microbik.ru
1

«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ»

Что такое навык чтения?

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного.

Способ чтения – Скорость чтения – Динамика скорости

Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие, по слогам и целыми словами; третьи целыми словами и лишь некоторые, наиболее трудные, прочитывают по слогам; четвёртые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов.

^ Если ребёнок читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Конечно, читать тексты нужно, но в небольшом объёме. Если ребёнок читает по слогам и целым словом, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Постепенно ребёнок начинает читать словом и группами слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т.е довести его до навыка.

На первом этапе ( слоговом) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв.

^ На втором этапе (по слогам и целым словом) ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Перестановки и пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад. Кроме того , на втором этапе ребёнок в основном читает орфографическим способом (слово читается так, как его надо написать). Но постепенно просить ребёнка произнести слово так, как оно произносится.

^ На третьем этапе, когда ребёнок читает целыми словами и только некоторые, наиболее сложные по структуре, прочитывает по слогам, для преодоления орфографического чтения наступает самое подходящее время. Ребёнку легче будет справиться с этой проблемой, т.к. он уже читает целым словом с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (или слог) по смыслу и произносить правильно. Было замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребёнок увеличивает скорость. Чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях.

К концу второго класса требуется соблюдение интонации в конце предложения ,соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих знаком препинания в конце предложения, выделение при чтении важных по смыслу слов.

К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию(темп, логическое ударение, паузы, тон) , соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности для осознанного чтения.

Эти требования оцениваются учителем при проверке навыка чтения.

^ 1 класс темп чтения 55 слов в минуту; 2 класс-70 слов; 3 класс – 90 слов. Придяв пятыйкласс, на начало года ребёнок должен читать со скоростью 120 слов в минуту. Это значит , что за время летних каникул ребёнок должен увеличить темп чтения на 30 слов!

^ Что же делать, если ребёнок не укладывается в норму, а навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа? Не надейтесь, что автоматизация навыка произойдёт сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяжённость длится от 1 года до 3 лет. Иногда до 5 -8 лет и более. Школьная программа не даёт нам такой возможности. Определите уровень сформированности навыка чтения у ребёнка, т.е.способ, которым он читает, и организуйте дополнительные занятия , а последующие упражнения помогут вам в этом.

^ СЛОГОВОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ

1. Для того чтобы ребёнок научился слогослиянию, он должен знать образ буквы и называть звук, который соответствует этой букве.

2. При чтении слога ребёнок выполняет следующие операции: узнаёт букву, произносит соответствующий ей звук, удерживает его в памяти, сливает его со следующим звуком, который как и первый, был «перекодирован» из буквы.

3. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с нетвёрдым знанием алфавита, недостаточным уровнем произвольного внимания.

4. При формировании навыка чтения необходимо развивать и личностные качества: положительную мотивацию, самоконтроль и т.д.

^ ЧТЕНИЕ ПО СЛОГАМ И ЦЕЛЫМ СЛОВОМ

Этот период является началом перехода от послоговогоспособа чтения к синтетическому (чтению целым словом).

Мы приучаем ребёнка «видеть» не только слово, на которое он смотрит , но и то, которое следует за этим словом, обеспечиваю тем самым плавность перехода от слова к слову. Для расширения поля зрения попросите ребёнка сначала прочитать первое слово в словосочетании, а потом не переводя взора, прочитать второе.

Следует предъявлять ребёнку те требования, которые он сможет выполнять, наращивая объём и скорость постепенно. Если ребёнок читает с ошибками необходимо снизить темп чтения. Слово или словосочетание, в котором допущена ошибка, необходимо прочитать ещё раз правильно и обсудить вместе с ребёнком, почему это место читается именно так. Необходимо научить ребёнка самостоятельно выделять «опасные» места в тексте, в которых он может ошибиться.

Итак:

  1. Если ребёнок читает одни слова целиком, а другие целым словом, то он находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.

  2. Темп чтения очень не ровный, то быстрый, то медленный, так как ребёнок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознаёт значение слов, читает слова арфоэпическим способом.

