microbik.ru
1

В помощь воспитателю:

Подборка материалов для беседы с детьми старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» -

Развитие представлений об окружающем мире.

Тема № 1 « Уроки Мойдодыра»

- Вспомните, кто такой Мойдодыр, за что он ругал малышей (мальчик грязнуля, не соблюдал правила гигиены). Что значит соблюдать правила гигиены? (мыть руки. Беречь зрение, слух)

- Вы видели, как умываются кошка? Зачем она это делает? Как она подкрадется к мышке, если будет пахнуть? Зачем мы используем воду?

- Самое острое зрение у орла, ночью лучше всех видит сова. Почему зайца называют косым. Человек не такой зоркий, как орел, да и в темноте он не видит, но без глаз не может жить. Зачем человеку брови и ресницы? Как вы думаете, что вредно для глаз?

- Читать лежа, наклоняться низко над столом, грязными руками тереть глаза, близко смотреть телевизор. (гимнастика для глаз)

- Что такое слух? Мир звуков.

- Чтобы уши хорошо слышали, что нужно знать? (не ковырять, не допускать попадание воды, защищать от ветра, не шуметь).

- Чтобы быть здоровым надо обязательно делать зарядку, закаляться, заниматься спортом и соблюдать правила гигиены.


^ Тема № 2 «Домашние и дикие животные»

- Что такое живая природа? все что растет, двигается, питается, дышит (приведите примеры). Как вы думаете, животные, относятся ли к живой природе? Докажите?

- Внимательно рассмотрите картины и скажите, что имеется у всех животных (туловище, хвост, 4 ноги – лапы, голова, окраска приспособленная к условиям жизни).

Чем питается животное. Травоядные (травы, ягоды, грибы, насекомые) Хищные животные (мелкие звери)

Где живут животные домашние, дикие.

Проблемные задания.

- Можем ли мы определить, принадлежит животное к домашним или диким, зная какую пищу оно употребляет.

- Можно ли по цвету животного определить принадлежит ли оно к домашним или диким (белый – серый).

- Можем ли определить какое животное, зная место где оно спит (сено, берлога, большая трава).

- Что общего у кошки и собаки? (…)

- Как человек ухаживает за домашними животными? (…)

- Следит ли за дикими? (Дикое животное живет далеко от человека, само добывает пищу и строит жилище, окраска, поведение хорошо приспособлены к условиям жизни).

- В какое домашнее животное, ты хотел бы превратиться? (смог бы ты быть умным и добрым, что бы хозяин к тебе относился с любовью?).


^ Тема № 3 Игра – соревнование «Угадай–ка».

Загадка (отгадай и объясни)

Составь рассказ по картине

Вопрос и ответ

Мне приснился сон

Скороговорка

Вопрос и ответ

Я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай–ка». Для этого разделитесь на 2 команды; Судить игру будет жюри, состоящие из знатоков Миша, Оксана, Соня.

Капитан команды выбирает вопросы с помощью кубика.

Вопросы:

1. Если у природы плохие звери?

Жил был заяц, надоело ему волков бояться – хватит, стукнул он лапой по пеньку!

Пошел к кузнецу и выковал стальные клыки и когти.

На охоту отправился, идет стольными зубами лязгает, рычит – разорву!

Волки перепугались и наутек. А за ними лисы, филины. Не осталось в лесу врагов. Прошел год, другой, третий зайцев в лесу видимо - не видимо, бегают по лесу голодные. Есть то стало некому их.

2.Как животные приспосабливаются к жизни?

3.Почему волк, заяц, лиса, медведь очутились в сказке?

В сказке волк злой, страшный, почему? (не любили его люди). Заяц трусливый, на самом же деле не так. Заяц зверь осторожный, (убегает от хищников) лиса – хитрая, (ловкая забирается в курятник), медведь косолапый, неуклюжий, глупый. Но на самом деле, умный, ловкий, быстрый, хитрый.

