microbik.ru
  1 2 3 ... 9 10

Критерии по разработке образовательных программ
При разработке пакета образовательных программ Исполнитель проекта опирается на ряд критериальных требований-принципов, среди которых:

  • ориентация программ на раскрытие и содействие практической реализации ключевых направлений государственной политики РФ в сфере образования, тесная связь содержания программ с основными направлениями реализации Приоритетного национального проекта «Образование», региональных комплексных проектов модернизации образования;

  • широкая опора на опыт реализации ПНПО и РКПМО в области расширения общественного участия в управлении образованием;

  • пакетность (комплексность) программ – все программы, входящие в представляемый пакет, должны быть тесно взаимоувязаны по ценностям, целям, содержанию и принципам реализации;

  • актуальность и ценностный характер – открытое формулирование ценностной и концептуальной позиции разработчиков и реализаторов программ; их соответствие современным образовательным и управленческим ценностям, ценностям открытого гражданского общества;

  • целевой и компетентностно-ориентированный характер программ и процесса подготовки слушателей, наличие четко обозначенных целей, задач и ожидаемых результатов и формулирование их в логике присвоения новых управленческих компетентностей;

  • управленческая домината, направленность программ на развитие управленческой компетентности слушателей;

  • направленность на профессиональное и общекультурное развитие и личностный рост слушателей, становление и проявление их активной профессиональной и гражданской позиции;

  • клиенто-ориентированный характер и адресность содержания – специальный учет интересов, потребностей, ожиданий и опасений конкретных целевых групп пользователей;

  • направленность на содействие оптимальному функционированию и развитию образовательных учреждений и систем, на повышение качества образования, качества школы, качества управления;

  • принцип командной организации обучения: в качестве объекта обучения в духе идеи командности предлагается рассматривать не только и не столько отдельных представителей органов управления, сколько управленческие команды, осуществляющие управление. Соответственно, и продвижение в учебном курсе должно рассматриваться и оцениваться и в индивидуальном, и в командном «зачете»; Субъект организации обучения также рекомендуется по возможности выстраивать не как набор отдельных преподавателей-специалистов, а как единую команду преподавателей (тренеров), работающую совместно, взаимосвязано, причем ядро этой команды отвечает за введение привлекаемых извне специалистов в общий контекст командной работы; данный принцип в то же время не отрицает возможности и необходимости индивидуального обучения и продвижения отдельных управляющих, в частности – по специальным вопросам;

  • соответствие программ и процесса их реализации принципам образования взрослых (опора на анализ потребностей слушателей и их жизненных и профессиональных проблем, постоянная связь и соотнесение содержания программы с жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности слушателей, направленность на решение реальных, практически значимых задач, встроенность обучения в решение практических задач, преобладание активных форм, интерактивность, широкое использование материалов, порождаемых в ходе совместной деятельности и др.);

  • практико-ориентированный характер, проектно-конструктивная и продуктная направленность обучения (приоритетное значение в обучении анализа реальных ситуаций, проектирования конкретных моделей общественного участия в управлении общим образованием и стратегий их реализации, выработка в ходе обучения реальных полезных продуктов – управленческих решений, проектов и образцов документации органов государственно-общественного управления, планов работы, оргсхем, вариантов распределения обязанностей и полномочий и т.п.);

  • современная научная обоснованность учебной программы – соответствие содержания программы и технологии ее реализации современному уровню теоретико-методологических подходов, понятий, концептуальных представлений, моделей образовательного менеджмента; соответствие содержания курса современному уровню мирового и отечественного опыта решения соответствующих задач;

  • просчитанность – соответствие содержания и объема программы заявленному учебному времени;

  • модульность построения; пи этом модули могут конструироваться как «под особенности» целевых групп, так и в логике различных областей знаний, необходимых современным управленцам (школоведческих, психолого-педагогических, правовых, экономических, собственно управленческих и т.п.);

  • гибкость, адаптивность, соответствие реальной ситуации обучения с ее особенностями, возможностями и ограничениями;

  • единство инвариантности и вариативности содержания обучения, наличие блоков содержания, общих для всех уровней управления образованием и категорий слушателей (инвариант) и специфичных для различных уровней управления образованием и различных категорий обучающихся (вариатив);

  • вариативность реализации, ориентация на возможность осуществления различных моделей, форм и вариантов организации обучения;

  • единство и взаимодополнение аудиторной и самостоятельной работы слушателей;

  • возможность «отчуждения» программ от авторов-разработчиков, ее тиражирования и передачи для исполнения другим субъектам.

