microbik.ru
1

Как подготовить малыша к детскому саду

Консультация для родителей

Проходит лето. Все чаще взрослые задумываются о том, отдавать ли малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома? Все понимают, что ребенку необходимо общество сверстников, что в детском саду работают специально обученные педагоги, но уж очень настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Страшат постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют. Что можно сказать в ответ на это? В чем-то эти взрослые и правы. Что можно сказать в ответ на это? В чем-то эти взрослые и правы, в чем-то нет. Давайте разберемся вместе.

Действительно, может случиться и такое, когда малыш с первых дней посещения дошкольного учреждения будет плакать, тяжело переживать разлуку с близкими и родными и через 3 – 4 дня заболеет. Не торопитесь обвинять во всем воспитателей. Многочисленные исследования ученый убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый ^ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к малышу. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! В один из дней, без всякой предварительной подготовки, ребенка приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке. Попробуйте посмотреть на все случившееся глазами самого малыша. В его жизни никогда ничего подобного не было, он ничего не может понять, осознать. Его страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения и ребенок начинает активно обороняться. Срабатывает инстинкт самосохранения и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами. Он горько и с обидой на всех и вся рыдает, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Родители поражаются изменениям в поведении своего такого ласкового и милого дитя.

Стойкий, отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде, сне. Его пугают попытки воспитателей хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько взбудоражен, что, возвратясь домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же происходит второй, третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных перегрузок: у ребенка может подняться температура, появиться сыпь или же первые признаки расстройства желудка, он может заболеть.

Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, нелегко и воспитателям группы видеть переживания крохотного человечка.

Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию? Как помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша. Дошкольное учреждение всегда готово прийти на помощь: воспитатели, медицинские работники проводят консультации для родителей о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, закаливании ребенка, о навыках, которые необходимо формировать у детей, знакомят с примерным меню детского учреждения. Родителям необходимо прислушаться к советам дошкольных работников.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов. Подготовительный этап следует начинать за 1 – 2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Когда малыш придет в группу, он та же, как и все дети, охотно сядет за стол в обед, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы. Его не нужно будет переучивать, ломать привычки.

В процессе подготовительного этапа нужно уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, запеканки, суфле и т.д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным.

Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. В групповой комнате дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели следят, чтобы все доели до конца, по необходимости докармливают кого-то из детей. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого. То же и при укладывании спать. Все дети с помощью взрослого раздеваются и ложатся в кроватки. Воспитатель следит за тем, чтобы ребята спокойно заснули. Одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Укачивание в коляске, засыпание на руках взрослого – привычки, мешающие и новенькому ребенку и всем детям группы, отвлекающие воспитателя от его прямых обязанностей. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

В это же время необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены, и малыш подготовлен к приходу в дошкольное учреждение, в непринужденной обстановке (например, на прогулке) есть возможность познакомить воспитателя с малышом. Подробно и откровенно родители рассказывают о своем чаде: что он любит есть и как ест, как засыпает, кто и как одевает его, где и как гуляют с ним, как закаливают (или слушать не хотят об этом), как его ласково называют дома, воспитывают строго или же балуют, с чем он играет и может ли играть сам. Всей этой информацией воспитатель сможет потом воспользоваться учитывая индивидуальные особенности ребенка. Да и самому ребенку это подойдет на пользу. Если он вдруг вспомнит о маме, воспитатель тут же предложит ему любимую игрушку, знает, чем его легче всего отвлечь, успокоить. Опора на знакомое в новой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в непривычных для него условиях.

^ Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в группу детского сада. Педагог доброжелательно обращается к малышу, пользуется любой создавшейся ситуацией, чтобы дать почувствовать новенькому свое расположение к нему: «Слышишь, это для тебя запел наш попугайчик Кеша!». Основная задача мамы определена заранее. Она должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя: «Какая добрая Татьяна Ивановна! Она кормит Кешу.» Но малышу еще нужно присмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале он держится настороженно, прижимается к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Это встреча с воспитателем и детьми не последняя. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройти по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Интересно отметить, что в это время малыш не замечает сверстников. Ему сейчас трудно распылять свое внимание. Носителем нового, интересного, увлекательного видится ребенку (с помощью мамы) только воспитатель. Воспитатель знает, каким игровым материалом можно заинтересовать, увлечь ребенка. Он, то назовет малыша ласковым именем, то ласково обнимет, пригласит участвовать в игре.

^ Заключительный этап адаптационного периода. Ребенок начинает посещать группу по 2 – 3 часа в день. При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 1 – 2 дня, а потом опять ненадолго привести в детский сад Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2 – 3 часов, а на обед и сон возвращается домой. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а потом возвращаться к дневному сну, чтобы он не нарушал длительность и характер сна. Позже, если самочувствие ребенка хорошее, можно предложить ему остаться в детском саду после обеда. Воспитатель обращается к малышу: «У нас вечером будет праздник. Не уходи домой, а то ничего не увидишь.»

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет. Длительность адаптации зависит и от уровня развития ребенка. Если с ним занимались дома и рос он с человеком общительным, то и в группе он не чувствует себя заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течении 10 – 12 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца. Малыш, который дома находился на попечении всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту, в условиях детского сада требует к себе постоянного внимания. Но даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых малыш может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться три месяца, а то и дольше.

Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение играть, общаться со сверстниками, если домашний режим малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.