microbik.ru
1

«Управление реализацией программы патриотического воспитания и гражданского становления школьников в МБОУ «СОКШ №4»

«Быть гражданином уже за школьной партой – это значит знать свою Родину, ее славное прошлое, героическое современное и величественное будущее». В. А. Сухомлинский

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание юных граждан демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей малой Родине.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся, воспитания у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире, патриотизма и гражданских качеств в связи со спецификой кадетской школы в МБОУ «СОКШ «4» являются одними из основных.

Духовно-нравственное воспитание охватывает весь педагогический процесс МБОУ «СОКШ №4», пронизывает все структуры. Особенностью программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в нашей школе является интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Задачи программы по духовно-нравственному воспитанию реализуются как в процессе изучения учебных предметов, что отражено в рабочих программах курсов, так и в процессе реализации программ внеурочной деятельности школьников «Я – кадет», «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», программ дополнительного образования по хоровому пению, хореографии, краеведение, музееведению и основам правовых знаний.

  1. ^ Уроки как средство реализации программы духовно-нравственного воспитания.

Задача учителя-предметника – определить свою роль в воспитательном пространстве школы, найти точки соприкосновения образовательных задач своего предмета и задач воспитания духовно-нравственной культуры личности.

С этой целью нами внесены изменения в пояснительную записку образовательной программы школы, в программы по предметам. В тематическом планировании выделены особенности содержания материала, изучаемого в кадетских классах. Исходя из цели кадетского образования, в содержании программ сделан акцент на расширении представлений об истории армии, выдающихся полководцах, исторических фактах отечественной истории (событиях прошлого и настоящего, городах воинской славы), уделяется внимание работе по краеведению (знакомству с историей Югры, культурными традициями и особенностями быта коренных народов).

Так, например, на уроках русского языка учителя используют тексты, содержание которых способствует воспитанию понимания Отечества как непреходящей ценности, потребности в активном созидательном труде на благо Родины на примере жизни и деятельности людей, которыми гордится Россия.

Для реализации задач духовно-нравственного воспитания активно используются разнообразные формы уроков: урок - читательская конференция, кинолекторий, урок-диспут, устный журнал, урок-проект, урок мужества, музейные уроки, урок-экскурсия и т.д.

Например, действенна такая форма, как музейный урок с участием «живых свидетелей истории». Здесь воплощается идея воспитания не на абстрактных идеалах, а на конкретной исторической почве.

Уроки – читательские конференции способствуют возрождению традиций семейного чтения, формированию культуры сознательного читателя. Подобные уроки пользуются особой популярностью не только среди детей, но и их родителей. Например, читательская конференция по повести В.Голявкина «Мой добрый папа» получила широкий резонанс среди пап учащихся начальных классов. Слезы были не только в глазах детей, но и их родителей.

Уроки-диспуты, занятия по социальному проектированию особенно популярны в школе. Без  таких занятий,  на которых  бурлит  пытливая  мысль,  нельзя  представить  ни духовно-нравственного, ни эмоционально-эстетического воспитания. Подобная форма организации занятий дает возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал; учит проводить исследования и принимать самостоятельные решения; слаженно работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.

  1. Внеурочная деятельность - совместная развивающая деятельность взрослых и детей, активизирующая их творческие способности, способствующая реализации процесса познания учащимися социума.

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.

Внеурочная деятельность построена по трем уровням: внутриклассные мероприятия, общешкольные мероприятия и событийные массовые мероприятия, которые приобрели статус городских.

Достижению целей и задач воспитания и социализации школьников способствуют следующие формы внеурочной деятельности:

^ На уровне класса:

Беседы, экскурсии, политчасы, просмотр и обсуждение кинофильмов, чтение и обсуждение книг (определение круга читательских интересов), читательские конференции, встречи с ветеранами и военнослужащими, путешествия по историческим и памятным местам, занятия по программам «Я - кадет», «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей».

^ На уровне школы:

сюжетно-ролевые игры историко-патриотического содержания, военно-спортивные игры на местности, литературно-музыкальные композиции, фестивали патриотической песни, фестивали хореографического искусства, выставки детского творчества, отражающие культурные и духовные традиции народов России, национально-культурные праздники, защита полезных дел, презентация семейных творческих проектов, конференции «История моей семьи в истории страны» и пр.

Отличительной особенностью воспитательной системы школы является организация социальной практики через организацию шефской работы с ветеранами, с дошкольниками, что способствует формированию у воспитанников опыта конструктивного гражданского поведения.

^ Традиционные событийные мероприятия городского уровня:

  • «Рассвет Победы» - торжественное шествие и митинг у памятника Воину-освободителю, в котором принимают участие учащиеся школы (с 1 по 11 класс), ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, старожилы, представители администрации и думы города, родители учащихся, а также выпускники школы. Воспитательный потенциал акции трудно переоценить: по данным анкетирования выпускников школы самым памятным событием они считают «Рассвет Победы».

  • «День рождения кадетских классов».

  • Концерты для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла в МЦ «Юность».

  • Операция «Забота».

  • Общешкольные традиции и ритуалы. К нашим традициям можно отнести следующие: торжественная клятва при посвящении в кадеты, почетный караул у вечного огня, церемония передачи знамени.


ОДОД.

