microbik.ru
  1 2 3 ... 14 15

Чтение. Работа с текстом

(Метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Выпускники научатся:

- осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

- элементарным навыкам чтения информации, представленной в наглядно-символической форме;

- работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в тексте идеи и информацию;

- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться:

- самостоятельно организовывать поиск информации;

- критически относиться к получаемой информации, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускники научатся:

•  находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

•  определять тему и главную мысль текста;

•  делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

•  вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

•  сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

•  понимать информацию, представленную в неявном виде ;

•  понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

•  понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

•  использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

•  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускники получат возможность научиться:

•  использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

•  работать с несколькими источниками информации;

•  сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

•  пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

•  соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

•  формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

•  сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

•  составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускники получат возможность научиться:

•  делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

' составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации.

Выпускники научатся:

•  высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

•  оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

•  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

•  участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускники получат возможность научиться:

•  сопоставлять различные точки зрения;

•  соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

•  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Уровень психологической готовности детей к обучению в школе будет изучаться по следующим показателям: мотивация к обучению (интерес к обучению в школе), интеллектуальное развитие (познавательная активность); развитие коммуникативности (культура общения со сверстниками); произвольность поведения; адаптационный язык.

При выборе параметров, характеризующих творческую самореализацию детей, мы исходим из представления о том, что параметры должны отражать в совокупности мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный аспекты творческой деятельности учащихся. Уровень успешности будет определяться по степени осмысления (понимания) ребёнком творческой идеи (замысла), лежащей в основе познавательной задачи:

высокий уровень творческой самореализации присущ тем детям, которые стремятся и могут выделить идею и, используя её как основу решения задачи, оперируют познавательным материалом и его аргументацией в ходе решения (испытывают эмоциональную удовлетворённость от процесса и результата своей деятельности);

средний уровень характерен для детей, понимающих взаимосвязи между фактами и познавательной информацией, оперирование которой необходимо для успешного выполнения творческой задачи, но недостаточно самостоятельных в выдвижении идеи, ограниченных в выборе познавательного материала, испытывающих эмоциональный дискомфорт при возникновении трудностей и необходимости их преодоления;

низкий уровень творческой самореализации наблюдается у тех детей, которые не склонны проявлять активность и самостоятельность в решении творческих задач, механически воспроизводят случайные факты, испытывают значительные трудности в оперировании ими, не могут установить и объяснить причинно-следственные связи в процессе решения познавательной задачи.

Одним из показателей творческой самореализации ребёнка как личностной и ценностной характеристики будет рассматриваться потребность детей в признании и самоутверждении. Потребность в признании проявляется в стремлении к взаимопониманию с другими, в уважении и участии, в принятии коллективных решений. Потребность в самоутверждении — в стремлении к престижу, в желании отличаться от других, привлекать к себе внимание.

Специальное исследование названных потребностей будет осуществляться в рамках творческой деятельности, во внеурочной деятельности, коллективных творческих делах класса

Итогом освоения образовательной программы является достижение как уровня элементарной грамотности (базовый образовательный стандарт), так и повышенного уровня. Достижение уровня элементарной грамотности характеризуется овладением элементарными средствами образовательной деятельности: чтением, письмом, счётом.

Под овладением подразумевается знание правил и умение применять их в образовательной деятельности. Повышенный уровень определяется способностью обучающихся к самостоятельному использованию освоенных средств и методов познавательной деятельности для решения учебных задач творческого характера.

У выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности: высокий уровень овладения учебными навыками и действиями; высокий уровень развития познавательной сферы; высокий уровень интеллектуального развития, достаточно развитое мышление; нормальный или высокий уровень учебно-познавательной мотивации; контроль и самоконтроль; положительная самооценка.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.


Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-этическая ориентация

смысло

образование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.


Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

  1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

  1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

  2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

  3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

  4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

  5. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

  6. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Оценивание универсальных учебных действий

Планируемые результаты

Способы достижения результатов

Способы оценивания

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, принятия образца «хорошего ученика»;

— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— основы гражданской идентичности личности, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

— ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— знание моральных, персональных и конвенциональных норм, развитие морального сознания и нравственно-правовой культуры;

— установка на здоровый образ жизни;

— художественная культура;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Применение соответствующих программ и технологий обучения.

1) Общеобразовательная программа УМК «Перспективная начальная школа»; Технологии: игровая, валеологического воспитания, проектная, групповая, информационные и коммуникативные.


Портфолио, индивидуальная карта творческих достижений (ИКТД)



Познавательные УУД

Выпускник научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;

— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Применение соответствующих программ и технологий обучения.

Программы: 1)УМК «Перспективная начальная школа»; 2) факультативных курсов: «Юным умникам и умницам», «Учимся общаться», «Информатика», «Краеведение», «Я и мир вокруг», «Хор», «Ритмика»

Технологии: коллективного способа обучения — КСО, музыкального воспитания детей, развивающего чтения, информационно-коммуникационные технологии

Наблюдение, индивидуальная карта творческих достижений (ИКТД), тестирование, индивидуальное безотметочное оценивание

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

— осуществлять поиск необходимой информации;

— использовать знаково-символические средства;

— строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— выделять необходимую (существенную) информацию из текстов разных видов;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять синтез;

— проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— обобщать;

— осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

— устанавливать аналогии;

— владеть общими приёмами решения задач

Применение соответствующих программ и технологий обучения.

Программы: 1) УМК «Перспективная начальная школа»; 2) факультативных курсов: «Юным умникам и умницам», «Учимся общаться», «Информатика», «Краеведение», «Я и мир вокруг», «Хор», «Ритмика»

Технологии: развития познавательных способностей на основе интеграции образовательного содержания, развития информационно-коммуникационной компетентности, развивающего обучения, КСО, музыкального воспитания детей , проектной технологии.

Наблюдение, индивидуальная карта творческих достижений (ИКТД), портфолио, индивидуальное безотметочное оценивание

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

— ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— учитывать и уважать разные мнения;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться и приходить к общему решению;

— грамотно задавать вопросы;

— строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи

Программы: 1) УМК «Перспективная начальная школа»; 2) факультативных курсов: «Юным умникам и умницам», «Учимся общаться», «Информатика», «Краеведение», «Я и мир вокруг»;

3)  программа «Психологическое сопровождение детей и работа с родителями в рамках внедрения ФГОС»; программа «Учимся общаться»;

Технологии: предупреждения деформации взаимоотношений, развития воображения и связной речи, мнемотехники, развивающего чтения, информационно-коммуникационные технологии; групповая и проектная деятельность.

Наблюдение, анкетирование, оформление книги личных достижений, портфолио, урок творческого отчёта


Программа внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

  • овладеть разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной),

  • адаптировать ребенка к окружающей природной и социальной среде,

  • научит поддерживать и укреплять здоровье;

  • формировать способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развивать элементарные навыки самообразования, контроля и самооценки.

При создании программы внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ № 129» разработчики опирались на следующие нормативно - правовые акты:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения).

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Письмо от 12 Мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

  • Модель внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.

  • Должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по УВР, классного руководителя; педагога дополнительного образования.

Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на работу по новым образовательным стандартам и позволяет в полной мере реализовать его требования.

Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируетсяс учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

-  спортивно-оздоровительное;

-  художественно-эстетическое;

-  научно-познавательное;

гражданско-патриотическое;

-  общественно-полезная деятельность;

-  проектная деятельность.

Направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности и являются основанием для построения соответствующих рабочих образовательных программ.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность

  • Познавательная деятельность

  • Проблемно-ценностное общение

  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

  • Художественное творчество

  • Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

  • Трудовая (производственная) деятельность

  • Спортивно-оздоровительная деятельность

  • Туристско-краеведческая деятельность.

