microbik.ru
  1 2 3 4

Понятие психически нормального человека
Разобраться в проблеме индивидуальности невозможно без понятия нормы. А понятие нормы связано с выделением существенных качеств и пределов вариации меры их выраженности.

Мы имеем возможность постановки диагноза отклоняющегося психического развития. Этим занимаются патопсихология и психиатрия. Существуют пособия и руководства для постановки такого диагноза. Примером может служить Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10). Но нет ничего подобного для описания психических показателей нормального человека. А ведь психология, в основном, имеет дело с нормальными, не имеющими значимых психических отклонений, людьми. Речь идет о психологической характеристике нормального человека. Оборотная сторона такого состояния проблемы проявляется в том, что психологи берут методики диагностики, разработанные для клиники, и применяют результаты, полученные с помощью этих методик, для характеристики нормальных людей. Психически нормальных людей диагностируют методами, адресованными к клинике, руководствуются диагностическими указаниями и критериями, разработанными для диагностики психических и поведенческих расстройств.

В чем же причина такой ситуации? Она порождается, прежде всего, идеологическими, методологическими и теоретическими факторами.

Прежде всего, отсутствует система философских, нравственных, правовых и психологических идей и взглядов на понятие психологической нормы, т.е. отсутствует идеология нормального психического развития человека. Что считать нормой? Понятие «норма» происходит от латинского слова «norma», т.е. узаконенное установление, признанный обязательный порядок, установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Но в том-то и дело, что установленной меры нормального психического развития нет. А нет ее, во многом, потому, что нет установленного представления о том, какими характеристиками следует измерять сущность человека, т.е. проблема упирается в недостаточную теоретическую разработанность представлений о сущности человека. Недостаточно разработанной в этих условиях оказывается и методология определения нормального психического развития, т.е. принципы, организация, методы и средства диагностики. Несомненно, что все три группы проблем – идеологических, методологических и теоретических – оказываются тесно взаимосвязанными.
Реконструкция сущностных качеств человека по тексту Библии

Аурелио Печчели, президент Римского клуба, в предисловии к русскому изданию своей книги «Человеческие качества» писал: «Думаю, что эти страницы - хотя бы в самой скромной мере помогут … осознать, какую исключительную важность приобретают сейчас присущие всем - даже самым отверженным и обездоленным - людям планеты внутренние человеческие качества, их выявление и развитие у жителей любых уголков мира. Ведь, в сущности, именно эти качества являются самым важным ресурсом человечества, сравнимым разве что с теплом, той энергией, которую так щедро посылает нам солнце»23.

Человек приспосабливается к среде обитания, в отличие от других живых существ, преимущественно за счёт культурных, а не генетических факторов и механизмов. И одним из мощных механизмов этого приспособления является формирование человеческих качеств и их развитие за счёт культуры. Поэтому столь актуальным является выделение культурных качеств человека, для того, чтобы в дальнейшем осуществить их формирование и развитие.

Осознавая сложность данной задачи и на основе предварительных исследований и литературного поиска, понимая неопределённость настоящей ситуации, в качестве отправной точки для выделения этих качеств мы остановимся на Библии. Интересно посмотреть, какие качества человека выделяются в ней как сущностные. В качестве помощника нам в этой работе будет выступать Толковая Библия24.

Обратимся вначале к Ветхому завету. В книге Бытия написано: «7. И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живою».25 Толковая Библия содержит следующий комментарий по этому поводу: «Соединение высшего божественного начала (дыхания Божьего) с низшим материальным (прахом от земли) дало в результате человека, как живую душу, т.е. как сознательную личность, одарённую разумом и свободой воли. Но вместе с тем человек, эта «живая душа» бесконечно отличается от Бога, Который есть «Дух животворящий» и относится к нему, как бледная копия - к своему несравненному идеалу»26. Таким образом, сущностными качествами человека являются: разум и свобода воли, человек сознательно выбирает свой путь, свои поступки и деяния.

Другим важным для нашей темы положением книги Бытия является следующее: «9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Заповедь, приуроченная к этому дереву, - утверждает Толковая Библия, «имела ввиду развитие высших способностей человека, как существа разумного…А так как по ветхозаветному воззрению, всё вообще познание носило моральный характер, то «добро и зло» и берутся здесь как два противоположных полюса всего познания вообще»27. Таким образом, важными качествами человека является определение в пространстве добра и зла, сформированность моральных качеств, совести человека. Дальнейшее толкование этого положения мы находим в Нагорной проповеди Христа.

