microbik.ru
1
n=Бисер в истории народов~sz=314541;pg=1;te=Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к ix—xii вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером~cat=~t=~!~
Бисер в истории народов

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX—XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка — такова география торговли стеклянными изделиями.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.

Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, — их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.

Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды — обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.

К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания — изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».

^ Материалы и инструменты

Приспособления и инструменты, используемые в этом виде декоративного искусства, просты, а сам бисер легкодоступен.

Прежде несколько слов стоит сказать о самом материале. Бисер — окрашенные в различные цвета стеклянные, металлические и пластмассовые зерна. Зерна могут быть сферической, цилиндрической, граненой формы, прозрачные или «глухие», блестящие или матовые, иметь круглые или квадратные отверстия. Технология изготовления бисера в общих чертах такова: сперва из стекла, окрашенного окислами металлов, вытягивают толстостенные трубки малого диаметра, от которых отсекают небольшие колечки. Такой бисер цилиндрической формы называют рубленым или колотым. Если необходимо получить бисер классической круглой формы, заготовки подвергают дальнейшей обработке. Заполнив отверстия бисера шлифовальной смесью, его нагревают во вращающемся барабане. Порошок, заполняющий отверстия бисера, не дает им заплавиться, а постоянное вращение придает заготовкам сферическую форму. После этого бисер полируется и обретает утраченный при нагревании блеск.

Значительно позже бисера появился стеклярус — стеклянные цилиндрики удлиненной формы. Как мы уже говорили, технология его изготовления была разработана в XVIII веке во Франции. Стеклярус использовали для вышивки огромных сюжетных панно для дворцовых интерьеров. Отсюда еще одно его название — «французские обои».

Кроме бисера, стекляруса и различных бусин, нам потребуются капроновые нитки, леска, стальная проволока различного диаметра, станочек для тканых изделий, тонкие иголки. Иголки нужного диаметра можно получить, обточив обычную тонкую иглу (№0, №1) наждачной бумагой. В настоящее время в магазинах можно найти иголки для бисероплетения иностранного производства. Для работы с мелким бисером вместо иглы я использую петельку из нихромовой проволоки диаметром 0,18 миллиметра, концы которой прочно скручиваю между собой. Постепенно такая «игла» стачивается, становится очень тонкой, что позволяет протягивать через бисеринку несколько нитей.

^ Капроновую нить, на которую будет низаться изделие, перед началом работы можно навощить. В этом случае нить приобретает определенную жесткость и меньше путается. Если в плетении используется крупный бисер с большими отверстиями, можно взять двойную нить. Это позволит избежать провисания бисера и сделает работу более аккуратной. Для вощения нити вденьте нить в иглу и несколько раз с легким нажимом протащите ее через комочек воска, пока концы нити не склеятся между собой.

На леску или проволоку бисер нижут, когда необходимо получить жесткую конструкцию, например при изготовлении накладных цветков, объемных крестов и других изделий. Для работ, выполненных из прозрачных бисеринок. больше подходит леска, а мелкие непрозрачные зерна хорошо набирать на проволоку.

^ Конец нити закрепляют следующим образом: сперва пропускают ее через несколько нанизанных бисеринок, затем подтягивают, чтобы нить не провисала, и делают несколько узелков на нити основы в промежутках между соседними бисеринками. Конец нити обрезают, оставив «хвостик» длиной около 5 миллиметров, который впоследствии заплавляют (прижигают спичкой). Эту операцию надо проводить очень аккуратно, следя, чтобы не расплавились нити плетения, а светлый бисер не приобрел желтоватую окраску. Старайтесь, чтобы сама нить не почернела на конце. Для этого нельзя допускать ее горения, капрон должен только плавиться. Особенно аккуратно надо прижигать нити светлых изделий.

Приступая к работе, бисер нужных цветов насыпьте на светлую ворсистую ткань, своеобразную «палитру». На такой ткани бисеринки не перекатываются в разные стороны, их удобно набирать на иглу. Сразу же привыкайте набирать бисер непосредственно иглой, это значительно ускорит вашу работу.

Разноцветные цепочки. Урок 1.

В русском народном костюме были очень популярны разноцветые цепочки из мелкого и крупного бисера. В некоторых районах России женщины одевали разом по двадцати цепочек разных цветов и узоров. Часто длина достигала подола сарафана. В зависимости от назначения изделия, цепочки делали однотонными или разноцветными, короткими или длинными, узкими или широкими и т.д. Наиболее простая в изготовлении цепочка "крестик" - основа многих украшений.