4. Вспомните рассказ Л.Н. Толстого о том, как дядя учился ездить верхом, и скажите, как вы относитесь к мальчику. Что вы испытывали к лошади.

5.Представте, что тебе подарили щенка. Расскажите о нем, какой он? (внешний вид, характер, чем ты его кормил, где бы он стал, чему бы ты его учил).

6. Дидактическая игра «Охотники»


Тема № 4 « Что мы знаем о рыбах»

1. Посмотрите на картинки, и скажи, кто тут лишний. Почему?

2.Какая из рыб самая маленькая красивая? Почему же их называют одним словом – рыбы. Рыбы живут в воде (голова, туловище, хвост, плавники, водоросли).

Загадка: «У родителей и детей вся одежда из монеток» А монетки это? (чешуйки, круглые, блестящие, плотно прилегают друг другу).

Чем отличается рыбы от других живых существ?

– У них есть плавники, и жабры, зачем рыбе жабры? (дышат ими), а плавники (плавают). Есть ли шея? (нет), Где спит? (спит, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами) Каких морских животных вы знаете?

Кит – самое большое животное. Кит берет целую пасть воды, потом процедит, вода выльется. А мелкая рыбешка остается. Дышит воздухом, кормят молоком.

Дельфины – тоже киты, это умные морские животные.


^ Тема № 5 «Птицы»

Как вы догадались, что это птицы? (у всех крылья летают, есть клюв, две ноги коготками, перья)

Какая из птиц вам нравиться? Загадки описания.

Есть ли шея? Уши (аппарат)

Как птица спит?

Как птицы приспосабливается к жизни (улетают на юг)

Почему говорят, что птицы наши друзья?

Загадки: Черный жилет, красный берет,

Носка как топор, хвост как узор.

Чтение «Дятел» и т. д.


^ Тема № 6 «Насекомые»

Вы помните, как здорово валяться в траве в жаркий, летний день. И вот вы раскинули руки в разные стороны и замерли… ой, что такое? Что вы увидели? ( показ картины «насекомые»)

Я открыла, глаза и увидел ….(дети рассказывают, что они видят)

Почему насекомые мало заметны (окраска маркировочная). Есть еще и насекомые, которые внешне похожи на сучки, листья.

Вспоминайте, как маскируются бабочки? Видел ли кто, как они защищаются, каких бабочек вы знаете? (бабочка ложиться, на спину распахнув крылья, скребет лапками и шипит).

Какие насекомые маскируются при помощи окраски? (кузнечик, гусеница, бабочка)

От кого они прячутся? (от птиц)

Кто видел божью коровку? Как она выглядит? (круглая, ярко-красная с пятнами)

Почему она не прячется (не съедобная). Они предупреждают: мы яркие – красные, для всех опасные! Чем же знамениты божьи коровки (поедают тлю, лечат растения)

Почему ее так называют?

О кузнечиках загадка

Лимонница – цвет крыльев; Крапивница сидит на крапиве; Капустница – гусеницы поедает листья.

Аполлон – восхищались и давали им красивые имена. Павлиний глаз, как пятна на перья павлина.

Кто наблюдал муравьев? Где они живут? ( В муравейнике, стволе дерева). С чего начинают свою жизнь насекомые? (яиц).

Личинка (гусеница у бабочки очень прожорлива, куколка неподвижна) Что с ними происходит с насекомыми осенью (прячутся под кору, зарываются в землю, погибают.

Полезны насекомые? Представьте себе, что не будет комаров? Птицы и рыбы останутся без корма, поедают листья – удобряют почву.

Изобретите фантастическое насекомое, как оно будет выглядеть?

Ф/м Бабочка. Стол цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел, шевельнулся вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется.

Сидя, на коленях руки, голова внизу. 1 – руки через сторону вверх, смотреть на пальцы….2 – руки внизу.