В заповеди «16, 17 от всякого дерева в саду ты (Адам) будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь»28 Господь Бог указал и путь развития нравственных сил человека. «Это воздержание - говорится в Толковой Библии, - Бог назначил служить символом повиновения и покорности Ему со стороны человека, в силу чего соблюдение этой заповеди выражает со стороны человека чувство любви, благодарности и преданности Богу; тогда как нарушение её, совершенно наоборот, свидетельствовало о недоверии к Богу, пренебрежении к его словам и чёрной неблагодарности к Творцу, вместе с желанием жить по своей воле, а не по заповедям Бога»29. Если теперь мы сопоставим эту заповедь с положением Нового Завета, где говорится, что если ты не любишь брата, то как же ты будешь любить меня (Бога), то можем сделать вывод об общих качествах человека: чувстве любви к другим (к близким), благодарности и преданности, жить по заповедям (по традиции, обычаю, преданию, закону).

Наконец, отметим важность следующего высказывания: «15. И взял Господь Бог человека (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»30. Лучшее толкование этого места даёт святой Иоан Златоуст, который говорил: «Так как райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, принося и удовольствие от созерцания («красоты рая»)», и приятность от вкушения («снедей райских»); то, чтобы человек от чрезмерного удовольствия не развратился, Бог повелел ему делать и хранить рай, т.е. возделывать его почву и культивировать на ней разные растения, а также и оберегать его от неразумных животных, которые, забегая в сад, могли вносить в него беспорядок и повреждения. Это – первая божественная заповедь о труде человека, исключающая языческую идеализацию так называемого «золотого века» и осмысливающая существование человека. Лёгкий, необременительный и приятный труд был прекрасным средством для укрепления физического, а отчасти и умственных сил человека.31 И, наконец, остановимся на заповеди: «18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворил ему помощника, соответствующего ему».32 «Эти слова, - отмечает Толковая Библия указывают…на тот факт, что одиночество тяжело и нехорошо для человека, ибо лишает его самых близких и удобных ему средств и всестороннему развитию своей личности, успешнее всего происходящему, как известно, в общении с себе подобными». 33

Таким образом, мы можем выделить следующие качества человека: разум, свободу воли, моральные качества в пространстве добра и зла, любовь к другим, благодарность, преданность, трудолюбие, общительность, физическая развитость. Путь к развитию этих качеств: любовь к Богу, труд, общение.

Во второй и пятой книгах Моисеевой мы имеем дело с десятью заповедями, содержащими требования к поведению человека. Суть их сводится к следующему:

- Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим;

- Не делай себе кумира…, не преклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог Твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого родов, ненавидящих меня; И творящий милость до тысячи родов любящих меня и соблюдающих мои заповеди;

- Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произнёс его имя напрасно;

- Помни день субботний, чтобы святить его;

- Почитай отца твоего и мать твою,

- Не убивай.

- Не прилюбодействуй.

- Не кради.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего,

- Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Обращает на себя внимание форма заповедей. Она сродни родовым «Табу». Не соблюдение заповедей строго наказывается. Заповеди сформулированы в деятельностной форме – «не делай и не желай». Заповеди посвящены тому, что нельзя делать. Это действительно эффективная форма, регулирующая поведение. За скобками остаётся всё, что можно делать, что не несёт вреда, что не несёт в себе Зло. Деяние Добра не ограничивается и не регулируется. Заповеди говорят, что нельзя делать, но не говорят, какой должен быть человек, каковы его сущностные качества. Человек может быть многолик, но главное, чтобы он не творил Зло. Социально значимо не то, какими качествами его характеризовать, а главное то, что он не должен делать. В заповедях мотивация и действие сопряжены, выступают как поступок.

Христос в своей Нагорной проповеди развивает заповеди Моисея. «Не думайте, что Я пришёл нарушать закон или пророков; не нарушать пришёл Я, но исполнить»34, - говорит он. Христос усиливает требования к поведению. Если Моисей заповедует «Не убивай», то Христос утверждает; «Не гневайся на брата, мирись с соперником твоим», если Моисей заповедует «не прелюбодействуй», то Христос усиливает это требование; «Не смотри на женщину с вожделением, ибо всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». Нельзя совершать не только дурных поступков, но надо избегать даже дурных помыслов. Человека можно судить как по поступкам, так и по помыслам. В проповеди задаётся и образец подражания. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный»35. Но образец этот не раскрывается.

