microbik.ru
  1 2 3 4

6. ПОДДЕРЖКА СОВМЕСТНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ

В этой связи особое внимание заслуживает опыт ЮАР в поддержке частного, и в первую очередь среднего, бизнеса в доступе к национальным и международным технологиям для участия в программах промышленного развития. В настоящее время в рамках частно – государственного партнёрства среднему бизнесу оказывают содействие 14 национальных организаций, фондов и банков экономического развития ЮАР.
Среди них лидером является Корпорация промышленного развития, созданная в 1940 году, как финансовый инструмент национального развития для обеспечения роста экономики и развития промышленности, и целью которой в настоящее время является финансовая поддержка реализации промышленных проектов частного сектора, включая долевое участие Корпорации в рамках частно - государственного партнёрства.
Банк развития Юга Африки помимо содействия реализации проектов, оказывает финансовую поддержку проектных работ, а также созданию пилотных и демонстрационных проектов с привлечением средств международных фондов и европейских государственных грантов.
Вновь организованное в 2010 Технологическое инновационное агентство ЮАР рассматривает вопросы поддержки внедрения новых технологий на стадии научных разработок (НИОКР). Вновь создаваемым предприятиям «афробизнеса» (BEE,PDI) оказывает поддержку специализированный фонд NEF.
Министерство промышленности и торговли ЮАР (DTI) располагает средствами поддержки промышленных инициатив частного сектора (incentives), включая компенсации по организации производства, а также осуществляет поддержку маркетинговых работ по установлению и развитию торгового и промышленного сотрудничества. Средствами поддержки располагают и другие министерства.
Помимо национальных финансовых инструментов активную роль играют провинциальные Корпорации развития ЮАР, Муниципалитеты и Зоны промышленного развития (IDZ) для эффективного использования местных ресурсов в целях создания промышленного производства. С 20 января 2012 IDZ реорганизуются в Специальные экономические зоны (SEZ) и наделяются собственными средствами для ускорения финансовой поддержки предприятиям «в одно окно».
На примере ЮАР и других стран САДК можно продемонстрировать происходящие процессы углубления экономической интеграции в южноафриканском регионе и возрастающую роль регионального экономического сообщества для интеграции африканского континента. В этих целях в регионе успешно используются практические экономические и организационные документы и инструменты,как, например:
- Национальные общеэкономические долгосрочные программы ( «Namibia Vision 2030»,IPAP,IPR – RSA)

- Национальные долгосрочные отраслевые программы («Build Together» South Africa, Namibia)

- Региональные транспортно промышленные коридоры (Walvis Bay, TransKalahari Corridors ,Namibia)

- Региональные экономические, промышленные коридоры (Mtwara Corridor,Tanzania-Mozambique-Zambia)

- Региональные отраслевые программы (SADC Protocols on Transport, Water, Forestry)

- Региональные отраслевые объединения (SAPP-South African Power Pool, SADCSTAN–SADC Standards)

- Локальные промышленные экспортные зоны (EPZ -Namibia, EPZD – Mauritius, IDZ South Africa )

- Научно-технологические парки (Capricorn Technology Park-Cape Town,Technology Park-Stellenbosch, SA)

- Организации содействия научно-техническому сотрудничеству (CITI,CSIR,SATTBA.TIA – South Africa)

- Государственная поддержка малого и среднего бизнеса (BEEE –South Africa, BEE & PDI Namibia)

- Государственные корпорации развития (IDC, ECDC, etc.-South Africa, NDC - Tanzania, BEDIA-Botswana)

-- Национальные и региональные банки развития (DBSA – South Africa, DBN-Namibia, ADB-Africa)

- Коммерческие банки региона c промышленными кредитными средствами и лизинговыми прораммами
Эти практические организации и программы направлены на создание реального промышленного сектора, как в отдельных странах САДК, так и в южноафриканском регионе и служат выполнению стратегических задач, комплексно определённых в долгосрочных планах развития.
7. ЧАСТНО - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО

Можно отметить, что Промышленная политика ЮАР в пуле с Комплексным энергетическим планом и другими программами, принятыми в 2010 – 2011, позволяют ЮАР активно и эффективно привлекать к реализации госпрограмм средний бизнес в рамках частно- государственного партнёрства за счёт, например:


  • законодательной поддержки среднего бизнеса, в том числе в новом Акте о Компаниях, в ЮАР от 1 мая 2011 и в Законе о специальных экономических зонах от 20 января 2012

  • укрепление системы работающей государственной финансовой поддержки частных предприятий в разработке промышленных проектов на всех стадиях их реализации от концепции и предпроектных работ до проекта, строительства под ключ и производства,

  • участие государственных финансовых инструментов не только в заёмном финансировании промышленных проектов, но и долевое участие в рамках частно -государственного партнёрства

