microbik.ru
1




Информатика — это о методах сбора, хранения и переработки информации. Важнейший элемент информатики — язык. Язык — совокупность объектов, включая имена объектов, и отношения между ними. Для переработки информации необходимо уметь правильно формулировать задачи.

Для переработки информации необходимо уметь правильно формулировать задачи. Сформулировать задачу = ответить на вопросы: 1. Цель (что я хочу).2. Исходные данные. 3. Модель изучаемого объекта или процесса (условия, ограничения цели).4. Зафиксировать результат (что хотим получить в итоге).5. Критерии оценки результатов. Если есть ответ на 6 вопросов — можно говорить о том, что задача сформулирована. Если есть ответы только на 1, 2, 4 вопросы — говорим о формулировании задачной ситуации. Процесс перехода — формулирование задачи. Задача формулируется на языке изучаемой области знаний (предметные задачи) — экологические, физические, экономические, социальные, математические. Они отличаются степенью формализации (переводом задачи на строгий математический язык).


Уровни формализации задач:1. Хорошо формализованные. 2. Плохо формализованные (задачи, которые нельзя решить без участия эксперта в данной области). Формализация — перевод предметной задачи на четкий математический язык. Формальная задача — задача, сформулированная в общих определениях (математический язык). Способ решения задачи — выбирается постановка задачи (ответ на 6 вопросов). Решение задачи — получение результата с помощью программного.

Оценка качества решения (критерий оценки результатов). Анализ и интерпретация результатов (перевод на предметный язык).

Предметную задачу формулирует специалист — предметник. Формализацией задачи занимаются системные аналитики + предметники. Выбор способа решения остается за прикладным математиком. Решает задачу технолог. Оценку качества производит системный аналитик. Анализ и интерпретацию — системный аналитик + предметник.

Модель  1) совершенно неважно какие свойства выбираются в качестве моделирующих. Важно, что с их помощью отражают так существующие черты изучаемого объекта или процесса. 2) никакая модель не может заменить сам объект, но при решении задачи, когда нас интересуют не многие свойства изучаемого объекта, модель может оказаться очень полезным или даже единственным инструментом исследования. Модель — совокупность свойств и отношений между ними, выражающих существенные стороны изучаемого объекта, явления или процесса. Строгих правил построения модели сформулировать невозможно. Но человечество накопило богатый опыт в этой сфере деятельности. Среди информационных моделей наибольшее распространение получили языковые модели. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОДЕЛИ

Всякий процесс коммуникации — это коммуникации: приемник информации становится обладателем модели имеющейся у источника информации.


Устройство языковой модели определяется устройством языка. Для ее построения нужно выделить существенные отношения в изучаемом объекте и описать их через совокупность имен объектов и отношения между ними. Таким образом, при описании модели наше внимание сосредоточено не на отдельных объектах, а на их совокупностях и отношениях между ними. Такой перенос центра внимания называется системный переход. Этот переход сформулировал в 1937 г. американский биолог Л фон Берталанфи.


^ СХЕМА КОММУНИКАЦИИ

кодирование декодирование



модель модель

 

предметная область А предметная область В

^ ИСТОЧНИК ПРИЕМНИК

РИЕМНИК

Чтобы передаваемое сообщение было понятно, язык передачи должен удовлетворять следующие требования: — предметная область А  в предметной области В (содержится); — кодирование и декодирование должны быть взаимообратными операциями. Предметная область В может быть шире области А, и пользуются они одним алфавитом и одинаковой грамматикой, но взаимопонимания нет. — модельные предположения, имеющиеся у источника и приемника, должны совпадать и не могут изменяться во время передачи информации. Как можно этого добиться (подхода): 1. Формализация языка, то есть перевод его (переход) на математический язык, или на другой язык, который состоит из формул. Язык, в котором каждое слово имеет только один смысл, называют формализованным. 2. Интерпретация модели. Модель возникает из реальной ситуации, когда мы ее огрубляем, отбрасывая менее значительные факты (исходя из данной задачи) и оставляя наиболее важные. Модель соотносим с реальной ситуацией. Это действие называется интерпретацией модели.

^ ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ:

1. Естественнонаучные модели: F = m * a (любые физические и математические формулы). 2. Космогонические модели: модель мира, времена года. 3. Модель общественного устройства: школа, общинно–родовые отношения, Древнерусское государство, Римская республика, семья, банда. 4. Литературные модели. 5. Компьютерные модели. Основы ее вида (лекция 1).Выводы: 1. Всякое представление информации о внешнем мире связанно с построением некоторой модели. Модель позволяет многое узнать об изученных явлениях и процессах. Но всякая модель кое-что “урезает”. Важно научиться строить модель таким образом, чтобы в них отражались самые существенные стороны изучаемого явления.

