microbik.ru
1




ВЕСТНИК

ИНСТИТУТА ОТРАСЛЕВОГО ПИТАНИЯ

И ЦЕНТРА ПРОДБЕЗОПАСНОСТИ

март

2012

#1

Содержание номера

Наши новости

Путешествие к здоровью

Как оценить школьное меню?

Обзор мировых новостей

^

UK: Здоровый подросток – счастливый подросток

US: myNutratek изменяет взгляд на школьное питание

US: «Розовая слизь» в школьном питании США

Знакомимся

Джейми Оливер

Фонд School Food Trust

Книга выпуска

Здоровое питание в условиях нездоровой экономики

^

Наука

Обзор научных исследований фонда School Food Trust: «Питание, поведение и здоровье»

Повышение квалификации

ПК: горячие клавиши

English: All Meat is Not Created Equal


^ От редакции

Совместный проект Института отраслевого пи­тания и научно-образовательного центра «Нацио­нальный центр продовольственной безопасности» по созданию электронного Вестника – это, прежде всего, отражение той информации о питании в Рос­сии и в мире, с которой мы сталкиваемся в своей деятельности.

Надеемся, что Вестник будет интересен не только на­шим сотрудникам и коллегам, но и более широкой аудитории, а также будет способствовать пропа­ганде здорового питания и привлечению новых партнёров.

Если же хотя бы часть публикуемой информации будет востребована школьниками, их родителями и учителями, то мы будем считать это главным достижением своего проекта.


^ Путешествие к здоровью

22 марта в школе №2006 города Москвы была прове­дена обучающая игра по здоровому образу жизни и правильному питанию «Путешествие к здоровью» для начальных классов. Организаторы игры – АНО «Институт отраслевого питания» и на­учно-образо­вательный центр «Нацио­нальный центр продоволь­ственной безопасности».



Благодаря игре ученики ознакомились с осно­вами сбалансированного питания и здорового об­раза жизни. Школьники отправились в кругосвет­ное путешествие, знакомясь с культурой и полез­ными продуктами разных стран. Каждый участник полу­чил настоящий паспорт путешественника и выбрал должность на корабле «Чёрная жемчу­жина». Вместе с отважным капитаном Редкая Бо­рода (извест­ный ведущий Александр Медведев) ре­бята узнали, какие продукты полезны для здоровья настоящих море­плавателей, построили пирамиду здорового питания и стали дружной командой.

В завершении путешествия ребята нашли клад с вкусными, полезными сокровищами и отпраздно­вали свой успех незабываемой дискотекой.

^ Ранее за Атлантикой…

В Канаде, 8го марта, в 14:30 по столичному вре­мени, бо­лее 350 тысяч школьников в сот­нях канад­ских школ одновременно откусили яблоко в рамках ежегод­ного мероприятия «Великий яблоч­ный хруст» (Great Big Crunch), посвящённого здоровому пита­нию. Кроме про­паганды здорового питания це­лью этого мероприя­тия является разви­тие практики закупок продуктов местного произ­водства и посвя­щение детей в во­просы, связанные с продовольст­венными цепоч­ками, на примере путе­шествия яб­лока от се­мечки до обеденного стола.

Источники: school2006.msk.ru, foodshare.net

Как оценить школьное меню?

Этот вопрос часто задается и обсужда­ется. Для специалистов – это и предмет споров, и предмет анализа, основанного на расчетах пищевой ценности, проверки соответствия требованиям са­нитарных норм и рекомендаций по школьному пи­танию. Такой вопрос был задан нам и при записи программы о школьном питании на Первом образо­вательном канале. Мы попробовали ответить на него не специалистам, а родителям, которые инте­ресуются, как кормят их детей.

Прежде всего, необходимо найти 10-днев­ное (двухнедельное) меню, которое должно быть в каждой школе, и которое согласовывается с Роспотребнадзором. Ежедневное меню или даже меню на неделю не позволяет судить о фактическом пи­тании. Сбалансированность и разнообразие пита­ния, исходя из рекомендуемых среднесуточных норм, отражается в применении разных продуктов и блюд из них за цикл действия меню.