^ Тема № 7. «Путешествие в лес»

Давайте отправимся в лес, только не за грибами и ягодами, а за чудесами. Идешь, идешь, а протягиваешь руку к цветку, а он вдруг вспорхнул и улетел. Оказывается бабочка, превратилась в цветок. А вот белка крыльев нет, а как летает с дерева на дерево на дерево. Разве не чудо. Идешь по лесу и думаешь, отчего птицы поют, а как звери не умеют. А что если зайцам научится лазать по деревьям, а утятам квакать, но нет, в природе все существует по своим законам. Зверей у природы нет, плохих, ни хороших. Много хищников плохо, мало, тоже плохо. Объясните

- У каждого животного существует обязанность, есть что, помогает выжить зайцу? (божьей коровке, птице).

Вывод: выживает тот, кто лучше других приспосабливается к трудной жизни.

- У леса есть этажи (лес – дом). Разные птицы и звери селятся каждый на своём этаже.

(высокие деревья, не высокие деревья, кусты, молодняк, травы, цветы, корни).

На каждом этаже свои жильцы, в подвале мыши, кроты, черви.

1 - живут глухарь, тетерев

2 – бабочки, стрекозы

3 - 4 – птицы

5 – хищные птицы

Законы природы надо уважать и не нарушать их.

Как надо относиться к природе? Не загрязнять, не ломать деревья, не убивать птиц животных, не делать рогатки и ловушки, не разорять птичьих гнезд.


^ Тема № 8. «Растительный мир»

В давние – давние времена погода не была еще многого привычного для нас, не существовало в мире ни аптек, ни врачей. Но люди болели, а многие больные даже умирали. И чтобы спасти свою жизнь, люди пытались помочь себе сами. До нас дошла такая легенда: Когда – та очень давно жили на земле кентавры, полулошади, полулюди. Однажды во время тяжелой битвы смертельно был ранен кентавр тиран. Плохо ему было. Чтобы унять боль приложил к ранам траву. Да заметил вдруг, что лучше ему стало. Вот с тех пор стали присматриваться к растениям, не смогут ли они побороть болезни.

- Назовите растения известные вам? На Руси знахари лечили травами по приказу Петра – 1 создавались даже аптекарские огороды, лечебные травы назывались «одалень – трава». – Объясните, почему их так называли.

- Войдешь в лес каждое дерево, цветок, сорняк - лекарственное сырье.

Что вы знаете о березе? (березовый сок – полезный напиток, березовые веники полезные, кора, почки, древесина содержит лекарственное вещество)? – Какие еще известны вам деревья, используемые при лечении.

Посмотрите под ноги, сколько полезной травы – это и черника и цветы мать и мачеха, ромашка, и василек, даже мухомор тоже умеет лечить? Когда их используют? Я хочу угостить вас чаем со смородиновым вареньем.

Почему как вы думаете?

Запомните, пожалуйста: Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!


^ Тема № 9. « Путешествие по стране Легуния»

- Что за страна такая? На карте ее не найти, но она существует. Иногда она может быть огромной, иногда крохотной на подоконнике уместится. Это страна тишины. Когда ее жители хотят пить или болеют, просят помощи. Если позаботиться о них – наградят. Осенью Легуния пустеет. Не догадались еще, что это за страна? «легум» по-французски овощ, а страна Легуния – огород.

Картофель родом из Америки, первое имя картофеля «папа», картофель – немецкое слово. Представьте себе дворец, бал, шикарно одетые дамы и кавалеры плавно двигались в танце. Королева Франции, ее прическа украшена букетиком цветов.

? Как вы думаете. Что за цветы? Цветы картофеля снимали с картофеля и зеленые ягоды, величиной с лесной орех, пытались их готовить и пробовать, Фу ужас. Потом только научились использовать земляные клубни.

? Что можно приготовить из картофеля? (суп, котлеты, пюре и т. д.) Так картофель стал вторым хлебом.