Берем капроновую нить длиной 1,5 м, пропущенную через воск, с иголками на каждом конце нити. На середину нити набираем 4 бусинки и иглу II протягиваем в первую бусину сверху. Нитки притянуть

Иглы находятся по разные стороны бусины, образуя крестик. Далее на иголку I (игла справа) набираем две бусинки, а на иглу II (игла слева) одну и пропускаем иглу I! через верхнюю бусинку на первой нитке. Нитки притянуть. Продолжаем в такой последовательности до конца работы. Помним, что при нанизывании каждого последующего крестика на одной нити всегда 2 бусинки, а на другой - 1. Не забываем плотно притягивать бусинки, но не перетягиваем, от этого зависит внешний вид изделия. Если нить почти закончилась (концы менее 10 см) необходимо наростить новую для дальнейшего плетения изделия, сделаем следующее:


  • концы закончившейся нити уберем в цепочку, повторяя плетение на 3-4 см;

  • концы нити обрежем на 2-3 мм от бусины и оплавим спичкой. Если кончик нити оставить 5 мм и оплавить, образовавшийся черный шарик на изделиях из светлых бусин будет выглядеть некрасиво.

приготовим новую нить, как в начале работы. Протянем нить через последнюю среднюю бусинку и продолжим плетение цепочки. Достигнув нужной длины, закончим изделие: конец и начало цепочки соединим, а нити уберем в цепочку и оплавим


Разноцветные цепочки. Урок 2.

Чтобы сплести 2-х, 3-х, 4-х цветные изделия, нужно сначала перенести плетение на бумагу в виде схемы, и уже на этой схеме наносить рисунок. Понадобятся фломастеры и лист в клетку. Например, цепочка в 2 нити. Рисуем несколько одинаковых (бесцветных) схем нашей цепочки, и на них придумываем рисунок.

После того, как рисунок выбран, начинаем плести.




Разноцветные цепочки. Разновидности

На этом уроке мы узнаем, какие бывают разновидности цепочек, и как самим придумать схему.

Возьмем схему урока 1. Меняя количество соединительных или боковых бусинок, можно достичь весьма своеобразной формы полоски.
Как вы уже убедились, цепочки не похожи друг на друга, хотя основная схема у них одна. Посмотрим, что происходит с цепочкой, если убрать боковые бисеринки и изменить количество соединительных. А еще теперь соединим с бисером стеклярус и бусины.



Застежка.



Из цепочки мы можем изготовить колье, как маленькое, так и большое, в зависимости от того, сколько вплетем подвесок. Для этого необходимо сплести цепочку по схеме (урок 1), но уже с застежкой. Подготовив необходимую длину цепочки, аккуратно делаем узелок на застежке (прикрепляем застежку к изделию), убираем нитки в цепочку и оплавляем.



.
А теперь можно сделать подвески. Работаем одной иглой. Возьмем нить длиной 1,5 м, обработаем воском. Отступим от застежки 3-4 см, пропустим нить через бусинки в сторону застежки, конец нити оплавим.

Количество бусинок в подвесках зависит от того, сколько рядов вы хотели бы сделать. Если вы делаете один ряд подвесок, то количество бусин может быть любое.

В этом изделии можно сделать еще один ряд подвесок. В этом случае в верхнем ряду количество бусин в каждой подвеске должно быть обязательно нечетным, т.к. второй ряд мы будем прикреплять к средним бусинкам подвесок.
^ Разноцветные цепочки. Широкое полотно

Есть другой способ соединения цепочки в сплошное полотно. Например, мы решили сделать небольшую картину (миниатюру) из бисера 10x10 см. Тогда соединение, ко-торое было описано выше, нам не подойдет, т.к. цепочки придется де-лать по 10 см, концы нитей каждой цепочки убирать и оплавлять. От этого изделие получится грубым и неровным. Используем здесь новый способ соединения.




Возьмем нить, обработанную воском, с иголками на каждом конце. Плетем цепочку длиной 10 см. После того, как необходимая длина сплетена, нам необходимо, не отрывая нити, повернуть, и плести в обрат-ном направлении. Для поворота мы должны последнее соединение длины сделать не наверху, а сбоку.