Общая структура каждой из разрабатываемой Исполнителем образовательной программы включает в себя взаимосвязанные Пояснительную записку, Учебный план, Учебно-тематический план, Рабочую учебную программу (объемом не менее 72 учебных часов), списки рекомендованных источников и литературы, краткие рекомендации по использованию методов обучения и контроля достижений слушателей.

Содержание разрабатываемых Исполнителем образовательных программ строится с обязательным учетом:

их общей направленности на широкое внедрение моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности,

особенностей соответствующих уровней управления образованием и решаемых этими уровнями задач,

необходимости нацеливания управленцев системы образования на сотрудничество и диалог с создаваемыми общественными структурами управления.

Специфика предлагаемых образовательных программ как программ, предназначенных для содействия внедрению моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием предполагает также обязательный учет и раскрытие применительно к нашему предмету внедрения общих закономерностей и механизмов успешного – результативного, эффективного и устойчивого (необратимого) внедрения и освоения управленческих новшеств.

Поскольку программы адресуются прежде всего представителям управляющих систем, сама логика их построения должна отражать логику управления массовым внедрением моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.

Содержание программ в соответствии с требованиями Государственного контракта включает вопросы нормативного, информационного, методического обеспечения внедрения механизмов участия общественности в управлении образованием и осуществлении основных направлений его модернизации.

Комплексное и практико-ориентированное построение содержания образовательных программ призвано обеспечить полную готовность слушателей после обучения к эффективному внедрению моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на соответствующих уровнях управления образованием.

Государственно-общественное управление рассматривается в содержании образовательных программ как современный тип управления образованием, органически встраиваемый и интегрируемый в общие системы управления образованием, ведущий к преобразованию этих систем в направлении большей открытости, прозрачности, демократичности.

Специальное внимание в содержании программ уделяется вопросам профилактики и преодоления известных Исполнителю типичных рисков и барьеров на пути внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности, стереотипов управленческого сознания, формированию управленческого мышления современного типа, реально опирающегося на демократический, государственно-общественный характер управления образованием и понимающего общественное участие в управление не как временное и нежелательное явление, а как насущную необходимость и важнейший источник новых ресурсов развития.

В программах предусмотрены и рекомендуются преподавателям активные и интерактивные методы обучения, в частности, широкое использование технологии кейс-стади. При этом широко используется опора на лучший отечественный и зарубежный опыт организации обучения по данной проблематике.

Реализация разрабатываемых Исполнителем образовательных программ обеспечивается в дальнейшем подготовкой раскрывающих их содержание пособий, учебно-методических материалов, кейсов, материалов для проведения тестирования участников программ подготовки.

* * * * *

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

И ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

(ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ)
Пояснительная записка
В условиях осуществления набирающих темпы и расширяющих масштабы процессов модернизации российской системы общего образования в качестве одной из важнейших предпосылок успешности этих процессов все более активно выступает расширение и развитие общественного участия в управлении образованием, в реализации основных направлений его модернизации.

Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года включает мероприятие 17 «Формирование управляющих, попечительских, наблюдательных советов в образовательных учреждениях» и мероприятие 23 «Развитие системы публичной отчетности образовательных учреждений и организаций».

Эта приоритетная линия получила дальнейшее развитие и поддержку в рамках реализации с 2006 года Приоритетного национального проекта «Образование», который через введение требований о подаче заявок на участие в конкурсном отборе школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы от лица органов государственно-общественого управления и систему критериев их отбора школ прямо стимулировал процесс интенсификации создания или активизации деятельности таких органов в школах страны.

Новый, еще более мощный импульс развитие общественного участия в управлении общим образованием получило с началом реализации в 2007 году программы поддержки регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Одноименное направление стало одним из пяти основных направлений реализации Региональных комплексных проектов модернизации образования, в которой в настоящее время участвуют образовательные системы 21 региона – субъекта РФ.

