microbik.ru
1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

города Нефтеюганска

«Центр развития ребенка – детский сад №8»


Заседание №1


Тема: «Способность понимания - базовая способность в познавательной деятельности детей дошкольного возраста».


Тема: Способность понимания - базовая способность в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.


Уважаемые коллеги!


Сегодня мы с вами поговорим о том, как работать с пониманием и его развитием. Чтобы работать с пониманием и его развитием необходимо иметь ввиду наличие двух связок в развитии ребенка- памяти и понимания. (слайд)

Память- это запас впечатлений, опыт, который хранится в сознании ребенка.

Понимание- узнавание человека, уяснение себе его взглядов, мыслей, намерений.

Обращаю ваше внимание на сравнительную таблицу работы с текстом при традиционном и мыследеятельностном подходе. (слайд)

А также предлагаю вам механизм работы с текстом при развитии способности понимания. (слайд)

Ребенку дошкольного возраста присущ эгоцентризм, видение вещи, ситуации с одной позиции. Хочу заметить, что развитие способности происходит в коллективной, совместной деятельности. Это могут быть игровые ситуации, ритуал чтения художественной литературы, использование ситуаций в режимных моментах (прогулки, к.г.н., игры, игровая деятельность детей и т.д.).

Деятельностная ситуация (слайд)

Мы должны создать такую ситуацию (провокации, проблемы), которая побуждает ребенка искать выход, выдвигать свою версию, слушать других детей, наращивать (обогащать) свое понимание за счет других версий, высказывать новые версии- развивать способность понимания. (М. Монтень)

Давайте поговорим о способах.

Способ- как, каким образом.

При работе с литературным текстом можно отрабатывать несколько способов:

1. Понимание смысла произведения.

2. Понимание авторской позиции.

3. Знаковое понимание текста.

4. Понимание предмета.

5. Понимание позиции.

Мы остановим внимание на 4 и 5.

Что такое понимание предмета?

Понимание предмета- это не выяснение того, о чем произведение, речь. Это создание деятельностной ситуации, в которой происходит развитие способности понимания. Важно педагогу не давать своих оценок высказываниям детей, а уметь усмотреть, выбрать, зацепиться за интересную версию, высказанную ребенком, развить эту версию направить деятельностную ситуацию. Поэтому мы и составляем первоначально сценирование занятия. В конспекте- вопрос- ответ.

Очень важным в деятельностной ситуации является рефлексия. Это может быть рефлексия деятельности отдельного ребенка, группы детей. И обязательно рефлексия своей деятельности- деятельности педагога.

Рассмотрим на примере ситуации.