microbik.ru
  1 2 3 ... 42 43

Предисловие



Актуальность представленного исследования определяется высокой теоретической и практической значимостью проблемы защиты права собственности иностранных физических и юридических лиц.

Вступление мирового сообщества в ХХI в. характеризуется сложными и глубокими переменами во взаимоотношениях между государствами. Последние исследования показали, что изменения в мире будут идти по пути формирования многополюсного мира. Перемещение собственности в условиях возрастающей взаимозависимости государств требует упорядочения международных экономических и правовых связей и сотрудничества государств в сфере регулирования и защиты иностранной собственности.

В последние десятилетия с переходом ряда государств Восточной Европы к принципам открытости в организации общества и закономерного вследствие этого расширения географической сферы взаимовлияния, в рамках которой осуществляется интеграция лиц, капиталов, имущества и прав на него институт права собственности в международных отношениях получил неизмеримо большее распространение, чем раньше. Институт права собственности вышел за национальные границы и получил свое закрепление в международно-правовых актах. Через выработку единых международных стандартов в области права собственности на данном этапе происходит сближение национальных правовых систем, унификация режима права собственности. Это не только благоприятно сказывается на развитии экономических связей субъектов разных стран, интернационализации экономического оборота, но и способствует выполнению задачи общего гуманитарного пространства с едиными правовыми ценностями и средствами для их защиты. В этом контексте право собственности выступает еще и как "естественное" право человека, занимает в иерархии субъективных прав одно из главенствующих мест и становится базовой гуманитарной ценностью. Впервые за всю историю право частной собственности получает закрепление в международно-правовых документах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Европейской конвенции) и т.д.

Современный институт права собственности переживает существенные изменения. Расширяется круг вопросов, которые из внутренней компетенции государств переходят в область международного регулирования. Для права собственности уже не характерен признак абсолютности в той мере, в какой он признавался в классической либеральной модели. Также происходят существенные изменения в структуре права собственности, в полномочиях собственника, развивается процесс сближения вещной и обязательственной концепций права собственности, появляются новые виды имущества, которые имеют характеристики товара (информация, ноу-хау и др.) и т.д. В целом наблюдается эволюция института права собственности в сторону более широкого его понимания, что получает отражение в международных актах, в практике международных судебных органов, в частности, в практике Европейского Суда по правам человека и в международно-правовой доктрине.

Актуальность темы исследования объясняется также геополитическими интересами России, которые определяют необходимость интеграции с Европой. Такая интеграция невозможна без вхождения России в единое правовое пространство европейских стран, что подразумевает общность базовых институтов гражданского общества, одним из которых является право собственности.

Право собственности, являющееся центральным звеном в системе вещных прав, не перестает приковывать к себе самое пристальное внимание исследователей как у нас в стране, так и за рубежом. Тем не менее многие аспекты природы и генезиса права собственности вообще и правовой защиты иностранной собственности, в частности, продолжают оставаться недостаточно исследованными в науке международного права.

Отдельные аспекты данной проблемы были освещены в работах Старженецкого В.В., Зубаевой Е.Ю., Мамаева А.А., Хайоровой Г.С., Хлестовой О.И., Курдюкова Д.И., Куликовой И.П., Кобчиковой Е.В., Поповой Е.В., Папушиной И.Э., Фетисовой А.К., Цыганова С.И., Силкина В.В., Богданова В.Г. Вопросы международно-правового и национально-правового регулирования иностранных инвестиций исследованы в работах таких известных ученых, как Богатырев А.Г., Богуславский М.М., Волова Л.И., Вознесенская Н., Доронина Н.Г., Нешатаева Т.Н., Лунц Л.А., Семилютина Н.Г., Фархутдинов И.З.

Из зарубежных исследований в работе использовались труды Томаса Хефти Рудольфа Биндшедлера, Луиса Кафлиша, Сейдл Хохенвельдена, Альфреда Фердросса, Фр. Сюдра, Пьера Велласа.