Далее на иглу II набираем две бусинки (1, 2), а на иглу I - одну (3) и соединяем. Затем иглу II пропускаем через боковую бусинку цепочки, а на иглу I нанизываем 2 бусинки (4, 5) (рис.2в), иглу II протягиваем че-рез бусинку (5). Нити притянуть. Таким образом, мы с вами соединяем цепочку до конца длины, делаем поворот, а после этого опять соединяем. Таким образом, мы плетем необходимую ширину.

^ Разноцветные цепочки. Широкое полотно с рисунком

Для того, чтобы сплести изделие с орнаментом, надо знать, какой будет его ширина и длина. На клетчатой бумаге карандашом нанесите масштабную сетку расположения бисера. По ней цветными карандашами или фломастерами рисунок. Затем начертите направление нитей и, следя за рисунком, плетите полоску, прикрепляя цепочку за цепочкой.

Рисунки можно наносить разными способами.



1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ Наносится на готовую масштабную сетку. Это могут быть прямые, наклонные, скрещенные линии, а так же квадраты, ромбы, треугольники и т.д.

2. ГРАФИЧЕСКИМ Рисунок наносится контуром. Здесь могут присутствовать скрутленые, плавные линии. На масштабную сетку наносим линии нашего рисунка, и уже по ним, цветным карандашом или фломастером прорисовываем бусинки.

3. ^ ЦВЕТНОЙ СЛОЖНЫЙ РИСУНОК На готовый рисунок накладывается масштабная сетка. Бусинки обводятся цветным карандашами, соответствующими цветам рисунка.



^ Фигурное соединение цепочек.

Это соединение дает форму изделиям. Распологая цепочки выше или ниже, соедтняя их в разных местах, можно таким образом добиться очень интересных результатов.



Вы заметили, сколько мы с вами экспериментируем с одной и той же цепочкой? Но и это еще не все. Если мы будем менять количество и форму бисеренок, соединяющих цепочки, то сможем добиться вестма оригинальных соединений. Давайте попробуем.



Цепочка в семь бисеринок

^ САМОЕ ГЛАВНОЕ: в любых изделиях наращивание и заделка ниток производится по схеме конкретного плетения, т.е. последовательно по всем бисеренкам, нигде не перескакивая через них.

Итак, вернемся к цепочке. Возьмем два любых цвета. Например, красный и белый. Плетем цепочку одной иголкой. Набираем 4 бисеринки белого цвета (N 1, 2, 3, 4) и 1 бисеринку красного (N 5), протягиваем иглу в бисеринку N 1 (риc.a). Затем набираем 2 бисеринки белого цвета (N 6, 7) и протягиваем иглу в бисеринку N 4. Нитку притянуть (рис.б). У нас получился белый цветок. Далее набираем на иглу 3 бисеринки (N 8 красного, N 9 белого и N 10 красного цветов) и протягиваем иглу в бисеринку N 7 (рис.в). Нитки притянуть. Набираем 2 бисеринки (N 11 красного и N 12 белого цветов) и протягиваем иглу в бисеренку N 9 (рис.г). Таким образом, плетение постоянно повторяется. Чтобы не запутаться в цветах, необходимо рисунок цепочки перенести на схему.




Цепочки из цветов.

Следующие цепочки я вам дам схематично, без описания, для того, чтобы вы умели работать только по схемам.

^ ЦЕПОЧКА ИЗ 8 ЛЕПЕСТКОВ. В этой цепочке самое главное - сердцевинка цветка. От размера этой бисеренки зависит форма цветка. Попробуйте на одном образце сделать сердцевинки разного размера.

^ ЦЕПОЧКА ИЗ 2-х ПРИЛЕГАЮЩИХ ЦВЕТОЧКОВ. Эту цепочку плетем одной иголкой.





Далее схема повторяется с буквы "б" до буквы "д".

Ну вот, мы и закончили изучение цепочек, похожих на цветы.

^ Цепочка в полромба. Основа.

А теперь перейдем к другому плетению цепочек, из которых также можно делать очень красивые изделия, как к летнему сарафану, так и к вечернему платью или костюму. Самая простая из таких цепочек - Цепочка в полромба.

Плетется эта цепочка одной иглой и получается в виде змейки.