Эффективная реализация основных направлений комплексной модернизации образования (введение новой модели оплаты труда, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования) предусматривает привлечение общественности на всех уровнях (образовательные организации, муниципальные и региональные образовательные системы).

Особое значение на данном этапе приобретает задача обеспечения институциональной взаимосвязи между развитием системы государственно-общественного управления, введением новой системы оплаты труда в школе и развитием новой системы оценки качества образования.

Так, Поручение Президента РФ В.В.Путина от 10.12.2005 содержит задачу «Подготовить и представить <…> проекты нормативных правовых актов, направленных на усиление контроля за качеством образовательных услуг на федеральном и региональном уровнях, предусмотрев участие в осуществлении указанного контроля институтов гражданского общества».

В этой ситуации актуальным становится придание органам государственно-общественного управления реальных управленческих полномочий, в том числе – по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.

Анализ показывает, что ключевым условием эффективного внедрения указанных моделей является институционализация общественного участия в управлении образованием, важнейшими проявлениями которой выступают:

  • участие гражданских институтов в формировании и реализации образовательной политики, стратегий и программ развития образования;

  • участие гражданских институтов в формировании ресурсной базы, бюджета системы образования и контроле за его эффективным исполнением;

  • участие гражданских институтов в формировании общественного, гражданского заказа на содержание и качество образования, ориентация системы образования на его реализацию, осуществлении общественного контроля качества образования.

Должны быть созданы примерные регламенты деятельности органов государственно-общественного управления образованием на всех уровнях, обеспечивающие реализацию имеющихся у них полномочий.

Эффективность мер по расширению общественного участия в реализации основных направлений комплексной модернизации образования в значительной степени определяется уровнем компетентности управленческих кадров, включенных в данный процесс.

Необходимо разработать и апробировать образовательные программы для подготовки управленцев всех уровней к внедрению механизмов общественного участия в осуществлении основных направлений модернизации.

Внедрение механизмов общественного участия в управлении образованием и осуществлении основных направлений модернизации должно сопровождаться мониторингом, позволяющим отслеживать и оценивать динамику происходящих изменений. Данные, полученные с помощью мониторинга, будут использованы для разработки образовательной политики и поддержке принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях.

Таким образом, своеобразие текущего момента состоит в переходе от пилотной апробации новых моделей общественного участия в управлении школой – к массовому внедрению этих моделей в школьную практику.

Быстрый – в течение 3 лет переход к массовому внедрению и освоению в школах страны значительного массива серьезных, институциональных управленческих новшеств связан с серьезными рисками, включая риск неудачи в укоренении в практике принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием, то есть по сути дела, дискредитации основных принципов государственной политики в сфере образования.

Нельзя допустить поспешности, некомпетентности, формализма, увлечения количественной стороной дела, «охватом» школ различными видами институтов гражданского участия в управлении, преждевременных рапортов об успешном внедрении.

Обеспечение результативности и эффективности массового внедрения механизмов участия общественности в управлении образованием и осуществлении основных направлений его модернизации требует реализации продуманной стратегии такого внедрения, базирующейся на анализе предпосылок его успешности.

Анализ истории проектов, реализованных в интересующей нас области показывает, что в ряде тематически и концептуально взаимосвязанных проектов, выполненных в рамках Федеральной (целевой) программы развития образования в 2002-2006 гг., были поставлены и успешно решены задачи создания серьезных нормативно-правовых, документационных, информационных, концептуальных и программно-методических заделов и предпосылок для обеспечения массового внедрения в образовательную практику моделей государственно-общественного управления образованием на школьном (школьных управляющих советов), а также местном и региональном уровнях.

При поддержке Министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко в 2004 г. был развернут пилотный эксперимент в ряде регионов РФ (г. Москва (Южный округ), Республика Карелия, Красноярский край, Московская, Тамбовская, Ярославская, Калининградская области) по созданию и развитию школьных управляющих советов, результатами которого стало создание новой практики государственно-общественного управления образованием школой.

Впоследствии эта практика была расширена за счет опыта создания органов государственно-общественного управления на уровне муниципальных образований и регионов, публичной отчетности школ и органов управления образованием и перенесена на более широкий круг регионов.

