microbik.ru
  1 2
РАЗДЕЛ 1. ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ ПОДГОТОВКИ
Задачи раздела:

  1. Ознакомление с целями, задачами, правилами и порядком обучения.

  2. Знакомство с коллективом преподавателей.

  3. Мотивирование Слушателей на обучение.

  4. Формирование коллектива слушателей, члены которого в дальнейшем смогут оказывать поддержку друг другу на стадии приема и после приема ребенка в семью.


Содержание:

    • Представление организации, преподавателей, проводящих подготовку и Слушателей в группе.

    • Выявление ожиданий и опасений участников.

    • Ознакомление Слушателей с целями, задачами, правилами и порядком обучения.

    • Основные понятия и определения, применяемые при обучении.

    • Причины сиротства в Российской Федерации.

    • Половозрастной состав детей, воспитывающихся в организациях, причины по которым детям трудно найти семью.


РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СТРУКТУРА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ
Задачи раздела:

  1. Ознакомление слушателей с возникающими у усыновителей, опекунов и ребенка правами и обязанностями при разных формах семейного устройства.

  2. Разъяснение - в каких правовых ситуациях дети могут быть приняты в семьи и на какие семейные формы устройства.

  3. Разъяснение процесса подготовки документов и прохождения процедур принятия ребенка в семью.

  4. Разъяснение прав и порядка предоставления социальных гарантий, выплат и льгот для детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства.


Содержание:

    • Правовые основы и структура законодательства.

    • Различное правовое положение детей – дети родительские и дети, оставшиеся без попечения родителей.

    • Семейные формы устройства - усыновление, опека, попечительство, приёмная семья, их отличие.

    • Дети, подлежащие передаче на усыновление, опеку. Права детей при передаче на семейные формы.

    • Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в усыновители и опекуны.

    • Правовые последствия усыновления, принятия под опеку.

    • Механизмы передачи ребенка в семью.

    • Права биологических родителей ребёнка и их родственников после передачи ребенка в принимающую семью.

    • Социальные гарантии, выплаты и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей.

    • Наблюдение органами опеки за детьми, переданными на семейные формы воспитания.

    • Основания к отмене усыновления, прекращению опеки, правовые последствия.


РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ И ЭТАПЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задачи раздела:

  1. Сформировать у слушателей понимание потребностей детей, которые должны быть ими удовлетворены для успешного воспитания и социализации детей.

  2. Дать слушателям представление об основных этапах и закономерностях психофизического и эмоционального развития детей, базовых потребностях детей.

  3. Дать представление о кризисных возрастах детей, понятии «кризис развития» и том, как себя вести воспитателям/родителям в момент кризиса с ребенком.


Содержание:

    • Базовые потребности детей, необходимые для успешного воспитания и социализации (безопасность, привязанность, постоянство, познавательное и эмоциональное развитие).

    • Этапы и закономерности психофизического и эмоционального развития детей - обзор.

    • Возрастные кризисы. Идентичность и принадлежность ребенка.

    • Ребёнок в семье, ребёнок как личность, условное и безусловное принятие ребёнка для успешного формирования детско-родительских отношений.


РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИХ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задачи раздела:

  1. Сформировать у слушателей понимание состояния здоровья детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Дать представление об источниках проблем и возможностях их корректирования, помочь слушателям определиться с возможностями воспитания детей, имеющих особенности здоровья и развития.

  3. Познакомить с основными проявлениями депривации, нарушений привязанности и «госпитализма» у детей, а также специфике взаимодействия родителей с детьми, пережившими психологическую травму.


Содержание:

    • Особенности состояния здоровья детей, оставшихся без попечения родителей.

    • Источники расстройств у ребёнка. Понятия: «госпитализм» и «депривация».

    • Корректируемые и не корректируемые заболевания. Психосоматические заболевания и фоновые состояния.

    • Экспертиза здоровья детей, передаваемых в семьи.


РАЗДЕЛ 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ КАК О РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЕ. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Задачи раздела:

  1. Дать представление о процессах развития семьи, помочь понять на каком этапе развития находится их семья.

