microbik.ru
  1 2 3 4


Содержание программы
РАЗДЕЛ 1

Строение и свойства живых организмов (11 часов)
Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Экскурсия.

Химический состав клеток (1 час)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■ Лабораторная работа
Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток. Деление клетки.

■ Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Приготовление препарата чешуи лука.

Ткани растений и животных (1 час)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■ Лабораторная работа Ткани растений и животных.

Органы и системы органов (5 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■ Лабораторная работа Изучение органов цветкового растения. Распознавание органов и систем органов у животных.

Растения и животные как целостные организмы (1 час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.

  • Контрольная работа №1


РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (20 часов)
Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■ Лабораторная работа Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Опорные системы (1 час)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

■ Лабораторная работа

Изучение внутреннего строения млекопитающего.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Движение (1 час)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

■ Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Рост и развитие (3 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

  • Контрольная работа №2


РАЗДЕЛ 3

Организм и среда (3 часа)
Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Природные сообщества (2 часа)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация моделей экологических систем.

■ Экскурсия

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

  • Контрольная работа №3



Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения предмета в 6 классе учащиеся должны

Знать:

- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

-особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

- типы деления клеток, их роль в организме;

- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Уметь

- распознавать органоиды клетки;

-узнавать основные формы цветкового растения;

- распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- составлять простейшие цепи питания;

- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты;

- использовать приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни.
Курс «Живой организм» и РП построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Плановых контрольных уроков _3ч.; лабораторных и практических работ 12, 1 экскурсия.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 47 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.

Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.

Для самостоятельной работы учащихся при проведении фронтальных опросов, быстрого определения уровня знаний учащихся можно применить дидактические карточки:

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Н.В.Кириленкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.

  • Технологии образования – индивидуальная работа, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения « Биология»  в 6  классе  выделено  1 час  в  неделю, всего 35 часов, 1 час выделен за счёт регионального компонента.

Календарно - тематический  план  по  объему  скорректировано  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки учащихся 6 класса. Рабочая программа предназначена для учеников общеобразовательных школ со средним уровнем подготовки.

Тематическое планирование уроков биологии в 6 классе

Программа Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и соавторов. 2010г. Дрофа.

Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс».

Новый учебный базисный план: предмет биология, 6 класс – 34 часа. 1 час в неделю.




Раздел, тема урока.

Тип урока

Домашнее задание

Сроки

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители

Элементы дополнительного содержания.

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ЧАСОВ)
Тема 1.1 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ(1час)

1.

Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов
Вводный урок

Д/З: п.1учебника, «Проверьте свои знания» на стр.10, «Подумайте» на стр.10.

1-я неделя сентября

Признаки живых организмов: Клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявления

Называть признаки живых организмов, их значение.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

Вопросы №2,5 на стр.9 учебника. Рабочая тетрадь, №1,4,5,6. Вопросы со свободным ответом.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Тема 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ(1час)

2

Химический состав клетки.

Комбинированный урок.

Д/з: п.2 учебника, «Подумайте на стр. 17,«Проверьте свои знания» на стр.17

2-я неделя сентября

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества: вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки.

Различать неорганические и органические вещества клетки.

Называть:

неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

Рабочая тетрадь №8.

Вопросы №3,4,5,7,8,9,10 на стр.15 учебника.

Рабочая тетрадь №8,10.

Вопросы со свободным ответом.

Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы».

3

Строение клетки. Лабораторная работа Увеличительные приборы и правила пользования ими.

Комбинированный урок.

Д/з: п.3 учебника.

3-я неделя сентября

Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки.

Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр).

Называть признак живых организмов – клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблицах основный части и органоиды клетки.

Выделять особенности строения ядра.

Доказывать, что клетка элементарная частица живого.

Вопросы №2 на стр. 9 учебника.

Рабочая тетрадь №12.

Вопросы №10,11,12 на стр. 23 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор хромосом.

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Митоз, мейоз – сущность и биологическое значение.

4.

Деление клетки. Лабораторная работа. Приготовление препарата чешуи лука.
Комбинированный урок.
Д/з: п.4 учебника. «Подумайте на стр. 28, «Проверьте свои знания» на стр.28

4-я неделя сентября

Строение растительного организма и организма животного: клетки. Правила работы в биологической лаборатории.

Называть признак живых организмов - клеточное строение.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

Вопросы №2 на стр. 9 учебника. Задание по рисунку на стр. 23 учебника.

Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы №1,5,6,7,8,9 на стр. 23 учебника.

Выполнение лабораторной работы №1 «Строение клеток живых организмов» и выводы к ней.

