microbik.ru
1

А слова-то говорит, словно реченька журчит…

Но бывает и иначе…


Что такое "задержка речевого развития"?

- По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития. О задержке речевого развития говорят при позднем начале речи и замедленном темпе ее развития. Уровень развития речи ребенка при речевой задержке соответствует уровню развития нормального ребенка, младшего по возрасту.

В чем проявляется задержка речи?

- У детей позже появляются слова, их запас не соответствует возрасту ребенка, развитие фразовой речи идет с опозданием, долго держатся недостатки звукопроизношения.

Как развивается речь ребенка?

- На первом году жизни, в 2-3 месяца появляется гуление, в 3-4 - лепет (агу-агу, ба-ба-ба...), с 6 месяцев ребенок произносит слоги (ма, ба, на, тя...). Время появления слов у детей различно: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие - в 1 год 2 месяца, а некоторые еще позднее. На второй год жизни малыш все чаще употребляет осмысленные слова, но произносит их упрощенно: вместо "молоко" говорит "ко", или "моко".

Третий год жизни замечателен тем, что происходит значительное накопление словаря. Начинает формироваться грамматический строй речи. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности ребенка.

^ Чем могут быть вызваны задержки речевого развития?

- Причин много, но знать их необходимо. Это различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода, родовая травма или асфиксия во время родов. Час­то встречающаяся причина задержки речевого развития различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные и ранние желудочно-кишечные заболевания, нервные потрясения, испуг в раннем детстве, неблагоприятные социально-бытовые условия, снижение слуха (даже небольшое), наступившее до 3 лет.

Родители обнаружили у ребенка отклонения в речевом развитии. Что делать?

- В первую очередь обратиться к специалистам: проверить слух у врача и обязательно прийти на консультацию к детскому невропатологу, логопеду. Родители должны помнить, что длительная задержка в развитии речи влечет за собой тяжелые изменения в психике ребенка, отражается на его интеллектуальном развитии. Задержки должны вызывать тревогу не тогда, когда у ребенка в 2 года нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления или оно проявляется мало, когда своевременно нет лепета или первых слов.