Набираем на иглу 7 бисеринок (1-7) и пропускаем иглу в бисеринку N 1 (рис.а). Притягиваем нить. Набираем второй ряд (8-11) и протягиваем иглу в бисеринку N 6 (рис.б) Затем набираем бисеринки (с 12 по 15) и протягиваем иглу в бисеринку N 10 (рис.в). Плетение все время повторяется. Не забывайте притягивать нить. Пусть это будет основой.


^ Цепочка в полромба. Вариации

А теперь будем, как и на предыдущих уроках, экспериментировать с основой.

Если мы изменим количество соединительных бисеринок (N 1), у нас немного изменится форма цепочки (рис.5а). Можно изменить вид цепочки, меняя бисеринки (N 2) на стеклярус (рис.5б), овальные бусины (рис.5в), или более крупные круглые бусины (рис.5г).



Обратите внимание на рис.5в. Если вы меняете бисеринки (N 2) на более крупные круглые бусины, вам придется увеличить количество бисеринок N 3. Вы поняли, зачем это необходимо? Это нужно для того, чтобы бусины не соприкасались друг с другом, иначе это будет выглядеть очень грубо. Количество бисеринок N 3 зависит от размера вставляемых бусин. Эта цепочка будет похожа на небольшой воротничок, если ее изготовить из крупных бусин. Можно сделать из любого натурального камня, главное чтобы он был обработан под бусинки.

Бисер в истории народов

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX—XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка — такова география торговли стеклянными изделиями.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.

Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, — их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.

Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды — обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.

К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания — изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».

Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник — сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный — поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделя-лись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг при-возили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

Прежде чем начинать осваивать сложное, но очень интересное искусство,
именуемое бисероплетением, не помешает узнать немного о его истории.

Изделия из бусинок, бисера, всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и – уже в наше время – леску, известны с древнейших времён. Ещё в Древнем Египте и Индии такими бусами украшали одежду, шею, руки, ноги… да, впрочем, всё, на что их можно надеть, пришить, привязать, вплести и так далее. В Индии такие изделия называются хар, в Эфиопии – чале, в Болгарии, Румынии и Молдове – гарданы и згарды, в Беларуси – пляценки и горлячки, на Украине – герданы и сыплянки, в Литве – каролинес, в Узбекистане – зебигардан, в Словении – нагрделники и, наконец, в России – ожерелки, цепочки, гайтаны и … “фенечки”. Словом, где их только не носят и как их только не называют!

Стекло научились делать в Древнем Египте 4000 лет назад. И с тех пор женщины потеряли покой. Эти разноцветные блестящие шарикикого угодно сведут с ума. Все, что выглядело однообразно, скучно, серо: одежду, обувь, головные уборы и пр. – люди стремились разукрасить любыми доступными способами. Вышивали, разрисовывали, чего только не нашивали! И всё-таки о бисере не забывали никогда.

На Руси искусство бисероплетения называлось низанием. Цветными стекляшками украшали не только одежду. Лоб, шея, уши, волосы …
Чем богаче невеста, тем богаче убор.

Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным. Посмотрите-ка на запястья девчонок, на их рюкзачки. Да и студенточки не отстают. А самое главное, такой браслетик – один-единственный, потому что в магазине бисер продаётся в пакетике, а “фенечку” надо сделать самим.

      ^ К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".
В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.
  
В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

^ Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.
Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри.Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.
  
   ^ Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительность ю, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц. Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны.
  
В последние годы многие потянулись к Церкви, крестят детей, покупают иконы, молитвословы, лампады; молодежь венчается.^ Предлагаем вспомнить старин и своими руками украсить предметы церковного предназначения. Есть разные приемы низания бисера и стекляруса, вышивки и ткачества, с помощью которых можно украсить оклады для икон, оплести флаконы для лампадного масла, коробочки для ладана, сделать закладку для библии, подвеску для крестика или ладанки и повесить в изголовье кроватки малыша. Без больших затрат вы можете приготовить подарки для родных и близких к крестинам, первому причастию, именинам, Рождеству, Пасхе. Хороший подарок от крестин матери - украшенный ею и освященный в церкви оклад иконы для благословения молодых; свекровь может украсить для венчания иконы Спасителя и Богородицы. Это достойные подарки и вдвойне приятные, потому что выполнены своими
^ О гармонии цвета


   При создании украшений из бисера очень важно правильно подобрать материал не только по качеству и форме, но и по цвету. В правильно выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80% успеха изделия. Именно поэтому мы решили ознакомить Вас с основами Цветоделения и Гармонии цвета.
 Человек находится в постоянном окружении цвета, который сопутствует ему всю жизнь. ^ Цвет помогает человеку различать предметы, воспитывает его вкус, оказывает воздействие на его настроение, способствует его труду и отдыху.