2. Модель важна не сама по себе, а как способ познания. Поэтому кроме модели необходим также инструмент для ее изучения. В последнее десятилетие таким инструментом все чаще выступает компьютер.

3. Использование компьютера для изучения модели имеет свою специфику, обусловленную возможностью компьютера. Любая модель для компьютерного анализа должна быть формализована.


Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие .Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию.. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные. При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель). Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями.



Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность. ^ Адекватность информации — это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.





Для измерения информации вводятся два параметра: количество информации ^ I и объем данных Уц. Эти параметры имеют разные выражения и интерпретацию в зависимости от рассматриваемой формы адекватности. Каждой форме адекватности соответствует своя мера количества информации и объема данных Синтаксическая мера информации Эта мера количества информации оперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту. Семантическая мера информации Для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Для этого используется понятие т е з а у рус пользователя. Тезаурус — это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система. Прагматическая мера информации Эта мера определяет полезность информации (ценность) для достижения пользователем поставленной цели. Эта мера также величина относительная, обусловленная особенностями использования этой информации в той или иной системе. Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним), в которых измеряется целевая функция.

Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость. Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Достаточность информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав. Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования. Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени. Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.

Важным понятием при работе с информацией является классификация объектов. Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Свойства информационного объекта определяются информационными параметрами, называемыми реквизитами. Реквизиты представляются либо числовыми данными, например вес, стоимость, год, либо признаками, например цвет, марка машины, фамилия. Иерархическая система классификации • исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень; • каждый класс 1 -го уровня в соответствии со своим, характерным для него классификационным признаком делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень; • каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й уровень, и т.д. Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Дескрипторная система классификации Для организации поиска информации, для ведения тезаурусов (словарей) эффективно используется дескрипторная (описательная) система классификации, язык которой приближается к естественному языку описания информационных объектов. Особенно широко она используется в библиотечной системе поиска.

Система кодирования применяется для замены названия объекта на условное обозначение (код) в целях обеспечения удобной и более эффективной обработки информации. Код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов. Код характеризуется: длинной, структурой. Классификационное кодирование применяется после проведения классификации объектов. Различают последовательное и параллельное кодирование. Последовательное сначала записывается код группировки 1-го уровня, затем код группировки 2-го уровня и т.д. Параллельное все фасеты кодируются независимо друг от друга; Регистрационное кодирование используется для однозначной идентификации объектов и не требует предварительной классификации объектов. Различают порядковую и серийно-порядковую систему. Порядковая система кодирования предполагает последовательную нумерацию объектов числами натурального ряда Серийно-порядковая система кодирования предусматривает предварительное выделение групп объектов, которые составляют серию, а затем в каждой серии производится порядковая нумерация объектного ряда.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Всякий информационный процесс может осуществляться лишь при наличии языка, описывающего объекты и отношения между ними. Тогда в дальнейшем нас будут интересовать совокупности предметов, каждый из которых имеет имя и вполне определенные связи между предметами. Это множество мы называем предметной областью. Предметная область отражает уровень познания человека окружающего мира и самого себя. Поэтому она постоянно меняется. При передаче информации количество информации, получаемой из сообщения, зависит от имеющихся предварительных знаний (семантический аспект — содержание, смысл).

Чтобы понять (декодировать) сообщение необходимо знать код в котором это сообщение передано (синтаксический аспект). Для того, чтобы сообщение было понятно необходимо

Одной из существенных проблем современного мира является передача информации на большие расстояния. Это может быть информация из отдельных банков данных. Этот обмен информацией осуществляется с помощью средств телекоммуникации. Она может быть однонаправленная и двунаправленная (с обратной связью). Однонаправленная: телевидение, телетекст, радио эфир, телетайп. Двунаправленная: электронная почта, средства интернета.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией ин­формации, особенно высшей ее формы — знаний. 

Революции:

1)изобретение письменности

2) изобретение книгопечатания

3) изобретение электричества

4) изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера.


5 поколений ЭВМ


Образование больших объемов информации определяется: 1. Чрезвычайно быстрым ростом числа документов. 2. Постоянно увеличивается числом периодических изданий. 3. Появлением разнообразных данных записываемых на магнитные носители. В результате возникает информационный кризис. Его проявления: 1. Противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработки информации и огромными потоками хранящейся информации. 2. Существует большое количество избыточной информации в обществе, которая препятствует быстрому извлечению полезной информации;

3. Возникают социальные барьеры которые препятствуют распространению информации

Громадный информационный потенциал, накопленный в мире, но люди не могут им воспользоваться. Возникла необходимость выхода общества из кризиса. Внедрение ЭВМ, других средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности, послужили началом нового эволюционного процесса в развитии человеческого общества, названного информатизацией.