Как трудно дать описание Господа Бога, мы видим из прекрасного творения Грегора Нарекаци, монаха и поэта, жившего в X веке (951-1003), в «Книге скорби»36. В своём слове к Богу, идущем из глубин сердца Нарекаци пишет:

«О, Повелитель сущего всего,

Бесценными дарами нас дарящий,

Господь, творящий всё из ничего,

Неведомый, всезнающий, страшащий,

И милосердный, и неомолимый,

Неизречённый и непостижимый,

Невидимый, извечный, необъятный,

И ужасающий и благодатный,

Непроницаем Ты, неосязаем

И безначален Ты и нескончаем,

Ты-то единственное, что безмерно,

Что в мире подлинно и достоверно,

Ты-то, что нам даёт благословенье,

Ты - полдень без заката, свет без тени,

Единственный для нас родник покоя,

Что просветляет бытие мирское.

И безграничный Ты, и вездесущий,

Ты и сладчайший мёд и хлеб насущный,

Неистощимый клад, пречистый дождь,

Вовек неиссякающая мощь.

Ты и хранитель наш и наставитель.

Недуги наши знающий целитель,

Опора всех, всевидящее зренье,

Десница благодатного даренья,

Ты явственно живущий, Ты бесплотный,

Наш пастырь неустанный, царь беззлобный,

Всевидящий, и днём и ночью бдящий,

Судья, по справедливости судящий,

Взгляд негнетущий, голос утешенья,

Ты весть, несущая успокоенье.

Твой строгий перст, всевидящее око

Остерегают смертных от порока.

Судья того, что право, что неправо,

Не вызывающая зависть слава.

Ты- светоч наш, величие без края,

Незримая дорога, но прямая.

Твой след невидим, видима лишь милость,

Что с неба к нам на землю ниспустилась.
Слова, что я изрёк Тебе во славу,

Бледнее слов, которые бы мог

Услышать Ты, о Господи, по праву,

Когда б я не был речью столь убог.

Господь всеведущий, благословенный, восхваленный,

Восславленный всем сущим во вселенной,

Всё то, что совершить нам суждено,

Твоею волею предрешено».
В приведённых прекрасных стихах мы видим, что учёный монах со скорбью отмечает, что Господь Бог неведом и непостижим, безграничен и необъятен.

Но обратимся снова к Нагорной проповеди, к её первой части, в которой раскрывается суть девяти блаженств. Это, пожалуй, самая трудная для понимания часть Нагорной проповеди. Недаром девяти утверждениям проповеди:

- Блаженны нищие Духом

-Блаженны плачущие

-Блаженны кроткие

-Блаженны алчущие и жаждущие правды

-Блаженны милостивые

-Блаженны чистые сердцем

-Блаженны миротворцы

-Блаженны изгнанные за правду

-Блаженны Вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня,

в толковой Библии посвящено восемь страниц. Под блаженными авторы толковой Библии, принимая во внимание значение греческого и еврейского слова, подразумевают «людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство. Они обладают внутренними достоинствами, внутренним миром и счастьем и здесь на Земле. Слово «блаженны» служит руководящей идеей для блаженств»37. Анализируя суть блаженств авторы толковой Библии отмечают, что вероятно предположить, что в проповеди блаженств Спаситель «хотел просто перечислить свойства и характер людей, имевших сделаться гражданами учреждаемого Им небесного царства»38.

Каковы же качества этих людей. Из проповеди можно заметить, что это:

- христиане, усвоившие себе христианские идеалы кротости, незлобивости и смирения;

- милосердные и благожелательные к ближним;

- чистые сердцем, не омраченные никакими затемняющими влияниями порочных страстей или греховных дел; люди с чистой совестью;

- христианин должен быть мирным, спокойным, неагрессивным; живущим в мире с другими. Трудится в целях достижения и водворения мира на земле, творить мир среди несчастных;

- борющиеся за истину, против пороков, утверждающие истины Спасителя;

- стойкие в борьбе за истину, {за заповеди Христа}.

Таким образом, мы видим, что Нагорная проповедь даёт нам представление о человеке – христианине. Отметим, что выраженность (представленность) отмеченных выше качеств у конкретного человека может колебаться в широких пределах. В различном сочетании отмеченных качеств проявляется индивидуальность человека.

Посмотрим теперь, каким же смыслом наполняются выделенные качества? Обратимся для этого к толковым словарям русского языка. Наиболее близким для этого является словарь В.И.Даля39.