^ Рис. 1. Частота появления блюд в завтраках в циклическом двухнедельном меню

На рис.1 мы постарались представить час­тоту приготовления различных блюд на завтраки в школе, которые должны быть в сбалансированном меню. Основные блюда – это, как правило, блюда из мяса, рыбы, яиц, творога, то есть блюда, из про­дуктов животного происхождения. Как источник животного белка, они необходимы детям. При этом, в нашей стране, в большинстве регионов отмеча­ется недостаток их потребления, особенно, рыбы, мяса, молока. Для 5-дневного меню можно исхо­дить из такой пропорции – 2 раза – мясопродукты (например, говядина и птица), по 1 разу - рыба, творог, омлет из яиц. Молочные продукты должны быть ежедневно. Например в течении недели – тво­рожное блюдо, какао или кофейный напиток с мо­локом, кисломолочный напиток, молочная каша, сыр.

Не менее значимы в детском питании фрукты и овощи. Эти продукты тоже недостаточно потребляются в нашей стране. Поэтому в школьном меню через день должны быть фрукты (или соки), раз в неделю – овощной гарнир, а к другим гарни­рам (крупяным или картофельным) – овощи в виде «подгарнировки» или холодной закуски.

Продукты животного происхождения, фрукты и соки составляют до 70% от стоимости пи­тания. Снижение их выдачи бывает и объективным – из-за недостатка выделяемых средств на школь­ное питание, но и субъективным – для получения дополнительной прибыли за счет замены на другие, более дешевые продукты. При этом, в пищевой ценности питания, которая должна отражаться в меню, эту проблему можно не увидеть. Это связано с тем, что в нем отражаются суммарные значения белков (и животных, и растительных) и углеводов. Эти суммарные значения могут соответствовать установленным требованиям, но при этом продуктов животного происхождения, фруктов будет выдаваться меньше потребности .

Проблема оценки меню исходя из стоимости, оценка достаточности выделения средств – это еще одна тема для обсуж­дения, к которой мы планируем вернуться позднее. Здесь отметим только самый простой подход. Надо попробовать самостоятельно оценить стоимость продуктов, которые запланированы в фактическом меню. Для этого можно применить цены, по которым можно купить такие продукты в розничной торговле. Если от полученной суммы отнять примерно 15% (розничную наценку), то получится примерная стоимость питания по оптовым ценам. Эту стоимость и надо сравнить со стоимостью, обозначенной в меню. Речь идет о школах, где питание организуется своими силами. Если питание организуется через оператора питания, то надо будет еще учесть его наценку на продукты. Это уже сложнее. Кроме того, в меню указывается выход готовых блюд, а не количество продуктов, которые использованы для их приготовления. На школьном пищеблоки должны быть документы, в которых отражается закладка продуктов (технологические карты, меню-раскладка). Зачастую их не удается получить. Кстати, сам факт отказа предоставить такие документы обычно свидетельствует, что не все хорошо в этой столовой. Поэтому одним из наших проектов предусмотрено создание «калькулятора школьного меню», который позволит родителям производить оценку стоимости меню и оценку достаточности выделяемых средств на питание.

Хлеб, картофель, крупы и макароны у нас, как правило, потребляются сверх рациональных норм. Лучше, если в меню будет поменьше выпечки (хотя дети ее любят), а картофельные, крупяные гарниры и макароны – не чаще, чем через день.

Аналогичным образом можно оценить и меню на обед. В нем обязательно должны быть хо­лодные закуски и первые блюда. Последние должны чередоваться – овощные, овощекрупяные, молочные…

Такой подход к оценке школьного питания не требует глубоких знаний и длительных расчетов, но позволяет достаточно объективно проанализировать любое меню, поставить конкретные вопросы перед орга­низаторами питания.

Маслов С.В.



Обзор мировых новостей
^

UK Здоровый подросток – счастливый подросток


Исследование показало, что подростки, предпочитающие здоровую пищу, чувствуют себя более счастливо, а 12-15 лет - это ключевой возраст в формировании привычек.



Учёные из Института социальных и экономиче­ских исследований Эссекского университета сооб­щают, что их недавние исследования показали сле­дующее:

  • Комментарий

    Исследование подчёрки­вает важность не только обеспече­ния школьников сбалансиро­ванным, нату­ральным пита­нием, но и важность форми­рования в школьном возрасте пра­вильных при­вы­чек и от­ношения к пи­танию.

    Возможно, именно в этом возрасте должно на­чинать формироваться от­ношение к питанию с учё­том со­стояния экологии, ограни­ченности природ­ных ре­сурсов, недостаточ­ности питания множества людей и других факторов.

