microbik.ru
  1 2 3 ... 17 18







Теперь запишите в тетради ответы на все 10 вопросов, приведенных в при­ложении 5.

Текст больше не читайте.

По окончании проверки правильности ответов на вопросы определите свой коэффициент понимания и подсчитайте скорость чтения. Например, вы чи­тали текст 45 сек. (0,75 мин.), правильные ответы даны на 6 из 10 вопросов:
V = (800/0,75)*0.6= 640 знаков в мин.

Запишите свою начальную скорость чтения в плане вашей работы (см. приложение 1) и отметьте ее на графике результатов обучения (см. рис. 1).

Итак, вы измерили свою скорость чтения. Сравните ее с нормативами, приведенными в табл. 1. Ваша скорость чтения очень низкая. Не огорчай­тесь. Посмотрите кругом. Ваши друзья-одноклассники читают так же, воз­можно, многие еще медленнее. Давайте разберемся, почему мы так медленно читаем.
Особенности традиционных методов чтения

Можно выделить пять основных особенностей чтения.

1. Регрессии—это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Не­которые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. При медленном чтении коли­чество регрессий составляет от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. По­нятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения. Большинство людей читают одинаково медленно и сложные и легкие тексты. Вот что писали американские исследователи, анализируя эту осо­бенность чтения: многие читают одинаково медленно и квартальный отчет о расходовании горючесмазочных материалов, и статью в научном журнале о новом автомобильном двигателе, и художественный текст: роман А. Хейли «Колеса», тогда как отчет требует краткого взгляда, чтобы увидеть итоговые цифры, научный текст требует другого подхода, так же как и художественный.

Из этого следует, что та или иная скорость и техника чтения должны подчиняться прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые чита­тель ставит перед собой. Именно отработка соответствующих программ умственных действий до автоматизма, умение гибко использовать в нужный момент любую из них и определяет способность читать быстро.

2. Отсутствие гибкой программы чтения вредит многим. Уже первые эксперименты показали, что путем использования простейшей установки — интегрального алгоритма — удается повысить скорость чтения в два раза и почти вдвое улучшить усвоение прочитанного.
3. Артикуляция. Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они нахо­дятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит прежде всего от уровня развития чтения и слож­ности текста.

Как было установлено, привычка проговаривать слова присуща боль­шинству читателей. Формируется она в детстве, когда учатся читать. Сначала ребенок произносит слова по буквам, потом по слогам и, наконец, читает вслух слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется привычка про­говаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. И, как вся­кая привычка, она очень устойчива.

4. Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать способом чте­ния с дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге — эффективнее чтение. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринимать не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и абзац.

5. Уровень организации внимания. Внимание — катализатор процесса чтения. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание быстро переключается на посторонние мысли и предме­ты и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются ме­ханически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечи­тывать отрывок заново. Умение управлять своим вниманием — важнейшее свойство, которое тренируется в процессе освоения техники быстрого чтения.

Изучение объема читаемого текста и бюджета времени

Проведите в течение недели анализ чтения. Фиксируйте ежедневно все, что вы читаете, замечайте время, которое затратили на чтение. Занесите результаты наблюдений в табл. 3.

Таблица 3

Анализ объема чтения

Вид прочитанного материала





Поне­дель­ник


Втор­ник


Сре­да


Чет­верг


Пят­ни­ца


Суб­бо­та


Вос­кре­сенье


Всего за не­делю


Учебники


Объем


















Время


















Научно-популярная литература


Объем


















Время


















Газеты


Название


















Время


















Прочие тексты


Объем


















Время



















<< предыдущая страница   следующая страница >>