- Кроткий (от слова кротить-укрощать или смирять, утешать, унимать) – о человеке,- тихий, скромный, смиренный, любящий, снисходительный, не вспыльчивый, негневливый, многотерпеливый.

- Незлобивый – кроткий, смиренный, благостный, добросердечный, милосердный, доброжелательный.

- Смиренный - кроткий, покорный, послушный, осознавший свои слабости и недостатки, раскаянный, скромный, укротивший свои страсти, добрый, спокойный и ровный нравом.

- Милосердный – желающий добра другим, прощающий, щедрый, делающий добро другим, добрый, сострадающий, снисходительный, благосклонный.

- Благожелательный - желающий блага другим (близкое к милосердному).

- Чистосердечный – чистый сердцем, свободный от пороков, с чистой совестью; прямой, откровенный, доброжелательный, искренний, щедрый, искренний, лишённый криводушия, лицемерия, лукавства.

- Мирный - творящий мир в окружающих, среди несогласных, неагрессивный, любящий других, живущий в мире с другими.

- Истинный – правдивый, справедливый, искренний, непритворный, борющийся за истину (истинное – противоположное лжи, всё, что верно, подлинно, точно, справедливо).

- Стойкий – непоколебимый, упорный, прочный, неослабевающий(глубоко верующий и непоколебимый в борьбе за веру).

Сведём теперь все качества в единый тезаурус: тихий, скромный, смиренный, снисходительный, не вспыльчивый, негневливый, многотерпеливый, благостный, добросердечный, милосердный, покорный, послушный, осознающий свои слабости, недостатки, раскаянный, укротивший свои страсти, добрый, спокойный и добрый нравом, прощающий, сострадательный, снисходительный, благосклонный, желающий и делающий добро другим, свободный от пороков (чистый сердцем), совестливый (с чистой совестью), прямой, откровенный, жизненный, щедрый, лишённый криводушия, лицемерия и лукавства, творящий мир (в несогласных), любящий других, неагрессивный, живущий в мире с другими.

Добавим к этим качествам выделенные ранее разум, свободу воли, благодарность, преданность, трудолюбие, общительность, физическую развитость и получим характеристику человека в его основных сущностях.

Таким образом, можно констатировать, что для характеристики христианина можно ограничиться 42 качествами.

Интересные материалы по оценке значимых качеств личности (добродетелей) в разные исторические периоды различными мыслителями приводит В.А.Рыбин40.

Им были проанализированы работы античных авторов (Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки, Эпиктета, Цицерона, Марка Аврелия, Демокрита, Зенона, Ксенократа, Племона, Антиоха, Евдора Александрийского, Филона Александрийского, Плутарха, Альбина, Никомаха из Геразы, Плотина), мыслителей эпохи Возрождения (Петрарки, Дисованни Бокачио, Лоренцо Вала, Пико де ла Мирандола, Петра Помпонацци, Георга Гемиста Плетона, Лютера, Эразма Роттердамского, Рейхлина, Людовика Вивеса, Франсуа Рабле, Николая Кузанского, Парацельса, Монтеня, Пьера Шаррона, Джордано Бруно, Кампанеллы, Макиавелли, Томаса Мора), философов Нового времени (Б.Спинозы,

Т. Гоббса, Д.Локка, Ф. Хатчесона, Лейбница, Р. Кумберленда, А. Шефтсбери, П. Бейля, К.А. Гельвеции, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юма, А. Смита, И. Канта, Г. Гегеля, О. Конта, Л. Фейербаха, Шопенгауэра, И. Бентама, П.Ж. Прудона, Т. Спенсера) и выделены добродетели, ценимые в соответствующие временные периоды. Мы свели эти данные в таблицу 1.

Сопоставляя качества человека, выделенные в результате контент-анализа текстов Библии с обобщенными данными, полученными в результате анализа мнений различных мыслителей в разные времена мы можем констатировать, что:

во-первых, они, в основном, совпадают, прежде всего, по смыслу;

во-вторых, в Библии более детально и всесторонне прописаны требования к нравственным, гуманистическим качествам человека;

в-третьих, в системе сущностных качеств человека в анализируемых работах недостаточно представлены способности человека, те качества, которые обеспечивают успех в деятельности. Они представлены общими требованиями к трудолюбию, разуму и мудрости.

По частоте встречаемости заслуживают внимания такие качества как мудрость и справедливость, мужество, умеренность, дружелюбие, сострадание, милосердие, нетерпимость к лицемерию и ханжеству.

<< предыдущая страница   следующая страница >>