    более счаст­ливые дети едят больше фруктов, овощей и меньше - чипсов, сладостей и га­зиро­ванных на­питков;

  • чем больше под­ростки зани­маются спортом, тем счаст­ливее они себя ощу­щают;

  • только 11% под­ростков в возрасте от 13-15 лет сооб­щили о том, что съедают  5 и более порций фрук­тов и овощей в день и только ⅕ часть из числа юношей в воз­расте 12-13 лет со­общили, что едят фрукты и овощи 5 более раз за день.

Кроме того исследование показало, что подро­стки в возрасте от 13 до 15 лет, которым родители дают больше автономии в выборе образа жизни, употребляют менее здоровую пищу и реже занима­ются спортом.

Источник: Institute for Social & Economic Research of the University of Essex.

^

US myNutratek изменяет взгляд на школьное питание


Школы Хартленда, штат Висконсин, внедряют новую систему питания, чтобы помочь школьни­кам и их родителям правильно питаться.

«Правильное питание на­чинается дома» - так говорит директор кейте­ринговой ком­пании Хартленда Терри Син­кок (Terri Sincock), - «Школы Хартленда сегодня пред­лагают новый подход к тому, чтобы помочь роди­те­лям в большей степени участ­вовать в питании своих детей».

myNutratek.com - система, посвящённая здоро­вому об­разу жизни, которая даёт воз­можность школьникам и их семьям вести учёт потребляе­мой пищи, фи­зи­ческой актив­ности и ре­жима сна, была за­пущена в прошлом месяце на муници­паль­ном уровне. Ро­дителям были разо­сланы при­гла­си­тельные письма на бес­плат­ный веб-сайт, созданный бла­годаря таким спонсорам, как Ford, Little Caesers и дру­гим. Сайт содержит не только удобный счёт­чик ка­лорий, но и игры и вик­то­рины, специально разрабо­танные для различных возрастов уча­щихся.

Система позволяет родителям увидеть, что едят их дети и об­щаться с ними во время обедов. Синкок считает, что внедрение системы даст возможность как родителям, так и детям больше узнать о пита­нии и поможет в борьбе с детским ожирением.

Однако, обучение детей здоровым привычкам – это не единственная задача сайта myNu­tratek. По словам Синкок, полнофункциональная версия сайта позволит увидеть родителям перечень аллергенов во всех продуктах, выда­нных их детям. База данных аллергенов будет за­несена в кассовый аппарат, и после сканирования штрих-кода продукта будет известно, может ли ре­бёнок купить его или нет.

^ Источник: HartlandPatch.


Комментарий


В этом году нами планируется создание дос­тупной в сети интернет системы расчета химиче­ского состава блюд школьного меню по всем ос­новным показателям и сравнения результатов с суточной потребностью.

Решать задачу по информации об аллергенах мы приглашаем специалистов-диетологов и ком­пании, которые разрабатывают системы для оп­латы школьного питания.
^ US «Розовая слизь» в школьном питании США

«Розовая слизь» (pink slime) - термин, введённый Джеральдом Зёрнштейном, бывшим учёным Минсельхоза США (USDA), для обозначения побочных продуктов производства (субпродуктов) говядины, которые проходят центрифугирование и обработку гидроксидом аммония. Это неприятное название он стал использовать ещё в 2002 году, когда, будучи инспектором Министерсва сельского хозяйства, был командирован на исследование вспышки бактериального заражения продуктов, и испытал сильное отвращение к тому, что увидел в цехе компании Beef Products Inc.

Джеральд сообщил, что Минсельхоз закупает 7 млн. фунтов (3,2 миллиона килограмм) мясного фарша, содержащего «розовую слизь», для использования в школьном питании по всей стране.

Справка

Гидроксид аммония (вод­ный раствор аммиака) ис­пользуется в качестве регу­лятора кислот­ности – раз­решён в качестве пищевой добавки в РФ под кодом E527, хотя считается опас­ным для приёма внутрь. 10% раствор – это наша­тыр­ный спирт. Сам аммиак отне­сён к сильнодейст­вующим ядо­витым веще­ствам.

