microbik.ru
  1 2 3
Тема: Происхождение права, его формы и структура

История развития правовых норм. Основные научные подходы к пониманию сущности права.

Основополагающие принципы современного российского права. Правовая система. Публичное и частное право.

Многообразие форм и видов правовых норм. Институт права. Основные отрасли права. Источники права. Иерархия нормативных актов.

Тема : Правосудие в современной России

Субъекты, формы и методы осуществления правосудия. Представление о единой системе судопроизводства. Конституционный Суд, его развитие и функции. Верховный Суд и система арбитражных судов в современной

России. Правовой статус судьи. Претензионный порядок урегулирования конфликта. Порядок обращения в суд и подготовка искового заявления. Истец и ответчик. Особенности и принципы осуществления правосудия в

России.

Тема: Юридическая ответственность

Основные признаки юридической ответственности. Представление о государственном принуждении.

Обязательные признаки преступления. Понятие о субъекте преступления и вменяемость. Возраст наступления уголовной ответственности и конкретные виды ответственности подростка.

Классификация видов преступлений. Формы выражения вины. Различие между прямым и косвенным умыслом. Этапы и процедура подготовки и осуществления преступления. Основные виды и назначение наказаний. Виды административного правонарушения и административные взыскания. Виды гражданских правонарушений.

Повторение. Структура и система осуществления правосудия в Российской Федерации.
РАЗДЕЛ

Социальная система общества

Социальная система общества представляет собой взаимосвязь социальных групп, классов и слоев, а также социальных институтов, важнейшее место среди которых занимают семья, производство, государство, образование и религия. Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан безотносительно к политике, экономике или духовной сфере. Здесь формируется социальная и классовая структура, происходит распределение статусов и ролей, протекает социальная мобильность, увеличиваются или снижаются бедность и богатство, возникает социальное неравенство, образуются и распадаются семьи, нарастает волна общественных движений.

Социальная структура — анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Если структуру общества уподобить жесткому каркасу здания, который придает ему жесткость и устойчивость, то в нем легко различить вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, тесно связанные между собой. Роль

горизонтальных перекрытий выполняют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор — слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию. Важное место при изучении социальной системы общества играет понятие социальной мобильности. Она касается каждого человека и дифференцируется на несколько видов: вертикальная и горизонтальная,

индивидуальная и группповая, межклассовая и внутриклассовая.

Одним из каналов мобильности выступает семья. Она определяет социальное положение и статус детей.

Опорные понятия и термины: социальная стратификация, социальное расслоение, страта, приписываемый статус, достигаемый статус, открытое общество, закрытое общество, исторические типы стратификации,

рабство, касты, сословия, социальные классы, социальная мобильность, большие социальные группы, семья, брак, социальный институт, малая группа, добрачное поведение, нуклеарная семья, многопоколенная семья,

система родства.

Рекомендуется: проведение совместной беседы школьников с родителями и учителем о проблемах развития

семьи, добрачного поведения, распределения функций и обязанностей в семье.

Тема: Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное расслоение. Критерии стратификации. Статус как обобщенный показатель стратификации. Приписываемый и достигаемый статусы. Открытое и закрытое общества.

Неравенство в доходах, власти, престиже и образовании. Исторические типы стратификации. Характеристики кастового строя. Сословная иерархия общества. Особенности классовой системы. Роль среднего класса в

современном обществе, его отличительные черты в России.

Тема: Социальная мобильность

Статусный набор и смена статуса. Основные виды социальной мобильности. Причины групповой мобильности. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Динамика общества и изменение социальной мобильности. Образование как фактор мобильности. Каналы вертикальной мобильности.

Тема: Семья и брак

Роль семьи в развитии общества. Функции семьи и брака. Семья как социальный институт и малая группа.

Влияние семьи на развитие личности. Особенности и роль добрачного поведения. Юридические и правовые основы брака. Брак как социальный институт, взаимные права и обязанности.

Состав и структура семьи. Представление о нуклеарной семье. Однокарьерная и двухкарьерная модели семьи. Распределение производственных и домашних нагрузок между мужем и женой. Расширенная и многопоколенная семья. Структура и иерархия системы родства. Кровная родня и родственники-по-закону. Три степени родства.

