microbik.ru
  1 2 3

Дело № А27-6118/2009.

Общество с ограниченной ответственностью «Трансхимресурс» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, Коллегии администрации Кемеровской области и Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выразившихся в ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка; действий Федерального агентства Роснедвижимости по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007; обязании Управления Роснедвижимости исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка; признании недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельного участка.

Решением от 04.12.2009 Арбитражный суд Кемеровской области требования ООО «Трансхимресурс» удовлетворены. Суд обязал Управление Роснедвижимости устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации, статьей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

В части признания недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверки Управлением Роснедвижимости отчета.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2010 года решение суда первой инстанции отменено в части и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «Трансхимресурс».

Суд апелляционной инстанции посчитал, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению Управления Роснедвижимости утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель с учетом рыночной стоимости земельного участка, а также отклонил довод о ненадлежащей предварительной проверке отчета.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 мая 2010 года судебный акт апелляционной инстанции был отменен, а решение суда первой инстанции - оставлено в силе. Судом кассационной инстанции установлено:

Указывая на отчет независимого оценщика (общества с ограниченной ответственностью «Маркетинг») об определении рыночной стоимости земельного участка, ООО «Трансхимресурс» в порядке, предусмотренном нормами главы 24 АПК РФ, оспорило действия Управления Роснедвижимости по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а также действия Федерального агентства Роснедвижимости по ненадлежащей проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка.

При выяснении обстоятельств дела суд первой инстанции установил, что в процессе проведения государственной оценки земель и расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка не была использована достаточная и достоверная информация о рыночных ценах на землю, при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости не использовано основное количество факторов.

В нарушение пунктов 8.1, 9.5, 9.8 Административного регламента, Управлением Роснедвижимости не в полном объеме и не с надлежащим качеством был проведен контроль за ходом выполнения ФГУП «ФКЦ «Земля» работ по определению кадастровой стоимости земельного участка и порядка проверки их результатов Федеральным агентством Роснедвижимости.

На этом основании в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка (пункт 11 Административного регламента).

Следовательно, суд первой инстанции правомерно (часть 2 статьи 201 АПК РФ) удовлетворил требования ООО «Трансхимресурс» о признании незаконными действий по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка и обязании исключить данные сведения из государственного земельного кадастра.

Таким образом, основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции является несоответствие выводов об оценке государственной кадастровой оценки земельного участка установленным обстоятельствам дела.

Кроме того, суд первой инстанции сделал правильный вывод о неподведомственности спора в части признания недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» и обоснованно применил пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ о прекращении производства по делу в этой части.
2. Вторая позиция. Управление Роснедвижимости не утверждает кадастровую стоимость земельных участков, а лишь вносит сведения об экономических характеристиках земельных участков в государственный земельный кадастр после утверждения таковых нормативными правовыми актами органов государственной власти и органами местного самоуправления. Основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений о земельном участке является нормативный акт исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки земель.

Необоснованным является отождествление такого института, как утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, которое производится территориальным Управлением Роснедвижимости после утверждения кадастровой стоимости земель.

С учетом данных обстоятельств, в случае соответствия действий Управления Роснедвижимости (последовательность, порядок и сроки осуществления административных процедур, порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) положениям Административного регламента исполнения федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года № 215, в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков должно быть отказано.

По смыслу приведенной позиции, недостоверность результатов оценки государственной кадастровой оценки земельных участков сама по себе не является основанием для вывода о несоответствии действий Управления Роснедвижимости положениям Административного регламента исполнения федеральным агенством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года № 215.

Указанная позиция нашла свое выражение в судебных актах по следующим делам.
Дело № А46-14427/2009.

Предприниматель Жарова И.А. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконными действий по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка и об обязании заинтересованного лица исключить указанную стоимость из кадастра.

Решением от 20 октября 2009 года Арбитражного суда Омской области заявление предпринимателя Жаровой И.А. удовлетворено.

Постановлением от 17 декабря 2009 года Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, в удовлетворении требований отказано.

Суд кассационной инстанции постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда оставил без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 марта 2010 года указано:

Узнав из кадастрового паспорта о кадастровой стоимости спорного земельного участка, предприниматель Жарова И.А. направила в Управление Роснедвижимости по Омской области запрос о разъяснении порядка определения кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка.

По сообщению заинтересованного лица кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-П.

Полагая, что порядок внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, предприниматель Жарова И.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением.

При удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил № 316, Административного регламента, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что действующим законодательством ни Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, ни его территориальным органам не предоставлены полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя Жаровой И.А., апелляционный суд указал, что Управление Роснедвижимости по Омской области не вносило в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость спорного земельного участка, а после утверждения постановлением Правительства Омской области № 174-П от 19 декабря 2007 года средних удельных показателей внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков в государственный кадастр, в том числе в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2008 года № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».

Суд кассационной инстанции поддержал выводы апелляционного суда.

В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правительство Омской области во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08 февраля 2006 года № 731-ОЗ приняло постановление № 174-П от 19 декабря 2007 года, которым утвердило средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в рублях за квадратный метр по видам разрешенного пользования в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36.

Как следует из пункта 4 статьи 17 Закона от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

В пункте 9.9 Административного регламента указано, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).

Учитывая изложенное, заявитель необоснованно отождествил утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое территориальным Управлением Роснедвижимости после утверждения кадастровой стоимости земель.

При таких обстоятельствах правомерен вывод суда апелляционной инстанции о том, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений о земельных участках послужило постановление Правительства Омской области № 174-П, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости участков - материалы государственной кадастровой оценки.

Установив, что оспариваемые заявителем действия Управления Роснедвижимости по Омской области соответствуют закону и иным нормативным актам и не нарушают прав и законных интересов предпринимателя Жаровой И.А. в предпринимательской и иной экономической деятельности, апелляционный суд правомерно на основании статей 198, 200, 201 АПК РФ отказал в удовлетворении требований заявителя.
Также, к числу показательных примеров рассматриваемой позиции можно отнести следующие постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа:

  • от 09 февраля 2010 года по делу № А46-10773/2009;

  • от 25 февраля 2010 года по делу № А46-11968/2009;

  • от 25 февраля 2010 года по делу № А46-9696/2009;

  • от 16 марта 2010 года по делу № А46-7896/2009;

  • от 18 марта 2010 года по делу № А46-13645/2009;

  • от 23 марта 2010 года по делу № А46-4814/2009;

  • от 15 апреля 2010 года по делу № А46- 10305/2009;

  • от 06 мая 2010 года по делу № А46-4845/2009.


Более того, интересным в этой связи примером может послужить

<< предыдущая страница   следующая страница >>