«Розовая слизь» изготав­ли­вается из кишеч­ника, соедини­тельных тка­ней и других частей жи­вот­ных, обычно не ис­пользуемых в тради­ционных вы­резках. Эти части больше подвер­жены зараже­нию кишечной палоч­кой и сальмо­нел­лой, поэтому обра­батываются гид­рокси­дом аммония с целью повы­шения кислотности и уничтожения этих микроор­ганизмов. Минсельхоз США считает аммо­ний лишь вспомогательным веществом при перера­ботке мяса и не считает важным его указание на этикетке.

По оценкам предприятия Beef Products Inc., производящего «розовую слизь», её содержит 70% говяжьего фарша, продаваемого в Америке. Этот показатель должен снизиться после того, как под давлением известного шеф-повара Джейми Оли­вера такие сети быстрого питания, как Макдо­нальдс, Такобел и Бургеркинг в январе приняли ре­шение прекратить использование «слизи».

Обозреватель газеты 9Health, доктор Джон Тор­рес, заявляет, что аммоний не вызывает большой опасности для здоровья. В большей степени доктор обеспокоен возможностью наличия кишечной па­лочки и сальмонеллы, которые могут остаться в субпродуктах говядины даже после химической обработки. Также он добавляет, что субпродукты не имеют той же питательной ценности как настоящий говяжий фарш, а после переработки почти не со­держат полезных питательных веществ. «Хочу ли я, чтобы мой ребёнок употреблял это в пищу? - спра­шивает доктор, - изредка, возможно, да, постоянно – нет».

Мясной фарш, содер­жащий «розовую слизь» должен поступить в школьные столовые этой вес­ной. Минсельхоз зая­вил, что для программы школьного питания закуплено мясо говядины, ко­торое должно соответствовать высочайшим стан­дартам пищевой безопасности, что включает в себя проверку на наличие болезнетворных организмов и соответствие требованиям пищевой безопасности.

Однако к 14 марта 220 000 человек подпи­сали онлайн-петицию на сайте www.change.org с требованием «остановить использование фарша, содержащего розовую слизь в Национальной про­грамме школьного питания».

Под давлением общественности на следующий день USDA сообщило, что с нового учебного года школы, участвующие в го­сударственной программе «Школьный обед» (School lunch program) могут от­ка­заться от использования фарша, содержащего обра­ботанные аммонием субпродукты.

Но многим такого решения кажется мало. Кон­грессмен Шелли Пин­гри попросила министра сель­ского хозяйства Тома Вил­сакка немедленно за­пре­тить этот продукт для использования в школь­ном питании. В письменном заявлении она пишет: «Представители мясной промышленности на сле­дующий день отправили мне письмо, в котором ро­зовая слизь представлена ‘питательной и полезной’, а процесс её производства ‘аналогичным отделению сливок от молока’. Я не думаю, что сильно перера­ботанная жижа из остатков мяса, смешанная с ам­миаком – это то, что большинство семей назвало бы ‘пита­тельным и полез­ным’».

Ряд американских школ планируют отказаться от использования «слизи» с нового учебного года и уже сейчас принимаются меры для того, чтобы она не попала на обеденный стол детям, и в этом году. Официальные представители школ Нью-Йорка, в которых питается 1,1 млн. учеников, уже сейчас ведут переговоры с поставщиками по сворачиванию поставок продуктов, содержащих «розовую слизь».

В свою очередь, Beef Products Inc. подчёркивает, что их продукт на 100% состоит из нежирной говя­дины и одобрен целым рядом отраслевых экспер­тов. На новом сайте «’розовая слизь’ - это миф», www.pinkslimeisamyth.com, запущенном этой ком­панией, опровергается критика в адрес её продук­ции и говорится, что она абсолютно безопасна, пи­тательна, экономична и помогает в борьбе с миро­вым голодом.

^

Источники: Connecticut Post, ABS-CBN News, Miami Herald, USA TODAY


Знакомимся: Джеймс Оливер

Джеймс Тревор «Джейми» Оливер, кавалер Превосход­нейшего ордена Британской империи, ро­дился 27 мая 1975 года. Шеф-повар, ресторатор и знаменитость. Известен своими кулинарными те­ле­шоу, книгами о вкусной и здоровой пище, а также за кампании против ис­пользова­ния перера­ботан­ной пищи в школах.

^

Он стремится улучшить качество питания и по­высить квалификацию поваров в Великобритании и США.

Джейми Оливер воспитывался в городе Клаве­рин (Эссекс, Англия). Родители Джейми держали паб, в котором он получил практические кулинар­ные навыки. Именно там он был замечен компанией BBC в 1997 году после появления в документаль­ном фильме про ресторан «Рождество в River Cafe».

