microbik.ru
1

Приложение

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №

Должностная инструкция учителя-логопеда


1.Общие положения


  1. Учитель-логопед относится к категории специалистов.

  2. На должность учителя-логопеда назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование.

  3. Назначение на должность учителя-логопеда и освобождение от нее производится приказом директора учреждения.

  4. Учитель-логопед должен знать:

    1. Конституцию Российской Федерации.

    2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образования.

    3. Конвенцию о правах ребёнка.

    4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.

    5. Анатомо-физиологические и клинические основы логопедии.

    6. Методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся ( воспитанников)

    7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.

    8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися ( воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.

    9. Новейшие достижения логопедической науки.

    10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.




  1. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору учреждения.


^ 2. Должностные обязанности учителя-логопеда

Учитель-логопед:

  1. Осуществляет работу, направленную на коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).

  2. Обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

  3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.

  4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

  5. Работает в тесном контакте с учителями, посещает уроки.

  6. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

  7. Ведёт необходимую документацию.

  8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

  9. Использует разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

  10. Реализует образовательные программы.

  11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованием государственного образовательного стандарта, и несёт ответственность за их реализацию.

  12. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащихся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

  13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

  14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

  15. Осуществляет связь с родителями обучающихся.

  16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

  17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.


^ 3. Права учителя-логопеда


Учитель-логопед вправе:

  1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

  2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы.

  3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

  4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач возложенных на него.

  5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им должностных обязанностей и прав.



^ 4.Ответственность учителя-логопеда


Учитель-логопед несёт ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

  2. За правонарушения, совершённые в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.

  3. За причинение материального ущерба.



С инструкцией ознакомлен учитель-логопед


ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения

^

Логопедический пункт создается в образовательном учреждении


В целях оказания помощи обучающихся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими образовательных программ (особенно по родному языку).

Основным задачами логопедического пункта являются:

  1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательными программами;

  3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в образовательном учреждении, находящемся в городской местности при наличии 5-10 классов 1 ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

На логопедический пункт зачисляются обучающиеся образовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание, недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), нарушения чтения и письма обусловленные общим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопедический пункт обучающихся из числа обследованных психолого-медико-педагогической консультацией (комиссией) (кроме обучающихся с фонематическим недоразвитием речи) производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Обучающиеся с фонетическим недоразвитием речи могут быть зачислены на логопедический пункт по решению психолого - медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. В случае отсутствия ПМПК в районе зачисление проводится по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. Обследованные обучающиеся регистрируются по форме согласно приложению № 1.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек сельского общеобразовательного учреждения – не более 20 человек.

На каждого обучающегося зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту (Приложение № 2).

Отчисление обучающихся с логопедического пункта проводится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи по решению психолого-медико-педагогической консультации (комиссии). При отчислении обучающихся, имевших фонетическое недоразвитие речи или в случае отсутствия в районе ПМПК отчисление производится по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия.

Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (Приложение № 3).

Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. На логопедическом пункте сельского общеобразовательного учреждения в зависимости от местных условий занятия могут быть внесены в расписание занятий данного учреждения.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

  • С обучающимися имеющими общее недоразвитие речи: нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи не менее трех раз в неделю.

  • С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонеметическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю.

  • С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе (при этом занятия с ними не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков).

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале.

В случае необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушением речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в ПМПК или в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования специалистами (невропатологом, детским психиатром и др.).

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий на логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с речевой патологией, комплектование групп.

Учитель-логопед.

  1. Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку обусловленной первичным речевым нарушением.

  2. Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

  3. Поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и ПМПК.

  4. Участвует в работе методических объединении учителей-логопедов.

  5. Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения на логопедическом пункте по форме (Приложение № 4).

Оплата труда учителя-логопеда производится из расчета 20 часов в неделю. Из них 2 часа отводится на оформление документации. Производится оплата за работу по проверке тетрадей обучающихся на логопедическом пункте. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 15 кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (Приложение № 5).


Приложение № 1


^ Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

(заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)




п/п

Фамилия, имя обучающегося, дата рождения

Класс

Дата обследования

Реальная успеваемость по родному языку

Заключение учителя-логопеда

Примечания























































































Приложение № 2


Структура речевой карты


1.Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

  1. Дата зачисления на логопедический пункт.

  2. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

  3. Жалобы учителей или родителей (законных представителей).

  4. Заключение психиатра.

  5. Состояние слуха.

  6. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

  7. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность)

  8. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах возрастной обихода, шире и проч.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).

б) грамматический строй речи: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры).

в) произношение и различение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков;

г) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры) темп внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях на логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

  2. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

  3. Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски)

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)

г) адаптация к условиям общения

  1. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

  2. Заключение учителя-логопеда.

  3. Результаты исправления речи отмечаются к моменту отчисления обучающегося с логопедического пункта.




^




Приложение № 3




Предельная наполняемость групп обучающихся,

имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.


Группы обучающихся


Предельная наполняемость (чел.)





Образовательное учреждение, расположенное в городе

Общеобразовательное учреждение, расположенное

в сельской местности

С общим недоразвитием речи (ОНР)

до 4

до 3

С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)

до 5

до 4

С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)

до 6

до 5


С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи

до 4

до 2

С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи

до 5

до 4

С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи.