Информатизация общества — организованный социально–экономический и научно–технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организации общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы — отдельные документы.

Результат любой информационной деятельности — создание информационного продукта — совокупности данных, сформированных производителем.


Базы данных:

1. Библиографические

2.Небиблиографические

Доступ к базам данных:

  1. дистанционный

2. непосредственный.

Принципы создания компьютерных языков:— логическое программирование;— функциональное программирование;— объектно-ориентированное программирование;

— процедурное программирование. Логическое программирование (“Логика + управление = программа” Ковальски). Логические высказывания могут быть верными или ложными. PROLOG (program in logic) 2)Функциональное программирование: функция в математике — отображение множества величин — области определения функции — в множестве значений функций. Язык: ЛИСП (LISP). 3) Объектно-ориентированное программирование: Принцип программирования основан на формализации описания объектов  подход к обработке информации, который опирается на формализованное описание объектов. 4) Процедурное программирование (возникло на заре программирования): с этим стилем программирования связано все развитие вычислительной техники

1940 — американская ЭВМ (назначение — сложные математические расчеты). БСМ6, Эльбрус — Россия 1980 г. — персональные компьютеры (возможность — быстрое произведение математических расчетов; выполнение сложных технологических процессов). — Software — программное обеспечение. — Hardware — техническое обеспечение. — Интеллектуальное обеспечение (усиление компьютером интеллекта человека).

Hardware:— процессор;— клавиатура;— дисплей;— дисководы (жесткие диски и дискеты м/д) Интеллектуальное обеспечение — совокупность интеллектуальных методов приемов и технологий обеспечивающих решение задач данной предметной области при помощи компьютера.

Существенным элементом интеллектуального обеспечения является формализация и наличие интеллектуальных интерфейсов на всех этапах решения задачи.

Система — любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных элементов, объединенная для достижения поставленной цели (производство, услуги).

Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для обработки, хранения и выдачи информации для достижения поставленной цели (обучение оказанию услуг и производству). 1950 — 1960 Бумажный поток расчетных документов — ­ скорости обработки Информационные системы обработки расчетных документов — упрощение процедуры расчетов 1970 — 1970 Помощь в подготовке отчетов — ­ процесса подготовки отчетных документов Управленческие информационные системы (годовой баланс) 1970 — 1980 Управленческий контроль реализации — выработка оптимальных решений Системы поддержки принятия решений, управленческие системы для высшего звена 1980 — 2000 Информация — стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество — выживание и процветание


Основные процессы в информационной системе:

1) вывод информации из внешних и внутренних источников;

2) образование входной информации и представление ее в удобном виде;

3) вывод информации. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

— информационная система может быть проанализирована, на основе общих принципов построения системы;

— информационная система является динамической и развивающейся;

— при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

— информационную систему следует воспринимать как человеко-машинную (средства обеспечивающие взаимодействие с компьютером):



Информационное обеспечение — совокупность в единой системе классификации и координирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных. Функциональное обеспечение — взаимосвязанная система задач и функций.

Организационное обеспечение — система взаимосвязанной ответственности за процессы, выполняющиеся в системе. Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы с системой (компьютеры, устройства сбора, накопления и обработки данных, линии связи). Организационное обеспечение — совокупность методов и средств регламентирующих взаимодействие специалистов с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. Правовое обеспечение — совокупность правовых норм определяющих создание, юридический статус и функционирование информационной системы, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Формализованная (структурированная) задача — задача в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.


При ее разработке необходимо создать структуру управления организации. Для этого существует набор управленческих функций:— организационная;— функция планирования;— учетная;— аналитическая;

— контрольная;— стимулирование или мотивационная;— функция принятия решения.

Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации выше перечисленных функций.

^ Функции информационной системы

Производственные информационные системы — планирование объема работ и разработка календарных планов; оперативный контроль и управление производством; анализ работы оборудования; прогнозирование продаж; управление продажами; рекомендации по производству новой продукции; анализ и установление цены; учет заказов.

Финансовые и учетные информационные системы — управление портфелем заказов; управление кредитной политикой; разработка финансового плана; финансовый анализ и прогнозирования; контроль бюджета; бухучет и расчет зарплаты.

Кадровые системы — анализ и прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах; ведение архивов, записей о персонале, анализ и планирование подготовки кадров.

Предметные системы — мониторинг окружающей среды, прогнозо–диагностические и стратегические задачи.

