microbik.ru
1

Закон и факторы рыночного предложения.


I. Понятие предложения. Сущность закона предложения. Кривая предложения.

Предложение – это желание и способность продавцов продать определенное количество товара при определенных условиях (цена, место, время).

Величина предложенияэто количество товара, которое продавцы готовы продать за некоторый промежуток времени при определенном уровне цены этого товара.

Между ценой товара и величиной его предложения существует прямая зависимость, называемая законом предложения: «Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения и наоборот».

В основе закона предложения лежат:

1. ^ Закон возрастания альтернативных издержек – изготовление каждой новой единицы товара требует дополнительных затрат, которые возрастают. Поэтому производители при увеличении цены соглашаются выпускать и продавать большее количество товаров.

2. ^ Рост прибыли при увеличении цены стимулирует развитие и расширение производства. В более прибыльную отрасль устремляются также другие производители. В итоге увеличивается величина предложения.

Графически закон предложения может быть представлен в виде кривой предложения – это график, показывающий какое количество товара готовы и в состоянии продать продавцы по заданным ценам в определенный период времени. При ее построении по вертикальной оси принято откладывать цену товара (P), а величину предложения (Q) – по горизонтальной оси (рис1.)





^ II. Факторы предложения.

Кроме цены товара на предложение влияют и неценовые факторы:

1. Цены на ресурсы – рост цен на ресурсы увеличивает затраты производителей и сокращает предложение, и наоборот.

2. Технология производства – это набор известных способов, приемов или методов производства продукции. Любое усовершенствование технологии, создающее условия для удешевления производства и сбыта продукции, вызывает рост предложения.

3. Налоги и субсидии.

а) налогиэто обязательные платежи из доходов в пользу государства, их рост увеличивает издержки фирм и сокращает предложение, и наоборот.

б) увеличение субсидий государства увеличивает предложение и наоборот.

4. Число продавцов на рынке – предложение находится в прямой зависимости от числа продавцов на рынке.

5. Цены на другие товары и услуги – высокие цены на товары – заменители заставляют производителей частично перепрофилировать свое дело, организовать многоотраслевой бизнес.

6. Ожидание изменение цен в будущем – ожидание роста цен в будущем сокращает предложение сегодня.

^ III. Изменения в предложении и объеме (величине) предложения.

Изменение цены самого товара вызывает изменение величины предложения, что графически приводит к движению вдоль кривой предложения:

а) с уменьшением цены величина предложения падает, что приводит к движению вдоль кривой предложения влево вниз (рис.2).

б) с ростом цены величина предложения растет, что приводит к движению вдоль кривой предложения вправо вверх (рис.3);




Рис.2 Рис.3


Изменение неценовых факторов предложения при фиксированной цене товара вызывают изменения в предложении, что графически приводит к смещению всей кривой предложения:

а) при уменьшении предложения кривая предложения сдвигается влево (рис.4)

б) при увеличении предложения кривая предложения сдвигается вправо (рис.5);




Рис.4 Уменьшение предложения Рис.5 Увеличение предложения


^ IV. Эластичность предложения по цене. Эластичность в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Эластичность предложения – это степень изменения предложения под влиянием изменения цены.


^ Эластичность предложения по цене – это процентное изменение величины предложения товара (%∆Q), вызванное однопроцентным изменением цены товара (%∆Р). Она выражается через коэффициент эластичности предложения по цене Esp:

Esp= %∆Q / %∆Р.


Коэффициент эластичности предложения по цене может быть вычислен 2-мя способами:

а) точечная эластичность предложения по цене рассчитывается по формуле:

Esp = Q *Р , где ∆Q=Q1-Q, ∆Р=Р1-Р.

Р Q

б) дуговая эластичность предложения по цене рассчитывается для участка кривой предложения между 2-мя точками с координатами (Q1, P1) и (Q2, P2) по формуле:

Esp= Q2-Q1 * P2+P1, где Р1 – цена до изменения,

P2-P1 Q2+Q1 Р2 – цена после изменения;

Q1 – величина предложения при цене Р1;

Q2 – величина предложения при цене Р2;

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения по цене различают следующие виды эластичности предложения по цене:

a) Esp <1 – неэластичное предложение (цена изменяется в большей степени, чем предложение);

б) Esp=1 – предложение c единичной эластичностью (цена и предложение изменяются в равной степени);

в) Esp >1 – эластичное предложение (цена изменяется в меньшей степени, чем предложение);

г) Esp =0 – абсолютно неэластичное предложение (величина предложения товара фиксирована и не зависит от цены, кривая предложения при этом имеет вид вертикальной прямой);

д) Esp = ∞ – абсолютно эластичное предложение (при данной цене может быть предложено любое количество товара, и кривая предложения принимает вид горизонтальной прямой).

^ На ценовую эластичность предложения влияют такие факторы, как:

1) Фактор времени:

а) в условиях кратчайшего (мгновенного) периода (период времени, когда все факторы производства неизменны) предложение абсолютно неэластично, поэтому снижение (повышение) спроса приводит к понижению (повышению) цен, но не отражается на величине предложения;

б) в условиях краткосрочного периода (период времени, когда хотя бы один фактор производства не меняется) предложение более эластично, это выражается в том, что повышение спроса приводит не только к росту цен, но и к увеличению объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом;

в) в условиях долгосрочного периода (период времени, когда все факторы производства изменяются) предложение почти абсолютно эластично, поэтому повышение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или их несущественном повышении.

Таким образом, в условиях краткосрочного периода предложение менее эластично, чем в долгосрочном периоде.

2) Способность производства к быстрой переналадке.

2) Возможность хранения продукции.