  2. Познакомить с основными законами семейной динамики и тем, как ребенок изменит существующую семейную динамику.

  3. Помочь слушателям разобраться с личной мотивацией, оценить наличие или отсутствие личных и семейных ресурсов, достаточных для успешного воспитания ребенка.

  4. Сформировать у слушателей понимание роли ребенка в семье и роли родительских моделей в формировании личности ребенка.


Содержание:

    • Семейная система – психология семьи, этапы развития, кризисы.

    • Роль ребенка в семье. Родительские ожидания и разочарования.

    • Мотивация при принятии ребенка в семью.

    • Функции и дисфункции семьи как системы.

    • Семья как образец модели поведения для ребенка.

    • Воспитательные компетенции (необходимые знания и умения) принимающих взрослых, необходимые для успешного воспитания и социализации ребенка.

    • Семейные и личные ресурсы, необходимые для успешного принятия и воспитания ребенка.


РАЗДЕЛ 6. ПОДГОТОВКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ К ПРИНЯТИЮ РЕБЕНКА
Задачи раздела:

  1. Помочь слушателям подготовиться к взаимодействию с членами семьи и семейным окружением, для обеспечения психологически комфортной и безопасной среды для ребенка.

  2. Дать навык безопасного для семьи и ребенка взаимодействия с внешним социальным окружением.


Содержание:

    • Подготовка семейного окружения к принятию нового члена семьи.

    • Обеспечение безопасного и конструктивного общения с окружающими и посторонними людьми; правила поведения.


РАЗДЕЛ 7. ЗНАКОМСТВО С РЕБЕНКОМ, ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О НЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ВЗВЕШЕННОЕ РЕШЕНИЕ О ПРИНЯТИИ И ВЫБОРЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА В СООТВЕТСТВИИ С РЕСУРСАМИ СЕМЬИ
Задачи раздела:

  1. Дать слушателям знания, позволяющие принять взвешенное решение по принятию ребенка в семью, определению пола, возраста, числа детей, и выбора формы семейного устройства в соответствии с личными и семейными ресурсам особенностями семьи и потребностями ребенка.

  2. Сформировать у слушателей понимание процедуры получения направления и знакомства с ребенком и проведения независимой медицинской экспертизы состояния его здоровья.

  3. Подготовить слушателей к первому контакту с ребенком и возможности установления отношений с ним.


Содержание:

    • Что требуется знать о ребенке (детях), включая: состояние их здоровья, особенности развития и поведения, особые потребности, для принятия взвешенного решения о принятии его в семью.

    • Выбор формы семейного устройства в соответствии с ресурсами семьи.

    • Порядок получения направления на знакомство с ребенком и проведения независимой медицинской экспертизы состояния здоровья ребенка.

    • Порядок и основные задачи знакомства с ребёнком, его документами и состоянием здоровья, процесс установления отношений.


РАЗДЕЛ 8. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ПРИНИМАЮЩИХ ЕГО ВЗРОСЛЫХ
Задачи раздела:

  1. Дать слушателям знания о причинах и процессе адаптации ребенка и семьи в целом.

  2. Научить понимать интересы детей на этом этапе создания семьи и правильно интерпретировать их поведение.

  3. Подготовить слушателей к преодолению конфликтов в семье и окружении, иных сложностей, связанных с адаптацией семьи и ребенка.


Содержание:

    • Процесс адаптации. Стадии, особенности каждой стадии, зависимость скорости адаптации от различных факторов.

    • Особенности поведения детей в первый период после передачи в семью. Расстройства первого периода у принимающих родителей, вызванные адаптацией семьи, депрессия и другие признаки адаптированности и дезадаптации ребенка.

    • Интерпретация поведенческих проявлений ребёнка в приёмной семье во время адаптации.

    • Основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей.


РАЗДЕЛ 9. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ПЕРЕДАННОГО НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ, НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Задачи раздела:

  1. Сформировать у слушателей понимание особых потребностей и наличия особенностей поведения детей.