Рабочая тетрадь, № 13.

Методы изучения клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Вирусы – неклеточная форма жизни.

Тема 1.4. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ( 2 часа)

5.

Ткани растений и животных Лабораторная работа. Ткани растений и животных
Комбинированный урок

Д/з: п.5 учебника. ,«Проверьте свои знания» на стр.34-35

1-я неделя октября

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения.

Давать определение понятию «ткань»

Называть:

-типы тканей растений;

-функции тканей растений.

-функции тканей животных

Различать типы тканей

Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов. Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

Вопросы №1,8-12 на стр. 37 учебника. Задание по рисунку на стр. 37 учебника.

Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы №1,5,6,7,8,9 на стр. 23 учебника.

Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани растений и животных» и выводы к ней.


Взаимосвязь между строением и функциями растений. Особенности тканей растений разных природных зон. Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных .

6.

Органы цветковых растений

Лабораторная работа «Органы растений»

Комбинированный урок

Д/з: п.6 учебника

2-я неделя октября

Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных.

Давать определение понятиям ткань, орган.

Называть

Органы цветкового растения, их роль в жизни растений

Типы корневых систем

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы.

Изучать биологические объекты – органы цветковых

Вопросы №2 на стр. 9 учебника. Задание по рисунку на стр. 37 учебника.

Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы № 2-7 на стр. 45 учебника.

Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней.

Рабочая тетрадь, № 29.




7.

Органы цветковых растений.Корень и побег.

Д/з: п.6 учебника , «Проверьте свои знания» на стр.48-49

3-я неделя октября

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.

Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Давать определение понятиям ткань, орган.,побег, вегетативные органы.
Называть

Органы цветкового растения, их роль в жизни растений

Типы корневых систем

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы, органы цветкового растения – побег т его части

Изучать биологические объекты – органы цветковых растений

Вопросы №1 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы № 2-7 на стр. 37 учебника.

.

Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней.

Рабочая тетрадь, № 29

Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Строение листовой почки. Клеточное строение стебля. Отличие стебля двудольных и однодольных растений.клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения.

8.

Органы цветковых растений . Цветок и плод.

1Комбинированный урок
Д/з:п.6 учебника

4-я неделя октября

Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия .Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения.

Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

Характеризовать строение цветка как органа размножения.
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.

Изучать биологические объекты-органы цветковых растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

Вопросы №5 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь №28,27

Вопросы №15,16 на стр.45 учебника.


Рабочая тетрадь.№28
Описание рисунка на стр.40 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Вопросы №13,14 на стр.45 учебника.
Рабочая тетрадь,№32,33

Вопросы со свободным ответом.


Взаимосвязь между строением и функциями органов растений

9.

Органы и системы органов животного

Комбинированный урок.
Д/з:п7 учебника


1 неделя ноября

Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения),их строение и функции.

Давать определение понятиям ткань ,орган, система органов.

Называть:

Органы и системы животных

Функции органов и систем органов животных.


Вопросы №3,4,5,6,7 на стр.51 учебника

.Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов животных.

10

Органы и системы органов животного.

Комбинированный урок.
Д/з п.7учебника. «Подумайте» на стр.55


2-я неделя ноября

Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения),их строение и функции.

Давать определение понятиям ткань ,орган, система органов.

Называть:

Органы и системы животных

Функции органов и систем органов животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Изучать биологические объекты- органы и системы органов животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.

. Вопросы №8,9,10,12 на стр.51 учебника

Рабочая тетрадь №41,43. Задание по рисунку учебника на стр.50.

Выполнение лабораторной работы №4 «Распознавание органов и систем органов у животных»

Вопросы со свободным ответом.

Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов животных.

Тема 1.6. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ.(1 час)

11.

Организм как единое целое.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Д/з: п.8, 9 учебника.

3-я неделя ноября.

Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.

Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточных организмов.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать что организм единое целое.

Вопрос№1 на стр.45 учебника. Вопросы №1,2 на стр.51 учебника.

Задание «Какие утверждения верны» на стр.56.

Вопросы со свободным ответом. Рабочая тетрадь №46

Саморегуляция, открытая система.

Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ.

12.

Особенности питания растительного организма.

Комбинированный урок.

Д/з: п.10 учебника


4-я неделя ноября.

Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное –фотосинтез, минеральное – почвенное)

Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез.

Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать роль корня в почвенном питании.

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопрос№1 на стр.67 учебника.

Вопросы №13 на стр.67 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Описание рисмунка на стр.59

Рабочая тетрадь №47.


Минеральные удобрения


<< предыдущая страница   следующая страница >>