Одной из главных предпосылок эффективного внедрения новых моделей государственно-общественного управления в школьную практику выступает организация специального обучения, повышения квалификации или педагогического просвещения представителей всех сторон, вовлеченных в реализацию государственно-общественного управления, как представителей ведомственной вертикали управления, так и общественных управляющих, членов общественных советов.

Такая работа требует разработки и апробации соответствующего программно-методического обеспечения.

Предлагаемая образовательная программа подготовки управленческих кадров регионального уровня для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием разработана в рамках выполнения проекта «Разработка и апробация механизмов и мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на уровне образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем», проводимого в рамках мероприятия 17 «Внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, развитие попечительской деятельности в системе образования. Разработка и реализация механизмов и форм публичной отчетности в системе образования» задачи III «Повышение эффективности управления в системе образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (Государственный контракт № П 479 от 16 августа 2007 г.).

Целевая группа обучения. Разработанная образовательная программа предназначена для использования при обучении (повышении квалификации) руководителей и специалистов региональных органов управления образованием и соответствующих методических служб, преподавателей системы дополнительного профессионального образования кадров системы образования (ИПК, ИУУ, ИРО и т.п.).

К числу наиболее значимых и требующих учета при организации обучения особенностей данной целевой группы следует отнести:

  1. Сильную зависимость общего успеха массового внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием от политики, реализуемой на уровне субъекта РФ, от которого другие уровни управления общим образованием вправе ожидать не только ясной политической линии по продвижению стратегий расширения общественного участия в управлении, но и разработки базовых нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов регионального уровня, выработки соответствующих модельных (примерных) документов для муниципального и школьного уровней, комплексного управленческого и ресурсного сопровождения проектов и программ, реализуемых по данному направлению в регионе.

  2. Данный уровень управления образованием в силу распределения компетенций и полномочий между федеральным и региональным уровнями является базовым для организации обучения, подготовки, повышения квалификации кадров по вопросам государственно-общественного управления образованием и внедрения публичной отчетности.

  3. Высокий статус представителей группы, требующий адекватного уровня подготовки преподавателей.


Основные цели (ожидаемые результаты)

освоения программы слушателями


  • позитивная мотивация участия в реализации данного приоритетного направления в комплексе с другими направлениями модернизации образования;

  • понимание необходимости, сущности и специфики государственно-общественного характера управления образованием, его отличий от предшествующих типов и моделей управления общим образованием;

  • овладение соответствующим понятийным аппаратом и терминологией;

  • понимание сущности, основных ценностей и механизмов деятельности институтов, органов, форм общественного участия в управлении и его роли в становлении и развитии гражданского общества, роли и места школы (системы общего образования) в этом процессе;

  • знание и понимание существующего состояния и проблем общего образования и задач его модернизации, решение которых зависит от развития общественного участия в управлении;

  • понимание специфических проявлений, задач, возможностей и ограничений государственно-общественного управления образованием в зависимости от уровня образовательной системы;

  • знание отечественного и зарубежного опыта в области государственно-общественного управления образованием, создания и развития институтов общественного участия в управлении и введения публичной отчетности;

  • знание нормативной и правовой базы, регулирующей государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании, взаимодействие региональных органов управления образованием с общественными структурами;

  • понимание основных функций, форм, методов и механизмов участия общественности в управлении на всех уровнях системы образования;

  • понимание необходимости и важнейших способов и форм партнерства и диалога между государственной (ведомственной) и общественной составляющими управления и овладении навыками такого диалога;

  • понимание экономических основ и механизмов государственно-общественного управления общим образованием;

  • освоение опыта и методических средств анализа состояния и проблем образовательной системы и ее системы управления в аспекте государственно-общественного управления;

  • освоение опыта проектирования и модернизации управляющих систем в аспекте государственно-общественного управления;

  • освоение опыта решения типичных задач и преодоления затруднений и препятствий, возникающих в ходе становления и развития Управляющего совета школы.

Конкретные компетентности, умения и навыки, приобретаемые слушателями в ходе обучения, более подробно раскрываются ниже, при характеристике ключевых аспектов содержания образовательной программы.

