microbik.ru
1

Игры с мячом


Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игровая. Это значит, что именно игра в большой степени влияет на общее развитие ребенка. Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид - игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру… И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках ребенка он становится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми детей. По всей вероятности, этот предмет любим детьми еще и потому, что «созвучен» им, - такой же прыгающий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.

^ Как же организовать игры с мячом?

Во-первых, в условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми. Во-вторых, играм с мячом на улице следует обратить особое внимание: не следует играть вблизи проходящего транспорта, на высоких подиумах, платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям. Мяч требует уважения к себе: умная игрушка достойна умного подхода к ее использованию. Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр.

Когда и где появился мяч? История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с ним. Его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой или опилками. Оказывается, на ранних ступенях развития человечества игры с мячом носили культовый, ритуальный характер. И лишь спустя тысячелетия мяч стал использоваться как эффективное средство воспитания ручной умелости, ловкости, развития координации движений, силы и меткости.

Ребенок, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание и др.), получает нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) - активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку.

Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца.

Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом (особенно в раннем возрасте) помогает сделать занятие более понятным, а главное, задает ритм выполнения игрового задания.


^ Толкай мяч

Цель: совершенствовать навыки прокатывания мяча, развивать силу.

Играющие сидят на полу полукругом, водящий напротив. Он катает детям поочередно набивной (утяжеленный) мяч. Тот, к кому подкатился мяч, отталкивает его двумя руками обратно.


^ Сбей булаву

Цель: совершенствовать навыки прокатывания мяча, развивать глазомер, ловкость.

Играющие становятся за линию, в 2-3м от которой напротив каждого поставлены булавы. В руках у детей мячи. По сигналу играющие прокатывают мячи по направлению к булавам, стараясь сбить их. По следующему сигналу дети идут за мячами и поднимают упавшие булавы. Каждый играющий запоминает, сколько раз была сбита булава.

Игровое задание можно разнообразить: прокатить мячи правой, левой и двумя руками, ногой.


^ Подбрось и поймай

Цель: закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча, развивать ловкость.

Играющие свободно располагаются на площадке, каждый держит в руках мяч. По сигналу «начинай» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его.

Варианты игры. Детей можно разделить на пары.

Дети стоят в кругу, водящий - в центре круга. Он бросает мяч каждому игроку, а те бросают его обратно.

Усложнения: подбросить мяч вверх, подождать, пока он ударится об пол, затем поймать его; ударить мячом об пол, затем поймать его; Подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от пола поймать его.


^ Школа мяча

Цель: совершенствовать навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками, развивать ловкость.

Играющие выполняют ряд заданий: подбросить мяч вверх и поймать двумя руками; ударить мячом об пол и поймать его; ударить мячом о стену и поймать его двумя руками и т.д.


Поймай мяч

Цель: совершенствовать навыки перебрасывания и ловли мяча двумя руками, развивать ловкость.

Играющие стоят в кругу, в середине круга - водящий с мячом в руках. Он перебрасывает мяч по кругу каждому игроку. Играющие ловят мяч и перебрасывают его обратно водящему.