microbik.ru
1

Создавать ребенку эмоционально – психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия , способствующие реализации его индивидуальной программы развития:

- дать ребенку возможность быть самим собой;

- корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;

- предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;

- научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;

- познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый».

Состояния человека, как и другие психические явления, изменчивы. Каждое последующее состояние вытекает из предыдущего, являясь его основой. Эмоционально – психологический комфорт, в этом смысле, не состояние как таковое, а скорее суммарный показатель позитивных чувств, эмоций и настроений за определенный промежуток времени, например в течение пребывания ребенка в ДОУ.

Ребенку дошкольного возраста психологический комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.

Проблема укрепления и сохранения физического здоровья решается с помощью индивидуально разработанных профилактических мероприятий и системы физкультурно – оздоровительной работы, которая есть сегодня в каждом ДОУ. Задачи успешности детей в сфере общения, организации деятельности и личностного развития необходимо решать совместными усилиями администрации, педагогов, специалистов, родителей при активной организующей и направляющей роли психолога ДОУ. Педагогам и родителям можно предложить цикл лекций – бесед, круглых столов, индивидуальных консультаций по темам, касающимся эмоционально – психических состояний детей, проблемы создания эмоционально – психологического комфорта в ДОУ и домашних условиях, индивидуальных особенностей детей, причин появления расстройств в поведении и эмоций, способов их устранения и др.

Можно предложить следующие темы групповых занятий с педагогами:

- «Эмоционально – психологический комфорт как основополагающий фактор развития ребенка»;

- «Истоки психического здоровья»;

- «Расстройства эмоций и поведения детей и способы их преодоления».

С проблемами в эмоционально – личностной сфере ребенку поможет справиться психолог. Здесь необходимо тесное сотрудничество с родителями, которые помогут определить причины расстройств и степень их тяжести. От этого напрямую зависит построение коррекционной работы психолога с ребенком.

Для выявления общего эмоционально – психического состояния детей в ДОУ нужно провести диагностику развития эмоционально – личностной сферы по следующим методикам: «Рисунок семьи», «Эмоциональные лица», «Несуществующие животные», «Дом, дерево, человек».

Наблюдение, беседа с ребенком, воспитателями, родителями даст информацию, подтверждающую или опровергающую результаты проведенной диагностики. С помощью наблюдения за детьми в различных видах деятельности определяется и уточняется структура расстройств поведения и эмоций, если они имеются.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста можно организовать цикл коррекционно – развивающих занятий с использованием музыкальной, телесно – двигательной и арттерапии. Основная идея занятий такова. Психолог предлагает тему занятия, дети придумывают себе желаемый образ, выстраивается общее фантазийное пространство, в котором дошкольники находятся в течение всего занятия. Детям предлагаются для рассмотрения и решения различные ситуации, которые они пропускают через себя, корректируя негативные качества и свойства, развивая позитивные.

Задачи, которые необходимо решать на занятиях:

- дать детям время, пространству возможность для самовыражения;

- развивать вариативность мышления, умение воображать и фантазировать;

- стимулировать детей к выражению своих переживаний, мыслей, чувств;

- воспитывать эмпатию, учить понимать и принимать внутренний мир другого человека;

- создавать условия для проживания детьми своих негативных эмоций для последующего их уничтожения внутри себя;

- вызывать положительные эмоции, чувства; добиваться появления состояния психологического комфорта;

- учить приемам саморегуляции средствами погружения и релаксации;

- провоцировать проявление негативных качеств и черт для последующей их коррекции в ситуации здесь и теперь;

- создавать ситуацию успеха и сотрудничества для всех детей;

- регулировать состояние детей, используя средства музыкальной, телесно – двигательной деятельности и арт- терапии;

- направлять природную внутреннюю энергию детей в русло развития и активизации положительных установок.оследующейпроявление негативных качеств и чертхологического комфорта;

;;;; M,,NNMMM][DFFGHJIUYUKNNNHHHJ