  3. Необходимо формировать навык синтетического способа чтения, усложняя материал постепенно, от чтения слов и словосочетаний к чтению предложений.

  4. Основные ошибки возникают от того, что к ребёнку слишком рано предъявляют требования увеличить скорость или читать целым словом.

  5. Необходимо учить ребёнка контролировать самого себя при переходе к орфоэпическому способу чтения.

Чтение Целым словом и по слогам

1. Существуют различные причины, из-за которых ребёнок умеющий читать слитно, отдельные слова читает по слогам.

- Отсутствие этого слова в активном словаре школьника,

- Недостаточно полное понимание значения слова.

- Наличие четырёх и более слогов в этом слове.

- Наличие стечения согласных.

Две последние причины составляют наибольшую трудность для первоклассника.

2. Необходимо одновременно работать и над смысловой, и над технической стороной чтения трудных слов.

3. Слова, трудные для чтения, лучше воспринимаются, если они написаны на карточках, отдельно.

4. Проблемные слова отмечайте в тексте сначала сами, а потом научите это делать ребёнка. Благодаря этому он начнёт осознавать свой способ чтения и будет стремиться усовершенствовать его.

5. Работу над смысловой стороной слова взрослому нужно вести совместно с ребёнком. Технику чтения трудных слов ребёнок может тренировать самостоятельно.

Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения:

- природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти.

Каждая из перечисленных причин оказывать влияние на темп чтения.

  1. Природный темп деятельности

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение.

Если ребёнок оказался медлительным, вы можете ему помочь. Во-первых

Поговорите с учителем и объясните им психологическую особенность вашего ребёнка. И используя определённые упражнения. Можно увеличить темп чтения:

  1. Многократное прочтение.

Вы читаете текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

  1. Молния.

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

  1. Буксир.

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту.

Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами.

  1. Регрессия

Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Причины регрессий в следующем:

  1. Сила привычки.

  2. Кажущиеся трудности текста.

  3. Отсутствие внимания

Использование специального упражнения «Чтение с окошечком».

  1. Антиципация

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Антиципация т.е.смысловая догадка.

Для того чтобы определить, владеет ли ребёнок приёмом антиципации и использует ли её при чтении, предложите ему следующий текст.

Родился зай… в лесу и всё боял… Треснет где-ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят…

Затем предложите снова прочитать этот текст, но уже без пропусков.

4. Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорости чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата.

5. Малое поле зрения

Большинство людей заблуждается, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух – трёх местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий (возвратных движений глаз для перечитывания).

Психологи доказали, что объём фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации можно увеличить с помощью специального обучения.

  1. Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, как только материал стал скучным, эмоционально не привлекательным.

Если ребёнок недостаточно внимателен, то ему необходима ваша помощь. Работу вести в двух направлениях:

- использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение,

- использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

7. Память

Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный, смешанный.

Как установить тип памяти вашего ребёнка? Допустим, работая с книгой, ребёнок замечает, что лучше всего запоминает прочитанное, когда читает, молча, про себя. Значит, у него лучше развита зрительная память. У таких людей, как правило, высокая скорость чтения и высокий уровень грамотности, хотя порой они не могут вспомнить грамматическое правило. Зрительный анализатор позволяет им на непроизвольном уровне грамотно писать, т.к.они запоминают слова в виде целостных образов – кодов.

Если же ребёнок легче запоминает, когда читает в слух или слушает ваше чтение, значит у него развита слуховая память.Если же он лучше запоминает прочитанное, когда совершает те или иные действия, записывает, зарисовывает, - то у него моторный тип памяти. Этот тип довольно распространён.

  1. Развитие речи

Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи.

Детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по её развитию. Будут полезны такие занятия и ребёнку без речевых недостатков, т.к.высокий уровень речевого развития способствует как более быстрой автоматизации самого навыка чтения, так и лучшему осознанию того, что читает ребёнок.

^ Мотивация. Кнут или пряник?

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открыть мир книг, или, говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. И мы со своей стороны всячески поощряем, стимулируем это желание.

Вот несколько стимулирующих правил при организации занятий чтением.