В то же время отдельного комплексного исследования проблемы защиты права собственности не проводилось.

Понятие иностранной собственности используется в случае, когда она становится предметом регулирования в отношениях между государствами и другими субъектами международного права. Предметом исследования в настоящей работе являются взаимоотношения государств, возникающие при защите иностранной частной собственности от неправомерных действий на территории иностранного государства.

Если государство совершает неправомерные действия по отношению к иностранным лицам, то может наступить ответственность государства за ущерб, причиненный на его территории личности и имуществу иностранцев. Иностранец, которому причинен ущерб, связанный с его имуществом, должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты. Лишь после этого ему предоставляется возможность дипломатической, консульской и судебной защиты по нормам международного права. В основе этого правила лежит принцип невмешательства, суверенитета и юрисдикции государства.

"В противном случае, - отмечает Э. Аречага, - иностранец оказался бы в положении привилегированного лица, для которого не существуют ни внутригосударственное право, ни местные суды, и который может незамедлительно прибегнуть к политическому влиянию своего собственного государства при возникновении любых, даже самых незначительных разногласий с другим правительством"*(1).

Дополнительный характер международно-правового регулирования права собственности иностранцев отражается в применяемом в международном праве понятии "минимальный международный стандарт". В современной зарубежной доктрине международного права большинство авторов разделяют мнение о том, что международное право содержит нормы, направленные на защиту иностранной собственности. Однако в отношении точного содержания этих норм существуют различные точки зрения.

В представленной монографии анализируются сложившиеся в международной практике и ставшие классическими правила и условия, которым должны следовать государства с тем, чтобы принимаемые ими меры по ограничению и лишению иностранцев права собственности рассматривались правомерными, в частности такие, как публичный интерес, запрещение дискриминации, выплата быстрой, эффективной и адекватной, а также полной компенсации в случаях какого-либо изъятия. При этом отмечается, что международное право не содержит четких указаний относительно понимания и толкования этих правил и условий*(2).

В то же время Джирван, Хартманн и другие отрицают существование в международном праве собственности и юридических норм, обязывающих государства возмещать ущерб, причиненный иностранной собственности*(3). Указанная точка зрения, как будет показано ниже, не отражает адекватно существующую практику, а также объективную тенденцию возрастания взаимозависимости государств, требующих (а также благоприятствующих) установлению и развитию международных и внутригосударственных норм, направленных на защиту иностранной собственности.

В отечественной литературе проблема защиты иностранной собственности затрагивается в связи с изучением отдельных международно-правовых проблем; например, проблемы истребования долгов государства иностранным частным лицам либо в контексте проблемы защиты прав человека, правового положения, прав и обязанностей иностранных граждан на территории страны правопреемства*(4).

В международном праве собственность чаще всего фигурирует в форме инвестиций - капитала (имущества) вложенного в производство.*(5) Исходя из большой значимости инвестиционной формы собственности, в работе уделяется особое внимание защите иностранных инвестиций как в международном, так и в национальном праве.

Практика государств подтверждает факт невозможности привлечения иностранной собственности в страну без должного уровня правовой защиты, создания благоприятного климата, гарантированного международным сообществом, одним из важнейших элементов которого является наличие правовых, в том числе международных гарантий защиты иностранной собственности.

Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров. По составу участников такие международные договоры можно разделить на три группы - это многосторонние международные договоры, основной целью которых является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне (например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г., Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения, так и о соглашениях между государствами и международными организациями - Международным банком реконструкции и развития, Европейским союзом, Европейским банком реконструкции и развития).

