microbik.ru
  1 2
Тема 10. Технологии управления процессами структуризации политической кампании.

Процессы структуризации во взаимодействии участников политической кампании. Социальные структуры и структурированное социальное пространство. П.Бурдье о «структурном давлении». Процессы структуризации как процессы воспроизводства социальных структур в поведении людей, в их отношении к окружающему миру и другим людям, в их интересах и ценностных ориентациях. Внешняя и внутренняя структуризация. Внешняя структуризация как связанность участников политической кампании различными социальными статусами: этническими, профессиональными, гендерными, религиозными, политическими и т.д. Внутренняя структуризация как процесс придания политической кампании внутренне упорядоченного, структурированного характера, где вовлекаемых в него людей начинают объединять взаимные ожидания и взаимосвязанные модели поведения. Необходимость и основные задачи управления процессами внутренней и внешней структуризации в политической кампании.

Технологии управления процессами внутренней структуризации. Статусно-ролевая модель как алгоритм взаимодействия. Основные виды статусно-ролевых моделей взаимодействия в политических кампаниях: «лидер - последователи», «союзник – союзник», «друг – враг», «партнер – партнер» (как вариант: «старший партнер – младший партнер»). Проблема выбора статусно-ролевых моделей взаимодействий в различных политических кампаниях. Приемы и способы побуждения потенциальных участников политической кампании к принятию на себя социальных ролей в соответствии с выбранной субъектом управления структурной моделью. Технологии позиционирования политического лидера. Технологии внесения в массовое сознание суждений о ценностной значимости выбранной структурной модели.

Основные критерии выбора и принципы работы с адресными группами. Сегментирование политического рынка. Необходимость сегментирования политического рынка. Основания сегментирования политического рынка: демографические, социопрофессиональные, этнические, территориальные, имущественные и др. группы. Кластерный принцип сегментирования политического рынка. Адресные группы. Критерии выбора адресных групп: значимость структурного фактора и степень его реального влияния на сознание и поведение людей; корреляция групповых интересов с целями политической кампании; возможность измерения адресной группы и оценки ее ресурсов; доступность воздействия. Целевые группы. Адресные информационные продукты в системе убеждающей коммуникации. Технологии адресных сообщений и адресной рекламы.
Тема 11. Технологии организации массовых мероприятий в политических кампаниях
Назначение массовых мероприятий в политике. Отличительные особенности массовых мероприятий, их основные виды. Квазигруппы, их специфика. Аудитории. Толпы. Условия включения людей в квазигруппы и психологические последствия. Психология толпы (Г. Лебон и Г.Тард, С.Московичи). Цели проведения массовых мероприятий в рамках политических кампаний. Массовое мероприятие как информационный повод. Митинги как способ формирования политической идентичности. Политическая идентичность как аффективно-когнитивная структура, как самоопределение личности в терминах соотнесения себя с определенной политической организацией, политической группой, политическим лидером. Проявление идентичности в политическом поведении. Значение политической идентичности для организации эффективной политической кампании. Виды политических кампаний и проблема целесообразности проведения массовых мероприятий.

Технологии подготовки и проведения митингов и массовых шествий в политической кампании. Уточнение целесообразности проведения митингов и/или шествий в ходе политической кампании. Определение места массового мероприятия в тактическом рисунке политической кампании. Нормативно-правовое регулирование массовых мероприятий. Разрешение на проведение массового мероприятия: условия и проблемы получения. Технологии обеспечения явки на массовое мероприятие. Сценарий массового мероприятия: основные требования к его написанию. Технологии повышения «психологической температуры» на массовом мероприятии. Группы поддержки на митинге, их функции и формы поведения. Особенности музыкального сопровождения массовых мероприятий. Способы формирования чувства общности у участников массовых мероприятий. Проблема безопасности на массовых мероприятиях и технологии ее обеспечения.
Тема 12. Технологии межличностного общения в политических кампаниях.

Место и роль межличностного общения в политических кампаниях. Опосредованное и непосредственное общение: общие и отличительные черты. Психология межличностного общения. Виды межличностного общения в политических кампаниях. Личные связи в лоббистских кампаниях. Встречи политиков (их представителей) с населением. Переговоры в политических кампаниях. Круглые столы, конференции и форумы. Назначение межличностного общения в политических кампаниях.

