microbik.ru
  1 2 3
преодолению наличной формы (курсив автора. – Д.М.), т.е. к преображению». В общем плане ср. замечание кард. Йозефа Ратцингера, нынешнего папы Бенедикта XVI: «Изъятие онтологии из богословия не приводит к освобождению философского мышления, но парализует его» (Ratzinger J., card. The Nature and Mission of Theology. Essays to Orient Theology in Today’s Debates/ Trans. A.Walker. San Francisco, 1995. P. 22).

75 Однако в общем плане представляется целесообразным считать, что к XIV в. этот «бэкграунд» (те же предания о вознесении Моисея ангелами, фиксируемые еще Климентом Александрийским – Clem. Al. Strom. VI.132.2-3; и т.д.) должен был быть уже более или менее растворен и ассимилирован святоотеческой традицией.

76 S.P.N. Joannis Chrysostomi Hom. in Genesim. VIII.2// PG. 53. 71. (60); pус. пер. цит. по: Иже во Святых Отца нашего Иоанна Златоустого… Избранные творения. Беседы на книгу Бытия. М., 1898 (репр.: М., 1993). Т.1. С. 61.

77 Clem. Al. Strom. VI.161.2. Греч. текст см. в издании, которое воспроизводит (опуская, однако, аппарат) текст критического издания под ред. O. Stählin и L. Früchtel: Климент Александрийский. Строматы. T. III. Кн. 6 – 7/ Подг. текста к изд., пер. с древнегреч. и комм. Е.В. Афонасина. СПб., 2003. (Библиотека христианской мысли). С. 174; рус. пер. Е.В. Афонасина – Там же. С. 87. Мы позволили себе привести данный отрывок в собственном переводе.

78 Bucur B.G. The Angelomorphic Spirit… P. 13 – 14 (and n. 41), 16 and n. 49. См. там и другие примеры того, что Христос действует per… propinquos angelos, говоря словами самого Климента (Adumbrationes in 1 Pet 2.3).

79 Bucur B.G. The Angelomorphic Spirit… P. 27. n. 86.

80 Ср.: «…богоначальная сила (, та же категория, что у Климента Александрийского – и (местами) у блаж. Феофана Никейского: например, с. 231.142. – Д.М.), распространяясь, всего достигает и сквозь все без задержки проходит…» (О небесной иерархии, XIII.3// PG. 3. 300D – 301A; Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. С. 162 – 163; цит. в пер. Г.М. Прохорова). Здесь вовсе не соблюдается ступенчатость иерархий, как у Климента. И именно эта глава влияла на построения Св. Никиты Стифата и Феофана Никейского (ср. с. 10 и прим. 43).

81 S.P.N. Joannis Climaci Scala paradisi// PG. 88. 1109B. 16.

82 Noret J. Le dernier binon du manuscrit Pantéléimon 548: du Jean Climaque avec des scholies, partiellement inédites// Philohistôr. P. 254.

83 Разумеется, этим вопрос об истоках неправомыслия Прохора до конца не разрешается.

84 Noret J. Le dernier binon… P. 254.

85 Цит. по: Ibid.

86 Ibid. Р. 255.

87Sim. 9.1.1 – 2// Hermas. Le Pasteur/ Intr., texte crit., trad. et notes par R. Joly. P., 1958. (SC, 53). P. 288.1-6, 10-11; цит. строки 5-6 и 10-11. См. также глубокий разбор этого места в статье Б.Г. Букура: Bucur B.G. The Angelomorphic Spirit… P. 28 and n. 88.

88 Ejusdem [S.P.N. Gregorii, Nysseni episcopi,] Encomium in S. Stephanum… 717D, 720A, 713B. Ср. 717А; Ibid. B: «…срастворившись () с благодатию Св. Духа, в Нем был вознесен к постижению Божества»; S.P.N. Joannis Chrysostomi Ad Ephes. Cap. I. Hom. III.1// PG. 62. 24: «Знание таинств Божиих принадлежит одному лишь Духу, Который испытует и глубины Божия (1 Кор. 2, 10), и ни ангел, ни архангел, ни другая какая тварная сила () не подаст, то есть не доставит вам этого дарования» (цит. с небольшой поправкой по рус. пер.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста: В двенадцати томах. М., 2004 (репр. издания: СПб., 1905). Т.11. Кн. 1. С. 24); и др. Златоуст как бы подытоживает и, обобщая, приумножает то знание о постижении духовного мира, которое святоотеческая традиция отстояла и закрепила в недавних спорах (ср. и его собственную полемику с аномеями, каковая сыграла в общем ходе дебатов конца IV века существенную роль).

89 Ibid. 713B.

90 Ibid. 716CD.

91 Ibid. 717С.

92 S. Cyrilli Hierosolymitani archiepisopi Catechesis XVII. De Spiritu Sancto II. 6// PG. 33. 976B; Бенчев И. Образы ангелов. С. 151 и прим. 261 на с. 243. В IV в. могли считать, будто Гавриил и есть отец Христа (см. там же). Характерно, что в одном месте своего труда сам ученый странным образом стремится отождествить ангелов со Св. Духом, интерпретируя миниатюру из сербской Псалтири (Там же. С. 231).

93 Bucur B.G. The Angelomorphic Spirit… P. 28.

94 Напомним, что отчасти еще и по этой причине «Пастырь» Ерма был в ходе арианских и македонианских споров IV в. исключен из канона Нового Завета (Лурье В.М. (в соавторстве с В.А. Барановым). История византийской философии… С. 71, 73; Bucur B.G. The Angelomorphic Spirit… P. 27; и др.).

95 Noret J. Le dernier binon… Р. 255.

96 См.: Origène. Homélies sur la Genèse. Р. 146.43-44: …praecipua et magna sunt Domino uel angelis offerenda; Ibid. P. 152.15-18: Авраам был чист сердцем; …in tali corde potest Dominus cum angelis suis habere conuiuium. Образ Господа с ангелами Его, разумеется, показательный для христианства в целом, особенно характерен все же для более древней части вероучительной традиции (ср., например, в тех же Деяниях Андрея и Матфия… (ср. выше, прим. 22), гл. 16: «…Иисус поднялся на небеса вместе со Своими ангелами» (цит. в пер. А.Ю. Виноградова – Деяния апостола Андрея… С. 27; оригинал см.: Там же. С. 26); и т.д.).

97 Христологическую суть этих взглядов хорошо выразил иером. Александр (Голицын): Alexander (Golitzin), hierom. The Body of Christ… P. 119.

98 О ней см., в частности: Alexander (Golitzin), hierom. Christian Mysticism over Two Millenia// Scrinium. 2007. T.3. P. XXI – XXXIII (основополагающий очерк).


<< предыдущая страница