  1. Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.

  2. Время занятий не должно превышать 30 минут.

  3. В конце занятий работа должна быть оценена.

  4. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка.

  5. Занятия должны проводиться регулярно.

  6. Регулярность должна войти в привычку.

  7. При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребёнка.

  8. Иногда говорите «надо».


^ ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

Работа над развитием зрительной памяти

В процессе обучения чтению ребёнок должен запоминать буквы, слоги ,слова и их последовательность, чтобы произвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения.

*Сравнение парных картинок (отличающиеся по нескольким признакам).

*Что означают эти знаки? (Во время прогулки обратить внимание на знаки, символы, и т.п. ,домапопросите ребёнка нарисовать увиденные знаки).

*Упражнение «фотографирование» (предметные картинки, буквы, слоги, слова), по типу- что изменилось?; перечислить те предметы, которые запомнил, или буквы, слова.

^ Упражнения, вырабатывающие внимание к слову

*Стихи – путаницы

Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребёнка, выслушав стишок, найти ту букву, которая «сбежала» из стиха или «прибежала» в него, сделав потешным и нелепым. (Землю роет старый кот, под землёю он живёт …).

*Чтение слов по карточке за короткое время

Детям предлагается карточка с написанным словом и даётся одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово . Слова простые (вода, вата, море, лето и т.п затем – кран, утро, тигр; лодка, пирамидка, бабочка, портфель). Показываем слово и быстро убираем.

*Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи

Дело в том, что неопытные чтецы часто « теряют» окончания при чтении. Этот приём необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

^ ВОДА, ВОДНЫЙ, ВОДЯНОЙ, ВОДОПАД, ВОДОПРОВОД, ВОДЯНИСТЫЙ, НАВОДНЕНИЕ.

РОДИНА, РОДНОЙ, РОДИМЫЙ, РОДИТЕЛЬ, РОДИТЬ.

СПРОСИТЬ, СПРАШИВАЛИ, СПРОСЯТ, СПРОШУ, СПРОСИМ, СПРОСИЛИ, СПРОСИЛ, ПОСПРАШИВАЮ, ПЕРЕСПРОШУ, ВЫСПРОСИТЬ.

Первый раз читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз – вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. При этом с ребёнком необходимо выяснить значение слов.

Развитие смысловой догадки

Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на значении логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения.

*Буквоед

Напишите слово так, будто части букв объедены жучком. Ребёнок должен догадаться какое слово написано.

*Чтение слов с пропущенными буквами (из определённой лексической темы).

^ (К_Ш_А; С_Б_КА)

*Чтение слов с перепутанными буквами

В начале с перепутанными буквами с опорой на цифры, далее без опоры (по лексической теме). ФИТЛУ-35142

*^ Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях (Гроза надвига… (ется).

*Чтение текстов с пропущенными словами (Над городом повисли снеговые … (тучи)).

Анаграммы для увеличения скорости чтения

Возьмите не очень сложный короткий текст и перепутайте в каждом слове слоги местами. Например: Русалки живут в воде. – саРулки вужит в дево. и т.п.

Вначале кажется легче прочитать таким образом отдельные слова, но на практике убеждаешься, что текст читать детям легче, вероятно, в тексте можно догадаться по смыслу, а простое слово может быть любым.

Зрительные диктанты

Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие зрительной памяти. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до 3-4 слова, забывает первое. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Непременное условие проведения зрительных диктантов – это проводить их ежедневно.

Ежедневный самозамер скорости чтения

Данный приём в значительной степени усиливает мотивацию ребёнка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата.

Сначала взрослые могут сами прочесть два-три предложения, показав ребёнку, как это следует делать, затем прочесть эти же предложения вместе, после чего попросить ребёнка самостоятельно прочесть.

Похвала необходима ребёнку, поскольку дети очень ранимы и не совсем уверены в себе.

Таким образом, обучая детей через игру и используя данную систему работы по развитию навыка беглого чтения, вы поможете малышу быстро и увлекательно научиться читать, а также привьёте ему интерес к этому замечательному занятию.