Технологии непосредственной работы с населением. Психологические основы организации непосредственной работы с населением. Вовлечение во взаимодействие и принцип «нога в дверях». Сбор подписей: его основные виды и принципы проведения. Общественные приемные, их роль в политических кампаниях. Поквартирный обход населения, его основные виды. Фигура агитатора в политической кампании. Принципы работы с агитаторами в ходе политической кампании. Встречи политиков с населением. Виды встреч: собрание, встречи на рабочих местах, встречи в местах массового скопления граждан. Особенности подготовки и проведения встреч населения с политиком. Закрепление эффекта непосредственного общения политика с населением. Пикеты в политических кампаниях.

Технологии организации переговоров в политических кампаниях. Переговоры как особый вид взаимодействия. Место и роль переговоров в политических кампаниях. Особенности переговоров в политических конфликтах. Переговорный процесс. Основные подходы к ведению переговоров. Конфронтационный подход (торг). Партнерский подход (совместный анализ проблемы). Стадии переговорного процесса. Подготовка к переговорам. Анализ ситуации. Уточнение взаимных притязаний. Сопоставление интересов и выявление области их взаимосвязи и совпадения. Разработка стратегии ведения переговоров. Этап ведения переговоров. Уточнение позиции противоположной стороны. Обсуждение проблемы. Предложение и аргументация вариантов решения проблемы. Определение параметров совместного решения проблемы. Выработка общих договоренностей. Работа над соглашением.
Тема 13. Управление рисками в политических кампаниях.
Факторы рисков в политических кампаниях и их основные виды. Риск в политической кампании. Виды рисков в политических кампаниях. Стратегические риски: факторы и основные пути минимизации. Риски «зависания» информации: факторы и основные пути минимизации. Риски финансового обеспечения: факторы и основные пути минимизации. Риски, связанные с личностью позиционируемого политика: факторы и основные пути минимизации. Командные риски: факторы и основные пути минимизации. Управление рисками в политических кампаниях: задачи и основные принципы.

Сбор и анализ информации о политических конкурентах. Действия политических конкурентов как фактор риска в политический кампании. Необходимость предварительной оценки конкурентной среды. Методики предварительной оценки силы и влияния потенциальных участников инициируемого политического процесса. Уточнение целей политической кампании с учетом расстановки сил. Основные и не основные соперники в политической борьбе. Выбор линии поведения по отношению к основным и не основным соперникам. Виды информации о соперниках и источники ее получения. Методики обработки и анализа информации о соперниках. Составление психологического портрета соперника. Проблема выявления сильных и слабых сторон соперника. Анализ политической кампании соперника.

Информационная защита как способ минимизации рисков в политической кампании.

Информационная безопасность политической кампании. Основные виды информационной защиты. Каналы утечки информации о планах политической кампании. Способы обеспечения информационной безопасности.

Технологии управления кризисными ситуациями в политических кампаниях.

Кризисные ситуации в политической кампании, их основные виды. Факторы обострения кризисных ситуаций в политических кампаниях. Кризис-менеджмент в политических кампаниях. Компромат как способ обострения кризисной ситуации. Виды компромата в российской практике политических кампаний. Цели сбора или подготовки компромата. Условия использования компромата в политической борьбе. Проблема эффективности компромата. Технологии защиты от компромата. «Грязные технологии» в политической борьбе, их отличительные признаки. Виды «грязных технологий» в российской политической практике. Способы противостояния «грязным технологиям».
Глава 14. Политическое консультирование.
Место и роль политического консультирования в политическом управлении. Жанры политического консультирования. Внешнее консультирование. Внутреннее консультирование. Виды политического консультирования: информационно-аналитическое, имиджмейкинг и психологическая поддержка политика, проектирование политической кампании, подготовка и проведение информационной кампании, организационно-управленческие услуги, обучение-консультирование. Алгоритм политического консультирования.

Политики и политические консультанты: проблема взаимоотношений в процессе консультирования. Этические проблемы консультирования. Особенности личностных качеств политика и их роль в процессе эффективного решения совместной проблемы. Общие требования, которым должны следовать консультанты. Проблема превращения политического консультирования в процесс обоюдного сотрудничества. Факторы возрастания роли политического консультирования в современном обществе.