В конечном счете, освоение образовательной программы должно обеспечить необходимые и достаточные условия для становления слушателей как активных и оспособленных субъектов развития общественного участия в управлении в региональных системах общего образования, субъектов управления реализацией и сопровождения реализации Региональных комплексных проектов модернизации образования.

Соответственно, ближайшие, хотя опосредствованные и отсроченные во времени результаты обучения – это результаты массового внедрения в практику общего образования моделей и механизмов общественного участия в управлении, таких, как создание и организация деятельности на всех уровнях органов государственно-общественного управления образованием, введение публичной отчетности, развитие открытости (школьные сайты), развитие институтов и форм общественного наблюдения.

Соответственно, ближайшие, хотя опосредствованные и отсроченные во времени результаты обучения – это результаты массового внедрения в практику общего образования моделей и механизмов общественного участия в управлении, таких, как создание и организация деятельности на всех уровнях органов государственно-общественного управления образованием, введение публичной отчетности, развитие открытости (школьные сайты), развитие институтов и форм общественного наблюдения.

Главными же отдаленными результатами обучения следует считать те ожидаемые позитивные изменения, которые должны произойти на всех уровнях региональной образовательной системы.
Общие принципы построения и реализации программы обучения


  • ориентация программы на раскрытие и содействие практической реализации ключевых направлений государственной политики РФ в сфере образования, тесная связь содержания программ с основными направлениями реализации Приоритетного национального проекта «Образование», региональных комплексных проектов модернизации образования;

  • широкая опора на опыт реализации ПНПО и РКПМО в области расширения общественного участия в управлении образованием;

  • связь программы с другими программами, входящими в представляемый пакет по ценностям, целям, содержанию и принципам реализации;

  • актуальность и ценностный характер – открытое формулирование ценностной и концептуальной позиции разработчиков и реализаторов программ; их соответствие современным образовательным и управленческим ценностям, ценностям открытого гражданского общества;

  • целевой и компетентностно-ориентированный характер программы и процесса подготовки слушателей, наличие четко обозначенных целей, задач и ожидаемых результатов и формулирование их в логике присвоения новых управленческих компетентностей;

  • управленческая доминанта, направленность программ на развитие управленческой компетентности слушателей;

  • направленность на профессиональное и общекультурное развитие и личностный рост слушателей, становление и проявление их активной профессиональной и гражданской позиции;

  • клиенто-ориентированный характер и адресность содержания – специальный учет интересов, потребностей, ожиданий и опасений конкретных целевых групп пользователей;

  • направленность на содействие оптимальному функционированию и развитию образовательных учреждений и систем, на повышение качества образования, качества школы, качества управления;

  • принцип командной организации обучения: в качестве объекта обучения в духе идеи командности предлагается рассматривать не только и не столько отдельных представителей органов управления, сколько управленческие команды, осуществляющие управление. Соответственно, и продвижение в учебном курсе должно рассматриваться и оцениваться и в индивидуальном, и в командном «зачете»; Субъект организации обучения также рекомендуется по возможности выстраивать не как набор отдельных преподавателей-специалистов, а как единую команду преподавателей (тренеров), работающую совместно, взаимосвязано, причем ядро этой команды отвечает за введение привлекаемых извне специалистов в общий контекст командной работы; данный принцип в то же время не отрицает возможности и необходимости ннавидуального обучения и продвижения отдельных управляющих, в частности – по специальным вопросам;

  • соответствие программы и процесса их реализации принципам образования взрослых (опора на анализ потребностей слушателей и их жизненных и профессиональных проблем, постоянная связь и соотнесение содержания программы с жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности слушателей, направленность на решение реальных, практически значимых задач, встроенность обучения в решение практических задач, преобладание активных форм, интерактивность, широкое использование материалов, порождаемых в ходе совместной деятельности и др.);

  • практико-ориентированный характер, проектно-конструктивная и продуктная направленность обучения (приоритетное значение в обучении ннализа реальных ситуаций, проектирования конкретных моделей общественного участия в управлении общим образованием и стратегий их реализации, выработка в ходе обучения реальных полезных продуктов – управленческих решений, проектов и образцов документации органов государственно-общественного управления, планов работы, оргсхем, вариантов распределения обязанностей и полномочий и т.п.);