В этом же году дебютировало его шоу «Голый шеф-повар», его кулинарная книга стала одним из британских бестселлеров, а он получил приглаше­ние приготовить обед для премьер-министра Тони Блера.

^

Основные этапы карьеры

В 2000 году Оливер стал лицом известной сети супермаркетов Sainsbury\'s. Их партнёрство продол­жалось 11 лет.

В 2002 году Оливер основал “Фонд пятнадцати”, благодаря которому каждый год 15 молодых людей из бедных семей, c криминальным прошлым или имеющих наркотическую зависимость обучались ресторанному бизнесу.

В 2003 он стал кавалером Превосходнейшего ордена Британской империи. В 2005 инициировал кампанию «Корми меня лучше» с целью склонить школьников питаться здоровой пищей и отказаться от вредных продуктов. В результате правительство Великобритании пообещало заняться этой пробле­мой.

Его активная политическая деятельность с целью добиться изменений в области питания, привела к тому, что народным голосованием на канале Channel 4 он был назван «Самым влиятельным по­литиком 2005 года».

В своих последующих телесериалах он продол­жал акцентировать внимание на здоровом питании. В сериале Jamie's Ministry of Food («Министерство питания Джейми») он путешествовал и вдохновлял обычных людей Роттерема, графства Йокшир, гото­вить здоровую пищу. В сериале Jamie Oliver\'s Food Revolution («Революции питания Джейми Оли­вера»), он путешествовал по США, чтобы изменить питание американцев и отучить их от фаст-фуда.

Холдинговая компания Оливера Sweet As Candy принесла ему достаточно прибыли для того, чтобы попасть в список Sunday Times самых богатых лю­дей до 30 лет. В июне 2008 он открыл свой первый розничный бизнес Jamie's Italian в Оксфорде. По со­общениям, в октябре 2009 года он привлек $22 млн. для финансирования 30 своих итальянских  ресто­ранов в Азии.

^

В декабре 2009 он получил приз конференции TED 2010 за «создание изменений на индивидуаль­ном и правительственном уровнях».

Благотворительность и кампании

После успеха Фонда Пятнадцати в Британии, этот фонд открылся в Амстердаме, Корнуолле и в Мельбурне.

Тогда же Оливер начал официальную кампанию с целью запрещения вредной пищи в школах. Уси­лия Оливера внесли коренные изменения в систему школьного питания, которые показаны в сериале «Школьные обеды Джейми», поставив под сомне­ние существующую культуру  питания и показав школам, что они могут обеспечивать детей здоро­вой, экономичной и вкусной пищей. Благодаря его влиянию был изменён ряд блюд в школьных столо­вых.

В 2010 году Оливер присоединился к ряду дру­гих шеф-поваров в сериале «Крупное морское сра­жение». Там Оливер совместно с шеф-пова­ром Гордоном Рамсеем плавал на лодке с целью осведомиться о выбрасывании сотнях тысяч рыб по причине того, что рыболову запрещено хранение любой рыбы, кроме той, которая указана в назначении трала.

^

Оливер является покровителем благотворитель­ной организации по охране окружающей среды «Деревья для городов».

Работа с Sainsbury\'s

Работая на компанию Sainsbury\'s,  Оливер, как со­общается, признался, что он не пользуется су­пермаркетами: "Я покупаю  продукты у специали­зированных производителей,  поставщиков и фер­меров». Он также сказал, что его действия осудил генеральный директор Sainsbury  Джастин Кинг, когда Джейми раскритиковал «мусор», продавае­мый в супермаркетах, который в последствии ока­зывается в школьных обедах миллионов детей. Кинг нанес  ответный удар, заявив: «диктовать лю­дям условия или выражаться бранными словами - это не способ достижения договоренности».

^

Источник:Wikipedia (перевод с англ.)





Знакомимся: School Food Trust

School Food Trust (SFT, Фонд Школьного Питания) создан в 2005 году Ми­нистерст­вом образования и профессиональной подго­товки Великобритании после критики ка­чества школьного питания знаменитым шеф-поваром Джеймсом Оливером в его до­кумен­тальном фильме «Школьные обеды Джейми».

В апреле 2007 года фонд был зарегистрирован как благотворительная организация, которой управляет комитет, назначаемый министром образования.