Политический менеджер. Роль политического менеджера в политической кампании. Менеджер и политик: проблема взаимодействия. Функции политического менеджера: создание команды, обеспечение выполнения командой всех поставленных задач, обеспечение координации всех звеньев команды, создание творческой атмосферы в команде, предотвращение конфликтов в команде и обеспечение ее работы как коллектива единомышленников. Основные требования, предъявляемые к политическому менеджеру.

Литература основная


  1. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. – М.: Аспект Пресс, 2005.

  2. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. - М., Русская панорама. 2008.

  3. Ольшанский Д.В. Политический PR. – СПб: Питер, 2003

  4. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. – М.: Дело, 2002.


Литература дополнительная



  1. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения повседневное использование и злоупотребление. – Спб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.

  2. Ахременко А.С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы/ Полис, 2007, № 1-2.

  3. Боярских А. В. Избирательные технологии - вера или разум? Механизмы социального регулирования электорального поведения – М.: Издательство: Палеотип, 2009 

  4. Василенко И.А. Политические переговоры. – М.: Гардарики, 2006.

  5. Деркач А.А., Е.Б. Перелыгина. Политическая имиджелогия. – М.: Аспект Пресс, 2006.

  6. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

  7. Зубков С. А., Панов А. И. Политическая реклама: основные жанры и технологии: Учебное пособие, Часть 1,2 – М.: Издательство: МИИТ , 2008 

  8. Кошелюк М. Технологии политических выборов. – СПб.: Питер, 2004.

  9. Ляпина Т. В. Современные избирательные технологии или театр политических теней: Руководство по постановке политических теней - М.: Альтпресс, 2009  

  10. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им - Спб:  Издательство: Питер, 2007

  11. Малишевский Н.Н. Технологии выборов. Стратегия, тактика, пошаговое руководство по организации избирательной кампании – М.: Издательство: школа, 2009 

  12. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП-холдинг, 2004

  13. Наполитан Дж. Электоральная игра. – М.: Никколо-Медиа, 2002.

  14. Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории – М. : Издательство: Весь мир, 2008.

  15. Нежданов, Д.В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. - СПб.: Питер, 2004.

  16. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехники. Психотехнологи. – М.: Омега, 2006.

  17. Политико-административное управление //Под общ.ред. В.С.Комаровского и Л.В.Сморгунова. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

  18. Политическая реклама. - М.: Центр Политического консультирования «Никколо М», 1999.

  19. Политические коммуникации: учебное пособие для студентов ВУЗов; под ред. А.И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004.

  20. Политическое консультирование. – М.: Центр Политического консультирования «Никколо М», 1999.

  21. Полуэктов В.В. От двери к двери / Полевые технологии в избирательных кампаниях. - М., Русская панорама. 2002.

  22. Поляков Л. В. Основы политического консультирования. Теория и практика – М. : Издательство: КДУ, 2008

  23. Почепцов Г.Г. Психологические войны.- М.: Рефл-бук, 2002

  24. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. – М.: «ВАГРИУС», 1999.

  25. Справочник по политическому консультированию. Под ред. Д.Д.Перлматтера. – М.: Консалтинговая группа «ИМИЛЖ-Контакт»; ИНФРА-М, 2002.

  26. Твердов А. А. Политический маркетинг и формирование общественного мнения в избирательной кампании - М.: Издательство: Палеотип, 2009

  27. Технологии выборов. Стратегия, тактика, пошаговое руководство по организации избирательной кампании – М.: Издательство: Современная школа, 2009
    Клочкова М.С. Краткий курс по политическому менеджменту – М.: Издательство: Окей-книга, 2009 

  28. Технологии политической деятельности (прикладная политология). Методическое пособие. / Под общ.ред. Матвеенко Ю.Н., Мизулина М.Ю. – М.: ДиАр, 2002

  29. Чумиков А.Н. Актуальные задачи и технологии прикладного применения // Полис, 2009, № 5

  30. Шерова Л.М. Работаем со средствами массовой информации каждый день. – М.: АНО «Национальный Институт региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество», 2002.