  • современная научная обоснованность учебной программы – соответствие содержания программы и технологии ее реализации современному уровню теоретико-методологических подходов, понятий, концептуальных представлений, моделей образовательного менеджмента; соответствие содержания курса современному уровню мирового и отечественного опыта решения соответствующих задач;

  • просчитанность – соответствие содержания и объема программы заявленному учебному времени;

  • модульность построения; пи этом модули могут конструироваться как «под особенности» целевых групп, так и в логике различных областей знаний, необходимых современным управленцам (школоведческих, психолого-педагогических, правовых, экономических, собственно управленческих и т.п.);

  • гибкость, адаптивность, соответствие реальной ситуации обучения с ее особенностями, возможностями и ограничениями;

  • единство инвариантности и вариативности содержания обучения, наличие блоков содержания, общих для всех уровней управления образованием и категорий слушателей (инвариант) и специфичных для различных уровней управления образованием и различных категорий обучающихся (вариатив);

  • вариативность реализации, ориентация на возможность осуществления различных моделей, форм и вариантов организации обучения;

  • единство и взаимодополнение аудиторной и самостоятельной работы слушателей;

  • возможность «отчуждения» программы от авторов-разработчиков, ее тиражирования и передачи для исполнения другим субъектам.


Основания и источники построения программы

Образовательная программа для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием (для руководителей и специалистов региональных органов управления образованием) строится на следующих базовых основаниях:

  • основные положения государственной политики в области образования;

  • учет и использование результатов научных исследований по проблемам государственно-общественного управления;

  • учет и использование лучшего мирового и отечественного опыта и достижений в сфере практики государственно-общественного управления образованием, прежде всего – в плане развития общественного участия в управлении;

  • результаты анализа проблем и затруднений в осуществлении государственно-общественного характера управления образованием;

  • учет информационных и деятельностных потребностей и дефицитов конкретных целевых групп.

В качестве важных источников построения программы выступили:

  • документы и материалы, характеризующие историю становления государственно-общественного управления;

  • основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (2001), Приоритетные направления развития образовательной системы России (2004) и конкретизирующие их документы (2004-2005);

  • федеральные и региональные документы Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО);

  • федеральные и региональные документы о реализации Региональных комплексных проектов модернизации образования (РКПМО);

  • опыт общественного участия в управлении школой, имеющийся за рубежом, в частности, в Великобритании и других странах-членах Евросоюза;

  • опыт создания и развития школьных управляющих и попечительских советов в ряде регионов России (Москва, Московская, Тамбовская, Ярославская, Белгородская, Калининградская области, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и др.).


Ключевые области содержания и логика построения программы
Логическое построение программы связано с логикой управления внедрением моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.

В программе в единстве и взаимосвязи рассматриваются как темы, отражающие объект и предметы внедрения, так и темы, отражающие процесс внедрения.

В центре содержания программы в соответствии с требованиями Технического задания находятся вопросы нормативного, информационного, методического обеспечения внедрения механизмов участия общественности в управлении образованием и осуществлении основных направлений его модернизации.

Некоторые общие требования к логике, методам, среде обучения, деятельности преподавателей и тренеров

  1. Логика реального процесса обучения должна в главном соответствовать логике подачи материала в учебном плане и программе, учитывая также особенности конкретной ситуации обучения.

  2. Поскольку обучающиеся рассматриваются и как коллективный субъект, и как индивидуальные субъекты обучения, среда обучения организуется таким образом, чтобы создать возможность интенсивной коммуникации слушателей с преподавателем и между собой, что предполагает возможность удобного размещения в аудитории, доступность аудиовизуальных средств, наличие условий для работы в микрогруппах.

  3. Чрезвычайно важным фактором успеха обучения является создание на занятиях интеллектуально напряженной и при этом эмоционально комфортабельной атмосферы, постоянная и явно выражаемая готовность преподавателя к поддержке слушателей и их познавательных усилий, побуждение участников к вазимоподдержке, поощрение командного духа, юмора, специальное внимание к созданию и использованию в ходе обучения традиций, ритуалов, фольклора данной группы людей в ситуации «здесь и теперь».

  4. Обучение строится как единство аудиторной и внеаудиторной работы, образования и самообразования.

