microbik.ru
1

Как отвечать на детские вопросы?

В детстве важно отношение взрослого к познавательным устремлениям ребенка. Окружающий мир буквально обрушивается на малыша в таком многообразии, которое значительно превышает его способности объяснить наблюдаемые явления на основе имеющегося опыта и знаний. В этом возрасте, отмечают М.И. Лисина, Е.В. Субботский и др., возможности самостоятельного познания мира еще ограничены, поэтому единственный путь утоления жажды познания – общение с окружающими людьми, прежде всего со взрослыми.

В большинстве своем взрослые знают, что отвечать на детские вопросы надо, но как отвечать? Самое важное – найти тот ответ, который соответствует сути вопроса, развивает мышление ребенка, дает возможность совместного поиска ответа.

На все вопросы нужно отвечать по-научному точно и доступно; как бы ни были заняты взрослые в этот момент, недопустимо отвечать на вопрос заведомо неверно. Не следует давать формальные ответы. Для ребенка характерен поиск объяснения.

Взрослому не нужно бояться признаться в том, что он затрудняется ответить и ему нужна помощь справочника или энциклопедии. Не стоит давать исчерпывающий ответ на все вопросы – это не лучший способ развития стремления к истине.

Сначала нужно понять, на какой стадии понимания ситуации находиться ребенок, каковы его размышления по данному поводу – как он сам думает? Чаще всего у него имеются свои рассуждения. и он охотно с ними делиться.

В некоторых случаях следует поставить перед ребенком наводящий вопрос, который поможет ему прийти к самостоятельному ответу. Иногда ребенок задает вопрос, чтобы удостовериться в правильности имеющихся у него знаний, и здесь также уместен встречный вопрос.

Таким приемом целесообразно пользоваться в педагогических целях: ребенок с его маленьким жизненным опытом и незначительными знаниями часто не чувствует уверенности даже в том, что, с точки зрения взрослого человека, ясно само собой. Поэтому его попытка найти подтверждение своим мыслям вполне естественна и должна встречать внимательное отношение.

Желательно не просто давать положительный или отрицательный ответ, а сопровождать его краткой беседой, помогающей глубже проникнуть в суть интересующего явления. Ученые полагают, что беседовать с детьми нужно о том, о чем они спрашивают, и о том, о чем они не спрашивают. Ведь главная задача взрослых – помочь детям привести в систему сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным, предоставить им возможность логически мыслить и обобщать.

Для поиска ответа на некоторые вопросы можно организовать наблюдение за процессами и элементарное экспериментирование.

Отвечая на вопросы, нужно помнить: основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддержать любознательность ребенка, вызвать у него новый вопрос, на который он сам бы искал ответ, пользуясь подсказками взрослого. Необходимо, чтобы оставалось хоть маленькое место для усилия мысли самого ребенка. Это крошечное усилие приучит ребенка к интеллектуальной деятельности, научит думать, испытывать наслаждение от такой работы, стремиться к удовлетворению потребности думать.