microbik.ru
1





СОГЛАСОВАНО

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО

на заседании НМС

УТВЕРЖДЕНО

«30» августа 2012 г.

Протокол №1

oт «30» августа 2012 г

Приказ №153

oт «05» сентября 2012 г.

Зам. директора по ВР

____________Г. В. Валова

Зам. директора по НМР

___________Е. Е. Никольская

Директор школы

___________З.А. Стоян



Дополнительная

образовательная программа

военно-патриотической направленности


«Патриоты Родины»



Педагог:

Буркова Александра Серафимовна

Возраст:

10-16 лет

^ Срок реализации:

1 год (144 часа)



Надым – 2012


Пояснительная записка


Обоснование программы

Программа «Патриоты Родины» разработана на основе алгоритма авторской программы патриотического воспитания школьников кандидата педагогических наук В. С. Горбунова в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 г.», «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Посланиях Президента 2007 и 2008 г.г. и ФГОС второго поколения.

Проблема воспитания всегда волновала общество, в пореформенной современной России приоритетным стало именно патриотическое воспитание граждан РФ. Поставлена задача разработки системы работы школы по воспитанию подрастающего поколения.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех делах и акциях школы, способствовать формированию нравственного климата в школе, развивать свою познавательную активность.

Родина — понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, чтобы стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для Родины.

Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, заботу о местах захоронения воинов, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти, организации походов по местам боев, создании книг о подвигах героев. Память живёт в каждой семье: поколения каждой семьи внесли свой вклад в боевую и трудовую славную летопись России. В каждой семье рождается необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Всё это рождает в сердцах юных поколений гордость своей великой Родиной, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.

Программа определяет содержание гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики.

Актуальность. При обучении по программе реализуется патриотическое воспитание при сохранении фондов музея как память, отражающую связь поколений, их преемственность. Расширение знаний учащихся вне рамок школьной программы по истории Отечества, её боевых и трудовых достижениях. Ведение поисковой и краеведческой работы.

Новизна Группа учащихся, занимающихся по программе «Патриоты Родины», станет базовой во всех направлениях деятельности школьного музея. В процессе деятельности будет формироваться личность, сочетающая в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру.

^ Отличительная особенность программы заключается в разновозрастном составе группы и преемственности школьников в деятельности музея.

Цель программы: организация досуговой деятельности обучающихся при осуществлении воспитания активной жизненной позиции и патриотических чувств средствами музейной педагогики.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности в системе «школа – семья – социум». Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • создание условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

  • совершенствование организации досуга, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований среди обучающихся;

  • формирование ЗОЖ, осуществление поиска наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья;

  • развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;

  • приобщение к воспитательной работе родителей, включая семью в единое воспитательное пространство;

  • владение навыками азов музееведения.

Срок реализации программы «Патриоты Родины» 1 год: (144 час) – 4 часа в неделю.

Категория участников: обучающиеся 5-9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» количество минимум 15 человек.


^ Механизм реализации Программы:

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о региональных, институциональных, муниципальных и других конкурсах.

Школьный музей – одно из средств обеспечения дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основным направлением деятельности школьных музеев является организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Музей школы по основному содержанию своей деятельности является мемориальным музеем боевой славы.

Воспитательная работа при реализации программы «Патриоты Родины» осуществляется с позиции деятельностного подхода, который реализуется через приемы педагогических технологий:

  • личностностного ориентирования;

  • полисубъектного взаимодействия;

  • формирования субъектной активности личности подростка;

  • информационная;

  • проектная;

  • коллективно-творческих дел;

  • создания воспитательных ситуаций;

  • диагностико-технологического взаимодействия;

  • здоровьесберегающая.


Принципы деятельности:

  • социальной востребованности

  • принцип добровольности

  • принцип интерактивности

  • принцип партнерства

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей

  • принцип междисциплинарности

  • принцип преемственности

  • принцип равноправия и сотрудничества

  • принцип гласности

  • принцип самостоятельности

  • принцип ответственности

  • принцип коллективности

  • принцип ответственности за собственное развитие.


Методы:

Методы по преимущественному источнику получения знаний:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

  • Репродуктивные

  • Объяснительно - иллюстративные

  • Проблемно-поисковые

  • Исследовательские


Формы работы:

  • Экскурсия.
  • ^

    Другие формы культурно-образовательной деятельности:


  • лекция

  • беседа

  • консультация

  • мероприятия, посвящённые государственным праздникам;

  • мероприятия, посвященные дням Воинской Славы России

  • деловые и исторические игры

  • музейные уроки

  • уроки мужества

  • уроки памяти

  • урок-реквием;

  • урок-презентация

  • урок-суд

  • урок-исследование

  • беседы, диспуты, викторины

  • недели Памяти

  • вахты Памяти

  • исследовательская деятельность

  • коллективные творческие дела

  • смотры-конкурсы, выставки, конкурсы разных уровней

  • соревнования

  • краеведческие конференции

  • акции

  • встречи

  • концерты

  • театрализация концерт (литературный вечер, театрализованное представление, кино­сеанс), праздник

  • работа в локальной сети «Интернет»,


Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.

