microbik.ru
1




Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-логопеда

1. Обоснование актуальности темы:

Неоспоримо, что основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.

2. Понятие «здоровьесберегающие технологии»

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

3. Основные составляющие здоровьесберегающей среды:

- организация рационального двигательного режима;

- непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная коррекция возникающих отклонений;

- создание благоприятного психоэмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей;

- использование многообразных программ по формированию мотивации и навыков здорового образа жизни;

- организация рационального учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и половых особенностей детей, а так же в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

4. Принципы здоровьесберегающих технологий:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- принцип всестороннего и гармонического развития личности;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

5. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых логопедами:

  • Дыхательная гимнастика;

  • Упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения;

  • Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и органов артикуляционного аппарата;

  • Физминутки;

  • Психогимнастика, логоритмические занятия;

  • Элементы арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, хромотерапии, литотерапии, ароматерапии, су-джок терапии, аурикулотерапия (массаж ушных раковин);

  • Массаж и самомассаж;

  • Кинезеологические упражнения.

6. В своей работе я использую несколько видов здоровьесберегающих технологий:

Это обосновано тем, что для детей с речевой патологией характерно нарушение артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

^ 1. Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко:

Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей организации дыхания. Так для них характерно поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз. Кроме того, такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, корректируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

^ 2. Упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения:

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

^ 3. Упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата:

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

^ 4. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики:

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

^ 5. Физминутки, фонетическая и логопедическая ритмика:

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья дошкольников необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм и являются физминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий.

Фоноритмика – система специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Учеными давно доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном детстве, пока идет процесс формирования речевой моторики. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика.

Логоритмика представляет собой вид активной коррекционной работы, основанный на использовании связи слова, движения и музыки. Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховой функции, двигательной сферы, ручной им артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

^ 6. Элементы психогимнастики М.А. Чистяковой:

Психогимнастика - это курс этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.

Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

7. Ароматерапия:

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Физиолог Д.И. Шатенштейн в 1939 г. впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.

Ароматерапия – методика реабилитации, занимающая промежуточное место между медикаментозными и немедикаментозными способами воздействия на человеческий организм.

^ 8. Кинезеологические упражнения (упражнении для развития межполушарного взаимодействия):

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон через мозолистое тело головного мозга, через него и происходит передача информации из одного полушария в другое.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие; левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ), а так же роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже 2000 лет, используется во всем мире.

Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Данные упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, облегчают процесс чтения и письма.


Литература:

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка. М., 2005

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М, 2002

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 2001

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 2007

Дошкольная логопедическая служба. Под ред. О.А.Стапановой. М, 2006

Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. М., 2007

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб, 2005

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! СПб., 2003

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб, 2008

Кузнецова М.Н. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. М., 2004

Кузьмина Вера «Азбука «Мои друзья. Алфавит телодвижений» ж-л Обруч №3 2003

Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2003

Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 1999

Сиротюк А.А. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2001

Сиротюк А.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2003

Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим. М., 2011

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995

Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. М, 2003