   Следовательно, цветоведение - наука о цвете, играет важную роль во всех видах творчества.

   Каждому народу с его многовековыми традициями свойственны свои предпочтения цветовых сочетаний. Колорит изделий является визитной карточкой республики, области и даже отдельного села.

^ Основные характеристики цвета.

   Все видимые нами цвета делятся на две группы : хроматические или цветовые ( от греческого слова "хрома" - цвет), и ахроматические, или бесцветные.

   К хроматическим относятся все цвета солнечного спектра, весь его ряд бесчисленных цветов и оттенков, при выражении которых в языке зачастую не хватает слов. Основные цвета - красный, желтый, синий. Промежуточные - оранжевый, зеленый, фиолетовый.

   Хроматические цвета характиризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

Насыщенность:
   Насыщенность цвета определяется степенью густоты цвета, его предельной окраской. Например, красный цвет можно считать насыщенным, если его нельзя усилить, сделать еще более краным. Малонасыщенный цвет получается от прибавления к нему ахроматического цвета. Например, красный цвет от соединения с белым посветлеет, станет розовым, интенсивность его окраски ослабеет.

Светлота:
   Светлота (яркость цвета)зависит от большей или меньшей близости данного цвета к белому. Например, желтые цвета и их оттенки находятся ближе к белому, они светлее красных, а красные светлее синих. В спектре светлыми считаются желтые и ораньжевые цвета, средними по светлоте - красные и зеленые цвета, темными - синие и фиолетовые цвета.

   Есть бесцветные, или нейтральные, цвета, которые не имеют ярко выраженных признаков (белый, черный, серый и все их оттенки).

Хроматические цвета:
   Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Теплые цвета - желтый, оранжевый, красный - яркие, они ассоциируются с цветом солнца, огня и как бы согревают нас. Холодные - синий, зеленый, феолетовый и все их оттенки. При взгляде на них возникает ощущение прохлады, исходящей от воды, ночи, льда.

   Но и среди теплых цветов есть более теплые и более холодные. Самый теплый - красный, самый холодный - синий. Теплые цвета обладают свойствами в зрительном восприятии приближаться, выступать вперед. Холодные цвета воспринимаются как уходящие назад, отступающие. То же самое можно сказать и о светлых и темных цветах: светлые выступают, зрительно увеличиваются, темные уходят, уменьшаются.

   Эти особенности цветов необходимо учитывать при работе с бисером.

   Два хроматических цвета, взятые в определенной пропорции и дающие при оптическом смешении белый или серый, называются дополнительными цветами.

   ^ Основные пары дополнительных цветов:

 красный с голубовато-зеленым;

 синий с оранжевым;

 желтый с феолетовым;

   Эти цвета обладают способностью при своем соседстве обострять, усиливать друг друга.

Ахроматические цвета:
   Ахроматические цвета хороши в сочетании с яркими цветами: серый с малиновым, зеленый с желтым, белый с оранжевым, а вот черный цвет сочетают почти со всеми. Удачно бывает сочетание ахроматических цветов друг с другом: белого с серым, черного с белым и серым.

   ^ Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, темных и светлых. Один и тот же орнамент преобретает новое звучание от изменения цвета бусинок. Он может быть ярким, красочным или сдержанным и блеклым.

   В цветовых соотношениях имеют значения контрасты, возникающие от взаимного влияния цветов, расположенных рядом. На синем фоне белый или серый узор воспринимается оранжевым, так как оранжевый цвет является дополнительным к синему. Красный рядом с зеленым усилит свой цвет, а зеленые еще больше зазеленеет.

   ^ Помешать проявлению контраста можно добавлением к взятым в узоре теплым цветам дополнительных теплых цветов, к холодным добавить дополнительные холодные цвета. Например, теплые красные цвета можно соединить с теплыми зелеными, а холодные феолетовые цвета дополнить холодным желтым цветом.