  • создание независимых, частных производителей и предприятий, расширяющих возможности государственного сектора в энергетике (15%) и на транспорте

  • поощрение планирования и реализации среднесрочных проектов малой энергетики в рамках частно - государственного партнёрства,

  • создание системы поддержки НИОКР, пилотных и демонстрационных проектов

  • упрощённого доступа к грантам на предпроектной и проектной стадиях

  • для поддержки вновь создаваемого «афробизнеса»(BEE),являющегося частью среднего и малого бизнеса ЮАР, введены законодательные меры, обязывающие включение BEE

компаний в совместные предприятия ( до 26 %) и в тендерные субподрядные договора,
Следует отметить, что расширяется практика проведение традиционных тендеров на условиях долевого партнёрства: национальная Корпорация Танзании - металлургический комплекс, Транспортная Корпорация Намибии – завод по производству ж.д. шпал.

Созданная в регионе система поддержки частного бизнеса направлена на укрепление реального промышленного сектора и служит выполнению стратегических задач развития национальных экономик стран САДК при активном участии зарубежных технологических партнёров в международном промышленном сотрудничестве и партнёрстве.

Привлекаются также средства зарубежных стран и международных организаций,например;

  • Конкурс грантов Правительств Финляндии и Австрии для Южной и Восточной Африки через Банк DBSA на экологичкские энеоргетические технологии (16 января 2012)

  • Конкурс грантов Министерства энергетики ЮАР и Глобального энергетического фонда (GEF) через Банк DBSA на технологии возобновляемой энергетики (30 января 2012)

  • Грант Британского фонда поддержки промышленного сотрудничества (2 февраля 2012)

Перспективы международного промышленного партнёрства в южноафриканском регионе отражены в концептуальных документах ведущих организаций DTI , DBSA, IDC:

  • Доклад Банка развития Юга Африки - Перспективы будущего Южной Африки (январь 2012)

  • Меморандум Минпромторга ЮАР о специальных экономических зонах ( 20 января 2012)

  • Экономический обзор Корпорации промышленного развития ЮАР (12 февраля 2012)


Основой стабильности региона является постоянная, практическая, системная поддержка реального сектора экономики Правительством ЮАР и других стран САДК в целях наиболее эффективного промышленного развития. Динамика региона вызывает стабильно возрастающий интерес для международного промышленного партнёрства.



В настоящее время в странах южноафриканского региона складывается структура реального сектора экономики на основе промышленного сектора, обеспечивающего реиндустриализацию экономики за счёт модернизации действующей промышленности и строительства новых промышленных мощностей на основе инновационных проектов с использованием мировых современных технологий и научно-технических достижений:

Рисунок 1 (схема ISB)


Промышленный сектор даёт возможность осуществить обновление во всех базовых секторах, включая сектор природных ресурсов и их переработки, всех отраслей инфраструктуры и строительства, агропроизводства, социального и потребительского секторов. Промышленный сектор также постоянно требует инновационного обновления на основе развития научно-технического и интеллектуального потенциала.
Промышленность и торговля неразрывно связаны и их взаимодействие постоянно. Производство продукции обеспечивает внутреннее потребление, замещает импорт, создаёт экспортный потенциал, снижает сырьевую зависимость и развивает высокую добавленную стоимости, увеличивая ВВП. Реализация промышленных международных проектов включает торговую составляющую по поставке товаров и услуг.
Таким образом, промышленный сектор обеспечивает обновление всех основ экономики, включая государственный сектор, большой и средний бизнес, создавая устойчивую экономику страны. Этим объясняется стратегическое и системное направление частно - государственного партнёрства на развитие промышленного сектора с активным привлечением международного промышленного и инновационного потенциала.

============

Отношения с финансовым сектором выстраиваются на основе обслуживания финансовыми инструментами ключевых экономических и промышленных задач

Наличие у партнёров собственных высоко профессиональных проектов (bankable) позволяет им выбирать по собственному усмотрению подходящие финансовые инструменты для выполненя проектов и подбирать возможные формы поддержки.

Такой подход позволяет быть партнёрам свободными в определении финансования основываясь на принципе «Мозги выбирают деньги» , а не «Деньги покупают мозги».
Во время прошедшего глобального кризиса, начавшегося с наиболее неустойчивого финансового сектора, финансовый рынок с «усыхающими бумажно - электронными деньгами» показал свою ненадёжность и необеспеченность. В ближайшем будущем «раздутые» средства финансового рынка вынуждены будут искать своё применение на более надёжном рынке реальной промышленной экономики, являющейся основой устойчивости общества, поддерживаемой частно - государственным партнёрством.

=============

Ключевой направленностью частно - государственной поддержки в южноафриканском регионе является средний бизнес, который совместно с государственными предприятиями укрепляет национальный сектор экономику, улучшая конкурентные условия в странах САДК и снижая зависимость от доминирующих сырьевых зарубежных монополий.