  2. Помочь в осознании причин трудного поведения детей и подростков, связи трудного поведения ребенка с его прошлым жизненным опытом и деривационных проблем, приобретенных ребенком до передачи в принимающую семью.

  3. Разъяснить принимающей семье важность знания ребенком его личной и семейной истории и способы, которыми можно рассказать о его происхождении.


Содержание:

    • Особые потребности детей, имеющих различный опыт воспитания в кровной семье и во время нахождения в учреждении и влияние на их поведение в принявшей его семье.

    • Влияние психологической травматизации: утрата, нарушение привязанности, жестокое обращение.

    • Особенности психологии приемных подростков. Основные ошибки усыновителей и опекунов в интерпретации поведения подростков.

    • Тайна усыновления. Влияние знания ребенком личной и семейной истории на идентификацию и поведение. Как и когда рассказать ребёнку о его происхождении.


РАЗДЕЛ 10. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА, ПЕРЕДАННОГО НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Задачи раздела:

  1. Дать знания, необходимые для оказания ребенку экстренной доврачебной помощи.

  2. Дать необходимые знания для создания безопасной психологической и физической среды, требуемой для нормального развития ребенка.

  3. Познакомить со способами конструктивного взаимодействия с помогающими и социальными органами и службами.


Содержание:

    • Создание безопасных условий проживания, физического и психического развития ребенка.

    • Порядок и способы оказания экстренной доврачебной помощи детям.

    • Способы конструктивного взаимодействия с социальными и помогающими службами.


СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПОДГОТОВКИ
РАЗДЕЛ 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ФОРМ ОПЕКИ
Задачи раздела:

  1. Дать знания, необходимые для принятия осознанного решения о приеме ребенка на договорную форму опеки (попечительства).

  2. Разъяснить права и обязанности опекунов (попечителей), ответственность за нарушение прав детей и обязательств по договору.

  3. Разъяснить ответственность за нарушение прав детей и обязательства перед органом опеки и попечительства.

  4. Разъяснить право и порядок выплат вознаграждения по договору в соответствии с федеральным и региональным законодательством.


Содержание:

    • Основания и порядок заключения договора возмездной опеки.

    • Особые требования, предъявляемые к опекунам, исполняющим свои обязанности по договору.

    • Основания для прекращения и расторжения договора. Ответственность опекунов за нарушение прав детей и обязательств по договору.

    • Право и порядок выплат вознаграждения по возмездному договору в соответствии с федеральным и региональным законодательством.


РАЗДЕЛ 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ, ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ОБЯЗАННОСТИ ПО ДОГОВОРУ
Основные задачи раздела:

  1. Дать знания для эффективного взаимодействия с социальными органами и помогающими службами, предоставляющими услуги детям и семьям.

  2. Дать необходимые знания для участия в составлении индивидуального плана реабилитации и развития ребенка, составления и подачи отчета опекуна (попечителя) с учетом реализации особых требований, установленных договором.


Содержание:

    • Способы конструктивного и эффективного взаимодействия с социальными органами и помогающими службами, предоставляющими социальные услуги детям и семьям.

    • Планирование реабилитационных мероприятий для ребенка (детей), составление индивидуального плана реабилитации и развития.

    • Подготовка отчетов опекуна с учетом реализации особых требований, установленных договором.


РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ РАЗВИТИЯ И ТРЕБУЮЩИЕ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Задачи раздела:

  1. Дать углубленные знания об особых потребностях детей, имеющих особенности поведения и развития и важности удовлетворения этих потребностей.

  2. Разъяснить требования по обеспечению безопасности ребенка, уходу за ребенком и организации его питания, формированию гигиенических и социальных навыков.

  3. Разъяснить аспекты медицинского обслуживания в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка, организации и осуществления психологической и психофизической реабилитации ребенка.


Содержание:

    • Дети, имеющие особые потребности, в том числе инвалидность, их потребности и особенности поведения и развития.

    • Основы обеспечения безопасности ребенка, имеющего особенности развития и поведения.

    • Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

    • Основные нормы, права и правила при получении образования и медицинского обслуживания в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

    • Организация и осуществление психологической и психофизической реабилитации ребенка, имеющего особенности развития и поведения.


РАЗДЕЛ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ. (Детские дошкольные организации, школа, и другие организации)
Основные задачи раздела:

  1. Дать углубленные знания и навыки конструктивного взаимодействия с администрациями, воспитательным, педагогическим и медицинским персоналом.

  2. Научить корректному и безопасному взаимодействию с родителями и родственниками детей, имеющими право на общение с ребенком и получение информации о ребенке.


Содержание:

    • Психологические основы конструктивного взаимодействия с администрациями и воспитательным, педагогическим и медицинским персоналом.

    • Организация взаимодействия с родителями и родственниками детей, имеющих право на общение с ребенком и получение информации о ребенке.


Приложение №1

к приказу Республиканского

агентства по делам семьи и детей

от «06»июля 2012 г. № 157-о/д
Руководителю Школы подготовки

замещающих родителей

___________________ района

от _______________________________

(фамилия, имя, отчество),

место жительства _________________,

контактный телефон _______________
Заявление гражданина

о принятии в Школу подготовки замещающих родителей
Я, __________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Гражданство ____________ Документ, удостоверяющий личность: ___________

____________________________________________________________________

(когда и кем выдан)

прошу включить меня в группу обучения граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Дополнительно могу сообщить о себе следующее: _________________________

(указывается наличие

____________________________________________________________________

необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе

____________________________________________________________________

информация о наличии документов об образовании, о профессиональной

____________________________________________________________________

деятельности, о прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны

или попечители и т.д.)

Я, __________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)
даю согласие проведение психологического тестирования, на обработку и использование моих персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах.
__________________

(подпись, дата)

Приложение №2

к приказу Республиканского

агентства по делам семьи и детей

от «06»июля 2012 г. № 157-о/д

Анкета гражданина,

желающего принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей


  1. ФИО__________________________________________________




  1. Дата рождения__________________________________________




  1. Семейное положение _____________________________________




  1. Образование_____________________________________________




  1. Профессиональная деятельность _______________________________




  1. Есть ли свои дети?________________________________________




  1. Их возраст, пол______________________________________________



  2. Мотивы принятия несовершеннолетнего в семью ______________________



________________________________________________________________________


Приложение №3

к приказу Республиканского

агентства по делам семьи и детей

от «06»июля 2012 г. № 157-о/д


Журнал регистрации граждан,

проходящих обучение по Программе подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью




ФИО

Дата рождения

Дата начала обучения

Количество часов

Дата окончания обучения

Номер документа, выданного по результатам обучения (свидетельство, заключение)

Дата выдачи документа











































































Приложение №4

к приказу Республиканского

агентства по делам семьи и детей

от «06»июля 2012 г. № 157-о/д

Форма Свидетельства о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью, ребенка оставшегося

без попечения родителей


Бланк органа или организации, осуществившей подготовку

(содержит полное название, адрес, и контактные данные)

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРОХОЖДЕНИИ ПОДГОТОВКИ


Слушатель __________________________________________________________________

(фамилия, имя отчество)

в период с __________________ _________ по _______________ _________ прошел

(даты начала обучения и окончания обучения)

обязательную очную/заочную/очно-заочную базовую и/или дополнительную подготовку для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью, ребенка оставшегося без попечения родителей в количестве:

_______ учебных часов по базовой программе подготовки;

_______ учебных часов, по программе дополнительной подготовки для опекунов, исполняющих свои обязанности возмездно; (строка вносится только при наличии такой подготовки)

_______ дополнительных учебных и консультационных часов, по запросу лица, проходившего подготовку. (строка вносится только при наличии такой подготовки)
____________________________

(регистрационный номер свидетельства)

____________________________

(дата выдачи свидетельства)
Полное наименование должности руководителя органа или организации

____________________________

(подпись руководителя)

Свидетельство обязательно к приему во всех регионах Российской Федерации, не является документом о прохождении профессиональной подготовки.



<< предыдущая страница