  31. Янбухтин Э. Единая Россия. Технологии успешной избирательной кампании – М.: Издательство: Вершина, 2008 




  1. Albouy S. Marketing et communication politique. - Paris: L’Harmattan. Logiques socials, 1994.

  2. Bernier R. Gérer la victoire? Organisation, communication, stratégie. – Quebec, Boucherville: Gaetan Morin éditeur, 1991.

  3. Best of the best from campaigns & election: the road to victory 2000 / Ed. by Faucheux R. 1998.

  4. Blandin H., Lefébure T. Marianne le muette. Les politiques savant-ils communiquer? - Paris: Editions LPM, 2000.

  5. Bongrand M. Le Marketing politique. 2-éd. – Paris: Presses Universitaires de France, 1986.

  6. Brady H.E. Political Participation. // Measures of Political Attitudes. Edited by Robinson J.P., Shaver Ph.R., Wrightsman L.S. - San Diego: Academic Press, 1999, p.737-801.

  7. Bruce B. Images of Power. How the Images Makers Shape Our Leaders. – London.: Kogan Page, 1992.

  8. Campaigns and Elections American Style / Ed. by Thurber J.A. and Nelson C.J. - Boulder: Westwiew Press, 1995.

  9. Clamen M. Pratique du lobbying. – P.: Dunod, 2002.

  10. Dunham P. Electoral Behavior in the United States. - Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice-Hall, 1991.

  11. Electoral strategies and political marketing / Ed.by Bowlee S. and Farrell M.- New York: St. Martin’s Press, 1992.

  12. Gestlé J. Les Campagnes présidentielles depuis 1965. // Notes et études documentaries, n 5148-49, mars 2002, p. 73-107.

  13. Gourévitch J.-P. L’Image en politique. De Luther à Internet et de l’affichage au clip. - Paris: L’Hachette Littératures, 1998.

  14. Guber S. Comment gagner une election aux Etats-Unis. – Paris: Presses universitaires de Nancy, 1992.

  15. Handbook of political marketing / Ed. by Bruce I. - Thousand Oaks, Call.: Sage Publications, 1999.

  16. Hrebenar R.J., Burbank M.J., Benedict R.C. Political Parties, Interest Groups, and Political Campaigns. - Boulder: Westview Press, 1999.

  17. Huckfeldt R., Sprague J. Citizens, Politics and Social Communication. Information and influence in an election campaign. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

  18. Inside political campaigns theory and practice / Johnson-Cartee K.S. and Copeland G.A. Westoport, Conn.: Praeger, 1997

  19. Interest Group Connection / Ed. by Herrnson P.S., Shaiko R.G. and Wilcox C. Chartham, - N.Y.: Chartham House, 1998.

  20. Jones N. Sultans of Spin.- London: Victor Gollanez, 1999.

  21. Kavanagh D. Election Campaigning. The New Marketing of Politics. - Oxford: Blackwell Publishers Ltd, 1995.

  22. La Communication politique. Sous la dir. de A.-M.Gingras. – Presses de l’Université du Québec, 2003

  23. L’Electeur a ses raisons. Sous la dir. de Boy D., Mayer N. - Paris: Presses de Sciences Po, 1997

  24. Lassale J.-P. Le démocratie américaine à l’épreuve. Le test de l’élection 2000. – Paris: La Documentation Française, 2002.

  25. Lees-Marshment J. Political marketing and British political parties. The party’s just begun. – Oxford Road: Manchester University Press, 2001.

  26. Les Effets d’infirmation en politique. Sous la dir. de Gerstlé J. - Paris, L,Harmattan, 2001.

  27. Les Français et la politique. Dossier constitué par Anne Muxel. //Problèmes politiques et sociaux, n 865, 2 novembre 2001.

  28. Maarek Ph.J. Communication et marketing de l’homme politique. Paris: Editions Litec, 1992.

  29. Miller W.E., Shanks J.M. The new American voter. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1996.

  30. Newman B.I., Sheth J.N. A Theory of political choice behavior. – New York: Praeger Publishers, 1987.

  31. Nimmo D.D. Political persuaders: the techniques of modern election on campaigns. With a new introduction by the author. – New Jersy: Transaction Publishers, 2001.