Первоначально SFT получил грант от министерства образования в размере £15 млн., а также награду в £20 млн. совместно с такими организациями как The Prince’s Trust, Business in the Community, Magic Outcomes и Improvement Foundation от лотерейного фонда Big Lottery Fund для реализации кампании по созданию сети школьных кулинарных клубов под названием Let’s Get Cooking («Давайте готовить»). Целью этой кампании является обучение детей и родителей навыкам приготовления вкусной и здоровой пищи. На данный момент кампания охватила около 1,5 млн. человек, и более половины участников утверждают, что стали питаться более здоровой пищей.

Другим крупным проектом SFT является сеть региональных обучающих центров School FEAST Network (School Food Excellence And Skills Training Network), в которых повара школьных столовых могут повысить свою квалификацию до 2го уровня в соответствии с национальными стандартами (NVQ1).

Персонал фонда включает специалистов по кейтерингу, учителей, родителей, экспертов в об­ласти детского питания, финансирования, проекти­рования и проведения научных исследований.

Фонд напрямую работает с местными вла­стями и службами, тысячами школ, предприятиями общественного питания, родителями и другими организациями и людьми в целях содействия улуч­шению школьного питания и разработки обосно­ванных практических подходов.

С 2012 года SFT запускает новый проект – фонд детского питания (Children’s Food Trust).

Источник: Wikipedia, schoolfoodtrust.org.uk.



Книга выпуска: «Здоровое питание в условиях нездоровой экономики»
^

Автор: Кэйт Адамик

Дата выпуска: 23 февраля 2012 г.

Аннотация

Соучредитель компании Cook for America (Готовим для Америки) и эксперт в области школьного пита­ния Кэйт Адамик представила книгу, в которой развеивает миф о том, что реформа школьного питания  должна сто­ить очень больших денег.

Ее труд: «Деньги на обед: здоровое школьное питание в условиях нездоровой экономики», пока­зывает способы извлечения прибыли и сокращения расходов, применимые в любых столовых и буфе­тах. Книга одобрена такими лидерами отрасли, как Марионом Нестле, Марком Битманом, Джейми Оливером, а также руководителями в сфере образо­вания и школьного питания.

Примеры, диаграммы и графики, которые содержатся в книге наглядно демонстрируют эконо­мически выгодные подходы к приготовлению пищи в школе и доказывают, что сэкономленный пенс лучше заработанного.  С присущими ей остроумием и мудростью Ада­мик доказывает, что школьное питание может пре­вратиться из источника проблем с детским ожире­нием, в его решение.

^

Об авторе

Кэйт Адамик – консультант по кейтерингу и соучредитель компании Cook for America, которая  обеспечивает всестороннее интенсивное обучение школьных поваров. Совместно с Cook for America и Food Systems Solutions Адамик помогла внедрить в сотнях школьных буфетов США подход приготов­ления “с нуля” (cooking from scratch, scratch cooking2).

Адамик - адвокат и профессиональный шеф-повар - специализируется в развитии операционных процессов, автономных школьных программ, сотрудничества общества и частных лиц с целью соз­дания полезных программ институционального пи­тания, развития местных и устойчивых сельскохо­зяйственных систем. Она работает со школами, больницами, домами престарелых и обществен­ными организациями.

Адамик часто выступает по вопросам систем организованного питания, устойчивого сельского хо­зяйства, детского ожирения и экономических основ реформы школьного питания.

Источник: Bettina Elias Siegel, thelunchtray.com.




^ Обзор научных исследований

фонда School Food Trust:

«Питание, поведение и здоровье»

У фонда School Food Trust имеется собственный научный департамент, который в настоящее время изучает следующие четыре вопроса с целью пока­зать необходимость развития школьного питания:

  • Выполняют ли школы новые стандарты школь­ного питания и питаются ли в соответствии с ними дети?

  • Какие факторы способствуют или сдерживают улуч­шения в поставках, приготовлении и потреблении школьного питания?

  • Каким образом изменение школьного питания может повлиять на успеваемость, учебный процесс, поведение, здоровье и продолжительность жизни?

  • Каковы экономические выгоды инвестирования в улучшение здорового питания?

Исследования SFT основаны на регулярном мониторинге охвата школьным питанием и влияющих на него факторов, а также включают исследование вопросов снабжения, потребления, отношения сообщества к школьному питанию. Их результаты доказывают благотворное влияние здорового питания и хорошего обслуживания в школьных столовых на успеваемость и поведение школьников.