   Ослаблению или уничтожению контраста помогут разделительные контуры (окантовки) или полоска из ахроматических цветов.
Кроме цветового контраста соседство цветов, имеющих разную светлоту, может вызвать светлотный контраст. Так, зеленый цвет рядом с белым становится темнее, а желтый светлее; с черным цветом синий цвет темнеет и теряет свой цветовой тон, а группа цветов, состоящая из светло-синего, оранжевого и зеленого рядом с черным, светлеют, но мало изменяются по цвету. Рядом с желтым цветом все цвета темнеют, приобретают дополнительные оттенки. Например, серый смотрится синеватым, песочный (бежевый) становится холодным с фиолетовым оттенком, красный - малиновым и т.д.

^ Количественное соотношение

   Колличественное соотношение играет большую роль в сочетании цветов. Например, немного зеленого на красном фоне вызывает неприятное сочетание, а небольшая красная деталь на зеленом смотрится спокойно и оживляет изделие.
 Насыщенные цвета, расположенные рядом с малонасыщенными, теплые цвета рядом с холодными выигрывают от соседства друг с другом. Но насыщенных цветов должно быть меньше, а теплые цвета должны уравновешиваться холодными

 В гармоничном сочетании цвета не только выделяются в своем соседстве, но и взаимно подчеркивают друг друга. В таком сочетании преобладают малонасыщенные, приглушенные цвета: светлые уравновешиваются темными; теплые сочетаются с холодными цветами; ахроматические гармонируют друг с другом, успокаивают или подчеркивают хроматические цвета.

^ Для достижения гармонии цветов необходимо учитывать цветовой тон, его характер и свойства, количественное соотношение цветов, оптическое смещение цветов, влияние источника света на цвет.
Согласованность цветов между собой зависит от насыщенности цветового тона. Например, при одинаковой светлоте синий и желтый, синий и красный не гармонируют между собой.
 ^ Для облегчения гармоничного подбора цветов существует цветовой круг. Обычно он включает двенадцать цветов замкнутого спектрального ряда. Цвета, противолежащие в цветовом круге и находящиеся на одном диаметре, считаются контрастными. Если поместить их рядом, они усилят друг друга, станут еще более насыщенными. Более мягкие и приятные сочетания составят дополнительные цвета и их промежуточные оттенки, взятые с примесью серого цвета (приглушенные). Например, феолетовый цвет будет красиво выглядеть в сочетании с оливковым цветом , желто-коричневый - с темно-синим, красновато-коричневый - с темно-голубым; узор зеленого травяного цвета - с введением в него пурпурного цвета, киноварно-красный - с небесно-голубым.
^ Самое простое и спокойное сочетание - это сочетание оттенков одного цвета, отличающихся друг от друга насыщенностью и светлотой. Искать их нужно в пределах одного спектра цветового круга. Например, к темно-зеленому - светло-зеленый, и наоборот, основной светлый цвет выигрывает от присутствия в нем темного.
 ^ Дружат между собой цвета, лежащие рядом в цветовом круге. Например, желтый - с оранжевым, зеленый - с желтовато-зеленым, синий - с голубым. Распространенным сочетанием считается гамма из трех конрастных цветов, особенно их оттенков. В цветовом круге эти цвета находятся через три спектра друг от друга, например: карминно-красный, желто-зеленый и ультрамарин (цвет синьки). Гармоничным будет сочетание и их промежуточных оттенков. Сочетания четырех цветов располагаются в цветовом круге через два спектра друг от друга, например: карминно-красный, желтый, голубовато-зеленый и голубовато-феолетовый.
 В том случае, когда хотят подобрать цвет, сочетающийся с заданным цветом, но последнего нет в круге, определяют его предполагаемое место между сходными цветами и ищут на одном с ним диаметре такое же место между двумя соседними цветами на противоположной стороне круга.

^ Таблица примерных сочетаний цветов.

№ п/п

Основной цвет
и его оттенки

Гармонирующие с ним цвета и оттенки

1.

красный

голубовато-зеленый, темно-синий, золотисто-желтый, зеленый, черный

2.

киноварно-красный (огненный)

голубой, золотисто-желтый, голубовато-зеленый, черный, серый, белый, кремовый

3.

оранжевый

голубой, ультрамарин, коричневый, кремовый, зеленый, черный, белый, фиолетовый, желтый

4.

коричневый

желтый, оранжевый, кремовый, желто-зеленый, голубой, синий, красный, зеленый, сиреневый

5.

желтый

сине-фиолетовый, темно-синий, пурпурный, зеленый, красный, оранжевый

6.

желто-зеленый

ярко-алый, пурпурный, огненный, терракотовый (кирпичный), синий