до 6

до 5

Заикающиеся

до 4

до 3

С недостатками произношения отдельных звуков

до 7

до 6



^



Приложение № 4



Отчет о количестве обучающихся,

имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи,

в общеобразовательном учреждении

и результатах обучения на логопедическом пункте за_______учебный год





классы

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

ОНР

ФФН

Фонематическое недоразвитие

Фонетический дефект

Заикание

Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР

Нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН

Нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием


Выявлено обучающихся

1 кл.

2-4 кл.

























Зачислено на логопедический пункт

1 кл.

2-4 кл.
























Отчислено с логопедического пункта

1 кл.

2-4 кл.

























Оставлено на логопедическом пункте

1 кл.

2-4 кл.

























Выбыло

1 кл.

2-4 кл.






























Приложение № 5


Список рекомендуемого оборудования

логопедического пункта общеобразовательного учреждения


1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50*100) 1 шт.

2. Зеркало для индивидуальной работы (9*12) 8 шт.

3. Дополнительное освещение у зеркала

4. Логопедические зонды, шпатели.

5. Разрезная азбука (настенная). 1шт.

6. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.

7. Учебно-методические пособия

8. Настольные игры, игрушки, конструкторы

9. Умывальник. 1 шт.

10. Классная доска 1 шт.

11. Шкафы для пособий. 2-3 шт.

12. Стол канцелярский 1 шт.

13 Стулья 5 шт.

14. Комплект «парта-стул» 8 шт.

15. Настольная лампа. 1 шт.

16 Песочные часы.. 1 шт.

17. Секундомер. 1 шт.

18.Метроном. 1 шт.

19. Магнитофон 1 шт.

20 Проигрыватель 1 шт.

21. Набор пластинок. 1 шт.

22. Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт.

23. Кодоскоп. 1 шт.

24.Экран 1 шт.

25. Видеомагнитофон. 1 шт.

26. Компьютер 1 шт.

27.Дискеты. 1 шт.


Утверждаю Согласовано

Директор МОУ СОШ № на заседании МО

учителей дополнительного образования

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий


^ Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Приказа № 487 от 8.12.2000г.

Главного Управления Образования « Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного учреждения» с целью организации логопедической помощи всем нуждающимся дошкольникам и учащимся общеобразовательных школ.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» авторов

А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей речи

учащихся с общим недоразвитием речи, программных и возрастных особенностей и направленно на

коррекцию речевых недоразвитий.

Реализация коррекционной работы осуществляется за счет еженедельных групповых и

индивидуальных занятий, из расчёта 2 недельных часа на одного обучающегося.


^ Дидактическое и методическое обеспечение начального образования.

Учитель-логопед : Классы :

^ Образовательная область



Учебная

дисциплина

Дидактические обеспечения

^ Методические пособия



Программа

Учебные мат-лы

инструментарий



^ Учебный план логопедических занятий.


Образовательная область

Учебные предметы

Количество часов

Коррекционно-

развивающие

занятия.



Групповые занятия

­






Индивидуальные занятия




Всего:20 н/ч



Методическая работа


^ 1. Общие сведения


Ф. И. О.

Дата рождения

Домашний адрес

Телефон














^ 2. Общие сведения

Ф. И. О.

Предмет

Образование

Учебная нагрузка

Кабинет
































^ 3. Сведения о повышении профессионального мастерства

Ф. И. О.

Квалификация,

дата присвоения

Дата прохождения курсов предметных КПК

Тема КПК

Дата прохождения курсов по ИКТ

Тема курсов по ИКТ




















4 . Самообразование

Ф.И.О. учителя

Тема самообразования

Результат











5. Совместная с учащимися творчески-исследовательская деятельность (олимпиады, НОУ, творческие конкурсы, спортивные мероприятия).

Ф. И. О. учителя

Содержание деятельности

Ф.И.О. учащегося

класс

Название конкурса

Уровень

Место
























6. Изучение методики, технологии обучения, развития и воспитания.

Название методики
(технологии)

Содержание
работы

Планируемый
результат












7. Использование образовательных технологий

Ф.И.О. учителя

Название технологии

Результат











8. Разработка методических материалов

Ф. И. О.
учителя

Название
методического
продукта

Цель
разработки

^ Методические разработки










Методические рекомендации










^ Дидактические разработки










Диагностические материалы












9. Формирование, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.

Ф. И. О. учителя

Тема опыта

Уровни

Дата

^ Открытые уроки













Внеклассные мероприятия













Выступления














10. Организация взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий.конкурс

Кто проводит

Цель

Тема

Класс

Форма занятия
(уроки)

Дата




















11. Участие в профессиональных конкурсах (Учитель года, Самый классный классный, Лидер образования).

Ф.И.О. учителя

Название конкурса

Срок



12. Опытно-экспериментальная работа.

Ф. И. О. учителя

Тема
индивидуальной
программы ОЭР

Планируемый
результат

Сроки
отчетности














13 . Качество образованности учащихся за последние три года

Предмет

Классы

Абсолютная успеваемость, %

Качественная успеваемость, %








































































14. Авторские образовательные программы

Ф.И.О. учителя

Название программы, класс

Сертификация











15 . Награды.

^ Ф.И.О. учителя:

Дата


16 . Представление педагогического опыта работы в печатных изданиях.

17 . Дополнительная нагрузка

18 . План контроля


месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Дата



Класс

Вид контроля