Повторение. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
РАЗДЕЛ

Взаимодействие людей в обществе

Изучая материал раздела, посвященного одному из самых сложных и противоречивых явлений человеческого общества, учащиеся получают возможность освоить представление о природе социального

взаимодействия и социального поведения, конфликтов, социального контроля, отклоняющегося поведения.

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия или социального поведения. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Социальные действия, имеющие

сложную внутреннюю структуру, ориентированы на других людей. Основными формами взаимодействия выступают кооперация, конкуренция, конфликт. Виды массовых действий подразделяются на слабо

организованные (паника, погромы) и достаточно подготовленные и организованные (демонстрации, революции, войны). В разделе необходимо обратить также внимание на протестные и социальные движения. Раскрывая

тему конфликтов в обществе, первостепенное значение целесообразно отводить сущности и механизму экономического конфликта как столкновения противоположных интересов собственников и наемных

работников. В завершение раздела следует рассмотреть формы отклоняющегося поведения в целом и у молодежи в частности, причины их возникновения и последствия, к которым они могут привести. Эта тема перекликается и продолжает проблемы, поставленные в теме «Юридическая ответственность».

Опорные понятия и термины: взаимодействие, роли, общение, обмен, символы, действие, деятельность, кооперация, конкуренция, конфликт, паника, протестное движение, социальная напряженность, конфликт,

групповое давление, социальные движения, социализация, социальный контроль, нормы, санкции, самоконтроль, девиантное и делинквентное поведение, общественное мнение, организованная преступность.

Рекомендуется: провести встречу с участниками протестного движения, например забастовочного, которые на живых, конкретных примерах расскажут, что вынудило людей к таким актам социального действия, каковы

цели и способы решения конфликта.

Тема: Социальное взаимодействие

Сущность социального взаимодействия. Основные формы взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт. Социальное действие и поведение. Деятельность и поведение. Виды массовых действий. Паника как форма нескоординированных действий. Страх и цепная реакция панических действий.

Тема: Конфликт и протестное движение

Сущность и предпосылки протестного движения в современном российском обществе. Источники и природа социальной напряженности. Основные понятия и виды конфликта. Конфликт и противоречие. Антагонизм как

основа экономического конфликта. Формы группового давления. Массовое недовольство и протест. Формы протеста. Сопротивление и протест как форма защиты своих интересов. Демонстрация как форма открытого

активного протеста. Массовые демонстрации в России. Протестные и социальные движения. Масштабы и продолжительность социальных движений. Классификация социальных движений: реформаторские, регрессивные, утопические, революционные движения.

Тема: Социальный контроль

Взаимосвязь между социализацией и социальным контролем. Основные элементы социального контроля: нормы и санкции. Функции социального контроля. Классификация и функции социальных норм.

Классификация социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Самоконтроль. Общественное мнение и его роль в обществе. Неформальный контроль и формальный контроль в разных типах общества. Институты

формального контроля. Детальный контроль и надзор.

Тема: Отклоняющееся и противоправное поведение

Представление об отклоняющемся (девиантном) поведении. Борьба с девиациями, социальные и идеологические запреты. Различные степени и виды девиантного поведения. Делинквентное поведение. Роль общественного мнения в борьбе с отклоняющимся поведением. Криминогенные районы города и группы риска.

Особенности отклоняющегося поведения молодежи в России. Организованная преступность подростков.

Повторение. Отклоняющееся и противоправное поведение российской молодежи.
РАЗДЕЛ

Культура и духовная жизнь

Духовная сфера общества охватывает все области человеческой деятельности — от создания дворцов и храмов до создания научных теорий и отправления религиозных ритуалов. Стержнем духовной сферы общества считается культура. Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура). В более узком смысле культура

означает сферу духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания,

произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение,

способы и формы общения людей). Стержнем культуры, ее смыслообразующим центром выступают ценности. В таком случае культура

понимается как «содержание», или «способ бытия», общества. Этот подход к определению культуры предлагают философы, он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в сущность явлений культуры. Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности. Ценности составляют основу человеческой этики, об основных категориях.