В научных книгах его называют томатом, ты поешь томатный сок, мама покупает томатную пасту, соус. Почему же томаты называют помидорами? Первые томаты были мелкие, желтого цвета, тогда итальянцы их увидели, они воскликнули «поло» - яблоко, «доро» - золото. Вначале помидоры сажали для красоты, потом распробовали.

Давным–давно стал человек выращивать свеклу, но съедобными были только верхушки – листья, использовали в салат, только много позже научились использовать корешок. - Как используют свеклу?

В то время когда люди еще жили в пещерах, а обед готовили на костре, люди узнали что у одних растений съедобные верхушки, у других корешки. Дикая морковь была белого цвета, шло время, морковка покраснела, потому что в ней прибавилось каротина. Съешь морковку. В твоем теле каротин превратился в витамин «А», витамин роста. Что можно приготовить из морковки?

Винегрет не бывает без капусты. На что похож кочан (голову). В старину капуста кормила народ весь гол, из нее варили щи. Хлебать щи надо было молча, кто шумел, получал в лоб. Осенью пели песни о матушку капусту, рубили упругие кочаны, устраивали праздники – где ребята высматривали невест. Что можно приготовить из капусты?

Какой винегрет без лука? В старину на Руси были села, где в каждой избе жили огородники. Были села огуречные, гороховые, луковые. Лук бывает разный. Мы возьмем лук репчатый. Что такое луковица? Это домик где в самой ее середине спят луковые детки, разрезали луковицу, нарушили покой всей семье. Зверь кусаться бы стал, а у лука зубов нет, но детей защищает. Вот и слезы текут. Лук целебен, если 2 минуты пожевать, то во рту не останется микробов. Лук от семи недуг.

Ни в одной стране не едят столько огурцов, сколько в России, любят его и за что, что можно приготовить из него впрок? Какой огурец на вкус? Что можно приготовить? Соединив все овощи, добавить растительное масло, мы приготовим очень вкусное и полезное блюдо – винегрет. Приятного аппетита!


^ Тема № 10. «Земля, море и реки»

Вы конечно ребята знаете свой адрес, и можете сказать в каком доме, на какой улице.

- А где находится наш город?

- А страна? (в России на планете Земля)

Глобус – это уменьшенная модель земли во много раз. Раньше люди, задумывались какая она земля, есть ли у нее начало и конец. Одни считали, что земля это дом, а во всяком доме есть крыша. Неба – крыша прозрачная, словно стекло. Другие считают, что земля стоит на 3 китах, если они пошевелятся, то будет землетрясение. Третьи говорили, что земля плоская как блин. Надо было совершить кругосветное путешествие, нашлись отважные мореплаватели, сели в корабль и отправились, их корабли двигались в одну сторону и через 3 г. они вернулись домой. Значит земля круглая. Чем больше люди путешествовали, тем больше они узнали и вот уже появились карты, глобус. Появились очертания 4 океана (Тихий океан, Атлантический, Северный ледовитый, Индийский), появились и континенты

(Евразия, Африка, Северная, южная Америка, Австралия и Антарктида)

?- Посмотрите на карту, какие цвета вы видите? Каким цветом раскрасите море на своих рисунках? Вот и на карте моря синие.

На земле есть горы, низины. Внизу и вверху на карте цвет белый. Почему?


^ Тема № 11. «Планеты»

Взглянув на вечернее небо, вы увидите звезды с земли, они кажутся крошечными искорками, на самом деле звезда – громадная.

Что такое солнце? (высказывание детей).

Ученые говорят, что поверхность солнца напоминают кипящую кашу «каша» бурлит, фыркает, плюется… Только каша на солнце газовая. Солнце – громадный раскаленный газовый шар. Как вы думаете об этом узнали?

Когда мы видим «каким оно нам кажется»? Почему?

Солнце - арбуз. Земля – ягода смородина.

Почему говорят, что жизнь без солнца невозможно. Солнце – светит, тепло и это жизнь. Солнце – самая близкая к нам звезда, другие звезды далеко от нас, поэтому нам видны песчинками. Но как их много! Можно ли, их сосчитать? (высказывание).

