microbik.ru
1

Игры для развития речи и мышления дошкольников.


Часто мамы отдают своего ребенка в детский сад , потому что там учат. В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него и для мамы так важно играть вместе!

Для малыша игра с мамой - радостный и комфортный способ познать мир.

Приучите ребенка ( и себя) к тому , чтобы занятия были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин, в транспорте.. Не жалейте на занятия время. Оно потом во много раз окупится! ЧЕМУ УЧИТЬ?

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Можно изучать по темам: мебель, животные и т. д . Проводите учебные игры – « Мишка одевается», « Я мою посуду», «Квартира для куклы» и др .Эти занятия быстро приведут малыша к сути: он начнет свободно ориентироваться в форме, цвете, научится сравнивать, быстро будет расширять словарный запас.

Прогулки также можно использовать для игр и бесед . Старайтесь точно называть цвета листьев, кочек, пней. Сравните окраску двух зеленых листочков . Вот тут то и могут появиться новые слова: светло-зеленый, темно-зеленый, изумрудный. .Найдите на полянке 3 цветка. Опишите один из них, а ребенок пусть догадается, о каком идет речь. Определите характер деревьев .Начните рассказывать сами- пусть малыш заметит , что они не похожи: одно- величаво – торжественное, другое – бесшабашно-веселое..Можно сыграть в игру « что на что похоже?». На что похож пень, коряга, ветка? Отвечайте сами ,но и слушайте ребенка. Можно видоизменить игру: чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью). А на траву?( цветом).

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно , чтобы дети поняли, что надо говорить не только быстро, но и чисто, ясно .

-- Ткач ткет ткани на платок Тане.

-- Орел на горе, перо на орле.

-- Около кола – колокола.

Можно предложить произнести одну и ту же фразу нежно, зло, прося, умоляя.

Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Четвертый лишний

4 картинки. Например: чашка, блюдце, стакан, яблоко. Вопрос- какие картинки

подходят друг к другу, можно ли назвать их общим словом, какая из картинок лишняя и почему. Эта игра развивает речь и логическое мышление .

Потерявшаяся игрушка.

5 – 6 игрушек. Ребенок запоминает их, закрывает глаза. В это время уберите одну и попросите ребенка угадать, что вы спрятали. Предложите запомнить последовательность расположения игрушек на столе. Поменяйте 2 – 3 местами, попросите угадать , что изменилось. Такая игра поможет правильно строить предложение, развить память и внимание.

Найди тайник

Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему.

Игра со звуками

Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким звуком заканчивается, какие еще звуки он слышит. Можно предложить проговорить слово по звукам; придумать слова , в которых, например , звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями. Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.

Кляксы

Нужен лист ватмана или кусок обоев, краски. Дайте малышу лист бумаги и краски, позвольте рисовать руками все , что он захочет. Можете присоединиться к этому « безобразию». Занятие способствует расслаблению, эмоциональной разрядке; свои эмоции ребенок выражает в речи.


Для развития речи ребенка нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о прочитанном, отвечать на вопросы. Регулярно читайте ребенку детские книги. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок.

Почаще играйте с ребенком . Не навязывайте ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам.

Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

Маленькие дети могут и хотят учиться ! В них спокойно сосуществуют наивность и мудрость, талант и невежество.

Логопед Попова Л.П.