  32. Political Persuasion in Presidential Campaigns. New Brunswick, N.Y.: Transaction, 1997.

  33. Pomper G.M. et al. The election of 1996. Chartham, N.Y.: Chartham House, 1997.

  34. Powell L. Political campaign communication: inside and out / L. Powell, J. Cowart. Boston : Allyn and Bacon, 2002.

  35. Richards P.. How to win an election. The Arts of political campaigning. - London: Politico’s Publishing, 2001.

  36. Saussez T. Le Pouvoir des mentors. Petit manuel à destination de tous ceux qui s’intéressent aux coulisses de la vie politique et des campagnes électorales. – Paris: Edtions 1, 1999.

  37. Shea D.M. and Burton M.J. Campaign craft: the strategies, tactics and art of political campaign management. Rev. and explanded ed. Westoport, Conn.: Praeger, 2001.

  38. The Psychology of Political Communication. Edited by Crigler A.- Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1996.

  39. Trent J.S. Political campaign communication: principles and practice. 4th ed. - Westoport, Conn.: Praeger, 2000.


Вопросы к зачету:


  1. Политическая власть и политическое управление.

  2. Виды управления в политике.

  3. Политический менеджмент как вид управленческих отношений в политике

  4. Политические технологии в системе политического управления.

  5. Факторы возрастания роли политического менеджмента в современных условиях.

  6. Информационно-аналитические технологии в политическом управлении.

  7. Политическая кампания.

  8. Субъект и объект управления в политической кампании.

  9. Основные направления исследования мотивации политического действия: возможности и ограничения использования этих исследований в политическом менеджменте.

  10. Когнитивная модель мотивация политического действия, ее значение для рационального построения политической кампании.

  11. Основные задачи управления мотивацией в политических кампаниях.

  12. Возможности и ограничения управления мотивацией в политических кампаниях.

  13. Управление мотивацией и манипуляция: общее и отличительные черты.

  14. Центральный и периферийный способы обработки информации человеком: особенности их учета в политических кампаниях.

  15. Модульная схема убеждающей коммуникации.

  16. Техники убеждающей коммуникации, их основные виды.

  17. Основные задачи управления коммуникационными процессами в политической кампании.

  18. Технологии «покорения СМИ» в политической кампании.

  19. Информационный повод: место и роль в политической кампании, технологии создания.

  20. Политическая реклама, ее основные виды.

  21. Основные принципы организации политической рекламной кампании.

  22. Функции рекламной группы в политической кампании.

  23. Слоганы в политических кампаниях: значение и основные требования к их созданию

  24. Интернет в политической кампании.

  25. «Лидеры мнений», их роль в политических кампаниях и основные виды.

  26. Слухи: возможности и ограничения их использования в политических кампаниях.

  27. Основные принципы планирования политической информационной кампании.

  28. Основные задачи управления процессами структуризации в политических кампаниях.

  29. Сегментирование объекта политического управления: цели и основания.

  30. Целевые группы: понятие и критерии выбора.

  31. Прямая адресная рассылка в политических кампаниях.

  32. Технологии проведения встреч с населением в политических кампаниях.

  33. Агитация «от двери к двери»: функции и технологии проведения.

  34. Массовые политические мероприятия: основные виды и функции.

  35. Технологии организации и проведения массовых мероприятий в политических кампаниях.

  36. Место и роль переговоров в политических кампаниях.

  37. Стратегии поведения и приемы межличностного общения во время переговоров в политических кампаниях.

  38. Риски в политических кампаниях.

  39. Технологии минимизации рисков в политических кампаниях.

  40. Технологии управления кризисными ситуациями в политических кампаниях

  41. Сбор и анализ информации о политических соперниках.

  42. Компромат и «грязные» технологии в политических кампаниях.

  43. Стратегия политической кампании.

  44. Тактика политической кампании.

  45. Планирование политической кампании.

  46. Технологии формирования фонда политической кампании.

  47. Особенности работы руководителя (менеджера) политической кампании.

  48. Политическое консультирование: основные виды.

  49. Современный рынок политического консалтинга.

  50. Этические проблемы политических технологий.


<< предыдущая страница