Таким образом, актуальность данной Программы обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей (законных представителей);

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;

- необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях удаленности микорайона Новые Ляды от центра и ограничения ряда ресурсов, в том числе, социально-культурного, спортивно-оздоровительного.

Идея программы:

- Создание Программы по организации внеурочной деятельности обучающихся школы в условиях реализации ФГОС НОО.

- Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

- Создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

Объект: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в школе, расположенной в удаленном микрорайоне, направленной на достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Предмет: педагогические условия реализации Программы по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в школе, расположенной в удаленном микрорайоне, направленной на достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Цель программы: внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях монопоселения, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

Задачи:

  1. выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;

  2. организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся; формировать навыки позитивного общения;

  3. развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  4. воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  5. развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Содержание внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное направление:

Кружки: «Подвижные игры на свежем воздухе»; «Спортивные забавы», «Ритмика»

Формы:

  • Спортивные праздники, подвижные игры, соревнования;

  • Беседы по охране здоровья;

  • Игровые моменты, физкультминутки

Художественно-эстетическое:

  • Кружки «Подмостки», «Волшебный мир оригами», «Бисер», хор

Формы:

  • работа кружков;

  • организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

  • проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

  • участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Научно-познавательное:

Курс РПС «Умники и умницы»

Кружки «Почитай-ка», «Риторика»

Формы:

  • работа кружка;

  • интеллектуальная неделя;

  • конкурсы, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры

Гражданско-патриотическое:

Кружок по краеведению «Мир вокруг меня»

Формы:

  • Экскурсии;

  • выставки рисунков;

  • тематические классные часы;

  • социальные практики

  • конкурсы рисунков;

Проектная деятельность:

Кружок «В мире профессий»

Формы:

  • Проекты

  • Экскурсии

  • Беседы

При реализации данных программ учитывается отказ от классно-урочной системы. При пятидневной рабочей неделе может быть использована суббота, когда свободны педагоги и есть помещения для занятий, время работы осенних и летних лагерей. При таком планировании основной образовательный результат программы достигается посредством организации занятий, экскурсий, мероприятий, конкурсов, конференций, занятий по разработке проектов. Отсюда содержание деятельности должно представлять собой завершенный цикл: целеполагание, действия детей, направленные на достижение цели, контроль и оценку результата.

Результат обучения по программе планируется в уровнях развития знаний, и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.

По итогам освоения программ ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.

Особым приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Включать младших школьников в проектную деятельность следует начинать с решения учащимися проектных задач.

Цель работы над проектами в начальной школеразвитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Диагностический инструментарий:

Входящее, промежуточное и итоговое тестирование обучающихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;

Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей);

Тематические листы - вкладыши в портфолио обучающихся.

Методы оценки процесса и результата:

Эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ деятельности детей, анализ документации и др.)

Математические (ранжирование, статистическая обработка данных и др.).

Вследствие реализации данной программы и внедрения предлагаемой Модели эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:

а) ориентированность на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества, государства;

б) принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

в) использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)

г) согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;

д) реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
Ожидаемыми конечными результатами реализации программы станут следующие:

1. Эффективная адаптация и интеграция обучающихся в образовательное сообщество

2. Корректировка Модели внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 129» г. Перми.

3. Разработка образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности. Создание банка программ внеурочной деятельности.

4. Оптимизация процесса воспитания в системе начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО.

5. Интеграция социального и педагогического опыта в целях дальнейшей разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях введения ФГОС НОО;

6. Увеличение числа педагогов, вовлеченных в различные образовательные проекты внеучебной деятельности;

7. Обобщение передового педагогического опыта реализации Модели внеурочной деятельности в ОУ.

8. Использование результатов оценки качества внеучебной работы в целях совершенствования деятельности отдельных направлений

Таким образом, настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.





<< предыдущая страница   следующая страница >>