В апреле 2009 года в школе открыто структурное подразделение – отделение дополнительного образования детей.

Учебный план отделения дополнительного образования решает задачи развития детей в следующих направлениях:

  • военно-патриотическое (краеведческий кружок «Югория», «Основы правовых знаний»)

  • научно-техническое («Мир ЛЕГО», «Шахматный клуб», «Юный инспектор дорожного движения»).

  • социально-педагогическое («В мире книг», «Мир логики», социальное проектирование).

  • физкультурно-оздоровительное (дзюдо, основы строевой подготовки, бассейн).

  • художественно-эстетическое (хореография, вокал, хоровое пение, ансамбль народных инструментов).

Штат ОДОД укомплектован педагогами дополнительного образования: хореограф, музыкальные руководители, руководитель ансамбля народных инструментов, концертмейстеры, тренеры, педагоги по основам правовых знаний, краеведению. При комплектовании штата мы уделяем внимание уровню квалификации сотрудников, так как считаем, что развитием духовно-нравственной сферы должны заниматься профессионалы высокого уровня. С этой целью мы привлекаем к работе педагогов музыкальной школы и школы искусств. Так, на данный момент, среди педагогов ОДОД 66% имеют первую и высшую квалификационную категорию.

В реализации программы принимают участие весь педагогический коллектив школы, а также привлеченные сотрудники: воспитатели кадетских классов, которые осуществляют планирование, реализацию и диагностику результативности воспитательного процесса, индивидуального развития школьников; педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы.

Кроме того, к реализации программы патриотического воспитания мы привлекаем (вне штатного расписания) на основе договоров о сотрудничестве инструкторов ДОСААФ, тренеров детской юношеской спортивной школы олимпийского резерва, Офицеров-воспитателей (УВД г. Нефтеюганска, ОГПН ГУ МЧС по ХМАО-Югре), которые проводят практические занятия, организуют военно-спортивные игры.

Помощь в работе с детьми оказывают родители учеников. Показатель роста их активности – свидетельство того, что сами родители тоже занимают позицию патриотов, мероприятия, проводимые в рамках реализации программы школы, наполнены воспитательным содержанием не только для учеников, но и для членов их семей. Наша гордость – вокальный ансамбль отцов и детей, украшение наших концертов (в состав которого входит уже почти 30 семейных дуэтов).

В рамках реализации программы школа взаимодействует со многими государственными учреждениями и общественными организациями – клуб фронтовых друзей, общество старожилов, ДОСААФ, союз героев Афганистана, учреждения дополнительного образования, городской музей, учреждения культуры и спорта.

Критерием успешного функционирования системы работы по патриотическому воспитанию и гражданскому становлению является сформированность положительного имиджа кадетских классов, которые пользуются особой популярностью в городе, школе. По сравнению с 2007 годом в три раза увеличилось число желающих учиться в кадетских классах. К сожалению, на сегодняшний день школа не в состоянии удовлетворить запросы всех желающих учиться у нас. В кадетских классах сложился благоприятный психологический климат, высок их рейтинг, коллективы отличаются сплоченностью (63% от общего количества обучающихся – дети, проживающие не в микрорайоне школы, что свидетельствует о востребованности кадетских классов в городе).

В настоящее время в школе 17 кадетских классов, в которых обучается 427 человек.

Среди достижений школы – гранты губернатора в области патриотического воспитания, гранты главы города лучшим обучающимся общеобразовательных учреждений, победы на окружных конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности, в окружной военно-спортивной игре «Зарница». Одно из самых последних достижений школы – 1 общекомандное место на 1-м окружном слете кадетских классов, посвященных 65-летию Победы.

Личные достижения кадет разнообразны, каждый успех ребенка является важной вехой в становлении его личности, преумножает славу школы. Среди кадет есть победители и призеры городских и окружных олимпиад, научно-практических конференций «Шаг в будущее», призеры всероссийских и окружных хореографических конкурсов, победители и дипломанты международных и окружных музыкальных конкурсов и фестивалей, городских и окружных спортивных соревнований, городских конкурсов экскурсоводов.

Эффективность военно-патриотического воспитания заключается в достижении определенных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами, которые трудно измерить цифровыми значениями.

Важнейшими результатом данной работы мы считаем включение ребят в активную деятельность, в результате которой они приобретают свой личный опыт, в нравственном смысле важный, так как он содержит их личное переживание.

Не секрет, что при решении многих проблем школа не имеет союзников, в частности в настоящее время родители в большей степени заняты материальным обеспечением своих детей, исчезли шефские связи с предприятиями. Но мы убеждены и в другом: если школа поднимает проблему, которая действительно важна для воспитания детей, которая способствует преемственности поколений – это вызывает живой интерес у родителей и за редким исключением они отказывают в помощи школе, и что особенно важно: город, его управления, службы, общественные организации, предприятия охотно отзываются на просьбы и оказывают ей содействие не только в финансовых вопросах, но и серьезную моральную поддержку, что немаловажно.

Моделирование любой воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Истинно эффективную систему, т. е. систему, сознательно рассчитанную на результат и дающую высокий результат, невозможно понять, пока не рассмотришь и не исследуешь ее внутренние логические связи.  «...Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет других воздействий, – писал В. А. Сухомлинский, – любая закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других закономерностей».