Интеграция собственности частных лиц нашла выражение в различных формах международного экономического сотрудничества, являющихся важнейшими факторами становления новой модели современного законодательства, которое способствует стремлению государств закреплять свои отношения на основе многосторонних договоров. Поэтому данное обстоятельство - показатель того, как международный договор, будучи выражением государственной воли его участников, правильно отражает объективные закономерности и тенденции развития международного права. В связи с этим особую значимость и актуальность приобретает институт международных договоров, ставшего, несмотря на молодость, одной из важнейших подотраслей международного публичного права. При этом одной из важных тенденций является все большее стремление государств закреплять свои отношения на основе международных договоров и, следовательно, соблюдать принятые на себя международные обязательства. Поэтому в настоящее время продолжает четко прослеживаться тенденция к росту числа договорных норм в и увеличению их роли межгосударственных отношениях*(6).

Международно-правововые нормы о защите права собственности включены во многие международные акты по правам человека. И это не случайно. Право собственности относится к числу фундаментальных прав человека. Следует отметить и ту особенность международных актов о правах человека, что они в одинаковой мере распространяются как на иностранных, так и на собственных граждан государства. И что особенно важно, вопросы их применения и толкования перестают быть сферой исключительной компетенции государств, они приобретают характер, представляющий международный интерес. К примеру, государства, подписавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и признавшие юрисдикцию Европейского суда в Страсбурге, согласились и с тем, что полномочия по толкованию и применению положений Конвенции будут переданы также и международным органам.

Все вышеизложенные аспекты играют важную роль в защите иностранной собственности и тем самым являются в настоящее время очень актуальными для изучения в связи с их прямым влиянием на национальное законодательство Российской Федерации.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы международно-правовой защиты права собственности иностранных физических и юридических лиц. Автором предпринята попытка разработать теоретические основы проблемы международно-правовой защиты права собственности иностранных физических и юридических лиц.

В представленной монографии проведено комплексное исследование международно-правового регулирования защиты права собственности иностранных граждан и организаций, в частности:

- раскрыты содержание и особенности международно-правового понятия права собственности;

- исследовано содержание основных форм ограничения права собственности, изучены критерии правомерности вмешательства государства в осуществление права собственности физических и юридических лиц;

- выявлены и раскрыты средства (механизмы) защиты права собственности иностранных лиц, используемые в международном праве. В частности, рассмотрены вопросы дипломатической и судебной защиты в международных органах права собственности иностранных лиц.

В работе освещены вопрос формирования и современное содержание международно-правовых норм о защите права собственности иностранных лиц. Право собственности анализируется в контексте защиты фундаментального, основного права человека, каковым является право собственности.

Главными выводами стали следующие.

1. Обосновывается тезис о том, что категория права собственности в международном праве имеет автономное значение, не совпадающее с тем, которое принято в национальных правовых системах. Международное право рассматривает собственность в первую очередь через категории субъективных прав, что подразумевает наличие субъекта, объекта и полномочий субъекта. В международном праве право собственности понимается в более широком смысле, чем в национальном праве государств. Оно включает в себя право на всякое имущество, имущественные права и другие права, имеющие ценность. Таким образом принята ценностная концепция права собственности. Ее отличительными свойствами являются: равенство субъектов частной собственности, распространение права собственности на объекты, обладающие признаками экономической ценности и наличности вне зависимости от их материальной или нематериальной природы, широкие полномочия собственника, существование неопределенного круга носителей пассивных обязанностей, а также возложение на государство активных обязанностей по обеспечению и защите права собственности, причем в системе международного права это должно быть закреплено в рамках фундаментальных документов по правам человека.

2. В современных условиях государство все более активно вмешивается в частные отношения ради обеспечения общественных, публичных целей. Международно-правовое регулирование устанавливает пределы и условия введения ограничительных мер.

Основным требованием в данном случае является соблюдение принципа баланса публичных и частных интересов и принципа соразмерности. Согласно данному принципу какое-либо вмешательство в частные права, возможно лишь в целях защиты общественных (публичных) интересов и при условии, что выбранные государством средства для ее достижения, будут пропорциональными преследуемой цели.