Люди. Рассматривая звезды в подзорную трубу, и звездочёты пытались их сосчитать и назвали их. Самые яркие звезды, они мысленно соединяли линиями, а потом смотрели, на что похож рисунок. А рисунки напоминали: зверей, птиц, людей, на небе появился зверинец: жираф, змея, рак, рыба, лисичка, мишка, некоторым давали имена, сказки, легенды – Геркулес, Андромеда.

- Покажите схемы созвездий, отгадать название созвездий. Рассказы о созвездиях.

- Почему звезды не греют?

1. Дидактическая игра « Отгадай созвездие»

2.Вопросы: Как вы думаете, Луна – планета или звезда? Что вы знаете о Луне? Что дальше Луна или звезда?

3. Луна – царица ночи. Немало сочинили люди сказок о Луне, вот например; Жил - был богатый хан, и было у него красавица дочь луна. Любила она бедного, корабельщика и он любил ее.

4. Сначала рассматривали ученые Луну в телескопы, потом стали отправлять на луну разные автоматические луноходы. Американцы же отправились на луну космонавтов, двое суток летели они на луну, вышли из ракеты в скафандрах. Почему? (нет воздуха). Все предметы там легче становятся. Можно одной рукой поднять своего товарища. Даже если упадешь, то не ушибешься. А подняться можно, просто оттолкнувшись руками. На луне тишина, сколько не кричи, никто не услышит. Рассмотреть картины.

Что напоминает вам поверхность луны? Ровная ли поверхность? (картеры). Есть ли растительность? (морей нет).

Луна вращается вокруг своей оси, вокруг земли.

«Солнышкина» семья, называется Солнечная система. У солнца 9 деток, 9 планет: Юпитер, Уран, Нептун, Плутон, Земля, Венера, Меркурий, Марс, Луна. Каждая планета движется по своей дорожке, слово «планета» означает блуждающая. Звезда всегда на своем месте, а планета гуляет по небу!

Планета – не огненные шары, а темные твердые каменные шары, просто одни ближе находятся, другие дальше от солнца и освещаются.

1.Меркурий (бог торговли) это горная планета, покрыта кратерами. Воздуха нет, воды нет. На меркурии жарче, чем на земле, так как он ближе к солнцу. (днем жарко, ночью холодно)

2. Венера (богиня красоты). Воздух есть, но он ядовитый. Много гор, кратеров, здесь все время пасмурно и жарко, как в печке.

3. Марс (бог войны. По цвету марс похож на огонь. Люди бояться его. Здесь холодно, часто бушуют пыльные бури.

На Марсе можно только ползать, бегать, прыгать.

На какой планете лучше жить? Чем ближе планета, тем Солнце к себе притягивает. На Юпитере не могли бы стоять.


^ Тема № 12. « Жидкие и твердые тела»

Цель: вода принимает форму сосуда, в которую она налита, наблюдать, классифицировать сравнивать воду в различном составе.

Новые слова: жидкое, твердое тело, газ.

Эксперименты: с жидкостью большая емкость с водой, кувшины для разлива воды, сосуды разной формы (с пробкой и без)

Наблюдение за тающим льдом (смотрят и рассказывают) - лед можно взять в руки и перенести в любое место, а воду нет.

Сравнить жидкость и лед: взять 2 бутылки с крышками (с узким горлышком), вода, краситель, стакан, миска, кубик льда, две карточки, рассмотри предметы и расскажи.

Объяснение: Куда не положи кубик льда, он сохраняет свою форму. Налить воду в стакан, миску, бутылку, какой она формы?

Выводы: вода жидкая, у нее нет своей формы, лед твердое тело, у нее есть своя форма.

Классификация: предметы на жидкие и твердые (картинки)

Игра «жидкое, твердое» сесть в круг, в центре круга собираются жидкие или твердые тела. Загадки о них.

Танец «Танцуй как жидкий, как твердый»