой психологического и профессионального характера, не было стимула качественно заниматься воспитательной деятельностью. А ведь знание современных методик воспитания, умение влиять на сознание и чувства студентов заметно повышает эффективность воспитательного процесса.

В настоящее время в системе российского образования формируется новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно-деятельная направленность образования, организация современной среды воспитания, оптимизации процессов социализации и индивидуализации. Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе.

Общая цель воспитания студентов в Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского - разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего физическим здоровьем, высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

Основная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Наиболее актуальными в современных условиях являются следующие задачи:

  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

  • формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;

  • воспитание нравственных качеств, интеллигентности;

  • развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;

  • сохранение и приумножение историко-культурных и научных традиций университета, преемственности, формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности;

  • укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;

  • формирование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;

  • адаптация первокурсников и иногородних студентов к изменившимся условиям жизнедеятельности, с целью вхождения в университетскую среду.

Реализация воспитательных задач осуществляется системно через учебный процесс, производственную практику, студенческое самоуправление и систему вне учебной воспитательной деятельности, в которой важную педагогическую роль играют кураторы. Работа куратора способствует адаптации студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в университете, включению в учебный процесс, правовому воспитанию, духовно-нравственному и профессиональному становлению личности студента. Изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, определение уровня воспитанности, планирование воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков у студентов, создание условий для взаимопомощи и сотрудничества вот далеко не полный круг обязанностей куратора.

<< предыдущая страница   следующая страница >>