В данном обзоре приводится краткое описа­ние ис­следований фонда School Food Trust прове­дённых им с 2006 года по направлению «Питание, поведение и здоровье».

По большинству исследований имеется воз­мож­ность получить подробные отчёты на офици­альном сайте фонда (отмечены надписью «Иссле­дование доступно на сайте SFT»).

^ Пища, поведение и здоровье

Исследование, цель, выборка, условия,

дата публикации

^ Формирование привычек в питании

Цель: провести исследо­вание того, как предпочте­ние детей в еде может быть изменено в кратко­срочном периоде.

^ Выборка, условия: 36 учеников в возрасте от 7 до 10 из 4х школ Шеффилда.

Резюме: Кампания по снижению количества упот­ребляемой сладкой пищи учениками начальной школы не ока­зала очевидного влияния на привязан­ность детей к сладостям. Тем не менее, большин­ство учеников, которые сократили коли­чество приёмов сахаросо­держа­щей пищи, стали вы­бирать менее сладкие про­дукты.

Апрель 2011.


^ Дорога в школу

Цель: провести пилотный проект по изучению но­вых подходов к сбору данных о покупке и потреб­лении продуктов питания детьми и молодёжью на пути в школу и из неё.

^ Выборка, условия: 22 учащихся от 13 до 15 лет за­писывали свои покупки и потребление продуктов на пути в школу и из неё с помощью камер Sense­Cam и GPS в течение недели.

^ Резюме: Использование портатив­ных камер Sense­Cam и GPS существенно повы­сило достоверность соби­раемых данных.

Исследование доступно на сайте SFT.

Апрель 2011.

Школьный обед и поведе­ние в средних школах

Цель: 1. Исследовать влияние повышения качества питания и улучшения обстановки в столовых, на поведение учеников средних школ в столовой и в классах. 2. Сравнить питательную ценность сухих пайков и школьных обедов. 3. Оценить воздействие изменений в школьных обедах и обстановке в сто­ловых на потребление питательных веществ и его соответствие стандартам школьного питания.

Выборка, условия: 136 школьников из 11 школ в Англии. Полевые исследования начались в июне 2008. Последующие исследования проведены в феврале 2009.

Резюме: 1.Ученики средних школ были более скон­центриро­ваны и вовлечены в учёбу после обеден­ного времени в результате улучшения питательных свойств пищи и обстановки в столовых.

2. Школьные обеды в 11 средних школах Англии оказались более питатель­ными, чем сухие пайки3, но требу­ется их дальней­шее улуч­шение для дости­жения стандартов по энер­гетиче­ской ценности и со­держа­нию железа.

3. Позитивные изменения в школьных обедах и об­ста­новке в столовых по­вы­сили потребление клю­че­вых питательных ве­ществ и соответствие стандар­там, основанным на пищевой ценности.

^ Исследование доступно на сайте SFT.

Школьный обед и поведение в начальных шко­лах

Цель: 1. Оценить воздействие улучшенного питания и условий в столовой на поведение школьников после обеда в классах. 2. Сравнить питательную ценность сухих пайков и школьных обедов.

Выборка, условия: 131 ученик начальной школы из 6 школ Шеффилда. 4 школы предоставляли более здоровое питание и улучшили условия в столовой. 2 школы были контрольными. 2009 год.

Резюме: 1.Ученики в исследуемых школах лучше выполняли свои обязательства перед учителями, чем ученики из контрольных школ.

2. Дети, которые питались школьными обедами, не ели чипсов, сладостей и чаще ели овощи, чем дети, питающиеся сухими пайками. Однако, вторые ели немного больше фруктов.

^ Исследование доступно на сайте SFT.

Детское питание и здоро­вье: обзор исследований

Цель: предоставить обзор последних и текущих ис­следований, касающихся детского питания и здоро­вья в Великобритании.

^ Выборка, условия: на­циональные и локальные оп­росы, мониторинги, ка­сающиеся вопросов дет­ской диеты, здоровья, по­ведения и познавательных спо­собностей.

^ Резюме: В этом отчёте подведены итоги исследова­ний о пи­тании и здоровье школь­ников в Великобри­тании.

Исследование доступно на сайте SFT.


По вопросам, касаю­щимся исследований SFT возможно получить дополнительную ин­формацию, написав на адрес info@schoolfoodtrust.org.uk.