На инвестиционном семинаре Анголы в Москве в ноябре 2011 представителями Министерств и финансовых организаций развития было подчёркнуто, что финансовая поддержка в развитии промышленности в рамках частно- государственного партнёрства будет оказываться ангольским, предприятиям, в которых контрольный пакет принадлежит местным частным и государственным компаниям.

В целях улучшения конкурентных условий металлургического рынка ЮАР и снижения завышенных во время кризиса цен на металлопродукцию Министерство промышленности ЮАР через Антимонопольную комиссию применило значительные штрафные санкции к компании Арселор Миттал в ЮАР. Такие же санкции применены к местным компаниям, занимающимся сбором металлолома.

Меры антимонопольной защиты вместе с системной поддержкой среднего бизнеса создают условия для прихода на рынок новых игроков для развития экономики страны и повышения конкурентоспособности.

8. РОССИЙСКОЕ УЧАСТИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Африка и Россия традиционно были партнерами в области промышленного сотрудничества. При содействии российских технических специалистов до 1991 г. в Африке было построено 359 объектов, включая 132 промышленных проекта на основе российских технологий, оборудования и услуг в различных секторах экономики, включая транспорт, энергетику, горную промышленность, нефть и газ, строительство, рыбную промышленность, водные ресурсы, образование и обучение.
Российские производители промышленного оборудования, инжиниринговые компании, научно-производственные предприятия и патентообладатели располагают высоким техническим, технологическим и интеллектуальным потенциалом и имеют широкие возможности высоко профессионального участия в международном промышленном партнёрстве от разработки идеи проектов, предпроектного развития, проектного выполнения под ключ до управления производством, включая подготовку специалистов.

================

Диверсификация экономики, ослабление её сырьевой зависимости, развитие сильной национальной экономики являются аналогичными задачами для России и для стран САДК. Одним из главных направлений является увеличение собственного производства и активное развитие технологических отраслей, что позволит создать основы новой экономики, основанной на развитой промышленности и современных технологиях.
Это направление может стать основным звеном внешнеэкономического сотрудничества между российскими и южноафриканскими партнерами в области промышленности и науки для создания новой экономики

Такие отношения были закреплены во время официального визита руководства САДК в Москву в сентябре 2003 в подписанном «Меморандуме о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Содружеством развития Юга Африки по основным принципам отношений и сотрудничества».
В Меморандуме отмечено, что стороны предпримут меры по созданию благоприятных условий для развития регионального и двустороннего сотрудничества, в том числе в области торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, включая транспорт, энергетику, природные ресурсы, строительство, медицину и образование.
Необходимо отметить готовность и желание ЮАР на всех уровнях активно сотрудничать с российскими партнерами. Посол ЮАР, Мандиси Пахлва на 3-ей Международной торговой инициативе в феврале 2011, сказал: «На высшем уровне существует понимание того, что наши две быстро развивающиеся экономики должны работать вместе не только в интересах реформирования глобальной политической и финансовой архитектуры, но по конкретным двусторонним проектам, которые будут способствовать достижению целей нашего национального развития».

================

В настоящее время в южноафриканском регионе представлены российские компании большого бизнеса, преимущественно, в секторе природных ресурсов и их переработки: ГАЗПРОМ, АРМЗ, АЛРОСА, НОРНИКЕЛЬ, ЕВРАЗ, Северсталь, Ренова, ТМК, РУСАЛ.
Поставленные цели долгосрочных стратегических программ промышленного развития южноафриканского региона потребуют привлечение новых игроков к международному сотрудничеству, располагающих научно-техническим потенциалом.
Комплексный подъем всей экономики в целом, создание новой российской экономики, основанной на развитой промышленности, на современных технологиях, на новейших достижениях науки является первоочередной задачей и это направление входит в фундаментальную стратегию устойчивого развития России
Общие задачи политики экономического развития и стран Экономического сообщества САДК и России, включая интеграцию, диверсификацию и государственно-частное партнёрство, становятся руководящими принципами для выбора потенциальных партнеров в области международного промышленного сотрудничества.

Партнёрские промышленные отношения, являющиеся в настоящее время наиболее востребованной и результативной формой международного сотрудничества, полностью соответствуют интересам, как африканских партнёров, ставящим цели промышленного развития, так и интересам зарубежных партнёров, ставящих цели продвижения технологий и оборудования на зарубежный рынок.
9. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ

Изложенный опыт стран Экономического сообщества САДК по практической поддержке реального сектора экономики заслуживает серьёзного внимания и изучения как со стороны потенциальных российских партнёров – предприятий, инжиниринговых компаний, владельцев технологий, так и со стороны Российских госструктур.

