microbik.ru
  1 2

Примечания

         * Классическим примером бытового терроризма  явились события в Чечено-Ингушетии АССР (ЧИ АССР) в 1957 г., когда  в первой половине 1957 г., началось  возвращение чеченцев и ингушей   из мест спецпоселения в вновь созданную ЧИ АССР. Из-за непродуманности данного вопроса  со стороны советского партийного и административного руководства возвращение  стало  носить неуправляемый и массовый характер. Это привело к тому, что местное население ЧИ АССР (аварцы, даргинцы, осетины, русские, украинцы, тавлины и др. народы), которыми заселили территорию бывшей ЧИ АССР во второй половине 1944 г., было вынуждено покидать территорию ЧИ АССР.
         Основной причиной  бегства явилось то, что возвратившиеся из спецпоселения чеченцы и ингуши стали угрожать им физической расправой, если они не освободят бывшие их дома. Иногда угрозы подкреплялись убийствами, поджогами, избиениями и т.п. Создалась обстановка страха, паники, неуверенности в своей физической защите со стороны власти. Попытки местного населения защитить себя самостоятельно  заканчивались частыми межнациональными  групповыми драками (наиболее часто групповые драки происходили между чеченцами, ингушами и осетинами, тавлинами, аварцами).
         Все эти действия чеченцев и ингушей квалифицировались как террористические в форме бытового терроризма. О сложной социально-политической обстановке в ЧИ АССР почти ежемесячно докладывалось в ЦК КПСС.
         Таким образом,  высшее   партийное и советское  руководство  СССР   ввергло в межнациональный конфликт целые народы, отголоски которого  слышны и сейчас. (Авт.).
         ** В 2000–2002 гг. совместно с Комитетом по делам молодежи Правительства Чеченской Республики при участии автора (на втором этапе исследования – 2001–2002 гг.) был проведен социологический опрос чеченской молодежи, постоянно проживающей на территории Чеченской Республики, в результате которого выяснялось отношение чеченской молодежи к жизни и сложившейся обстановке в Чечне, своей социальной и физической защищенности, национальной и социально-экономической политике федерального Центра на территории Чечни, отношение к участию части чеченской молодежи в вооруженном  сопротивлении федеральным войскам и силовым структурам, своему будущему. Опросу было подвергнуто около 1500 чел. Результаты исследования частично нами были опубликованы в “Обозреватель–Observer”: Молодежь – будущее Чечни. Социально-политическая обстановка в Чеченской Республике // Обозреватель–Observer. 2002. № 1. Мир или война – выбор за Чечней // Обозреватель-Observer. 2003. № 1–2.
         ***  В данном случае под защищенностью психологической понимается относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и сознание индивидом наличия реальной возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности, собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию.
         1 Политическая психология. М.: Академический проект, 2001. С. 382–86; Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002. С. 167–171; Ислам и исламский терроризм. Справочник. М.: Центр стратегической безопасности, 2003. С. 416–418;  Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. Пер. с франц. М.: НИЦ “Ладомир”, 2004. С. 105, 222–224, 442–448;  Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М.: Гендальф, 2002. С. 69–112.
         2 Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е.Э. Месснера // Российский военный сборник. Вып. 21. М.: Военный университет, Русский путь, 2005. С. 139, 581, 583, 584.
         3 Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002. С. 179, 195, 116–120. 
         4 Мюнклер  Х. Терроризм сегодня. Война становится асимметричной // Иностранная литература. 2004. № 9. С. 218–225.
         5 Пути мира на Северном Кавказе // Независимый экспертный доклад Института этнологии и антропологии РАН. М.: 1999.
C. 112.
         6 Лайпанов Б. Ислам в истории и самосознании карачаевского народа // В кн.: Ислам и этническая мобилизация; национальные движения в тюркском мире. М., 1998. С. 142–171.
         7 Закон “О противодействии псевдорелигиозным обрядам в среде мусульманских общин КЧР” // День Республики. 2000.
11 июля.
         8 Шестаков В. Террор – мировая война. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 313–314.
         9 Неклесса А. Террор и антитеррор в меняющемся мире. Системы безопасности, основанные на бюрократии и тотальном контроле, оказались неадекватными новым угрозам // Независимая газета. 2004. 28 сентября.

<< предыдущая страница