  • созданы система работы в организации досуга в детском коллективе и условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

  • создана система, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований среди обучающихся;

  • сформированы условия для ЗОЖ и осуществление поиска наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья;

  • учащиеся владеют системой знаний об истории и культуре родного края;

  • у учащихся сформирована активная жизненная позиция;

  • родительская общественность, включена в единое воспитательное пространство.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные мероприятия

  • качество отношений (отношение к одноклассникам, к школе, членам клуба, педагогу, совместным делам);

  • отсутствие детей с девиантным поведением;

  • участие в конкурсах ГП направленности;

  • проведение мероприятий.


Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.


Критерии оценки:


Оценка «5»

Сформированы нравственно-духовные параметры:

  • умеет работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знает свои права и обязанности и умеет их использовать;

  • умеет принимать и отстаивать свои решения;

  • готов к участию в общественных делах;

  • участвует в конкурсах разного уровня и в музейных мероприятиях.


Оценка «4»

  • умеет работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знает свои права и обязанности и умеет их использовать;

  • умеет принимать и отстаивать свои решения;

  • готов к участию в общественных делах в общем, но не всегда охотно соглашается на предложения;

  • не всегда участвует в конкурсах разного уровня и в музейных мероприятиях

проведение мероприятий


Оценка «3»

Нравственно-духовные параметры:

  • не всегда умеет работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • иногда демонстрирует знание своих прав, забывая об обязанностях;

  • не всегда правильно умеет принимать и отстаивать свои решения;

  • бывает не готов к участию в общественных делах;

  • не всегда проявляет желание участвовать в конкурсах разного уровня и в музейных мероприятиях.


В процессе работы по реализации программы к сотрудничеству привлекаются:

  • городской Совет ветеранов ВОВ г. Надыма;

  • Совет ветеранов 270-й СДКД г. Москвы;

  • Совет ветеранов Афганистана;

  • сотрудники Управления культуры города;

  • специалисты Управления по делам молодежи и спорту;

  • специалисты Управления социальных программ;

  • надымский ученый-краевед Гриценко В.Н.;

  • сотрудники районного архива;

  • СМИ

Музей работает во взаимодействии с другими музеями школ города и МУП «Музеем этнографии и археологии».


Материально-техническое обеспечение программы





Наименование

Количество



Компьютер USN dc 7700 SFF C2D

3



Сканер HP Scanjet 3800

2



Принтер лазерный Laserjet 1300

3



Доска сенсорная SMART Board

1



Интерактивная система SMART Board 68i4 со встроенным проектором и системой управления

1



Телевизор жидкокристаллический

2



Домашний кинотеатр

1



Видеофильмы

12



Комплект интерактивных карт (10 шт.)

3



Витражи

6



Стенды

20



Основные средства музеев (30000 экз.)

1



Комплект таблиц (15 шт.)

3



Книги памяти

5


Методическое обеспечение реализации программы:

1. Методические рекомендации по организации деятельности детских, подростковых организаций ФДПЮО, 1996 г.

2. Книга вожатого, Москва., 1986 г. стр 176-178

3. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №8 М., 2004 г. стр 103-136

4. Военно-патриотическое воспитание в школе. М.В.Видякин, Н.А.Касаткина, И.О.Усатова и др. Издательство «Учитель» Волгоград, 2005 г.стр. 11-25

5. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №1 М., 2003 г. стр. 52-61 6. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №3 М., 2004 г. стр. 2-9

7. Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы

8. Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы

9. Программы внеурочной деятельности в рамках ГОСов нового поколения : Теория и практика доп. образования. - 2009. - № 8. - С. 41-44.


Содержание Программы


1 направление: «Я и история моей страны»:

Важные исторические события, Дни Воинской Славы России

Выставки, музейные уроки, посвященные дням воинской славы России, литературно-музыкальные композиции, уроки памяти, уроки мужества, уроки-презентации, уроки исследования, Недели памяти, акции, Вахты Памяти


^ 2 направление «Мы - граждане России»:

Встречи с интересными людьми, тематические вечера, конференции


3 направление: «Мой край родной»

День города, посвященный Дню газовой промышленности и образованию г. Надыма,

Ямальские посиделки, посвященные Дню образования ЯНАО и Надымского района:

Неделя Народов Севера, посвященная Дню оленевода, акции


^ Учебно-тематическое планирование




Дата

Название и содержание занятия

Форма

^ Количество часов

Теоретических

Прак-тических

«Я и история моей страны»






Введение. Знакомство с новыми членами коллектива, обсуждение направления работы, составление плана работы на год.

За круглым столом

1

1






Выбор органа самоуправления «Фондовая группа», «Группа экскурсоводов», «Группа оформителей», «Поисковая группа». Знакомство с функциональными обязанностями.