Опорные понятия и термины: ценности, культура, духовная сфера, этика, мораль, нравственность, истина,

красота, добро, польза, господство, справедливость, свобода, долг, моральный идеал, стыд, моральная

категория, нравственное совершенствование, воспитание, личность, императив, добродетель, порок,

милосердие, счастье, удовольствие, утилитаризм, гедонизм, творчество, справедливость, правосудие.

Персоналии: Аристотель, Сократ, Платон, Л.Толстой, Сенека, Демокрит, B.C. Соловьев.

Тема6 Этическая основа культуры

Ценности как стержень и ядро культуры и духовной жизни общества. Императивный характер нравственных ценностей. Классификация ценностей. Ценности как эталон и идеал поведения. Фундаментальные ценности. Мораль, нравственность и этика. Соотношение между моралью, культурой и духовной сферой. Воспитание моральных норм. Представление о духовном и духовности. Нравственное совершенство и воспитание.

Основные признаки морали.

Тема6 Нравственные чувства и моральное поведение

Подавление моральных пороков. Разумное и рассудочное начала в человеке. Разумное, чувственное и нравственное поведение. Искусство управления людьми. Компромиссы и конфликты в сфере морального поведения. Нацеленность человека на высшее благо. Абстрактность нравственной нормы и вариативность поведения. Моральное суждение и осуждение. Отличие морального познания от научного. Мораль как система

взаимных обязанностей.

Тема: Нравственные категории и добродетели

Система нравственных категорий. Позитивные и негативные нравственные категории. Нравственный мир человека и нравственный идеал. Добро и зло. Практическое утверждение добра. Добродетель и порок. Историческое изменение понимания добродетели. Категория долга. Долг и моральный идеал. Стыд и совесть как моральные категории. Свобода совести и

свобода выбора. Милосердие и справедливость как фундаментальные добродетели.

Тема: Счастье, удовольствие, гедонизм

Возникновение науки о морали. Различные трактовки счастья. Личное и всеобщее счастье. Счастье как удача и везение. Счастье как заслуженная награда. Способ обретения, источник и конечное состояние счастья.

Утилитаристская этика и польза как критерий человеческих поступков. Счастье и удовольствие. Наслаждение и этика гедонизма. Мораль наслаждения и мораль насилия.

Тема: Справедливость и равенство

Справедливость и правосудие. Нравственное значение справедливости. Идеи Аристотеля о справедливости как общественной добродетели. Относительность социальной справедливости. Справедливость как проблема

равенства. Возмездное убийство и справедливость. Христианское понимание справедливости и запрещение кровной мести. Справедливость в сфере социальной политики. Понимание социальной справедливости в

российском обществе.

Повторение. Свобода выбора человека и необходимость нравственных поступков.

РАЗДЕЛ

Внутренний мир и социализация человека

Человек борется не только с природой, которая находится вне его, но и с той природой, которая находится внутри него. Современная наука исходит из того, что по своей сути человек — двухсоставное существо.

Эволюция человека привела в конечном итоге к вытеснению природного (животного) начала в человеке социальным (культурным, цивилизованным). Она подразделяется на два крупных этапа — биологический и

социальный (или культурный). Первый длиннее, второй короче.

Наиболее разработанной структура внутреннего мира является у З.Фрейда, психоаналитическую теорию, которого признали во всем мире. Поскольку в ней недостаточно разработана проблема надсознательного

(нравственный этап психики), в разделе приведены взгляды П.Сорокина. Завершает рассмотрение психического мира человека анализ того, что осталось вне поля зрения психоанализа: привычки, потребности, мотивы, воля, деятельность и др.

Раздел завершает процесс социализации и становления личности. В центре внимания — многообразие форм влияния общества на личность и формирование родительско-детских отношений.

Опорные понятия и термины: биологическое начало, социальное начало, психика, подсознание, сознание,

надсознание, биологические потребности, сексуальные желания, вытесненные желания, «Оно», «Сверх-Я», «Я»,

либидо, принцип реальности, цензура, инстинкты, рефлексы, мотивы, привычки, потребности, действия,

деятельность, темперамент, чувства, эмоции, воля, дети, родители, взаимоотношения родителей и детей,

социализация, воспитание, тинэйджеры, ролевой набор, статус, группа сверстников.

Персоналии: З.Фрейд, П.Флоренский, Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Соловьев, П.Сорокин, А.Маслоу.



<< предыдущая страница   следующая страница >>