^ Источник: School Food Trust, Summary of the research activities and related publications of the Trust




Выпуск подготовили: Маслов С.С., Маслов С.В., Голенищева Е.В. Оформление выпуска: Гаврилова Т.В. и “AMart company”, www.amartcom.ru.


^ Авторские права

Оригинальные тексты и изображения предоставлены в выпуске по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported.

Это означает, что Вы можете свободно:

  1. делиться ими – копировать и распространять;

  2. создавать производные – переделывать данное произ­ведение;

при соблюдении следующих условий:

  1. указание авторства – Вы должны указывать авторство (источник) данного произведения в виде, установленном автором или лицензиаром (но ни в коем случае не таким образом, который наводит на мысль, что автор поддер­живает вас или ваше использование данного произведе­ния);

  2. распространение на тех же условиях: если вы изме­няете, преобразуете или создаёте иное производное про­изведе­ние на основании этого произведения, вы можете распро­странять полученное в результате произведение только на условиях такой же или совместимой лицензии.





  • Управление делами Президента Российской Федерации: программа модернизации системы питания школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

  • ^ Минсельхоз России: - методика «Анализ состояния, прогноз развития и разработка предложений по мерам государственного регулирования производства социального питания в Российской Федерации на 2010-2012 годы и период до 2020 года»; - проект по проведению семинара "Системы школьного питания в экономиках АТЭС".

  • ^ Минобрнаука России: организационно-аналитическое сопровождение мероприятий "Совершенствование организации школьного питания"

  • Минфин России: проектные предложения по реализации международных обязательств Российской Федерации по содействию обеспечению глобальной продовольственной безопасности в части повышения доступности продовольствия для питания уязвимых слоев населения.

  • ^ Правительство Республики Мордовия: концепция и региональная программа «Совершенствование социального питания, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия»

  • Администрация г.о. Саранск: муниципальная программа «Организация здорового питания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях»

  • ^ ОАО "РЖД": комплекс отраслевых стандартов по организации питания пассажиров на железнодорожном транспорте

Направления деятельности АНО «Институт отраслевого питания»

и НОЦ «Национальный центр продовольственной безопасности»






^ Исследования фактического состояния объектов и систем питания (технологический аудит)

  • свыше 1500 школ в 30 субъектах Российской Федерации, более 20 воинских частей и учреждений Минобороны России, МЧС России, объектов здравоохранения, открытой сети питания

  • ^ Лечебно-профилактические и образовательные учреждения: Военно-медицинская академия (Санкт-Петербург), центральные госпитали Минобороны России, Читинский окружной госпиталь, санатории в Кисловодске, Владивостоке, Сукко (Анапа), Пятигорске, Военная академия тыла и транспорта, Космическая академия, «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева»




  • более 600 школ, 35 школьно-базовых столовых, 2 комбината школьного питания

  • фабрика-столовая войскового гарнизона на 5000 чел.

  • более 100 объектов открытой сети общественного питания

  • разработка программы и реализация передачи функций питания коммерческим структурам в ВС РФ

  • авторский надзор за функционированием кейтеринговых компаний, производственно-логистических центров и центров технического обслуживания оборудования

  • типовые требования и контракты

  • Консалтинговые услуги и исследования для Всемирной Продовольственной Программы ООН.

  • Реализация программы помощи Всемирной Продовольственной Программе в Республике Армения.

Консалтинговые услуги и организация разработки специализированных пищевых продуктов и полуфабрикатов для предприятий пищевой промышленности

^ Научные исследования и разработка национальных или международных исследовательских проектов по тематике Центра

Разработка новых технологий в области производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, аналитического мониторинга качества и безопасности продукции, экспертизы и т.п.

^ Аналитическая, экспертная, нормативная, законотворческая, образовательная, научная и информационная деятельность



Ознакомление детей с основами сбалансированного питания методами

обучающей игры «Путешествие к здоровью»




1 National Vocational Qualifications – профессиональные степени, присуждаемые в Англии, Уэлсе и Сев. Ирландии. Существует 5 уровней: от 1го - умение выполнять простейшую работу, до 5го – опыт высшего руководства.

2 Подход, при котором пища готовится из сырьевых про­дуктов вместо использования готовых ингредиентов.

3 Имеется в виду пища, взятая школьником из дома или купленная в буфете.