За круглым столом

1

1






«Дни воинской Славы», (государственные праздники: День согласия и примирения, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы)

Подготовка материалов, сценариев, подготовка информационных стендов, символики и пр., литературно-музыкальных композиций, уроков мужества, уроков памяти и пр. (по календарю).

Акция,

видео-урок,

музейный урок (в зависимости от даты)

4

30






Спортивные праздники:

  • «Сыны России», посвященные памяти бывших учеников МОУ Сергея Бамбурова и Сергея Бугаец, погибших при исполнении воинского долга. (февраль)

  • «Спортивное соревнование на переходящий кубок Анатолия Зверева» (апрель)

  • Разработка сценария, репетиции с ведущими, подготовка спортивного инвентаря, оформительская работы и пр.

Спортивное соревнование

2

6






Поисковая работа по организации проекта «Виртуальный музей отваги».

Работа в архивах, встречи с участниками ВОВ, Афганских и Чеченских событий, оформление материалов поисковой работы, создание виртуального музея.

Поисковая и исследовательская работа

4

20






Организация и проведение Недель Памяти

«Тани Савичевой»;

«Анатолия Зверева»,

«Вахта Памяти».


Подготовка сценариев торжественного открытия, возложения цветов, организация тематических экскурсий, разработка уроков Памяти, мужества, урока-реквиема.

Практическая работа

4

6

«Мы - граждане России»






«Символика России, ЯНАО, Надыма»

Подготовка классного часа для обучающихся МОУ по истории государственной символики.

Встречи с депутатами городской и районной Думы, оформительская работы, разработка методического журнала для классного руководителя и пр.

Практическая работы (поисковая, оформительская, организационная)

2

4






Подготовка и участие в школьной научно-практической конференции «Эрудит».

Исследовательская работа

1

9

«Мой край родной»






«День города»

Участие во всех городских мероприятиях, оформительская работа, организация встречи с первостроителями города и первопроходцами нефтегазового комплекса, репетиции.

Практическая работа




6






«Ямальские посиделки»

Разработка сценариев и проведение концерта, встреч с интересными людьми, устных журналов, видео-уроки и пр.




2

8






«Неделя Народов Севера»

организация конкурса чтецов, экскурсии в МУП «Музей этнографии и археологии», городскую библиотеку и пр.

Практическая работа,

акции «Подарок другу», «письмо другу»

4

10






Участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию институционального, районного, окружного уровня и пр.







22

Всего:

25

119



Список литературы


Литература для педагогов:


  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

  2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

  4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  6. Лобок А.М. Принципы качественного обновления государственных стандартов в области общего образования / А.М. Лобок // Школ. технологии. - 2007. - № 6. - С. 36-46.

  7. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

  8. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

  9. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

  10. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // Вестн. образования. - 2009. - 2009. - № 1. - С. 7-28.

  12. http://festival.1september.ru/articles/534738/

  13. http://mon.gov.ru/files/materials/8498/11.05.12-metod.recom.pdf

  14. mou06.narod.ru›det/timur.doc

  15. vk.com›timurovecaltai

  16. alted.ru›oo1105/doc/Metodicheskie rekomendacii.doc

  17. http://www.rario.ru/.

  18. pu-24.ucoz.ru›index/programma_quot_volontjor_quot


Литература для учащихся:

  1. 100 великих музеев мира. Автор составитель: Н.А.Ионина. -М.: Вече, 1999. -512 с. (Серия «100 великих»).

  2. 100 великих картин. Автор составитель: Н.А.Ионина. -М.: Вече, 2000. -512 с. (Серия «100 великих»).

  3. Губарева М.В., Ионина Н.А. 100 великих галерей и музеев. -М.: Вече, 2005. -458 с. (серия Золотая кол. «100 великих»).

  4. Музей: История и современность: Сб. статей / Под ред. К.И.Куликова. -Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2000. -267 с.

  5. Музей будущего: Информационный менеджмент. Сост. А.В.Лебедев, -М.: Прогресс-Традиция, 2001, -320 с.

  6. Музей и современность: Сб.ст./Отв. ред. Т.И.Останина. -Ижевск: Сфера-медиа. 2005. -192 с.

  7. Орлова Л.Ф. Негосударственные (общественные) музеи Удмуртской Республики. Справочник. -Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 2001. -174 с.

  8. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. -М., 2005.

  9. timurtostartmoving.blogspot.com

  10. forum.bynets.ru›showthread.php?t=3864

  11. depms.tomsk.ru›molorg16.html

  12. www.museum.ru/future/lmp/books/Mus_Comm.htm.

  13. www.museum.ru/prof/- Музеи России.

  14. www.museumforum.ru/-МР - Музейному профессионалу.

  15. www.hist.msu.ru/Ehttp:/ - Музейный форум.

  16. www.museum.ru/wm/R/museum.htm - Музеи мира в Интернете.

  17. www.museum.ru/wm/ - Музеи мира.

  18. ourlib.net/metod_tourism/muspr.htm - Музейная практика.


Периодические издания: журналы «Museum», «Мир музея», «Памятники Отечества», «Художественная галерея», «Великие имена».