I. По характеру использования информации; — информационно–поисковые системы  ввод, систематизация и хранение информации по запросу пользователя (справочные); — информационно–решающие системы  операции по переработки информации по определенному алгоритму: управляющие — вырабатывают на основе которой человек принимает решение; советующие — вырабатывают информацию которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий (переработка знаний — экспертные системы); — ситуационные центры (4 в России).

II. По сфере применения: —организационного управления — автоматизация функций управленческого персонала; —управления техническими процессами — автоматизация функций проточных линий, изготовление микросхем, поддерживание технологических процессов в промышленности).

—автоматизированного проектирования — автоматизация функций инженеров, конструкторов и т.д., при создании новой техники и технологий — интегрированные (корпоративные) информационные системы — автоматизация всех функций предприятия, их создание требует системного подхода с позиции цели и критериев результата.

1. Информационные технологии обработки данных; 2. Информационные технологии управления; 3. Автоматизация оффиса; 4. Информационные технологии принятия решений; 5. Информационные технологии экспертных систем. 1. Предназначенный для решения хорошо структурированных (формализованных) задач, по которым имеются исходные данные и известны алгоритмы их обработки (система расчетов зт.) 2. Ее щелью является удовлетворение информационных потребностей всех лиц и всех фирм имеющих дело с принятием решения. 3. Исторически автоматизация началась на производстве, а затем распространилась на офис — с целью автоматизации рутинной работы. 4. Системы ППР появились усилиями американских ученых в конце 70–х начале 80–х годов, чему способствовало широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи разработки систем искусственного интеллекта. 5.

Экспертные системы основаны на использовании искусственного интеллекта — способности информационной системы к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы они исходили от человека.

^ Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной инфор­мации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа чело­веком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Три основных принципа новой (компьютерной) ин­формационной технологии: • интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; • интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими про­граммными продуктами; • гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо струк­турированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алго­ритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Основные компоненты С б ор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производи­мые фирмой. Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отра­жающей деятельность фирмы, Создание отчетов (документов). В информационной технологии обра­ботки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квар­тала или года.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информацион­ных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управле­ния и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных. ИС управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных по­требностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уров­ней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или спе­циальных управленческих отчетов. Основные компоненты информационной технологии управления показаны на рис.. Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информа­ция формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия реше­ния виде.

Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала), а лишь дополнить ее. ^ Основные компоненты База данных. Текстовый процессор. Это вид прикладного программного обеспечения, предназна­ченный для создания и обработки текстовых документов. Электронная почта. Аудиопочта. Табличный процессор. Электронный календарь. Компьютерные конференции и телеконференции. Видеотекст. Хранение изображений. Аудиоконференции. Видеоконференции. Факсимильная связь. Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалиста­ми, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем.

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой техноло­гии, происходит в результате итерационного процесса (рис. 3.15), в котором участвуют: • система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управ­ления; • человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее получен­ный результат вычислений на компьютере. В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

Основную идею н е йр окибернетики можно сформулировать следующим образом. Единственный объект, способный мыслить, — это человеческий мозг. Поэтому любое "мыслящее" устройство должно каким-то образом воспроизводить его структуру. В настоящее время используются три подхода к созданию нейросетей:• аппаратный — создание специальных компьютеров, плат расширения, наборов микросхем, реализующих все необходимые алгоритмы;• программный — создание программ и инструментариев, рассчитанных на высокопроизводительные компьютеры. Сети создаются в памяти компьютера, всю работу выполняют его собственные процессоры;• гибридный — комбинация первых двух. Часть вычислений выполняют специальные Искусственный интеллект — это одно из направлений информатики, цель которого разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножестве естественного языка.


^ Данные — это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства. Знания — это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области. Часто используются такие определения знаний: знания — это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные. Знания могут быть классифицированы по следующим категориям: • поверхностные глубинные

^ Продукционная модель, или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа: Если (условие), то (действие). При использовании продукционной модели база знаний состоит из набора правил. Термин семантическая означает смысловая, а сама семантика — это наука, устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают, т.е. наука, определяющая смысл знаков. Семантическая сеть — это ориентированный граф, вершины которого — понятия, а дуги — отношения между ними. Фрейм. как структура знаний для восприятия пространственных сцен. Формальные логические модели Традиционно в представлении знаний выделяют формальные логические модели, основанные на классическом исчислении предикатов I порядка, когда предметная область или задача описывается в виде набора аксиом.


Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

^ 1.Классификация по решаемой задаче Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных систем. Диагностика. Под диагностикой понимается обнаружение неисправности в некоторой системе. Мониторинг. Основная задача мониторинга — непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Проектирование. Прогнозирование. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. Планирование. Обучение.

2.Классификация по связи с реальным временем 3.Классификация по типу ЭВМ 4.Классификация по степени интеграции с другими программами