Как уже отмечалось, государственные предприятия и большой частный бизнес самодостаточны для реализации собственных промышленных проектов. Средний бизнес требует поддержки в формировании и развитии совместных проектов особенно на предпроектной стадии.

Решающим значением для успешной реализации совместных промышленных проектов является правильное формирование и развития проектов потенциальными партнёрами особенно на предпроектной стадии, включая выбор партнеров, мотивацию проекта и обоснование финансирования в рамках частно - государственного партнёрства

В настоящее время узким местом большинства проектов промышленного развития в Африке является не нехватка финансовых средств, финансовых инструментов и инвесторов для реализации проектов, а нехватка мотивированных проектов (Bankable Projects), вследствие чего важен подбор партнёров для квалифицированной разработки проектов от формирования идеи проекта до последующей реализации проекта,

==========

Российские предприятия обладают высоким интеллектуальным и производственным потенциалом с многолетним опытом международного сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями в различных промышленных отраслях.

Привлечение инжиниринговых, проектных и научно-технических предприятий вместе с производителями оборудования и владельцами технологий позволяет успешно преодолеть этот барьер за счёт подготовки квалифицированной документации, реализации проекта с последующим участием в производственной стадии и эффективном управлении.
Это делает возможным обеспечение разработки и реализации проектов от этапа идей до уровня практической реализации при помощи комплекса направлений интеллектуального и производственного партнёрства.

.

Научно-технические предприятия имеют возможности участвовать в международном сотрудничестве в качестве партнёров от создания предварительной и рабочей концепций до полного выполнения проекта на производственной стадии.

Такое партнёрство также содействует развитию в стране производственного потенциала (Capacity Building) , созданию человеческого капитала (Human Capital), трудовых ресурсов (Human Resources) и интеллектуального потенциала (Intellectual Potential), необходимых для развития промышленного сектора экономики.

==========

Деятельность в бизнесе среднего сектора требует эффективной поддержки и содействия в установлении и развитии промышленного партнёрства, являющегося в развивающемся мире перспективной формой международного сотрудничества.

Эта работа отличается от традиционных торговых операций, где сторона принимающая решение – Покупатель или от прямых иностранных инвестиций (FDI) большого бизнеса, где сторона принимающая решение – доминирующий стратегический инвестор.

Средний бизнес требует внимательного и всестороннего формирования совместного партнёрского проекта на предпроектной стадии, полагаясь на рекомендации государственных организаций квалифицированных южноафриканских партнеров.

В практике встречаются неадекватные рекомендации, не позволяющие рекомендованным частным партнёрам выполнить свои обязательства по проекту, а также длительное в отдельных случаях рассмотрение обращений южноафриканских партнёров по финансовой поддержке в рамках частно - государственного партнёрства для осуществления возможностей их участия в совместном промышленном проекте с зарубежным технологическим партнёром.

С другой стороны у большинства российских предприятий понимание международного промышленного сотрудничества ограничено устаревающей формулой «купи-продай», в то время как наиболее перспективным становится вхождение в новые зарубежные промышленные рынки через партнёрское участие в совместных проектах.

Следует также отметить, что присутствующие в южноафриканском регионе российские банки ограничиваются обслуживанием в основном краткосрочных торговых операций частных компаний и государственных предприятий и не располагают программами поддержки российских предприятий, выходящих на промышленные отраслевые рынки региона со среднесрочными проектами, направленными на продвижение российских технологий и оборудования.

Содействие партнёрам на предпроектной стадии является решающим, положительным импульсом для успешной реализации совместных промышленных проектов с учётом, что это форма сотрудничества отвечает не только интересам частных компаний среднего бизнеса, но и национальным интересам обеих сотрудничающих сторон

10. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ МОСТ

Одним из примеров развития промышленного партнёрства, как перспективной формы сотрудничества в регионе, может являться деятельность некоммерческой организации «Международный научный мост», направленная на содействие развитию сотрудничества. между российскими и южноафриканскими предприятиями.

Приоритетами Международного научного моста являются проекты развития южноафриканского региона и содействие их реализации через промышленное и инновационное партнёрство на основе российских современных технологий, технологического оборудования, технологических, инжиниринговых и интеллектуальных услуг, включая подготовку специалистов для проектов российскими предприятиями.

Практическая деятельность Международного научного моста ведётся в качестве ведущего проектов (Project Driver) и технологического провайдера (Technology Provider) и направлена на установление и развитие сотрудничества между российскими и южноафриканскими партнёрами путём объединения ресурсов для организации совместного взаимовыгодного производства в южноафриканском регионе.

В настоящее время сформированы между российскими и южноафриканскими партнёрами и находятся на стадии пред проектного развития совместные проекты в следующих отраслях: малая металлургия, малая и возобновляемая энергетика, агропроизводство, жилищное строительство:

1. Мини-завод по производству стали и металлопродукции, Намибия


<< предыдущая страница   следующая страница >>