  5. В аудиторной работе использование монологических методов мотивируется реальной необходимостью и наличием у слушателей актуального запроса на новую теоретическую информацию, нужную для решения учебных задач. При наличии технических возможностей широко используются компьютерные презентации и другие современные средства наглядности.

  6. Лекции должны носить проблемный характер, изложение материала сопровождается постоянным диалогом со слушателями, вопросами на уточнение и на понимание, а также выполнением различных упражнений с последующим обсуждением и комментированием их результатов.

  7. Значительное место в аудиторной работе должно отводиться работе по анализу ситуаций, работе с диагностическими методиками, анализу и оценке документов и материалов, разработке, защите и экспертизе индивидуальных и групповых микропроектов, проведению аукционов идей, ярмарок проектов, круглых столов, презентаций опыта, научно-практических конференций, мозговых штурмов, деловых и ролевых игр, решению ситуационных задач (кейс-стади). Обеспечение такой деятельности необходимыми исходными текстами требует от преподавателя и привлекаемых им слушателей работы с различными источниками, включая ресурсы сети Интернет.

  8. Самостоятельная работа слушателей по курсу может включать в себя анализ литературы с подготовкой рецензий, докладов, разработку и анализ проектов документов, разработку программ исследования, проведение полевых исследований в образовательных учреждениях, написание эссе, решение учебных задач и т.д.

Позиция и роли преподавателя и слушателей, их взаимодействие
Успешное освоение программы курса предполагает предъявление определенных пожеланий и требований к позиции и роли преподавателя и слушателей, их взаимодействию в процессе обучения, к выбору методов, средств, форм организации и созданию среды обучения.

  1. Преподаватель курса видится как специалист с осмысленной профессиональной субъектной позицией, сознательно отстаивающий (но не навязывающий слушателям) ценности и концептуальные принципы модернизации системы образования вообще и государственно-общественного управления образованием – в частности, видящий в слушателях курса субъектов обучения с правом на собственную учебную, профессиональную и гражданскую позиции, живых людей с уникальным жизненным и профессиональным опытом и проблемами, открытый к этому опыту, готовый к продолжению собственного образования и научению от слушателей, не рассматривающий себя как носитель полной, единственно верной и конечной информации по курсу.

  2. Позиция преподавателя предполагает готовность к компетентному исполнению в процессе обучения таких взаимодополняющих ролей, как Мотиватор, Исследователь, Организатор дискуссии, Организатор исследования, Организатор учебной команды, Источник информации, Комментатор, Консультант, Аналитик, Эксперт, Арбитр, Тренер, Наставник, Тьютор, Фасилитатор взаимодействия.

  3. У слушателей в процессе обучения важно актуализировать и «включить в работу» принципиальную открытость к новой информации, готовность к самоизменению как условию изменения своей общественной и профессиональной деятельности, к постоянной рефлексии, а также такие ролевые позиции, как Вопрошающий, Аналитик, Исследователь, Эксперт, Участник и Лидер учебной команды.

  4. Для лучшего понимания слушателями интересов и позиций различных групп участников государственно-общественных взаимодействий в образовании необходимо предусмотреть в ходе обучения членов Управляющих советов возможность принятия и «отыгрывания» слушателями позиций Родителя, Работодателя, Представителя властных структур, Представителя местного сообщества и т.п.

  5. Взаимодействие преподавателя и слушателей в ходе обучения должно носить активно-интерактивный, гибкий характер, строиться с широкой и постоянной опорой на жизненный опыт и опыт педагогической и управленческой деятельности слушателей, с интенсивной обратной связью. Особое внимание уделяется наработке и использованию материала, создаваемого непосредственно в ходе обучения совместными усилиями участников обучения.

* * * * *
Учебный план к образовательной программе


Наименование

разделов программы

Всего часов

(в т.ч. аудиторных)


В том числе по видам

занятий2

Лекции


Дискуссии, круглые столы

Семинары, практические

занятия

Самостоятельная

работа

Диагностика

Контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Государственно-общественное управление и публичная отчетность как объекты массового внедрения в практику управления образованием

94

(50)

16

-

28

44

2

4

Раздел 2. Управленческое сопровождение внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием

60

(32)

12

2

14

28

-

4

Итого:

154

(82)

28

2

42

72

2

8


<< предыдущая страница   следующая страница >>