3. Специфика правового механизма защиты права собственности проявляется в его двухуровневом характере: на международно-правовом уровне действуют международные нормы и предусмотренные ими механизмы защиты, такие как дипломатическая защита, защита в международных судебных инстанциях, на национально-правовом уровне - внутригосударственные нормы и средства защиты. На основе проведенного анализа в работе делается вывод о том, что сегодня общая тенденция в системе защиты права собственности иностранных лиц состоит в постепенной замене национальных механизмов (гарантий) международными механизмами защиты.

4. Пределы и порядок ограничений права собственности предусматриваются нормами международного права, которые могут отличаться от национальных и накладывать на государства определенные обязательства. В случае такой крайней формы ограничения права собственности, как национализация иностранной собственности, должны соблюдаться принципы и обычаи международного права. Например, если лишение права собственности иностранца не связано с наказанием за совершенное правонарушение, государство должно решить вопрос о выплате справедливой компенсации. Критерии определения размера компенсации и органы, отвечающие за ее выплату, должны устанавливаться государством на законодательном уровне.

При такой форме ограничения должны применяться предусмотренные международным правом критерии, такие как: законность, осуществление в общественных интересах и соблюдение справедливого равновесия между интересами общества, необходимость защиты индивидуальных интересов (баланс частного и общественного интересов).

5. Несмотря на то что государства самостоятельно регулируют вопросы, связанные с национализацией, поскольку они входят в его внутреннюю компетенцию, встает вопрос о том существует ли в международном праве обязанность государства придерживаться определенных международных правил при осуществлении национализации собственности иностранных лиц. Условия правомерности национализации: следующим образом можно сформулировать это - акт государственной власти, осуществляемый в государственных и общественных интересах, закрепленный в законе или ином нормативном акте, в силу которого имущество, находящееся в частной или общественной собственности, переходит в собственность государства при условии выплаты справедливой компенсации бывшим собственникам. В случае отсутствия одного из признаков подобный государственный акт не может называться национализацией, а, следовательно, к нему не могут применяться принципы и обычаи, установившиеся в международном праве в отношении национализации.

6. Анализ, проведенный в работе, показывает, что пробел в правовом регулировании отношений по вопросу о компенсации за национализированное имущество не может быть восполнен исходя только из интересов или развитых, или развивающихся стран. Именно по этой причине существующие в этой области документы являются либо проектами, либо декларациями. Восполнить указанный пробел можно лишь путем компромиссного решения, учитывающего финансовые последствия и возможности развитых и развивающихся стран. Следуя традиционной формуле, применяемой в международном праве о быстрой, эффективной и адекватной компенсации, представляется целесообразным решать вопрос о сроках выплаты исходя из реальных возможностей сторон. При определении сроков, порядка выплаты должна быть достигнута цель сохранения финансовой устойчивости сторон.

При решении вопроса о компенсации возможно использовать критерии, связанные с активами, пассивами, размерами привлеченных инвестиций и полученных государством налогов, извлеченной прибыли (реинвестированной в этом же государстве или вывезенной из страны).

7. Международным судебным органам принадлежит ключевая роль в защите прав собственников, в конкретизации международно-правовых норм о защите права собственности, в выработке стандартов защиты права собственности иностранных лиц, особенно ярко это проявляется в деятельности Европейского суда по правам человека.

В решениях указанного суда раскрыто содержание фундаментальных принципов, положенных в основу Европейской конвенции по правам человека, таких, как верховенство права, баланса публичных и частных интересов, судебного контроля, что позволило сформировать базовые международные стандарты защиты права собственности, которые могут быть положены в основу национальных норм.

Необходимо указать на особую роль Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Анализ его деятельности позволяет сделать вывод о необходимости ратификации Вашингтонской конвенции, поскольку это будет способствовать защите не только прав России как принимающего государства, но и прав России как субъекта, опосредованно осуществляющего инвестиции за рубежом (через предприятия, принадлежащие полностью или частично государству), а также в целом усилит защиту российских инвесторов за рубежом, что не менее актуально в условиях экспорта российского капитала.





<< предыдущая страница   следующая страница >>